Актуальность темы исследования. Конец XX века и начало XXI века характеризуются многосторонней трансформацией мировой системы, которая затронула все традиционные сферы жизни человека (социально-экономическую, политическую, военно-политическую, морально-этическую и т. д.), что вызвало шлейф философско-антропологических проблем. Человек, повседневная жизнь которого заключена в пространстве локальных культур, оказался не готов к реструктуризации мира, к осознанию последствий взаимозависимости и взаимосвязанности народов, стран, институтов, социальных структур, к восприятию мира как единого.
Объединение мира влечет за собой подчинение более слабых государств более
сильным, что ведет к неизбежным конфликтам - локальным, региональным, межгосударственным - конфликтам культур и цивилизаций. В связи с этим актуализируется проблема установления мира, гармонии взаимоотношений между людьми, социальными группами, народами. Сложность установления подобных отношений заключается в том, что представители разных народов с позиций культурно-национальной идентичности по-разному интерпретируют одну и ту же конфликтную ситуацию, что приводит к существенному непониманию между ними.
Хотя в сложившейся ситуации на практике ни у кого не вызывает сомнения необходимость разрешения и предотвращения конфликтных ситуаций, и для этого предпринимаются различные действия, в теоретическом плане не все аспекты этой проблемы достаточно глубоко исследованы, что связано с предметными интересами конкретных наук: политологии, конфликтологии, истории, экономики. В частности, недостаточное внимание уделяется пониманию сущности человека, его мировоззрению, осознаваемых и неосознаваемых мотивов поведения. Необходим системный характер видения соотношения рефлексированных и нерефлексированных оснований человеческого сознания, которые находят свое отражение в понятии «менталитет».
Данное понятие, с нашей точки зрения, может способствовать объяснению нерефлексированных оснований человеческого сознания и прогнозированию поведения человека в сложных ситуациях, в которых реакция индивида, группы, национальной общности может существенно отличаться от ожидаемых действий. Это связано с тем, что менталитет, во-первых, в концентрированном виде выражает специфику как индивидуального, так и коллективного представителя определенного культурно-смыслового типа, во-вторых, сам он формируется под влиянием опыта осмысления культуры, являясь ее отражением, и, в-третьих, он оказывает существенное влияние на развитие социума, на ход истории. В качестве базовой для нашего исследования мы принимает трактовку менталитета как совокупности готовностей, установок и предрасположений индивида или социальной группы действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом. Поскольку менталитет существенным образом определяет специфику, направленность понимания человеком вопросов миротворческой проблематики, в частности, вопросов войны и мира, то он, являясь стратегической культурной программой индивидуального и коллективного субъекта, функционирует в составе основных противоречий общества. Поэтому постижение глубинных оснований
интерпретации конфликтного поведения невозможно без знания сущности,
содержания и специфики менталитета определенного культурно-смыслового типа.
Понимание и учёт многообразных ментальных особенностей индивидов, социальных групп и целых народов, относящихся к разным культурно-смысловым типам, является важным условием их бесконфликтного взаимодействия. Актуальность подобного исследования менталитета повышается в условиях постоянно вспыхивающих военных конфликтов.
Таким образом проблемная ситуация раскрывается в следующих противоречиях:
- с одной стороны, в конфликтных ситуациях роль нерефлексированных факторов человеческого поведения не вызывает сомнения, с другой стороны , не выявлены механизмы их действия;
- с одной стороны, существует большое количество исследований феномена менталитета, но с другой стороны, очевиден недостаток в разработках концепций структуры менталитета, которые можно было бы применить для философско-антропологического анализа современных глобальных проблем, в том числе - военных конфликтов.
Таким образом, в данной работе выявляется проблема менталитета как подсознательной, трудно выявляемой основы важных жизненных отношений человека и общества, одним из которых выступает отношение к войне и миру. Философско-культурологическую проблему понимания менталитета можно выразить в виде двух связанных между собой вопросов: «как и на основе чего складывается менталитет?», «как проявляется и действует менталитет в конкретных жизненных ситуациях?».
