Образ зимы в русской языковой картине мира
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА КАК ОБЪЕКТ
ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Понятия картины мира vs. языковой картины мира 7
1.2. Соотношение языковой и концептуальной картин мира 14
1.3. Особенности русской языковой картины мира 18
ГЛАВА II. КОНЦЕПТ «ЗИМА» В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ 27
2.1. Понятие зимы в русской языковой картине мира 27
2.2. Понятие зимы в русской концептуальной картине мира 30
2.3. Концепт «зима» в русском фольклоре 36
2.3.1. Отражение образа зимы в русских народных сказках 37
2.3.2. Образ зимы в пословицах и поговорках 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ О ЗИМЕ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ЗИМЕ 66
ГЛАВА I. ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА КАК ОБЪЕКТ
ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Понятия картины мира vs. языковой картины мира 7
1.2. Соотношение языковой и концептуальной картин мира 14
1.3. Особенности русской языковой картины мира 18
ГЛАВА II. КОНЦЕПТ «ЗИМА» В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ 27
2.1. Понятие зимы в русской языковой картине мира 27
2.2. Понятие зимы в русской концептуальной картине мира 30
2.3. Концепт «зима» в русском фольклоре 36
2.3.1. Отражение образа зимы в русских народных сказках 37
2.3.2. Образ зимы в пословицах и поговорках 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ О ЗИМЕ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ЗИМЕ 66
В современной лингвистике, развивающейся в антропоцентрическом русле, важнейшими являются вопросы о соотношении а) языка и мышления и б) языка и культуры. Центральными понятиями становятся языковая личность, языковая картина мира, концепт. Язык при этом рассматривается как «культурный код», шифрующий ментальность нации в отдельных лексемах, метафорических выражениях, концептах - символах культуры, фразеологизмах, пословицах и поговорках. Это подтверждает актуальность выпускной квалификационной работы, посвященной исследованию образа зимы в русской языковой картине мира, как одного из значимых лингвокультурных концептов.
Объектом исследования является русская языковая картина мира.
Предмет исследования - особенности семантики, выражения и функционирования концепта зима в русской языковой картине мира.
Языковую картину мира можно определить как образ окружающей действительности, отраженный в языке. Метафорично выразил суть этого понятия Б. Пастернак: «Образ мира, в слове явленный». Важнейшей ментальной единицей, отражающей языковую картину мира, является концепт. Несмотря на большую популярность этого термина в современной лингвистике (и не только в когнитивной) необходимо признать, что «понятие концепта расплывчато, нечетко и носит, по большей части, умозрительный характер» [Кравченко 2013: 182].Как отмечают З. Д. Попова и И. А. Стернин, «концепт - категория мыслительная, ненаблюдаемая, и это дает большой простор для ее толкования» [З. Д. Попова 2001: 9], с чем связаны различные трактовки этого термина [Степанов 2001; Лотман 1994; Телия 1996; Булыгина, Шмелев 1997; Лихачев 1997; Кубрякова 1997; Попова, Стернин 1999 и др.].
По образному выражению Ю. С. Степанова, концепт представляет собой «сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в 3
ментальный мир человека», а также то, посредством чего человек «входит в культуру, а в некоторых случаях влияет на нее» [Степанов 2001: 43].
Особо значимые для национальной культуры концепты называются лингвокультурными. Одним из них для русской культуры является образ зимы. Издревле зима являлась особым временем года у русского народа - это и окончание сельскохозяйственного года - время отдыха от тяжелой работы, и время веселья - праздников, свадеб, и время святочных гаданий... Ни в одной мировой литературе образ зимы не представлен столь многогранно. В своей книге «Природа, мир, тайник вселенной...» М. Н. Эпштейн так сформулировал значимость этого концепта для русской культуры: «Зима - глубочайшее обнажение души русской природы, то «посмертное» ее состояние, которое наиболее всесторонне и проникновенно запечатлелось в нашей поэзии. В любви к зиме проявляется особый склад национального характера: мечтательность, задумчивость, отрешенность, как бы пребывание за гранью становящейся природы, в ее вечном, «потустороннем» покое. Пожалуй, ни в одной другой поэзии мира образ зимы не явлен так многогранно, так многосмысленно, воплощая художественные представления о самом небытии или сверхбытии в его отношении к цветущему земному бытию» [Эпштейн 1990: 169].
Цель работы- выявление национально-культурных особенностей семантики, выражения и функционирования лексических единиц русского языка, входящих в концептуальное поле «зима».
