Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКИХ КАЧЕСТВ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа №17573

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы24
Год сдачи2011
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
666
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Актуальность исследования
Проблема поликультурного воспитания приобретает особую актуальность и сложность в многонациональном российском обществе, в котором
в период реформирования социально-экономических отношений, с одной
стороны, происходит интенсификация миграционных и демографических
процессов, образование многонациональных коллективов в социальных институтах, расширение рамок межэтнического взаимодействия, а с другой
стороны – стремление национальных культур к обособлению, сохранению
национально-культурных традиций, родного языка. Всё это обусловливает
преобразование социальной среды, характерной чертой которой является
поликультурность, где в условиях обострившихся проблем межнациональной нетерпимости становятся востребованными важные для межкультурного взаимодействия гражданские качества человека. В этой связи одной
из главных задач образовательных учреждений провозглашается обучение
молодых людей умению жить вместе, сотрудничать с представителями разных культурных сред на основе взаимного уважения.
Сегодня становится очевидным то, что традиционная практика воспитания гражданских качеств подростков не соответствует вызовам современного поликультурного социума. Вместе с тем, в научной литературе отмечается
недостаточная разработанность теоретических и практических вопросов
воспитания, стимулирующего интерес обучающихся к межнациональному
общению, развивающего способность к участию в межкультурном диалоге
с использованием иностранного языка как инструмента общения и познания
культур. В существующих разработках по поликультурному воспитанию
и развитию гражданских качеств недостаточное внимание уделяется изучению дополнительного образования как наиболее благоприятного ресурса
для организации личностно-равноправного общения детей и взрослых,
их совместной активной созидательной деятельности в современной многонациональной среде.
Отдельные теоретические предпосылки решения обозначенных выше
проблем имеются в трудах классиков отечественной науки М. М. Бахтина,
П. П. Блонского, С. И. Гессена, П. Ф. Каптерева, К. Д. Ушинского, в которых
в аспекте воспитания гражданина Отечества обсуждалась идея взаимосвязи
национального и межнационального в воспитании гражданских качеств молодежи. Некоторые аспекты поликультурного воспитания рассматривались
в работах современных исследователей педагогической теории и практики
(Е. В. Бондаревская, В. С. Библер, Н. Д. Никандров). Для нашей работы имеют значение исследования, посвященные формированию гражданских качеств личности в контексте поликультурного воспитания (Е. О. Галицких,
Г. Д. Дмитриев, М. С. Каган, В. А. Тишков) и анализу различных аспектов
поликультурного воспитания в зарубежной педагогике (О. В. Гукаленко,
А. Н. Джуринский, З. А. Малькова). Вопросы языкового поликультурного образования школьников рассматриваются в исследованиях Н. Д. Гальсковой, В. В. Сафоновой, С. Г. Тер-Минасовой. Мы опирались также на известные положения психологических концепций развития личности А. Г. Асмолова,
М. М. Бахтина, Л. С. Выготского, К. К. Платонова, в которых подчеркивается,
что подростковый возраст открывает широкие возможности для поликультурного воспитания и является наиболее благоприятным периодом для формирования гражданских качеств.
Вопросы теории, методики, истории молодежного и детского движения,
ориентации детей и молодежи на социально значимые и гражданские ценности общественного служения, патриотизма, международной солидарности
и интернационализма, культуры межнационального общения анализировались в работах И. А. Колесниковой, Б. В. Куприянова, Т. Г. Новиковой,
А. С. Прутченкова, И. И. Фришман.
Проведённый анализ научных публикаций отечественных и зарубежных
исследователей позволяет констатировать их несомненную теоретическую
и практическую значимость для актуализации проблемы формирования гражданских качеств подростков средствами поликультурного воспитания, что
сегодня особенно важно в связи с необходимостью разрешения противоречий:
– между возрастанием проблем поликультурного взаимодействия в российском обществе и недостаточной изученностью этого феномена в педагогической науке;
– между возросшей потребностью общества в социально активных гражданах, способных к межкультурному взаимодействию и недостаточной разработанностью содержания, форм и методов поликультурного воспитания в педагогической теории и практике;
– между возможностями поликультурного воспитания как ресурса формирования гражданских качеств подростков и недостаточным уровнем
готовности педагогов к его организации;
– между необходимостью формирования у школьников гражданских качеств в воспитательном пространстве учреждения дополнительного
образования и недостаточной разработанностью педагогических условий,
способствующих решению данной задачи.
