Актуальность исследования
Проблема поликультурного воспитания приобретает особую актуальность и сложность в многонациональном российском обществе, в котором
в период реформирования социально-экономических отношений, с одной
стороны, происходит интенсификация миграционных и демографических
процессов, образование многонациональных коллективов в социальных институтах, расширение рамок межэтнического взаимодействия, а с другой
стороны – стремление национальных культур к обособлению, сохранению
национально-культурных традиций, родного языка. Всё это обусловливает
преобразование социальной среды, характерной чертой которой является
поликультурность, где в условиях обострившихся проблем межнациональной нетерпимости становятся востребованными важные для межкультурного взаимодействия гражданские качества человека. В этой связи одной
из главных задач образовательных учреждений провозглашается обучение
молодых людей умению жить вместе, сотрудничать с представителями разных культурных сред на основе взаимного уважения.
Сегодня становится очевидным то, что традиционная практика воспитания гражданских качеств подростков не соответствует вызовам современного поликультурного социума. Вместе с тем, в научной литературе отмечается
недостаточная разработанность теоретических и практических вопросов
воспитания, стимулирующего интерес обучающихся к межнациональному
общению, развивающего способность к участию в межкультурном диалоге
с использованием иностранного языка как инструмента общения и познания
культур. В существующих разработках по поликультурному воспитанию
и развитию гражданских качеств недостаточное внимание уделяется изучению дополнительного образования как наиболее благоприятного ресурса
для организации личностно-равноправного общения детей и взрослых,
их совместной активной созидательной деятельности в современной многонациональной среде.
Отдельные теоретические предпосылки решения обозначенных выше
проблем имеются в трудах классиков отечественной науки М. М. Бахтина,
П. П. Блонского, С. И. Гессена, П. Ф. Каптерева, К. Д. Ушинского, в которых
в аспекте воспитания гражданина Отечества обсуждалась идея взаимосвязи
национального и межнационального в воспитании гражданских качеств молодежи. Некоторые аспекты поликультурного воспитания рассматривались
в работах современных исследователей педагогической теории и практики
(Е. В. Бондаревская, В. С. Библер, Н. Д. Никандров). Для нашей работы имеют значение исследования, посвященные формированию гражданских качеств личности в контексте поликультурного воспитания (Е. О. Галицких,
Г. Д. Дмитриев, М. С. Каган, В. А. Тишков) и анализу различных аспектов
поликультурного воспитания в зарубежной педагогике (О. В. Гукаленко,
А. Н. Джуринский, З. А. Малькова). Вопросы языкового поликультурного образования школьников рассматриваются в исследованиях Н. Д. Гальсковой, В. В. Сафоновой, С. Г. Тер-Минасовой. Мы опирались также на известные положения психологических концепций развития личности А. Г. Асмолова,
М. М. Бахтина, Л. С. Выготского, К. К. Платонова, в которых подчеркивается,
что подростковый возраст открывает широкие возможности для поликультурного воспитания и является наиболее благоприятным периодом для формирования гражданских качеств.
Вопросы теории, методики, истории молодежного и детского движения,
ориентации детей и молодежи на социально значимые и гражданские ценности общественного служения, патриотизма, международной солидарности
и интернационализма, культуры межнационального общения анализировались в работах И. А. Колесниковой, Б. В. Куприянова, Т. Г. Новиковой,
А. С. Прутченкова, И. И. Фришман.
Проведённый анализ научных публикаций отечественных и зарубежных
исследователей позволяет констатировать их несомненную теоретическую
и практическую значимость для актуализации проблемы формирования гражданских качеств подростков средствами поликультурного воспитания, что
сегодня особенно важно в связи с необходимостью разрешения противоречий:
– между возрастанием проблем поликультурного взаимодействия в российском обществе и недостаточной изученностью этого феномена в педагогической науке;
– между возросшей потребностью общества в социально активных гражданах, способных к межкультурному взаимодействию и недостаточной разработанностью содержания, форм и методов поликультурного воспитания в педагогической теории и практике;
– между возможностями поликультурного воспитания как ресурса формирования гражданских качеств подростков и недостаточным уровнем
готовности педагогов к его организации;
– между необходимостью формирования у школьников гражданских качеств в воспитательном пространстве учреждения дополнительного
образования и недостаточной разработанностью педагогических условий,
способствующих решению данной задачи.
