Практика применения действующего законодательства и нормативной документации в вопросе установления санитарно-
защитных зон для автозаправочных станций в г. Санкт-Петербурге
ВВЕДЕНИЕ 4
1. Порядок установления санитарно-защитной зоны 8
2. Санитарно-защитная зона автозаправочной станции 10
3. Общие сведения об объекте 10
4. Климатическая характеристика района и участка расположения
объекта 10
5. Расположение территории объекта с учетом сложившейся
градостроительной ситуации 11
6. Оценка воздействия объекта как источника химического загрязнения
окружающей среды 20
7. Краткая характеристика технологии предприятия с точки зрения
загрязнения атмосферного воздуха 20
8. Значения фоновых концентраций загрязняющих веществ в атмосфере в
районе расположения объекта 29
9. Расчет приземных концентраций загрязняющих веществ от выбросов
объекта 30
10. Вывод по оценке воздействия объекта как источника химического
загрязнения окружающей среды 36
11. Оценка влияния объекта на уровень физического воздействия на
атмосферный воздух 37
12. Краткая характеристика технологии предприятия с точки зрения
загрязнения атмосферного воздуха 37
13. Характеристики источников физического загрязнения атмосферы 42
14. Расчет уровней шумового воздействия от источников непостоянного и
постоянного характера 49
15. Результат расчета уровней шума от постоянных и непостоянных
источников 50
16. Обоснование размеров и границ санитарно-защитной зоны с учетом
расчетов физического загрязнения атмосферного воздуха 64
17. Оценка воздействия других физических факторов на окружающую
среду 66
18. Оценка воздействия объекта как источника биологического загрязнения
атмосферного воздуха 66
19. Мероприятия по сокращению санитарно-защитной зоны 66
20. Обоснование размеров и границ санитарно -защитной зоны объекта как
источника химического, физического и биологического загрязнения атмосферного воздуха 67
21. Организация натурных исследований атмосферного воздуха и измерений
уровней физического воздействия на атмосферный воздух для подтверждения расчетных параметров 7 0
22. Мониторинг состояния атмосферы 71
23. Мониторинг акустического режима 72
24. Программа проведения натурных исследований (мониторинга) состояния
атмосферного воздуха и уровней физических факторов 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЯ ОТСУТСТВУЮТ
... в работе представлены главы: 1, 2.3.5, 2.5, 2.3.6, остальные отсутствуют
Автозаправочная станция (далее по тексту - АЗС), на сегодняшний день, является необходимым атрибутом любого развивающегося города. Тысячи людей ежедневно пользуются услугами топливных компаний для заправки механических транспортных средств. Но в то же время, АЗС - опасный производственный объект, оказывающий негативное воздействие на прилегающие территории и накладывающий ограничения на их использование.
Согласно п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» Новая редакция (в ред. Изменений и дополнений №1, №2, №3 и №4) [1] в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. №52-ФЗ, вокруг объектов и производств, являющихся
источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования - санитарно-защитная зона (далее по тексту - СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами.
Согласно Постановлению Правительства РФ № 222 от 03.03.2018 г. «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» п.1 санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее - объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарноэпидемиологические требования.
На основании п. 5 постановления Правительства РФ от 3 марта 2018 г. № 222 в границах санитарно-защитной зоны не допускается использования земельных участков в целях:
- размещения жилой застройки, объектов образовательного и медицинского назначения, спортивных сооружений открытого типа, организаций отдыха детей и их оздоровления, зон рекреационного назначения и для ведения садоводства;
- размещения объектов для производства и хранения лекарственных средств, объектов пищевых отраслей промышленности, оптовых складов продовольственного сырья и пищевой продукции, комплексов водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды, использования земельных участков в целях производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, предназначенной для дальнейшего использования в качестве пищевой продукции, если химическое, физическое и (или) биологическое воздействие объекта, в отношении которого установлена санитарно-защитная зона, приведет к нарушению качества и безопасности таких средств, сырья, воды и продукции в соответствии с установленными к ним требованиями.
