ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКИХ КАЧЕСТВ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
|
Актуальность исследования
Проблема поликультурного воспитания приобретает особую актуальность и сложность в многонациональном российском обществе, в котором
в период реформирования социально-экономических отношений, с одной
стороны, происходит интенсификация миграционных и демографических
процессов, образование многонациональных коллективов в социальных институтах, расширение рамок межэтнического взаимодействия, а с другой
стороны – стремление национальных культур к обособлению, сохранению
национально-культурных традиций, родного языка. Всё это обусловливает
преобразование социальной среды, характерной чертой которой является
поликультурность, где в условиях обострившихся проблем межнациональной нетерпимости становятся востребованными важные для межкультурного взаимодействия гражданские качества человека. В этой связи одной
из главных задач образовательных учреждений провозглашается обучение
молодых людей умению жить вместе, сотрудничать с представителями разных культурных сред на основе взаимного уважения.
Сегодня становится очевидным то, что традиционная практика воспитания гражданских качеств подростков не соответствует вызовам современного поликультурного социума. Вместе с тем, в научной литературе отмечается
недостаточная разработанность теоретических и практических вопросов
воспитания, стимулирующего интерес обучающихся к межнациональному
общению, развивающего способность к участию в межкультурном диалоге
с использованием иностранного языка как инструмента общения и познания
культур. В существующих разработках по поликультурному воспитанию
и развитию гражданских качеств недостаточное внимание уделяется изучению дополнительного образования как наиболее благоприятного ресурса
для организации личностно-равноправного общения детей и взрослых,
их совместной активной созидательной деятельности в современной многонациональной среде.
Отдельные теоретические предпосылки решения обозначенных выше
проблем имеются в трудах классиков отечественной науки М. М. Бахтина,
П. П. Блонского, С. И. Гессена, П. Ф. Каптерева, К. Д. Ушинского, в которых
в аспекте воспитания гражданина Отечества обсуждалась идея взаимосвязи
национального и межнационального в воспитании гражданских качеств молодежи. Некоторые аспекты поликультурного воспитания рассматривались
в работах современных исследователей педагогической теории и практики
(Е. В. Бондаревская, В. С. Библер, Н. Д. Никандров). Для нашей работы имеют значение исследования, посвященные формированию гражданских качеств личности в контексте поликультурного воспитания (Е. О. Галицких,
Г. Д. Дмитриев, М. С. Каган, В. А. Тишков) и анализу различных аспектов
поликультурного воспитания в зарубежной педагогике (О. В. Гукаленко,
А. Н. Джуринский, З. А. Малькова). Вопросы языкового поликультурного образования школьников рассматриваются в исследованиях Н. Д. Гальсковой, В. В. Сафоновой, С. Г. Тер-Минасовой. Мы опирались также на известные положения психологических концепций развития личности А. Г. Асмолова,
М. М. Бахтина, Л. С. Выготского, К. К. Платонова, в которых подчеркивается,
что подростковый возраст открывает широкие возможности для поликультурного воспитания и является наиболее благоприятным периодом для формирования гражданских качеств.
Вопросы теории, методики, истории молодежного и детского движения,
ориентации детей и молодежи на социально значимые и гражданские ценности общественного служения, патриотизма, международной солидарности
и интернационализма, культуры межнационального общения анализировались в работах И. А. Колесниковой, Б. В. Куприянова, Т. Г. Новиковой,
А. С. Прутченкова, И. И. Фришман.
Проведённый анализ научных публикаций отечественных и зарубежных
исследователей позволяет констатировать их несомненную теоретическую
и практическую значимость для актуализации проблемы формирования гражданских качеств подростков средствами поликультурного воспитания, что
сегодня особенно важно в связи с необходимостью разрешения противоречий:
– между возрастанием проблем поликультурного взаимодействия в российском обществе и недостаточной изученностью этого феномена в педагогической науке;
– между возросшей потребностью общества в социально активных гражданах, способных к межкультурному взаимодействию и недостаточной разработанностью содержания, форм и методов поликультурного воспитания в педагогической теории и практике;
– между возможностями поликультурного воспитания как ресурса формирования гражданских качеств подростков и недостаточным уровнем
готовности педагогов к его организации;
– между необходимостью формирования у школьников гражданских качеств в воспитательном пространстве учреждения дополнительного
образования и недостаточной разработанностью педагогических условий,
способствующих решению данной задачи.
