Актуальность исследования. Изменения в системе общественных отношений активно воздействуют на образование, требуют от него мобильности и адекватного ответа на задачи нового исторического этапа. В настоящее время происходят изменения в целях, содержании, технологиях общего образования, так как возрастает потребность в самостоятельных людях, способных творчески подходить к решению проблем, адаптироваться к изменяющимся жизненным ситуациям. В основе нового федерального государственного стандарта начального общего образования (ФГОС) лежит системно-деятельностный подход, который определяет способы достижения социально желаемого уровня личностного и познавательного развития обучающихся и направлен на достижение разных групп результатов. К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы в стандарте отнесены: личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, самообучению, сформированность ценностно-смысловых установок; предметные результаты - опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению новых знаний; метапредметные результаты - освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных). В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В современной начальной школе активно разрабатываются и реализуются разные технологии обучения, направленные на достижение указанных результатов: обучение в сотрудничестве, проблемное обучение, личностно-ориентированное, технологии проектного и исследовательского обучения. Многие учителя активно используют проектную и проектно-исследовательскую деятельность, которые обладают значительными ресурсами в достижении личностных и метапредметных образовательных результатов. Во-первых, учащиеся приобретают позитивный опыт проектирования и пробных поисковых действий, а также опыт разных способов соорганизации (учитель - ученик, ученик - ученики, ученик - родители, разновозрастное сотрудничество). Во-вторых, у детей формируются универсальные учебные действия: познавательные, информационно-речевые, организационно-деятельностные. В- третьих, дети практически знакомятся с понятием «исследование» и его методами, у них развиваются такие личностные качества, как любознательность, самостоятельность, ответственность, коммуникативность.
В педагогической литературе рассматриваются многие аспекты организации проектно-исследовательской деятельности школьников. Различные подходы к этой теме можно проследить в трудах отечественных и зарубежных педагогов-классиков, а также современных педагогов-учёных. История метода проектов связана с именами Д. Дьюи, В. Килпатрика, Э. Коллингса, а в отечественной педагогике - с именами С. Т. Шацкого, И. Ф. Свадковского. Обоснование современного метода проектов базируется на научных идеях В. В. Гузеева, М. Кноль, М. А. Петухова, Г. К. Селевко, И. С. Якиманской и др. Теоретические положения педагогического проектирования разрабатывали Е. С. Заир-Бек, И. А. Зимняя, Т. М. Кауда, Н. В. Матяш, И. Д. Чечель. Возможности проектной деятельности в образовательном процессе современной школы изучали С. И. Горлицкая, И. А. Зимняя, А. П. Зольников. Е. Н. Киселёва, И. Ю. Малкова, Н. В. Матяш, Н. Ю. Пахомова, Е. С. Полат, К. Н. Поливанова.
Предметом внимания в педагогических исследованиях являются: структура и содержание проектной деятельности (В. А. Кальней, Т. М. Матвеева, Е. А. Мищенко, С. Е. Шишов); опыт использования проектной деятельности в начальной школе и способы её организации (А. В. Горячев, Е. Н. Землянская, М. А. Биржева, И. М. Конышева); возможности проектирования как средства деятельностного познания (Н. А. Краля, А. Ю. Кравцова, Н. Б. Крылова, А. М. Новиков, Н. Ю. Пахомова, И. Д. Чечель); как формы учебного сотрудничества (В. С. Кузнецов, Г. В. Макотрова, И. А. Кудрова, М. М. Фирсова); творческие проекты как средство интеграции и дифференциации образования (В. Д. Симоненко, Н.В. Матяш, Е. С. Полат, М. Б. Павлова). Данные исследований М. А. Биржевой, Е. Землянской, В. А. Кальней, Н. Б. Крыловой, Н. М. Конышевой, Е. В. Мальцевой, А. И. Савенкова, П. В. Середенко, Н. А. Семёновой, С. Е.
Шишовой свидетельствуют о необходимости и возможности включения в учебно-воспитательный процесс проектно-исследовательской деятельности уже на начальном этапе школьного образования.