Поиск путей разрешения данных противоречий составил проблему исследования: каковы педагогические условия поликультурного воспитания,
обеспечивающего формирование гражданских качеств подростков в учреждении дополнительного образования?
Объективные требования к усилению воспитательной направленности
общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования
по формированию гражданских качеств подростков и недостаточная разработанность проблемы в теоретическом и практическом плане для современного этапа развития российского общества обусловили выбор темы исследования «Формирование гражданских качеств подростков средствами
поликультурного воспитания в учреждении дополнительного образования».
Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия формирования гражданских качеств подростков средствами поликультурного
воспитания в учреждении дополнительного образования. Объект исследования: процесс поликультурного воспитания подростков
в системе образования.
Предмет исследования: формирование гражданских качеств подростков
средствами поликультурного воспитания в учреждении дополнительного образования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключении представлены выводы и основные результаты диссертационной работы.
Анализ развития идей поликультурного воспитания в педагогике позволяет утверждать, что современное поликультурное воспитание, сформировавшееся на основе накопленного прогрессивного отечественного и зарубежного педагогического опыта, существенно дополняет теорию и практику
воспитания гражданина – субъекта диалога культур.
С целью разрешения существующих противоречий в практике российских школ по реализации поликультурного воспитания подрастающего поколения разработана и апробирована эффективная модель поликультурной
воспитательной среды, обладающая прогностическим потенциалом. Установлено, что эффективность формирования гражданских качеств подростков обеспечивается совокупностью комплекса педагогических условий. Выявлено, что межкультурная коммуникация и международное партнерство в условиях учреждения дополнительного образования является важной
частью поликультурного воспитания и предусматривает краеведческое, социокультурное и межкультурное направления совместной деятельности участников, в процессе которой создаются благоприятные условия для принятия
культурного разнообразия как нормы сосуществования культур. В нашем
многолетнем опыте установлено, что у воспитанников межшкольного детско-взрослого объединения Ассамблея формируется гражданское самоопределение личности, осознание своего места, роли и значимости в глобальных
общечеловеческих процессах, развивается умение выступать в качестве полноценного культурно-исторического субъекта.
Анализ результатов воспитательной деятельности позволил зафиксировать очевидные значимые приращения в развитии базовых гражданских качеств подростков: патриотизма, толерантности, социальной активности
и ответственности, культуры межнационального общения. Педагоги как
участники совместного детско-взрослого объединения отметили личностные
изменения в развитии собственной активной гражданской позиции, профессиональный рост в овладении технологиями поликультурного воспитания.
Таким образом, результаты нашего исследования подтвердили, что поликультурное воспитание является эффективным ресурсом формирования гражданских качеств подростков за счет интеграции основных составляющих.
Во-первых, проблемно-ценностное тематическое общение подростков
и педагогов позволяет обеспечить образовательный процесс поэтапного восхождения от этнокультурной идентичности и национальных традиций к общемировым достижениям культуры и, наоборот, от освоения и приращения
общечеловеческих ценностей к национальному богатству родной культуры.
Во-вторых, организация межкультурного взаимодействия, ориентированного на социально-преобразующую добровольческую деятельность, гармонизирует отношения подростков с представителями иных культур.
В-третьих, инициирование иноязычной коммуникации и международного партнёрства с использованием широких возможностей Интернет-ресурсов и международных молодёжных лагерей обеспечивает подросткам приобретение опыта реального поликультурного взаимодействия и выработку
основополагающих качеств гражданина многонациональной России.


Печерица, Э. И. Учреждения дополнительного образования – эффективный ресурс воспитания школьников [Текст] / Э. И. Печерица // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2009. – № 1. – С. 15–18.21
2. Печерица, Э. И. Особенности формирования гражданских качеств школьников
средствами поликультурного воспитания [Текст] / Э. И. Печерица // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2011. – № 4 (106). –
С. 114–119.
Методические пособия:
3. Печерица, Э. И. Поликультурное воспитание как ресурс развития гражданственности и иноязычной коммуникативной культуры школьников [Текст] : методическое пособие / Э. И. Печерица. – Томск : ТОИПКРО, 2011. – 132 с.
