Актуальность исследования. Модернизация системы образования, вызванная требованиями современности, связана с усилением внимания к личности обучающегося, к развитию его способностей, ориентацией обучения и воспитания на профессиональное самоопределение. Это объясняет внедрение профильного обучения, направленного на индивидуализацию обучения, социализацию и профориентацию школьников с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования. Концептуальные идеи профильного обучения нашли своё отражение в новом проекте ФГОС, который ориентирован на обеспечение правильного профессионального выбора выпускника школы, что в свою очередь, невозможно без совершенствования системы подготовки и повышения квалификации педагогов, призванных помогать обучающимся в составлении индивидуальных образовательных траекторий.
В этой связи поиск новых путей оптимизации процесса профессионального самоопределения учащихся нацеливает на использование возможностей педагогической фасилитации. В отечественной педагогике термин «фасилитация» (Р.С. Димухаметов, Е.Ю. Борисенко, Л.Н.Куликова, Е.Г.Врублевская, Л.Н.Тимонина и др.) предполагает усиление продуктивности образования и развитие субъектов профессионально-педагогического процесса за счет особого стиля общения и личностных качеств педагога.
Представители гуманистического подхода выдвигают положение об оптимальном взаимодействии личности и среды. Психолого-педагогические исследования о влиянии образовательной среды на становление личности проведены такими исследователями как ЮС. Мануйлов, ВН. Дружинин, ВА. Козырев, ВВ. Рубцов. В работах МИ. Корнеевой, ТВМенга, ОП. Околелова и др. предложены некоторые условия формирования среды. В исследованиях С.ДДерябо, В.А. Орлова, В.И. Панова, В А. Ясвина представлены отдельные решения проблемы моделирования образовательных сред, их диагностики, экспертизы.
Несмотря на то, что в науке наработан опреде'ленный материал, составляющий теоретико-методологическую базу, практика показывает, что заявленная проблема, по прежнему является актуальной и требует дальнейшей разработки.
В настоящее время в психолого-педагогических исследованиях выявлено и обосновано соотношение образовательной среды школы и в незначительной мере фасилитации профессионального самоопределения учащихся, и это позволяет выделить ряд
противоречий между:
• современными тенденциями образования, оіраженными в Концепции профильного
обучения, новых ФГОС, ориентированных на определение нового содержания, эффективных методов профессионального самоопределения учащихся и недостаточной разработанностью методологических, методико-технологических аспектов
педагогической фасилитации и научно-методического обеспечения этого процесса;
• наличием идей средового подхода в отечественной науке и недостаточно активным внедрением их в практику общеобразовательных школ с целью фасилитации профессионального самоопределения учащихся;
• возрастающими требованиями к личностным, профессионально значимым качествам учителя в условиях модернизации сферы образования в целом, профилизации общеобразовательной школы и устоявшимися традиционными формами деятельности, авторитарной позицией педагога.
Теоретические и практические предпосылки, а также выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, которая состоит в выявлении условий фасилитации профессионального самоопределения учащихся общеобразовательной школы.
Проблема исследования обусловила выбор темы «Образовательная среда школы как основополагающее условие фасилитации профессионального самоопределения учащихся».
В соответствии с темой были определены объект, предмет, сформулирована цель исследования.
Цель исследования состоит в разработке, теоретическом обосновании и апробации модели образовательной среды школы, способствующей фасилитации профессионального самоопределения учащихся.
Объект исследования: процесс профессионального самоопределения учащихся общеобразовательной школы.
Предмет исследования: моделирование образовательной среды школы,
способствующей фасилитации профессионального самоопределения учащихся.
В заключении диссертационного исследования представлены следующие выводы:
На основе анализа теоретических источников диссертантом установлено, что в
педагогической науке и практике существуют различные подходы, определяющие сущностные характеристики профессионального самоопределения: деятельностный, процессуально-результативный, личностно-ориентированный, дифференциально¬
психологический и социально-педагогический.. Исходя из современных научных представлений, в данной работе уточнено понятие «педагогическая фасилитация профессионального самоопределения», даны его сущностные характеристики. Проведенный диссертантом эксперимент позволил рассматривать педагогическую фасилитацию
профессионального самоопределения как целенаправленное взаимодействие педагога и учащегося, способствующее жизненному, профессиональному самоопределению и
саморазвитию личности, гуманизации ценностно-смысловой сферы и изменению их субъектных позиций. Принимая во внимание данное уточнение, педагогическая фасилитация профессионального самоопределения учащихся рассматривается не только как усиление продуктивности обучения, воспитания и развития субъектов образовательного процесса за счет фасилитационного стиля общения, но и как результат осознанного самоопределения подростка при выборе своей будущей профессии. В контексте настоящего диссертационного исследования профессиональное самоопределение и фасилитацию следует рассматривать как взаимосвязанные и взаимодополняющие друг друга понятия.