Наряду с позитивными моментами и указанием на богатые возможности проектно-исследовательской деятельности в практике начальной школы проблематизируются следующие аспекты в ее организации (В. Н. Банников, В. В. Гузеев, Н. А. Краля, Н. Б. Крылова, И. Ю. Малкова, Н. В. Матяш, Н. Ю. Пахомова, Е. С. Полат, С. И. Поздеева, И. Д. Чечель, С. Е. Шишов):
• формализм в организации проектно-исследовательской деятельности: педагоги, не понимая сущности данной технологии, пытаются использовать её элементы, не меняя принципиально содержания и форм своей работы с детьми.
• локализация проектно-исследовательской деятельности во внеурочном пространстве,
вызванная тем, что педагоги проблематизируют её включение в рамки уроков, особенно по базовым учебным предметам.
• невыделенность этапов и содержания проектно-исследовательской деятельности применительно к начальной школе, что затрудняет управление этой деятельностью со стороны педагога.
• недостаточный уровень теоретической и практической подготовки педагогов к организации проектно-исследовательской деятельности младших школьников и преобладание позиции руководителя в организации совместной деятельности с детьми, что ведёт к снижению учебных и образовательных результатов.
В Заключении формулируются основные выводы исследования.
Российская и зарубежная школа прошла путь от метода проектов к проектной технологии, проектному обучению и к организации проектной деятельности, которая в начальной школе реализуется, как правило, в виде проектно-исследовательской деятельности, когда исследование становится одним из основных способов реализации проекта. Анализ научно-педагогической и практико-ориентированной литературы, а также сравнение проектной и исследовательской деятельности позволили определить проектно-исследовательскую деятельность как специально организованную совместную учебно-познавательная деятельность педагога и учащихся по проектированию индивидуального или коллективного исследования, которая предполагает постановку и решение личностно-значимых образовательных задач и создание конкретного продукта.
Для разрешения противоречий в практике начальной школы, связанных с недостаточным использованием образовательных ресурсов проектно-исследовательской деятельности, была организована опытно-экспериментальная работа, в результате которой разработаны и апробированы содержание и этапы обучения проектно-исследовательской деятельности младших школьников с опорой на основные положения концепции педагогики совместной деятельности (Г. Н. Прозументова), концепции построения открытого совместного действия педагога и ребёнка (С. И. Поздеева), концепции проектирования в школе совместной деятельности (И. Ю. Малкова). Логика обучения детей проектно-исследовательской деятельности обеспечивается интегрированной образовательной программой и предполагает: организацию разновозрастного сотрудничества (1-5 кл.) с целью пробуждения у детей интереса к проектно-исследовательской деятельности; организацию коллективных исследований с элементами проектной деятельности; обогащение пространства проектно-исследовательской деятельности через овладение разными видами проектирования.
При анализе учебных и образовательных результатов, обоснованных влиянием проектно-исследовательской деятельности, зафиксированы: прирост качественной успеваемости; развитие самостоятельности, инициативности, внутренней мотивации, творческих способностей у учащихся. Педагоги отметили у себя личностно-профессиональные изменения, связанные с проявлением большего доверия к детям, открытостью, поддержкой детских инициатив, преодолением профессиональных затруднений, умением выстраивать способы взаимодействия с разными участниками образовательного процесса.
Таким образом, результаты нашего исследования убеждают в том, что есть взаимосвязь между уровнем владения педагогами умениями организовывать проектно-исследовательскую деятельность детей, их позицией в совместной деятельности и теми образовательными и учебными результатами, которых достигают учащиеся с учётом разработанных нами содержания, этапов и форм обучения. Это позволяет утверждать, что потенциал проектно-исследовательской деятельности определяется, во-первых, не поляризацией, а интеграцией проектирования и исследования; во-вторых, организацией обучения детей проектно-исследовательской деятельности, которая характеризуется определённым содержанием, логикой и формами её реализации, а также продвижением ребёнка от исполнителя к значимому и влиятельному участнику совместной деятельности; в-третьих, организацией образовательной поддержки педагогов, направленной на обучение проектно-исследовательской деятельности как открытому совместному действию.
Поздеева, Т.В. Кузнецова // Вестник ТГПУ. Выпуск 10 (61) 2006 Серия: Педагогика. Томск: ТГПУ. - С. 65-67, (авторский вклад 2 с.).