Степень разработанности проблемы. Изучением ментальных реальностей занимались ещё со времен античности Платон и Аристотель. Разработка проблематики «духа народа», «духа времени» получила реализацию в работах И. Гердера, Г. Гегеля, Ш. Монтескье, Э. Дюркгейма. Основное внимание было сосредоточено на априорных структурах человеческого бытия и сознания, исторических априори, предопределяющих опыт и поведение людей в работах М. Фуко, Ю. Хабермаса и др.
Инициаторами разработки теории ментальностей стали представители французской исторической школы «Анналов» в 30-е годы XX века (М. Блок, Л. Февр, Ж. Дюби, Р. Мандру, Ж. Ле Гофф).
В русской философии XIX - XX веков сам термин менталитет не использовался, но активно исследовались проблемы особенностей сознания и психики, национального характера русского народа, которые получили развитие в трудах Н. Бердяева, В. Соловьева, Л. Карсавина, Н. Лосского, П. Флоренского, Г. Федотова, И. Ильина, К. Кавелина, П. Сорокина и др.
В отечественной науке особо пристальное внимание ученых к проблеме менталитета проявилось с 90-х годов XX века.
Концепцию менталитета стали разрабатывать представители различных наук: психологии, социологии, политологии, истории, философии и др. Психологи исследуют социально-психологические проблемы ментальности. Такие авторы, например, как С. Лурьев, В. Кочеткова и др. работают в области изучения ментальности со стороны ее влияния на групповое поведение человека. Социологи рассматривают менталитет в связи с социо-культурными особенностями и
идентификацией различных социальных и этнических общностей (Б. Грушин, Ю. Левада и др.). Этнология и этнография характеризуют менталитет как составляющую часть формирования и развития этнической культуры, т.е. дают конкретно-научный подход к менталитету, касающийся только данной области знания. Такой же подход характерен и для политологов, которые рассматривают русский менталитет и ментальность с точки зрения их политического проявления (К. Гаджиев, Г. Дилигенский и др.). Значительна и многообразна литература, посвященная истории ментальностей. Связь менталитета с культурно-исторической традицией разрабатывалась П. Гуревичем, И. Кондаковым, Г. Гачевым, К. Касьяновой, В. Ланкиным и др.
В 1993 году в журнале «Вопросы философии» был проведен круглый стол по вопросам менталитета. В этом же году была проведена научно-практическая конференция: «Русская история: проблемы менталитета». Конференции
«Провинциальная ментальность России в прошлом и настоящем» проводились в Самаре (1994, 1997). Философы пишут о проявлениях менталитета в различных областях материальной и духовной культуры: в философии, литературе, науке, языке, фольклоре, народном искусстве, экономике и др.
1. Любчак В.П. Фундаментальное основание российского менталитета: отношение к войне и миру // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2010. - Вып. 5 (95), сентябрь. - С. 22-26 (0,4 п.л.).
Публикации в других научных изданиях:
2. Любчак В.П. Актуальность использования понятия менталитет в решении глобальных современных проблем // Наука и образование : материалы XII Всероссийской конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Томск, 21-25 апреля 2008 г. : в 6 т. - Томск : Изд-во Том. гос. педагог. ун-та, 2009. - Т. 5 : Философия, культурология, социальные науки. - С. 53-58 (0,2 п.л.) [в соавторстве с Н. А. Люрья].
3. Любчак В.П. Исследование понятия менталитет в отечественной и зарубежной литературе // Наука и образование : материалы XI Всероссийской конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Томск, 21-25 апреля 2007 г. : в 6 т.. 2008. - Томск : Изд-во Том. гос. педагог. ун-та, 2008. - Т. 5 : Философия, культурология, социальные науки. - С. 33-37 (0,3 п.л.).
4. Любчак В.П. К вопросу о влиянии культурных оснований российского менталитета на формирование представлений о мире // Исследования мира и миротворческий дискурс в системе образования : материалы II международной конференции. Томск, 14-16 июня 2007 г. - Томск : Изд-во Том. гос. педагог. ун-та, 2008. - С. 117-124 (0,4 п.л.).
5. Любчак В.П. К вопросу о структуре менталитета, значимой для понимания отношения к вопросам войны и мира // Исследования мира и миротворческий дискурс в системе образования : материалы III международной конференции. Томск, 23-25 сентября 2008 г. - Томск : Дельтаплан, 2008. - С. 129-133 (0,2 п.л.).