Экспериментально установлено, что для фасилитации профессионального самоопределения учащихся образовательная среда школы должна обладать конкретными характеристиками: открытостью, понимаемой как расширение профориентационных возможностей школы за счет социального партнёрства; динамичностью, означающей инновационные преобразования школьной среды профессиональной направленности; насыщенностью, то есть обогащением содержания образования в соответствии с потребностями и целями школьника; интенсивностью, обозначающей наличие необходимых условий и возможностей среды, а также концентрированность их проявления в
ней; эмоциональностью, комфортно регулирующей взаимоотношения между субъектами среды; осознаваемостью, что следует понимать как степень активной включенности субъектов в образовательную среду школы.
Решение третьей задачи исследования привело к разработке структурно¬функциональной модели образовательной среды школы, включающей субъектов учебно¬воспитательного процесса (учащиеся, педагоги, родители, социальные партнеры) и три компонента: социальный - определяет наличие и взаимодействие учащихся с внешней средой (социальное партнерство, Ярмарки учебных мест, Ярмарки профессий, Дни открытых дверей); информационный - содержит информационные ресурсы профессиональной направленности (Интернет, информационно-рекламные объекты, профинформирование, профильная и профессиональная ориентации); организационно-дидактический - включает обогащение содержания образования, инновационные формы и методы организации обучения, нацеленные на фасилитацию процесса профессионального самоопределения (профильное и предпрофильное обучение, профильные и элективные курсы, профессиональные пробы, учебные практики).
Эффективность образовательных сред школ, участвовавших в ОЭР, оценивалась по специально разработанным диссертантом экспертным таблицам. Были выделены содержательный, динамический, деятельностный, мотивационный критерии, определяющие наличие необходимых компонентов среды, позволяющие выявить символическую насыщенность каждого компонента среды и определить доминирующие в среде ценности. Были введены показатели эффективности образовательной среды, такие как широта образовательной среды; насыщенность компонентов образовательной среды; активная включенность субъектов в образовательную среду; эмоциональная комфортность субъектов образовательной среды; мобильность образовательной среды; социальная активность образовательной среды. Данные показатели, безусловно, связаны между собой, но, в то же время, в одной и той же среде уровень одного показателя может существенно отличаться от уровня другого. Это зависит от специфических особенностей учебного заведения (кадрового состава, контингента учащихся, материальной базы, месторасположение учебного заведения и т.п.).
Автором диссертации разработано и предложено организационно-методическое
21
обеспечение (методические рекомендации для учителей и родителей, программы курсов для учащихся, и методические разработки для администрации общеобразовательных учреждений), реально позволяющее диагностировать и стимулировать процесс фасилитации профессионального самоопределения учащихся.
Проведенное исследование не исчерпывает всей проблематики фасилитации в концепции средового подхода. Дальнейшая работа видится нам в расширении поля исследования, в комплексном изучении перспектив использования фасилитационных механизмов не только в процессе профессионального самоопределения, но и других направлениях образовательного процесса современной школы.
1. Пушкина, О.В. Профессиональное самоопределение школьников в условиях профильного
обучения [Текст]/ О.В. Пушкина // Вестник Томского гос. пед. ун-та. - Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та- 2009. - №1. - С. 29-32.
2. Пушкина, О.В. Моделирование образовательной среды школы для педагогической
фасилитации профессионального самоопределения учащихся [Текст]/ О.В. Пушкина //Мир науки, культуры, образования. - Горно-Алтайск: Изд-во журнала «Мир науки, культуры, образования» - 2011. - №3. - С.55-57.
3. Пушкина, О.В. Развитие фасилитационного стиля общения учителя в педагогическом
взаимодействии [Текст]/О.В. Пушкина //Мир науки, культуры, образования. - Горно¬Алтайск: Изд-во журнала «Мир науки, культуры, образования» - 2011. - №5. - С.172-174.