Поиск путей разрешения данных противоречий составил проблему исследования: каковы педагогические условия поликультурного воспитания,
обеспечивающего формирование гражданских качеств подростков в учреждении дополнительного образования?
Объективные требования к усилению воспитательной направленности
общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования
по формированию гражданских качеств подростков и недостаточная разработанность проблемы в теоретическом и практическом плане для современного этапа развития российского общества обусловили выбор темы исследования «Формирование гражданских качеств подростков средствами
поликультурного воспитания в учреждении дополнительного образования».
Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия формирования гражданских качеств подростков средствами поликультурного
воспитания в учреждении дополнительного образования. Объект исследования: процесс поликультурного воспитания подростков
в системе образования.
Предмет исследования: формирование гражданских качеств подростков
средствами поликультурного воспитания в учреждении дополнительного образования.
В заключении представлены выводы и основные результаты диссертационной работы.
Анализ развития идей поликультурного воспитания в педагогике позволяет утверждать, что современное поликультурное воспитание, сформировавшееся на основе накопленного прогрессивного отечественного и зарубежного педагогического опыта, существенно дополняет теорию и практику
воспитания гражданина – субъекта диалога культур.
С целью разрешения существующих противоречий в практике российских школ по реализации поликультурного воспитания подрастающего поколения разработана и апробирована эффективная модель поликультурной
воспитательной среды, обладающая прогностическим потенциалом. Установлено, что эффективность формирования гражданских качеств подростков обеспечивается совокупностью комплекса педагогических условий. Выявлено, что межкультурная коммуникация и международное партнерство в условиях учреждения дополнительного образования является важной
частью поликультурного воспитания и предусматривает краеведческое, социокультурное и межкультурное направления совместной деятельности участников, в процессе которой создаются благоприятные условия для принятия
культурного разнообразия как нормы сосуществования культур. В нашем
многолетнем опыте установлено, что у воспитанников межшкольного детско-взрослого объединения Ассамблея формируется гражданское самоопределение личности, осознание своего места, роли и значимости в глобальных
общечеловеческих процессах, развивается умение выступать в качестве полноценного культурно-исторического субъекта.
Анализ результатов воспитательной деятельности позволил зафиксировать очевидные значимые приращения в развитии базовых гражданских качеств подростков: патриотизма, толерантности, социальной активности
и ответственности, культуры межнационального общения. Педагоги как
участники совместного детско-взрослого объединения отметили личностные
изменения в развитии собственной активной гражданской позиции, профессиональный рост в овладении технологиями поликультурного воспитания.
Таким образом, результаты нашего исследования подтвердили, что поликультурное воспитание является эффективным ресурсом формирования гражданских качеств подростков за счет интеграции основных составляющих.
Во-первых, проблемно-ценностное тематическое общение подростков
и педагогов позволяет обеспечить образовательный процесс поэтапного восхождения от этнокультурной идентичности и национальных традиций к общемировым достижениям культуры и, наоборот, от освоения и приращения
общечеловеческих ценностей к национальному богатству родной культуры.
Во-вторых, организация межкультурного взаимодействия, ориентированного на социально-преобразующую добровольческую деятельность, гармонизирует отношения подростков с представителями иных культур.
В-третьих, инициирование иноязычной коммуникации и международного партнёрства с использованием широких возможностей Интернет-ресурсов и международных молодёжных лагерей обеспечивает подросткам приобретение опыта реального поликультурного взаимодействия и выработку
основополагающих качеств гражданина многонациональной России.
Печерица, Э. И. Учреждения дополнительного образования – эффективный ресурс воспитания школьников [Текст] / Э. И. Печерица // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2009. – № 1. – С. 15–18.21
2. Печерица, Э. И. Особенности формирования гражданских качеств школьников
средствами поликультурного воспитания [Текст] / Э. И. Печерица // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2011. – № 4 (106). –
С. 114–119.
Методические пособия:
3. Печерица, Э. И. Поликультурное воспитание как ресурс развития гражданственности и иноязычной коммуникативной культуры школьников [Текст] : методическое пособие / Э. И. Печерица. – Томск : ТОИПКРО, 2011. – 132 с.