В задачи исследования входят:
1. описание соотношения языковой и концептуальной картин мира;
2. выявление особенностей русской языковой картины мира;
3. определение места образа зимы в русской языковой картине мира;
4. анализ концепта «зима», его семантики, способов выражения и функционирования;
5. описание лексического воплощения образа зимы в устном народном творчестве.
В соответствии с целью и задачами в работе использовались следующие методы исследования: описательный, сопоставительный, лексикографический, функционально-когнитивный, методы компонентного и лингвокультурологического анализа.
Материалом исследования послужили фольклорные тексты (русско- народные сказки, пословицы и поговорки), данные толковых, тематических, фразеологических словарей русского языка и сборников пословиц и поговорок.
Теоретическая и практическая значимость работы определяются возможностью применения ее результатов в курсах преподавания различных филологических и культурологических дисциплин, таких как: лексикология, фразеология, когнитивная лингвистика, лингвокультурология и др.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и двух приложений.
Объектом исследования является русская языковая картина мира.
Предмет исследования - особенности семантики, выражения и функционирования концепта зима в русской языковой картине мира.
Языковую картину мира можно определить как образ окружающей действительности, отраженный в языке. Метафорично выразил суть этого понятия Б. Пастернак: «Образ мира, в слове явленный». Важнейшей ментальной единицей, отражающей языковую картину мира, является концепт. Несмотря на большую популярность этого термина в современной лингвистике (и не только в когнитивной) необходимо признать, что «понятие концепта расплывчато, нечетко и носит, по большей части, умозрительный характер» [Кравченко 2013: 182].Как отмечают З. Д. Попова и И. А. Стернин, «концепт - категория мыслительная, ненаблюдаемая, и это дает большой простор для ее толкования» [З. Д. Попова 2001: 9], с чем связаны различные трактовки этого термина [Степанов 2001; Лотман 1994; Телия 1996; Булыгина, Шмелев 1997; Лихачев 1997; Кубрякова 1997; Попова, Стернин 1999 и др.].
По образному выражению Ю. С. Степанова, концепт представляет собой «сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в 3
ментальный мир человека», а также то, посредством чего человек «входит в культуру, а в некоторых случаях влияет на нее» [Степанов 2001: 43].
Особо значимые для национальной культуры концепты называются лингвокультурными. Одним из них для русской культуры является образ зимы. Издревле зима являлась особым временем года у русского народа - это и окончание сельскохозяйственного года - время отдыха от тяжелой работы, и время веселья - праздников, свадеб, и время святочных гаданий... Ни в одной мировой литературе образ зимы не представлен столь многогранно. В своей книге «Природа, мир, тайник вселенной...» М. Н. Эпштейн так сформулировал значимость этого концепта для русской культуры: «Зима - глубочайшее обнажение души русской природы, то «посмертное» ее состояние, которое наиболее всесторонне и проникновенно запечатлелось в нашей поэзии. В любви к зиме проявляется особый склад национального характера: мечтательность, задумчивость, отрешенность, как бы пребывание за гранью становящейся природы, в ее вечном, «потустороннем» покое. Пожалуй, ни в одной другой поэзии мира образ зимы не явлен так многогранно, так многосмысленно, воплощая художественные представления о самом небытии или сверхбытии в его отношении к цветущему земному бытию» [Эпштейн 1990: 169].
Цель работы- выявление национально-культурных особенностей семантики, выражения и функционирования лексических единиц русского языка, входящих в концептуальное поле «зима».
В задачи исследования входят:
1. описание соотношения языковой и концептуальной картин мира;
2. выявление особенностей русской языковой картины мира;
3. определение места образа зимы в русской языковой картине мира;
4. анализ концепта «зима», его семантики, способов выражения и функционирования;
5. описание лексического воплощения образа зимы в устном народном творчестве.
В соответствии с целью и задачами в работе использовались следующие методы исследования: описательный, сопоставительный, лексикографический, функционально-когнитивный, методы компонентного и лингвокультурологического анализа.
Материалом исследования послужили фольклорные тексты (русско- народные сказки, пословицы и поговорки), данные толковых, тематических, фразеологических словарей русского языка и сборников пословиц и поговорок.
Теоретическая и практическая значимость работы определяются возможностью применения ее результатов в курсах преподавания различных филологических и культурологических дисциплин, таких как: лексикология, фразеология, когнитивная лингвистика, лингвокультурология и др.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и двух приложений.