Статьи в журналах, сборниках научных трудов материалов научно-практических
конференций
4. Пушкина, О.В. Психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения
молодёжи [Текст] /О.В.Пушкина// Непрерывное многоуровневое профессионально¬педагогическое образование: опыт, проблемы, перспективы: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Кемерово, 10 апр., 2008 г. / Под общ. ред. Г.Н. Жукова, И.В.Львовой, А.А. Нагорняк.- Кемерово: Изд-во КемГППК, 2008. - Ч.2 - С.146-148.
5. Пушкина, О.В. Теоретические и практические предпосылки создания среды
профессионального самоопределения школьников [Текст] /О.В.Пушкина// Развитие творческого потенциала личности и повышение профессиональной культуры педагога: материалы Международной научно-практической конференции в память выдающегося отечественного философа и педагога С.И. Гессена, Томск, 13-15 окт., 2008г. / под ред. д-р пед. наук, проф. В.И. Ревякиной. - Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2008. - С.237-241.
6. Пушкина, О.В. Трансформация понятия «самоопределение личности» в философских
концепциях [Текст] /О.В. Пушкина// Системы и модели: границы интерпретаций: сборник трудов Всероссийской научной конференции с международным участием, Москва-Томск, 5-7 нояб. 2008г. - Томск: Издательство Томского гос. пед. ун-та, 2008. - С.220-225.
7. Пушкина, О.В. Роль образовательной среды в процессе профессионального самоопределения
школьников [Текст] /О.В.Пушкина// Интеграция традиционных и инновационных процессов в современной системе образования: материалы Всероссийской научно¬практической конференции с международным участием, Тюмень, 16-17 марта, 2009г. - Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2009. - Ч.2 - С. 147-150.
8. Пушкина, О.В. Исследование возможностей педагогической фасилитации в процессе
профессионального самоопределения школьников [Текст] /О.В.Пушкина// Педагогика в глобализирующемся пространстве науки: материалы III Всероссийской научно¬практической конференции, посвящённой 175-летию со дня рождения Д.И. Менделеева, Тобольск, 26-27 марта, 2009г./ Отв. ред. Т.Я. Яркова. - Тобольск: ТГПИ им. Д.И.Менделеева, 2009. - С. 143-145.
9. Пушкина, О.В. Предметный и функциональный аспекты социально-профессионального
самоопределения личности [Текст]/О.В. Пушкина// Конструирование человека: сборник трудов III Всероссийской научной конференции с международным участием, Томск, 5-8 июня 2009г. - Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2009. - С.221-225
10. Пушкина, О.В. Атрибутивный анализ педагогической фасилитации профессионального
самоопределения учащихся[Текст]/О.В.Пушкина// Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей и молодёжи в поликультурном информационном и кадровом пространстве: материалы Международного научно-общественного конгресса,
Петрозаводск, 22-23 сент. 2009г. / Российская академия образования, ГОУ ВПО «Карельский гос. пед. ун-т». - Петрозаводск: Изд-во Карельского гос. пед. ун-та, 2009. - С.182-187.
11. Пушкина, О.В. Основополагающие принципы педагогической фасилитации
профессионального самоопределения учащихся [Текст] /О.В. Пушкина// Философское мировоззрение и картина мира. Четвёртые Лойфмановские чтения: материалы Всероссийской научной конференции, Екатеринбург, 17-18 дек. 2009г / Урал. гос. ун-т им.
А.М.Горького. - Екатеринбург: Издательство Уральского гос. ун-та, 2009. - Т.2. - С.227-231.
12. Пушкина, О.В. Основные теоретические модели образовательной среды [Текст] /О.В.Пушкина// Системы и модели: границы интерпретаций: сборник трудов III Всероссийской научной конференции с международным участием, Томск, 14-16 февр. 2010г. - Томск: Издательство Томского гос. пед. ун-та, 2010. - С.209-212.
13. Пушкина, О. В. Развитие активно- субъектной позиции профессионального
самоопределения учащихся в проектно- исследовательской деятельности [Текст] / О.В. Пушкина //Теоретические и прикладные аспекты личностно-профессионального развития: материалы IV Всероссийской научно¬
практической конференции с международным участием, Омск, 27 мая 2011. - СПб: ГОУ ДПО ИПК СПО, 2011. - С.67-69.