4. Печерица, Э. И. Личностное и познавательное развитие школьников в условиях
языкового поликультурного образования [Текст] : методические рекомендации
для учителей иностранного языка / Э. И. Печерица. – Томск: ТОИПКРО, 2011. –
62 с.
Статьи, опубликованные в научных сборниках:
5. Печерица, Э. И. Дополнительное образование в области духовно-нравственного
воспитания [Текст] / Э. И. Печерица // Инновационный опыт духовно-нравственного воспитания на основе традиционной культуры : материалы международной
научно-практической конференции Минобразования России, Российской Академии образования, Фонда «Добро» (16-17 марта 2004 г.): научно-методический
сборник / Сост. и общая редакция С. А. Морозова. – М., 2004. – С. 54–56.
6. Печерица, Э. И Civics and intercultural communication through teaching the English
language [Текст] / Э. И. Печерица // Учительский проект как средство профессионального развития : материалы международной научно-практической конференции преподавателей и учителей иностранных языков (13-14 ноября 2004 г.). –
Томск, 2004. – С. 28–34.
7. Печерица, Э. И. Дополнительное образование как ресурс формирования гражданских качеств и коммуникативных способностей личности Современное образование: проблемы, опыт, решения [Текст] / Э. И. Печерица // История сибирского
образования : материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции, посвященной 60-летию ТОИПКРО. (Томск, 28-29 ноября 2005 г.). – Томск
: ТОИПКРО, 2005. – С. 149-151.
8. Печерица, Э. И. Assembly for children as a means of intercultural communication
[Текст] / Э. И. Печерица // Язык и культура : материалы XVIII международной научной конф. : сборник статей / Отв.ред. С. К. Гураль. – Томск : Томский государственный университет, 2006. – С. 180–184.
9. Печерица, Э. И. Детско-юношеская Ассамблея как средство воспитания толерантности [Текст] / Э. И. Печерица // Приоритетные направления модернизации общего образования : материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 60-летию ТОИПКРО (17-18 апреля 2006). – Томск : ТОИПКРО,
2006. – Т. 2. – С. 34–36.
10. Печерица, Э. И. Развитие научного потенциала руководителя детских творческих
объединений [Текст] / Э. И. Печерица // V Сибирская школа молодого ученого:
материалы международной научно-практической конференции «Модернизация
профессионального послевузовского образования» (15-16 ноября 2005 г.) /
Под общ. ред. В. А. Дмитриенко. – Томск : STT, 2005. – С. 61–62.
11. Печерица, Э. И. Возможности профессионального развития педагогов в условиях
проектной деятельности [Текст] / Э. И. Печерица // VII Сибирская школа молодого ученого : материалы международной научно-практической конференции22
«Модернизация профессионального послевузовского образования» (24–26 октября 2006 г.) / Под общ. ред. В. А. Дмитриенко. – Томск : STT, 2006. – С. 55–58.
12. Печерица, Э. И. Международная практика гражданского воспитания школьников
[Текст] / Э. И. Печерица // IX Сибирская школа молодого ученого: Проблемы повышения качества и эффективности профессионального образования : материалы научно-практической конференции (23-25 октября 2007 г.) / Под общ. ред.
В. А. Дмитриенко. – Томск : STT, 2007. – С. 13–15.
13. Печерица, Э. И. Внеурочная деятельность как средство социализации подростков
[Текст] / Э. И. Печерица // Психологические аспекты социализации личности
в условиях современного образования : материалы Всероссийской научно-практической конференции / под ред. С. А. Еланцевой. – Ишим : Изд-во ИГПИ
им. П.П. Ершова, 2008. – С.120-125.
14 Печерица, Э. И. Проблемно-творческие группы педагогов как ресурс профессионального развития [Текст] / Э. И. Печерица // XI Всероссийская конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (16–20 апреля 2007 г.) :
материалы конференции : в 6 т. Т. 3: Педагогика, психология, физическая культура
и спорт. Ч. 2: VIII Сибирская школа молодого ученого». – Томск : Издательство
Томского государственного педагогического университета, 2007. – С. 243–246.