В настоящей бакалаврской работе была проведена попытка проанализировать образ-концепт зимы в русской языковой картине мира. При исследовании данного фрагмента языковой картины мира учитывались как семантические и грамматические компоненты отдельных лексем, так и особенности их семантики, выражения и функционирования в пословицах и поговорках. Кроме того, был рассмотрен образ зимы, сложившийся в русских народных сказках.
В соответствии с целью работы, были выполнены следующие исследовательские задачи:
- описано соотношение языковой и концептуальной картин мира;
- выявлены особенности русской языковой картины мира;
- определено место образа зимы в русской языковой картине мира;
- проведен анализ концепта «зима», его семантики, способов выражения и функционирования;
- дано описание лексического воплощения образа зимы в устном народном творчестве.
Проведенное исследование подтверждает значимость образа зимы в картине мира русского народа, в которой сложился специфический, национальный образ русской зимы(ср. *русское лето / *русская весна). Концепт «зима» нашел отражение в многочисленных пословицах и поговорках (Зима не лето, в шубу одета; Будет зима, будет и лето ит. п.), образ зимы ярко представлен в сказках.
Концепт «зима» представлен в русском языке, прежде всего, ключевыми лексемами лексико-семантического поля «зима»(зима, снег, холод, мороз, пурга, стужа и др.).
В русской концептосфере образ зимы занимает важное место, являясь одним из важнейших лингвокультурных концептов. Он включает в себя четыре основные содержательные сферы: природную (географическую), бытовую, психологическую, а также образную (художественную).
Онтологическая культурная значимость концепта «зима» обусловлена не только природными (географическими, климатическими) причинами, но и мифологическим прошлым этноса, что находит отражение в бинарных оппозициях зима - лето, жизнь - смерть и др.
В соответствии с целью работы, были выполнены следующие исследовательские задачи:
- описано соотношение языковой и концептуальной картин мира;
- выявлены особенности русской языковой картины мира;
- определено место образа зимы в русской языковой картине мира;
- проведен анализ концепта «зима», его семантики, способов выражения и функционирования;
- дано описание лексического воплощения образа зимы в устном народном творчестве.
Проведенное исследование подтверждает значимость образа зимы в картине мира русского народа, в которой сложился специфический, национальный образ русской зимы(ср. *русское лето / *русская весна). Концепт «зима» нашел отражение в многочисленных пословицах и поговорках (Зима не лето, в шубу одета; Будет зима, будет и лето ит. п.), образ зимы ярко представлен в сказках.
Концепт «зима» представлен в русском языке, прежде всего, ключевыми лексемами лексико-семантического поля «зима»(зима, снег, холод, мороз, пурга, стужа и др.).
В русской концептосфере образ зимы занимает важное место, являясь одним из важнейших лингвокультурных концептов. Он включает в себя четыре основные содержательные сферы: природную (географическую), бытовую, психологическую, а также образную (художественную).
Онтологическая культурная значимость концепта «зима» обусловлена не только природными (географическими, климатическими) причинами, но и мифологическим прошлым этноса, что находит отражение в бинарных оппозициях зима - лето, жизнь - смерть и др.
Подобные работы
- КОНЦЕПТ «ВЕСНА» В РУССКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2021 - НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СПЕЦИФИКА КОНЦЕПТА «ВРЕМЕНА ГОДА» В РУССКОЙ И ТАТАРСКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2013 - Оппозиция «работа–безделье» в русских паремиях (на фоне сербского языка): лингвокультурологический аспект
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - Семантическое поле «весна» в русской лингвокультурной традиции
на фоне китайской
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2016 - Семантическое поле «весна» в русской лингвокультурной традиции на фоне китайской
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2016 - Поэтический образ весны в китайской и русской поэзии первой половины ХХ века (на примере творчества С. Бинсинь и А. Ахматовой)
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2019 - ОБРАЗЫ СНЕГА И ЗИМЫ В ПОЭЗИИ СЕВЕРА (НА ПРИМЕРЕ
СТИХОТВОРЕНИЙ КВЕБЕКСКИХ И ЭВЕНСКИХ ПОЭТОВ)
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2020 - Город в концептуальной системе лирического героя как отражение
картины мира (на материале сборника А.С. Кушнера «Таврический сад»)
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2022 - Город в концептуальной системе лирического героя как отражение картины мира (на материале сборника А.С. Кушнера «Таврический сад»)
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2022