2. Кузнецова, Т.В. Позиция педагога в организации проектной деятельности младших школьников [Текст] / С.И. Поздеева, Т.В. Кузнецова // Вестник ТГПУ. Выпуск 2 (92) 2010 Серия: Педагогика. Томск: ТГПУ. - С. 65-70, (авторский вклад 3 с.)
3. Кузнецова, Т.В. Содержание и этапы организации обучения проектно-исследовательской деятельности младших школьников [Текст] / Т.В. Кузнецова // В мире научных открытий / Красноярск: Научно¬инновационный центр, 2010, - № 3 (09). Ч. 4 - С. 63 - 65.
4. Кузнецова, Т.В. Проектная деятельность школьников как образовательный ресурс для учащихся и педагогов[ Текст] / Т.В. Кузнецова // Начальное образование / - Москва: Изд-во «Русский журнал», 2011, - № 3 (44). - С. 46 - 52.
Монография:
5. Кузнецова, Т.В. Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников как способ реализации компетентностного подхода в образовании [Текст] / Т.В. Кузнецова // Компетентностное обновление на разных ступенях образования: коллективная монография / под ред. С.И. Поздеевой. - Томск: Изд-во Том. Гос. пед. ун-та, 2010. - 200 с. С. 33-57.
Статьи, тезисы в сборниках научных трудов и материалов научно-практических конференции:
6. Кузнецова, Т.В. Проектная деятельность школьников как перспективная форма практико-ориентированной учёбы [Текст] / Т.В. Кузнецова // Приоритетные направления модернизации общего образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Томск: ТОИПКРО, 2006. - С.117 - 123.
7. Кузнецова, Т.В. Развитие ключевых компетенций учащихся через применение технологии проектного обучения [Текст] / Т.В. Кузнецова // Реализация компетентностного подхода в образовательной практике педагогических учебных заведений. Сборник статей / Под науч. ред. С.И. Поздеевой. Томск: Изд-во ТГПУ, 2007. - С. 100 - 107.
8. Кузнецова, Т.В. Метод проектов в школе: история и современность [Текст] / Т.В. Кузнецова // XI Всероссийская конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Наука и образование» / Материалы конференции: в 6 т. Том 3. Часть 2: VIII Сибирская школа молодого учёного «Проблемы и перспективы совершенствования подготовки молодого учёного». Томск: Изд-во ТГПУ, 2007. - С. 101 - 111.
9. Кузнецова, Т.В. Проектный метод в обучении: История и современность [Текст] / Т.В. Кузнецова, С.И. Поздеева // Природные и интеллектуальные ресурсы Сибири. Материалы 13 Международной научно¬практической конференции, Кемерово, 1-3 октября 2007. / Отв.ред. В.Н. Масленников. - Томск: САН ВШ; В-Спектр, 2007. - С. 252 - 257, (авторский вклад 3 ст.).
10. Кузнецова, Т.В. Использование проектной деятельности как варианта реализации компетентностного подхода в начальной школе [Текст] / Т.В. Кузнецова // Модернизация содержания современного образования с позиции компетентностного подхода в начальной школе. Сборник статей / Под науч. ред. В.В. Обухова, С.И. Поздеевой. Томск: Изд-во ТГПУ, 2008. - С. 65 - 73.
11. Кузнецова, Т.В. Проектно-исследовательская деятельность как личностно-ориентированная технология обучения [Текст] / С.И. Поздеева, Т.В. Кузнецова // Современные технологии начального образования: материалы Всероссийской заочной научной конференции (Барнаул, 18 февраля 2010г.): в 2 ч. / под ред. Г.Ф. Свиридовой, Е.Н. Ставской. Ч.1. - Барнаул: АлтГПА, 2010. - Ст. 37 -39 (авт. вклад 1,5 с).
Учебные и методические пособия:
12. Кузнецова, Т.В. Роль проектного метода обучения в развитии личности младшего школьника [Текст] / Т.В. Кузнецова // Мастерство учителя - успех ученика. Сборник методических материалов учителей Томского района. Томск: Изд-во Дельтаплан, 2006. - С.32 - 41.
13. Кузнецова, Т.В. Мир глазами художника [Текст] / Т.В. Кузнецова // Пропедевтическая образовательная программа по освоению проектно-исследовательской деятельности в начальной школе (1-4 класс) / Автор-составитель Кузнецова Т.В. - Томск: ТОИПКРО, 2007. - 55с.