...
Установление СЗЗ для объекта, который является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, значительно снижает риск появления объектов с нормируемыми показателями качества среды обитания (в частности объекты жилой застройки) в непосредственной близости к объекту, в отношении которого требуется установление санитарно -защитной зоны.
Каждый промышленный объект и производство, в отношении которого, согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 , установлен ориентировочный размер санитарно-защитной зоны, и, расположенный рядом с территорией проживания населения, при отсутствии санитарно-защитной зоны не застрахован от приближения массовой жилой застройки к границам своей промышленной территории.
Для определения размеров предлагаемой к установлению СЗЗ в работе были проведены расчеты по показателям химического загрязнения атмосферного воздуха и по фактору шумового воздействия, оказываемого предприятием на существующее положение при штатном режиме работы.
В работе проведены расчеты рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и расчеты физического воздействия на атмосферный воздух в контрольных точках на границе промплощадки (контур объекта), на границе предлагаемой к установлению СЗЗ, на нормируемых территориях, а расчеты уровней шума в нормируемых помещениях.
Расчет рассеивания загрязняющих веществ от рассматриваемого объекта свидетельствует о соответствии максимальных расчетных концентраций всех загрязняющих веществ на границе контура объекта АЗС действующим гигиеническим нормативам (ГН 2.1.6.3492-17 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест» и ГН 2.1.6.2339-07 «Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест» , СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населённых мест»).
Согласно оценке акустической ситуации, уровни шума на контуре объекта, определенные для действующей площадки, превышают допустимые уровни, регламентированные СН 2.2.4/2.1.8.562-96 .
В ночное и дневное время на границе нормируемой зоны, предлагаемой к установлению санитарно-защитной зоны, допустимые уровни шума соответствуют нормативным значениям СН 2.2.4/2.1.8.562-96.
Источники электромагнитного излучения, вибрации и инфразвука на АЗС отсутствуют.
Источники биологического воздействия на атмосферный воздух на АЗС отсутствуют.
На основании результатов расчета рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, результатов акустических расчетов и оценки градостроительной ситуации, в работе обоснован размер предлагаемой к установлению санитарно-защитной зоны: в северном - 100,0 м, северовосточном - 100,0 м, восточном - 100,0 м, юго-восточном - 100,0 м, южном - 100,0 м, юго-западном - 67,0 м, западном - 67,0 м, северо-западном - 100,0 м от контура объекта АЗС.
1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» Новая редакция (в ред. Изменений и дополнений №1, №2, №3 и №4);
2. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. №52-ФЗ;
3. Постановление Правительства РФ № 222 от 03.03.2018 г. «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон»;
4. Региональной геоинформационная система Санкт-Петербурга портала http://rgis.spb.ru;
5. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 №524;
6. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г. №7- ФЗ;
7. «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 №190- ФЗ (ред. от 02.07.2021);
8. Методические указания по расчету валовых выбросов вредных веществ в атмосферу для предприятий нефтепереработки и нефтехимии» РД-17-86, Казань, 1990 г.;
9. СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населённых мест»;
10. СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки»;
11. СП 276.1325800.216 «Здания и территории. Правила проектирования защиты от шума транспортных потоков»;
12. ГОСТ Р 52231-2004 «Внешний шум автомобилей в эксплуатации. Допустимые уровни и методы измерения»;
13. Справочник «Защита от шума в градостроительстве. Справочник проектировщика», Осипов Г.Л., Коробков В.Е. и др., 1993 г.;
14. Учебное пособие «Звукоизоляция и звукопоглащение» под редакцией академика РААСН, профессора, доктора технических наук Г.Л. Осипова, издательство «Астрель», Москва, 2004г. (табл. 16.5 на с. 295 и табл. 16.6 на с. 297);
15. «Справочник по защите от шума и вибрации жилых и общественных зданий», В. И. Заборов, М. И. Могилевский, В. Н. Мякшин, Е. П. Самойлюк; под. ред. В.И. Заборов: К, Будивэльнык - 1989г.
... всего 26 источников