15. Печерица, Э. И. Внеурочная деятельность как ресурс гражданского воспитания
подростков [Текст] / Э. И. Печерица // Молодежь и наука XXI века : материалы IX
Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (с международным участием): в 2 ч. (15-16 мая 2008 г., Красноярск) /
отв. ред. А. В. Багачук; ред. кол. ; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. –
Красноярск, 2008. – Ч. 2. – С. 6-9.
16. Pecheritsa, E. I. Young people of the XXI century: Personal Qualities Development
[Text] / E. I. Pecheritsa // Constructing of a Man: Reports of All-Russian scientifc
conference with international participation (Tomsk, 12-15 June, 2008): In 2 Volumes. –
Tomsk State Pedagogical University Press, 2008. – Vol. 2. 200 p. (Series: Systems and
Models: Limits of Interpretation). – Р. 120–125.
17. Печерица, Э. И. Интеграция общего и дополнительного образования в гражданском воспитании [Текст] / Э. И. Печерица // Развитие творческого потенциала
личности и повышение профессиональной культуры педагога : материалы международной научно-практической конференции в память выдающегося отечественного философа и педагога С. И. Гессена (13–15 октября 2008 года) / под ред. д-ра
пед. наук, проф. В. И. Ревякиной. – Томск : Изд-во Томского государственного педагогического ун-та, 2008. – C. 244-248.
18. Печерица, Э. И. Моделирование образовательно-воспитательной деятельности
в условиях дополнительного образования [Текст] / Э. И. Печерица, В. И. Ревякина
// Формирование духовно-нравственных позиций и толерантного сознания у подрастающего поколения в поликультурном образовательном пространстве: опыт
России, США, Европы, СНГ и других стран : материалы международной конференции (5–6 ноября 2008 г.) / Под ред. С. А. Морозова. – М., 2008. – С. 134–139.
19. Печерица, Э. И. Роль детских общественных организаций Сибири в воспитании
школьников в XX веке [Текст] / Э. И. Печерица // Материалы XXVI сессии Научного Совета по проблемам истории образования и педагогической науки, посвященной 90-летию со дня рождения академика РАО З.И. Равкина / Под ред. чл.-кор.
РАО, д-ра пед. н., проф. М. В. Богуславского, канд. пед. н., доц. Т. Б. Игнатьевой. –
М. : ИТИП РАО ; Тверь : Научная книга, 2009. – Ч. 1. – С. 244–248.
20. Печерица, Э. И. Воспитание подростков в системе дополнительного образования
[Текст] / Э. И. Печерица, В. И. Ревякина // Труды Института теории образования23
ТГПУ / Под ред. В. И. Ревякиной. Вып. 4. – Томск : Издательство ТГПУ, 2009. –
С. 190–198.
21. Печерица, Э. И. Языковая коммуникация во внешкольной деятельности – оптимальное условие воспитание толерантности [Текст] / Э. И. Печерица // Формирование толерантности межэтнических отношений в процессе образовательного
взаимодействия : материалы Всероссийской научно-практической конференции
(29–30 октября 2009 г.) – Томск : Томский ЦНТИ, 2010. – С. 252–256.
22. Печерица, Э. И. Развитие универсальных учебных действий у учащихся основной
школы в процессе обучения иностранному языку [Текст] / Э. И. Печерица // Наша
новая школа : материалы Всероссийской научно-практической конференции
(Томск, 26–27 ноября 2010 г.) : в 5 т. – Томск : ТОИПКРО, 2011. – Т. 1. – С. 153–160.
23. Печерица, Э. И. Внеурочная деятельность по иностранным языкам как инновационная составляющая ФГОС [Текст] / Э.И. Печерица // Педагогический поиск:
творчество, мастерство, качество : материалы Всероссийской научно-практической конференции (Томск, 26–27 апреля 2010 г.) : в 5 т. – Томск : ТОИПКРО, 2011.
– Т. 5. – С. 12–19.
24. Печерица, Э. И. Основные итоги реализации первого этапа работы областной экспериментальной площадки по проблеме формировании гражданских компетентностей у школьников в условиях поликультурного образования [Текст] /
Э. И. Печерица // Новое качество образования в новых условиях : материалы Всероссийской научно-практической конференции (Томск, март – апрель 2011 г.) :
в 5 т. – Томск : ТОИПКРО, 2011. – Т. 2. – С. 180–189.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