ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМИ
ИРРАЦИОНАЛЬНЫМИ УСТАНОВКАМИ 7
1.1. Проблема изучения психологической безопасности
образовательной среды вуза в отечественной психологии 7
1.2. Основы изучения иррациональных установок у студентов
вуза 21
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОЦЕНКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА СТУДЕНТАМИ С РАЗНЫМИ ИРРАЦИОНАЛЬНЫМИ
УСТАНОВКАМИ 37
2.1. Организация и методы эмпирического
исследования 37
2.2. Анализ и интерпретация полученных данных 39
2.3. Коррекционная программа 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Диагностические методики в порядке их предъявления 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Сводные таблицы полученных
данных 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Результаты статистической обработки эмпирических данных 183
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 . Коррекционная программа 184
Актуальность проблемы исследования. Считается, что термин «безопасность» - это защита интересов личности, которые важны для нее, а так же защита государства и людей в нем проживающих, от различных угроз, как внутренних, так и внешних. А «психологическая безопасность» одна из частей национальной безопасности, она так же ветвь категории социальной безопасности. Психологическая безопасность подразумевает сохранение психики человека в устойчивом состоянии, противостояние негативным воздействиям на психику. В этом помогает ресурс либо иные защитные факторы и механизмы, взятые из окружающей среды. Таким образом, психологическая безопасность личности и психологическая безопасность среды тесно взаимосвязаны друг с другом, помогая человеку нормально развиваться и взаимодействовать с окружающим миром. Системное применение знаний поможет образовательным учреждениям воссоздать ту самую психологическую безопасность для того, что бы участники образовательного учреждения чувствовали себя комфортно и могли развиваться, духовно расти в безопасных условиях.
Психологи выделяют проблему взаимодействие личности с окружающей средой. Это труды таких известных ученых как: Б.Г. Ананьев, М.М. Бахтин, Л.С. Выготский, Д.А. Леонтьев, В.Н. Панферов, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков и др.
Свои работы посветили изучению психологии образовательной среды , ученые: В.В. Авдеев, Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, Л.Ф. Бурлачук, И.В. Дубровина, Е.И. Исаев, Е.А. Климов, Б.Ф. Ломов, В.А. Левин, М.В. Осорина,
A. А. Реан, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн, Э.Фромм, Д.Б. Эльконин,
B. А. Ясвин и др. - они рассматривали суть проблемы: при каких условиях будет психологически безопасно в образовательных учреждениях, обратили внимание, на то, какую роль здесь сыграют наследственные факторы в процессе становления личности. При изучении проблемы психологической безопасности образовательной среды мы обратили внимание на работы следующих авторов: К.А. Абульхановой-Славской, А.Г. Асмолова, И.А. Баевой, Р.Б. Гительмахера, А.И. Донцова, А.Л. Журавлева, Н.Л. Ивановой, М.М. Кашапова, В.И. Назарова, Б.Д. Парыгина, В.В. Рубцова, А.Л. Свенцицкого, И.Р. Сушкова, Н.П. Фетискина и др...
Проблема оценка психологической безопасности образовательной среды вуза студентами с разными иррациональными установками имеет высокую значимость, на наш взгляд. Психологическая безопасность имеет важную значимость в образовательной среде, как фактор конструктивного и продуктивного взаимодействия участников организации образования.
Мы проанализировали подходы, которые имеются на сегодняшний день в научных исследованиях по проблеме психологической безопасности образовательной среды вуза студентов с разными иррациональными установками и определили следующее. Психологическая безопасность подразумевает сохранение психики личности в стабильном состоянии, и противостоянию ее отрицательным изменениям. И.А. Баева определила, что психологическую безопасность можно определить (опираясь на разработанный, данным автором, опросник): по компонентам
психологической безопасности - «когнитивному», «эмоциональному» и «поведенческому». По характеристикам: «взаимоотношения с учителями», «взаимоотношения с учениками», «возможность высказать свою точку зрения», «уважительное отношение к себе», «сохранение личного достоинства», «возможность обратиться за помощью», «возможность проявлять инициативу, активность», «учет личных проблем и затруднений». И по показателям: «публичного унижения, оскорблений», «угроз», «принуждения делать что-либо против желания», «игнорирования». Иррациональные установки - это все то, что делает поступки, эмоции или размышления человека неадекватными ситуации, по мнению А. Эллиса. Разные иррациональные установки можно выявить с помощью, разработанной им методики: «Катастрофизация», «Долженствование в отношении себя», «Долженствование в отношении других», «Самооценка и рациональность мышления», «Фрустрационная толерантность»...
1. Александров, А.А. Интегративная психотерапия память / А.А. Александров. - СПб.: Издательство «Питер», 2009. - 352 с.
2. Аникеева, Н.П. Психологический климат в коллективе / Н.П. Аникеева. - М.: 1989. - 224 с.
3. Баева, И.А. Тренинги психологической безопасности в школе / И.А. Баева. - СПб.: Издательство «Речь», 2002. - 251 с.
4. Баева, И.А. Психологическая безопасность в образовании / И.А. Баева. - Монография. - СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2002. - С. 50.
5. Баева, И.А. Психологическая безопасность среды: условия активной работы и направление научных исследований / И.А. Баева // Вестник Практической Психологии Образования. 2007. - №4 (13) октябрь- декабрь.
6. Баева, И.А. Общепсихологические категории в практике исследования психологической безопасности образовательной среды / И.А. Баева // Изв. Российского гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. - 2010. - №128. - С. 27-39.
7. Баева, И.А. Безопасность образовательной среды, психологическая культура и психическое здоровье школьников. / И. А. Баева, В.В. Семикин // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2005. - №12. - С. 12-14.
8. Башмаков, М.И. Информационная среда обучения / М.И. Башмаков, С.Н. Поздняков, Н.А. Резник. - СПб.: Издательство «Свет», 1997. - 400 с.
9. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В.В. Бойко. - М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996. - 468 с.
10. Бьюдженталь, Дж. Наука быть живым: диалоги между
терапевтом и пациентами в гуманистической терапии / Дж. Бьюдженталь. - М.: Независимая фирма «Класс», 1998. - 232 с.
11. Вайнер, Э.Н. Образовательная среда и здоровье учащихся / Э.Н. Вайнер // Валеология. - 2003. - №2. - С. 35-39.
12. Ветрова, Я.А. Проблема психологической безопасности образовательной среды муниципальной системы образования / Я.А. Ветрова, Е.С. Щеголенкова // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2018. - Т. 2, №2(49). - С.169-178.
13. Дорожевец, А.Н. Когнитивные механизмы адаптации к кризисным событиям / А.Н. Дорожевец // Журнал практического психолога. - 1998. - № 4. - С. 15.
14. Зеленков, М.Ю. Правовые основы общей теории безопасности Российского государства в XXI веке: монография. - М.: Юридический институт МИИТа, 2002. - 209 с.
15. 3алесский, Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений
личности / Г.Е. 3алесский. - М.: Издательство МГУ, 1994. - С. 144... 41