4. Печерица, Э. И. Личностное и познавательное развитие школьников в условиях
языкового поликультурного образования [Текст] : методические рекомендации
для учителей иностранного языка / Э. И. Печерица. – Томск: ТОИПКРО, 2011. –
62 с.
Статьи, опубликованные в научных сборниках:
5. Печерица, Э. И. Дополнительное образование в области духовно-нравственного
воспитания [Текст] / Э. И. Печерица // Инновационный опыт духовно-нравственного воспитания на основе традиционной культуры : материалы международной
научно-практической конференции Минобразования России, Российской Академии образования, Фонда «Добро» (16-17 марта 2004 г.): научно-методический
сборник / Сост. и общая редакция С. А. Морозова. – М., 2004. – С. 54–56.
6. Печерица, Э. И Civics and intercultural communication through teaching the English
language [Текст] / Э. И. Печерица // Учительский проект как средство профессионального развития : материалы международной научно-практической конференции преподавателей и учителей иностранных языков (13-14 ноября 2004 г.). –
Томск, 2004. – С. 28–34.
7. Печерица, Э. И. Дополнительное образование как ресурс формирования гражданских качеств и коммуникативных способностей личности Современное образование: проблемы, опыт, решения [Текст] / Э. И. Печерица // История сибирского
образования : материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции, посвященной 60-летию ТОИПКРО. (Томск, 28-29 ноября 2005 г.). – Томск
: ТОИПКРО, 2005. – С. 149-151.
8. Печерица, Э. И. Assembly for children as a means of intercultural communication
[Текст] / Э. И. Печерица // Язык и культура : материалы XVIII международной научной конф. : сборник статей / Отв.ред. С. К. Гураль. – Томск : Томский государственный университет, 2006. – С. 180–184.
9. Печерица, Э. И. Детско-юношеская Ассамблея как средство воспитания толерантности [Текст] / Э. И. Печерица // Приоритетные направления модернизации общего образования : материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 60-летию ТОИПКРО (17-18 апреля 2006). – Томск : ТОИПКРО,
2006. – Т. 2. – С. 34–36.
10. Печерица, Э. И. Развитие научного потенциала руководителя детских творческих
объединений [Текст] / Э. И. Печерица // V Сибирская школа молодого ученого:
материалы международной научно-практической конференции «Модернизация
профессионального послевузовского образования» (15-16 ноября 2005 г.) /
Под общ. ред. В. А. Дмитриенко. – Томск : STT, 2005. – С. 61–62.
11. Печерица, Э. И. Возможности профессионального развития педагогов в условиях
проектной деятельности [Текст] / Э. И. Печерица // VII Сибирская школа молодого ученого : материалы международной научно-практической конференции22
«Модернизация профессионального послевузовского образования» (24–26 октября 2006 г.) / Под общ. ред. В. А. Дмитриенко. – Томск : STT, 2006. – С. 55–58.
12. Печерица, Э. И. Международная практика гражданского воспитания школьников
[Текст] / Э. И. Печерица // IX Сибирская школа молодого ученого: Проблемы повышения качества и эффективности профессионального образования : материалы научно-практической конференции (23-25 октября 2007 г.) / Под общ. ред.
В. А. Дмитриенко. – Томск : STT, 2007. – С. 13–15.
13. Печерица, Э. И. Внеурочная деятельность как средство социализации подростков
[Текст] / Э. И. Печерица // Психологические аспекты социализации личности
в условиях современного образования : материалы Всероссийской научно-практической конференции / под ред. С. А. Еланцевой. – Ишим : Изд-во ИГПИ
им. П.П. Ершова, 2008. – С.120-125.
14 Печерица, Э. И. Проблемно-творческие группы педагогов как ресурс профессионального развития [Текст] / Э. И. Печерица // XI Всероссийская конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (16–20 апреля 2007 г.) :
материалы конференции : в 6 т. Т. 3: Педагогика, психология, физическая культура
и спорт. Ч. 2: VIII Сибирская школа молодого ученого». – Томск : Издательство
Томского государственного педагогического университета, 2007. – С. 243–246.