Поиск путей разрешения данных противоречий составил проблему исследования: каковы педагогические условия поликультурного воспитания,
обеспечивающего формирование гражданских качеств подростков в учреждении дополнительного образования?
Объективные требования к усилению воспитательной направленности
общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования
по формированию гражданских качеств подростков и недостаточная разработанность проблемы в теоретическом и практическом плане для современного этапа развития российского общества обусловили выбор темы исследования «Формирование гражданских качеств подростков средствами
поликультурного воспитания в учреждении дополнительного образования».
Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия формирования гражданских качеств подростков средствами поликультурного
воспитания в учреждении дополнительного образования. Объект исследования: процесс поликультурного воспитания подростков
в системе образования.
Предмет исследования: формирование гражданских качеств подростков
средствами поликультурного воспитания в учреждении дополнительного образования.
Проблема поликультурного воспитания приобретает особую актуальность и сложность в многонациональном российском обществе, в котором
в период реформирования социально-экономических отношений, с одной
стороны, происходит интенсификация миграционных и демографических
процессов, образование многонациональных коллективов в социальных институтах, расширение рамок межэтнического взаимодействия, а с другой
стороны – стремление национальных культур к обособлению, сохранению
национально-культурных традиций, родного языка. Всё это обусловливает
преобразование социальной среды, характерной чертой которой является
поликультурность, где в условиях обострившихся проблем межнациональной нетерпимости становятся востребованными важные для межкультурного взаимодействия гражданские качества человека. В этой связи одной
из главных задач образовательных учреждений провозглашается обучение
молодых людей умению жить вместе, сотрудничать с представителями разных культурных сред на основе взаимного уважения.
Сегодня становится очевидным то, что традиционная практика воспитания гражданских качеств подростков не соответствует вызовам современного поликультурного социума. Вместе с тем, в научной литературе отмечается
недостаточная разработанность теоретических и практических вопросов
воспитания, стимулирующего интерес обучающихся к межнациональному
общению, развивающего способность к участию в межкультурном диалоге
с использованием иностранного языка как инструмента общения и познания
культур. В существующих разработках по поликультурному воспитанию
и развитию гражданских качеств недостаточное внимание уделяется изучению дополнительного образования как наиболее благоприятного ресурса
для организации личностно-равноправного общения детей и взрослых,
их совместной активной созидательной деятельности в современной многонациональной среде.
Отдельные теоретические предпосылки решения обозначенных выше
проблем имеются в трудах классиков отечественной науки М. М. Бахтина,
П. П. Блонского, С. И. Гессена, П. Ф. Каптерева, К. Д. Ушинского, в которых
в аспекте воспитания гражданина Отечества обсуждалась идея взаимосвязи
национального и межнационального в воспитании гражданских качеств молодежи. Некоторые аспекты поликультурного воспитания рассматривались
в работах современных исследователей педагогической теории и практики
(Е. В. Бондаревская, В. С. Библер, Н. Д. Никандров). Для нашей работы имеют значение исследования, посвященные формированию гражданских качеств личности в контексте поликультурного воспитания (Е. О. Галицких,
Г. Д. Дмитриев, М. С. Каган, В. А. Тишков) и анализу различных аспектов
поликультурного воспитания в зарубежной педагогике (О. В. Гукаленко,
А. Н. Джуринский, З. А. Малькова). Вопросы языкового поликультурного образования школьников рассматриваются в исследованиях Н. Д. Гальсковой, В. В. Сафоновой, С. Г. Тер-Минасовой. Мы опирались также на известные положения психологических концепций развития личности А. Г. Асмолова,
М. М. Бахтина, Л. С. Выготского, К. К. Платонова, в которых подчеркивается,
что подростковый возраст открывает широкие возможности для поликультурного воспитания и является наиболее благоприятным периодом для формирования гражданских качеств.
