Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩЕЕ УСЛОВИЕ ФАСИЛИТАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Работа №17578

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы24 стр.
Год сдачи2012
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
462
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Актуальность исследования. Модернизация системы образования, вызванная требованиями современности, связана с усилением внимания к личности обучающегося, к развитию его способностей, ориентацией обучения и воспитания на профессиональное самоопределение. Это объясняет внедрение профильного обучения, направленного на индивидуализацию обучения, социализацию и профориентацию школьников с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования. Концептуальные идеи профильного обучения нашли своё отражение в новом проекте ФГОС, который ориентирован на обеспечение правильного профессионального выбора выпускника школы, что в свою очередь, невозможно без совершенствования системы подготовки и повышения квалификации педагогов, призванных помогать обучающимся в составлении индивидуальных образовательных траекторий.
В этой связи поиск новых путей оптимизации процесса профессионального самоопределения учащихся нацеливает на использование возможностей педагогической фасилитации. В отечественной педагогике термин «фасилитация» (Р.С. Димухаметов, Е.Ю. Борисенко, Л.Н.Куликова, Е.Г.Врублевская, Л.Н.Тимонина и др.) предполагает усиление продуктивности образования и развитие субъектов профессионально-педагогического процесса за счет особого стиля общения и личностных качеств педагога.
Представители гуманистического подхода выдвигают положение об оптимальном взаимодействии личности и среды. Психолого-педагогические исследования о влиянии образовательной среды на становление личности проведены такими исследователями как ЮС. Мануйлов, ВН. Дружинин, ВА. Козырев, ВВ. Рубцов. В работах МИ. Корнеевой, ТВМенга, ОП. Околелова и др. предложены некоторые условия формирования среды. В исследованиях С.ДДерябо, В.А. Орлова, В.И. Панова, В А. Ясвина представлены отдельные решения проблемы моделирования образовательных сред, их диагностики, экспертизы.
Несмотря на то, что в науке наработан опреде'ленный материал, составляющий теоретико-методологическую базу, практика показывает, что заявленная проблема, по прежнему является актуальной и требует дальнейшей разработки.
В настоящее время в психолого-педагогических исследованиях выявлено и обосновано соотношение образовательной среды школы и в незначительной мере фасилитации профессионального самоопределения учащихся, и это позволяет выделить ряд
противоречий между:
• современными тенденциями образования, оіраженными в Концепции профильного
обучения, новых ФГОС, ориентированных на определение нового содержания, эффективных методов профессионального самоопределения учащихся и недостаточной разработанностью методологических, методико-технологических аспектов
педагогической фасилитации и научно-методического обеспечения этого процесса;
• наличием идей средового подхода в отечественной науке и недостаточно активным внедрением их в практику общеобразовательных школ с целью фасилитации профессионального самоопределения учащихся;
• возрастающими требованиями к личностным, профессионально значимым качествам учителя в условиях модернизации сферы образования в целом, профилизации общеобразовательной школы и устоявшимися традиционными формами деятельности, авторитарной позицией педагога.
Теоретические и практические предпосылки, а также выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, которая состоит в выявлении условий фасилитации профессионального самоопределения учащихся общеобразовательной школы.
Проблема исследования обусловила выбор темы «Образовательная среда школы как основополагающее условие фасилитации профессионального самоопределения учащихся».
В соответствии с темой были определены объект, предмет, сформулирована цель исследования.
Цель исследования состоит в разработке, теоретическом обосновании и апробации модели образовательной среды школы, способствующей фасилитации профессионального самоопределения учащихся.
Объект исследования: процесс профессионального самоопределения учащихся общеобразовательной школы.
Предмет исследования: моделирование образовательной среды школы,
способствующей фасилитации профессионального самоопределения учащихся.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключении диссертационного исследования представлены следующие выводы:
На основе анализа теоретических источников диссертантом установлено, что в
педагогической науке и практике существуют различные подходы, определяющие сущностные характеристики профессионального самоопределения: деятельностный, процессуально-результативный, личностно-ориентированный, дифференциально¬
психологический и социально-педагогический.. Исходя из современных научных представлений, в данной работе уточнено понятие «педагогическая фасилитация профессионального самоопределения», даны его сущностные характеристики. Проведенный диссертантом эксперимент позволил рассматривать педагогическую фасилитацию
профессионального самоопределения как целенаправленное взаимодействие педагога и учащегося, способствующее жизненному, профессиональному самоопределению и
саморазвитию личности, гуманизации ценностно-смысловой сферы и изменению их субъектных позиций. Принимая во внимание данное уточнение, педагогическая фасилитация профессионального самоопределения учащихся рассматривается не только как усиление продуктивности обучения, воспитания и развития субъектов образовательного процесса за счет фасилитационного стиля общения, но и как результат осознанного самоопределения подростка при выборе своей будущей профессии. В контексте настоящего диссертационного исследования профессиональное самоопределение и фасилитацию следует рассматривать как взаимосвязанные и взаимодополняющие друг друга понятия.