15. Печерица, Э. И. Внеурочная деятельность как ресурс гражданского воспитания
подростков [Текст] / Э. И. Печерица // Молодежь и наука XXI века : материалы IX
Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (с международным участием): в 2 ч. (15-16 мая 2008 г., Красноярск) /
отв. ред. А. В. Багачук; ред. кол. ; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. –
Красноярск, 2008. – Ч. 2. – С. 6-9.
16. Pecheritsa, E. I. Young people of the XXI century: Personal Qualities Development
[Text] / E. I. Pecheritsa // Constructing of a Man: Reports of All-Russian scientifc
conference with international participation (Tomsk, 12-15 June, 2008): In 2 Volumes. –
Tomsk State Pedagogical University Press, 2008. – Vol. 2. 200 p. (Series: Systems and
Models: Limits of Interpretation). – Р. 120–125.
17. Печерица, Э. И. Интеграция общего и дополнительного образования в гражданском воспитании [Текст] / Э. И. Печерица // Развитие творческого потенциала
личности и повышение профессиональной культуры педагога : материалы международной научно-практической конференции в память выдающегося отечественного философа и педагога С. И. Гессена (13–15 октября 2008 года) / под ред. д-ра
пед. наук, проф. В. И. Ревякиной. – Томск : Изд-во Томского государственного педагогического ун-та, 2008. – C. 244-248.
18. Печерица, Э. И. Моделирование образовательно-воспитательной деятельности
в условиях дополнительного образования [Текст] / Э. И. Печерица, В. И. Ревякина
// Формирование духовно-нравственных позиций и толерантного сознания у подрастающего поколения в поликультурном образовательном пространстве: опыт
России, США, Европы, СНГ и других стран : материалы международной конференции (5–6 ноября 2008 г.) / Под ред. С. А. Морозова. – М., 2008. – С. 134–139.
19. Печерица, Э. И. Роль детских общественных организаций Сибири в воспитании
школьников в XX веке [Текст] / Э. И. Печерица // Материалы XXVI сессии Научного Совета по проблемам истории образования и педагогической науки, посвященной 90-летию со дня рождения академика РАО З.И. Равкина / Под ред. чл.-кор.
РАО, д-ра пед. н., проф. М. В. Богуславского, канд. пед. н., доц. Т. Б. Игнатьевой. –
М. : ИТИП РАО ; Тверь : Научная книга, 2009. – Ч. 1. – С. 244–248.
20. Печерица, Э. И. Воспитание подростков в системе дополнительного образования
[Текст] / Э. И. Печерица, В. И. Ревякина // Труды Института теории образования23
ТГПУ / Под ред. В. И. Ревякиной. Вып. 4. – Томск : Издательство ТГПУ, 2009. –
С. 190–198.
21. Печерица, Э. И. Языковая коммуникация во внешкольной деятельности – оптимальное условие воспитание толерантности [Текст] / Э. И. Печерица // Формирование толерантности межэтнических отношений в процессе образовательного
взаимодействия : материалы Всероссийской научно-практической конференции
(29–30 октября 2009 г.) – Томск : Томский ЦНТИ, 2010. – С. 252–256.
22. Печерица, Э. И. Развитие универсальных учебных действий у учащихся основной
школы в процессе обучения иностранному языку [Текст] / Э. И. Печерица // Наша
новая школа : материалы Всероссийской научно-практической конференции
(Томск, 26–27 ноября 2010 г.) : в 5 т. – Томск : ТОИПКРО, 2011. – Т. 1. – С. 153–160.
23. Печерица, Э. И. Внеурочная деятельность по иностранным языкам как инновационная составляющая ФГОС [Текст] / Э.И. Печерица // Педагогический поиск:
творчество, мастерство, качество : материалы Всероссийской научно-практической конференции (Томск, 26–27 апреля 2010 г.) : в 5 т. – Томск : ТОИПКРО, 2011.
– Т. 5. – С. 12–19.
24. Печерица, Э. И. Основные итоги реализации первого этапа работы областной экспериментальной площадки по проблеме формировании гражданских компетентностей у школьников в условиях поликультурного образования [Текст] /
Э. И. Печерица // Новое качество образования в новых условиях : материалы Всероссийской научно-практической конференции (Томск, март – апрель 2011 г.) :
в 5 т. – Томск : ТОИПКРО, 2011. – Т. 2. – С. 180–189.