Вопросы теории, методики, истории молодежного и детского движения,
ориентации детей и молодежи на социально значимые и гражданские ценности общественного служения, патриотизма, международной солидарности
и интернационализма, культуры межнационального общения анализировались в работах И. А. Колесниковой, Б. В. Куприянова, Т. Г. Новиковой,
А. С. Прутченкова, И. И. Фришман.
Проведённый анализ научных публикаций отечественных и зарубежных
исследователей позволяет констатировать их несомненную теоретическую
и практическую значимость для актуализации проблемы формирования гражданских качеств подростков средствами поликультурного воспитания, что
сегодня особенно важно в связи с необходимостью разрешения противоречий:
– между возрастанием проблем поликультурного взаимодействия в российском обществе и недостаточной изученностью этого феномена в педагогической науке;
– между возросшей потребностью общества в социально активных гражданах, способных к межкультурному взаимодействию и недостаточной разработанностью содержания, форм и методов поликультурного воспитания в педагогической теории и практике;
– между возможностями поликультурного воспитания как ресурса формирования гражданских качеств подростков и недостаточным уровнем
готовности педагогов к его организации;
– между необходимостью формирования у школьников гражданских качеств в воспитательном пространстве учреждения дополнительного
образования и недостаточной разработанностью педагогических условий,
способствующих решению данной задачи.
Поиск путей разрешения данных противоречий составил проблему исследования: каковы педагогические условия поликультурного воспитания,
обеспечивающего формирование гражданских качеств подростков в учреждении дополнительного образования?
Объективные требования к усилению воспитательной направленности
общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования
по формированию гражданских качеств подростков и недостаточная разработанность проблемы в теоретическом и практическом плане для современного этапа развития российского общества обусловили выбор темы исследования «Формирование гражданских качеств подростков средствами
поликультурного воспитания в учреждении дополнительного образования».
Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия формирования гражданских качеств подростков средствами поликультурного
воспитания в учреждении дополнительного образования. Объект исследования: процесс поликультурного воспитания подростков
в системе образования.
Предмет исследования: формирование гражданских качеств подростков
средствами поликультурного воспитания в учреждении дополнительного образования.
В заключении представлены выводы и основные результаты диссертационной работы.
Анализ развития идей поликультурного воспитания в педагогике позволяет утверждать, что современное поликультурное воспитание, сформировавшееся на основе накопленного прогрессивного отечественного и зарубежного педагогического опыта, существенно дополняет теорию и практику
воспитания гражданина – субъекта диалога культур.
С целью разрешения существующих противоречий в практике российских школ по реализации поликультурного воспитания подрастающего поколения разработана и апробирована эффективная модель поликультурной
воспитательной среды, обладающая прогностическим потенциалом. Установлено, что эффективность формирования гражданских качеств подростков обеспечивается совокупностью комплекса педагогических условий. Выявлено, что межкультурная коммуникация и международное партнерство в условиях учреждения дополнительного образования является важной
частью поликультурного воспитания и предусматривает краеведческое, социокультурное и межкультурное направления совместной деятельности участников, в процессе которой создаются благоприятные условия для принятия
культурного разнообразия как нормы сосуществования культур. В нашем
многолетнем опыте установлено, что у воспитанников межшкольного детско-взрослого объединения Ассамблея формируется гражданское самоопределение личности, осознание своего места, роли и значимости в глобальных
общечеловеческих процессах, развивается умение выступать в качестве полноценного культурно-исторического субъекта.
Анализ результатов воспитательной деятельности позволил зафиксировать очевидные значимые приращения в развитии базовых гражданских качеств подростков: патриотизма, толерантности, социальной активности
и ответственности, культуры межнационального общения. Педагоги как
участники совместного детско-взрослого объединения отметили личностные
изменения в развитии собственной активной гражданской позиции, профессиональный рост в овладении технологиями поликультурного воспитания.