Экспериментально установлено, что для фасилитации профессионального самоопределения учащихся образовательная среда школы должна обладать конкретными характеристиками: открытостью, понимаемой как расширение профориентационных возможностей школы за счет социального партнёрства; динамичностью, означающей инновационные преобразования школьной среды профессиональной направленности; насыщенностью, то есть обогащением содержания образования в соответствии с потребностями и целями школьника; интенсивностью, обозначающей наличие необходимых условий и возможностей среды, а также концентрированность их проявления в
ней; эмоциональностью, комфортно регулирующей взаимоотношения между субъектами среды; осознаваемостью, что следует понимать как степень активной включенности субъектов в образовательную среду школы.
Решение третьей задачи исследования привело к разработке структурно¬функциональной модели образовательной среды школы, включающей субъектов учебно¬воспитательного процесса (учащиеся, педагоги, родители, социальные партнеры) и три компонента: социальный - определяет наличие и взаимодействие учащихся с внешней средой (социальное партнерство, Ярмарки учебных мест, Ярмарки профессий, Дни открытых дверей); информационный - содержит информационные ресурсы профессиональной направленности (Интернет, информационно-рекламные объекты, профинформирование, профильная и профессиональная ориентации); организационно-дидактический - включает обогащение содержания образования, инновационные формы и методы организации обучения, нацеленные на фасилитацию процесса профессионального самоопределения (профильное и предпрофильное обучение, профильные и элективные курсы, профессиональные пробы, учебные практики).
Эффективность образовательных сред школ, участвовавших в ОЭР, оценивалась по специально разработанным диссертантом экспертным таблицам. Были выделены содержательный, динамический, деятельностный, мотивационный критерии, определяющие наличие необходимых компонентов среды, позволяющие выявить символическую насыщенность каждого компонента среды и определить доминирующие в среде ценности. Были введены показатели эффективности образовательной среды, такие как широта образовательной среды; насыщенность компонентов образовательной среды; активная включенность субъектов в образовательную среду; эмоциональная комфортность субъектов образовательной среды; мобильность образовательной среды; социальная активность образовательной среды. Данные показатели, безусловно, связаны между собой, но, в то же время, в одной и той же среде уровень одного показателя может существенно отличаться от уровня другого. Это зависит от специфических особенностей учебного заведения (кадрового состава, контингента учащихся, материальной базы, месторасположение учебного заведения и т.п.).
Автором диссертации разработано и предложено организационно-методическое
21
обеспечение (методические рекомендации для учителей и родителей, программы курсов для учащихся, и методические разработки для администрации общеобразовательных учреждений), реально позволяющее диагностировать и стимулировать процесс фасилитации профессионального самоопределения учащихся.
Проведенное исследование не исчерпывает всей проблематики фасилитации в концепции средового подхода. Дальнейшая работа видится нам в расширении поля исследования, в комплексном изучении перспектив использования фасилитационных механизмов не только в процессе профессионального самоопределения, но и других направлениях образовательного процесса современной школы.



1. Пушкина, О.В. Профессиональное самоопределение школьников в условиях профильного
обучения [Текст]/ О.В. Пушкина // Вестник Томского гос. пед. ун-та. - Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та- 2009. - №1. - С. 29-32.
2. Пушкина, О.В. Моделирование образовательной среды школы для педагогической
фасилитации профессионального самоопределения учащихся [Текст]/ О.В. Пушкина //Мир науки, культуры, образования. - Горно-Алтайск: Изд-во журнала «Мир науки, культуры, образования» - 2011. - №3. - С.55-57.
3. Пушкина, О.В. Развитие фасилитационного стиля общения учителя в педагогическом
взаимодействии [Текст]/О.В. Пушкина //Мир науки, культуры, образования. - Горно¬Алтайск: Изд-во журнала «Мир науки, культуры, образования» - 2011. - №5. - С.172-174.