Таким образом, результаты нашего исследования подтвердили, что поликультурное воспитание является эффективным ресурсом формирования гражданских качеств подростков за счет интеграции основных составляющих.
Во-первых, проблемно-ценностное тематическое общение подростков
и педагогов позволяет обеспечить образовательный процесс поэтапного восхождения от этнокультурной идентичности и национальных традиций к общемировым достижениям культуры и, наоборот, от освоения и приращения
общечеловеческих ценностей к национальному богатству родной культуры.
Во-вторых, организация межкультурного взаимодействия, ориентированного на социально-преобразующую добровольческую деятельность, гармонизирует отношения подростков с представителями иных культур.
В-третьих, инициирование иноязычной коммуникации и международного партнёрства с использованием широких возможностей Интернет-ресурсов и международных молодёжных лагерей обеспечивает подросткам приобретение опыта реального поликультурного взаимодействия и выработку
основополагающих качеств гражданина многонациональной России.
Анализ развития идей поликультурного воспитания в педагогике позволяет утверждать, что современное поликультурное воспитание, сформировавшееся на основе накопленного прогрессивного отечественного и зарубежного педагогического опыта, существенно дополняет теорию и практику
воспитания гражданина – субъекта диалога культур.
С целью разрешения существующих противоречий в практике российских школ по реализации поликультурного воспитания подрастающего поколения разработана и апробирована эффективная модель поликультурной
воспитательной среды, обладающая прогностическим потенциалом. Установлено, что эффективность формирования гражданских качеств подростков обеспечивается совокупностью комплекса педагогических условий. Выявлено, что межкультурная коммуникация и международное партнерство в условиях учреждения дополнительного образования является важной
частью поликультурного воспитания и предусматривает краеведческое, социокультурное и межкультурное направления совместной деятельности участников, в процессе которой создаются благоприятные условия для принятия
культурного разнообразия как нормы сосуществования культур. В нашем
многолетнем опыте установлено, что у воспитанников межшкольного детско-взрослого объединения Ассамблея формируется гражданское самоопределение личности, осознание своего места, роли и значимости в глобальных
общечеловеческих процессах, развивается умение выступать в качестве полноценного культурно-исторического субъекта.
Анализ результатов воспитательной деятельности позволил зафиксировать очевидные значимые приращения в развитии базовых гражданских качеств подростков: патриотизма, толерантности, социальной активности
и ответственности, культуры межнационального общения. Педагоги как
участники совместного детско-взрослого объединения отметили личностные
изменения в развитии собственной активной гражданской позиции, профессиональный рост в овладении технологиями поликультурного воспитания.
Таким образом, результаты нашего исследования подтвердили, что поликультурное воспитание является эффективным ресурсом формирования гражданских качеств подростков за счет интеграции основных составляющих.
Во-первых, проблемно-ценностное тематическое общение подростков
и педагогов позволяет обеспечить образовательный процесс поэтапного восхождения от этнокультурной идентичности и национальных традиций к общемировым достижениям культуры и, наоборот, от освоения и приращения
общечеловеческих ценностей к национальному богатству родной культуры.
Во-вторых, организация межкультурного взаимодействия, ориентированного на социально-преобразующую добровольческую деятельность, гармонизирует отношения подростков с представителями иных культур.
В-третьих, инициирование иноязычной коммуникации и международного партнёрства с использованием широких возможностей Интернет-ресурсов и международных молодёжных лагерей обеспечивает подросткам приобретение опыта реального поликультурного взаимодействия и выработку
основополагающих качеств гражданина многонациональной России.
Подобные работы
- Проблема воспитания межкультурной толерантности и много религиозной среде современного Татарстана
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Социально-психологические особенности патриотического сознания в молодежной
среде
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2017 - РОЛЬ УРОКОВ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В
ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ 8-Х КЛАССОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - УПРАВЛЕНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2020 - Воспитание нравственных качеств
у детей старшего школьного возраста в школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ГИМНАЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2001 - Формирование толерантности подростков в учебно-воспитательном
процессе современной школы
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ
ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017