Статьи в журналах, сборниках научных трудов материалов научно-практических
конференций
4. Пушкина, О.В. Психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения
молодёжи [Текст] /О.В.Пушкина// Непрерывное многоуровневое профессионально¬педагогическое образование: опыт, проблемы, перспективы: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Кемерово, 10 апр., 2008 г. / Под общ. ред. Г.Н. Жукова, И.В.Львовой, А.А. Нагорняк.- Кемерово: Изд-во КемГППК, 2008. - Ч.2 - С.146-148.
5. Пушкина, О.В. Теоретические и практические предпосылки создания среды
профессионального самоопределения школьников [Текст] /О.В.Пушкина// Развитие творческого потенциала личности и повышение профессиональной культуры педагога: материалы Международной научно-практической конференции в память выдающегося отечественного философа и педагога С.И. Гессена, Томск, 13-15 окт., 2008г. / под ред. д-р пед. наук, проф. В.И. Ревякиной. - Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2008. - С.237-241.
6. Пушкина, О.В. Трансформация понятия «самоопределение личности» в философских
концепциях [Текст] /О.В. Пушкина// Системы и модели: границы интерпретаций: сборник трудов Всероссийской научной конференции с международным участием, Москва-Томск, 5-7 нояб. 2008г. - Томск: Издательство Томского гос. пед. ун-та, 2008. - С.220-225.
7. Пушкина, О.В. Роль образовательной среды в процессе профессионального самоопределения
школьников [Текст] /О.В.Пушкина// Интеграция традиционных и инновационных процессов в современной системе образования: материалы Всероссийской научно¬практической конференции с международным участием, Тюмень, 16-17 марта, 2009г. - Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2009. - Ч.2 - С. 147-150.
8. Пушкина, О.В. Исследование возможностей педагогической фасилитации в процессе
профессионального самоопределения школьников [Текст] /О.В.Пушкина// Педагогика в глобализирующемся пространстве науки: материалы III Всероссийской научно¬практической конференции, посвящённой 175-летию со дня рождения Д.И. Менделеева, Тобольск, 26-27 марта, 2009г./ Отв. ред. Т.Я. Яркова. - Тобольск: ТГПИ им. Д.И.Менделеева, 2009. - С. 143-145.
9. Пушкина, О.В. Предметный и функциональный аспекты социально-профессионального
самоопределения личности [Текст]/О.В. Пушкина// Конструирование человека: сборник трудов III Всероссийской научной конференции с международным участием, Томск, 5-8 июня 2009г. - Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2009. - С.221-225
10. Пушкина, О.В. Атрибутивный анализ педагогической фасилитации профессионального
самоопределения учащихся[Текст]/О.В.Пушкина// Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей и молодёжи в поликультурном информационном и кадровом пространстве: материалы Международного научно-общественного конгресса,
Петрозаводск, 22-23 сент. 2009г. / Российская академия образования, ГОУ ВПО «Карельский гос. пед. ун-т». - Петрозаводск: Изд-во Карельского гос. пед. ун-та, 2009. - С.182-187.
11. Пушкина, О.В. Основополагающие принципы педагогической фасилитации
профессионального самоопределения учащихся [Текст] /О.В. Пушкина// Философское мировоззрение и картина мира. Четвёртые Лойфмановские чтения: материалы Всероссийской научной конференции, Екатеринбург, 17-18 дек. 2009г / Урал. гос. ун-т им.
А.М.Горького. - Екатеринбург: Издательство Уральского гос. ун-та, 2009. - Т.2. - С.227-231.
12. Пушкина, О.В. Основные теоретические модели образовательной среды [Текст] /О.В.Пушкина// Системы и модели: границы интерпретаций: сборник трудов III Всероссийской научной конференции с международным участием, Томск, 14-16 февр. 2010г. - Томск: Издательство Томского гос. пед. ун-та, 2010. - С.209-212.
13. Пушкина, О. В. Развитие активно- субъектной позиции профессионального
самоопределения учащихся в проектно- исследовательской деятельности [Текст] / О.В. Пушкина //Теоретические и прикладные аспекты личностно-профессионального развития: материалы IV Всероссийской научно¬
практической конференции с международным участием, Омск, 27 мая 2011. - СПб: ГОУ ДПО ИПК СПО, 2011. - С.67-69.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