Актуальность исследования. Современный экологический кризис ставит под угрозу возможность устойчивого развития человеческой цивилизации. Дальнейшая деградация природных систем ведет к дестабилизации биосферы, утрате ее целостности и способности поддерживать качества окружающей среды, необходимые для жизни. Преодоление кризиса возможно только на основе формирования нового типа взаимоотношений человека и природы, исключающих возможность разрушения и деградации природной среды.
Обострение глобальных проблем современной цивилизации, ухудшение экологической ситуации во многих регионах мира (и России в частности) направляют внимание общества на экологическое образование подрастающего поколения в системах дошкольного, общего среднего и многоуровневого профессионального образования.
В области теории и методики экологического образования накоплен значительный научный потенциал. В работах И.Д. Зверева, А.Н. Захлебного, И.Т. Суравегиной рассмотрены: цели, задачи, ведущие принципы, возможности экологического воспитания школьников в процессе обучения; педагогические условия формирования экологических знаний, убеждений; значимость практической природоохранной деятельности детей; реализация интегративного подхода к содержанию экологического образования. Б.Т. Лихачевым, Н.С. Дежниковой и др. разработана концепция воспитания экологической культуры школьников, в которой сформулированы положения о самоценности экологического воспитания; об экологической культуре как новообразовании в личности, развивающейся на основе ее интеллектуальной, эмоционально-чувственной и деятельностной сфер, проявляющихся в системе отношений ребенка к природе, людям и самому себе.
Однако имеющиеся достижения в области экологического образования подрастающего поколения, накопленные в нашей стране и за рубежом, еще не привели к созданию эффективных систем этой работы даже в отдельных образовательных учреждениях. Тем более такая системность отсутствует в
отношениях и во взаимодействии учреждений различных уровней, последовательное обучение в которых предполагает подготовку будущего работника и гражданина. Объясняется это рядом причин: не реализуются в полной мере принципы непрерывности, комплексности, системности, преемственности на этапах дошкольного, школьного и профессионального образования; нет тесных связей между структурами, реализующими
содержание экологического образования; не разработано необходимое для этого нормативно-правовое и учебно-методическое обеспечение;
перегруженность учебных планов и др.; недостаточен уровень
профессиональной компетентности педагогов для реализации такого процесса.
Положительное воздействие на сложившуюся ситуацию в рассматриваемом аспекте, на наш взгляд, может оказать социально-педагогическое партнерство учреждений общего и профессионального образования, хозяйственных предприятий и окружающего социума,
используемое как ресурс экологического образования обучаемых в
многоуровневой системе-комплексе «детский сад - школа - вуз». Но создание такой модели сдерживается недостаточной теоретической проработкой вопросов обоснования и реализации организационно-педагогических условий привлечения данного ресурса для повышения эффективности экологического образования обучаемых в указанной системе.
Таким образом, проблема исследования заключается в выявлении, обосновании и реализации организационно-педагогических условий повышения эффективности экологического образования обучаемых в комплексе «детский сад - школа - вуз». Необходимость решения данной проблемы обусловила выбор темы диссертационного исследования «Формирование экологической культуры школьников в комплексе «детский сад - школа - вуз».
Цель исследования: выявить, обосновать совокупность организационно-педагогических условий повышения эффективности формирования экологической культуры школьников в комплексе «детский сад - школа - вуз» и экспериментально проверить ее эффективность.
Объект исследования: процесс формирования экологической культуры обучаемых в комплексе «детский сад - школа - вуз».
Предмет исследования: организационно-педагогические условия повышения эффективности формирования экологической культуры школьников в комплексе «детский сад - школа - вуз».
1. Смысл формирования экологической культуры и на ее основе экологической компетентности заключается в овладении личностью нужными знаниями, пронизанными идеей гармонии человека с природой, в развитии экологического мышления и понимания единства мира, в способности научного предвидения, в стремлении направить полученные знания и умения на формирование своей активной жизненной позиции и глубокие убеждения, что без участия большинства людей трудно решать задачи коэволюции человека и природы.
2. Формирование экологической культуры школьника в многоуровневой системе-комплексе «детский сад - школа - вуз» позволяет обеспечить непрерывность этого процесса: охват всех ступеней образовательной системы; единство подхода к разработке содержания и образовательных технологий; единство подхода к построению предметно-развивающей среды.
3. Ориентиром для разработки содержания непрерывного экологического образования в детском саде и школе выступают требования к экологической подготовке студента вуза, представленные в Государственном образовательном стандарте (ГОС) для учреждений высшего образования.
4. Для формирования у ребенка (а затем у подростка, молодого человека) экологической культуры, в комплексе «детский сад - школа - вуз» необходимо создание единого образовательного пространства, заполненного экологически направленной воспитательной средой, в которой реализуются разнообразные программы и используются разнообразные методики (экологическое содержание представлено в разработанном педагогами школы интегративном курсе «Экология»; в экологическом содержании всех учебных предметов (на основе межпредметных связей), в содержании внеурочной и внешкольной деятельности (детская организация «Бемби», работа школьных кружков и школьной библиотеки, внеклассная деятельность по учебным предметам, работа летнего экологического лагеря)).
5. Определяющую роль в формировании экологической культуры и компетентности школьника играет профессиональная экологическая культура и компетентность педагога с его нравственными, духовными ценностями, сформированными через вовлечение его в процессы экологизации и гуманизации содержания образования.
6. Для эффективного функционирования образовательного пространства комплекса «детский сад - школа - вуз» и его воспитательной среды необходимо нормативно-правовое обеспечение взаимодействия всех участников. Это система договоров, положений и других актов, регулирующих отношения образовательных учреждений внутри комплекса.
В заключении диссертации изложены общие научные результаты проведенного исследования и определены некоторые направления дальнейшей разработки поставленной проблемы, сформулированы основные выводы.
1. Лоскутникова, Г.В. Педагогические условия формирования экологической культуры в комплексе «детский сад - школа - вуз» [Текст] Г.В. Лоскутникова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - №3, 2008 .- С.51-54. - 0,75 п.л.
Статьи в реферируемых изданиях:
2. Лоскутникова, Г.В. Формирование здорового образа жизни учащихся в процессе инновационной деятельности [Текст] Г.В. Лоскутникова // Биологическая обратная связь. - №1, 2004. - С.35. - 0,3 п.л.
3. Лоскутникова, Г.В. Опыт формирования экологической культуры школьника [Текст] Г.В. Лоскутникова // На пути к устойчивому развитию России: Экологическое образование: Томский опыт - №46, Центр экологической политики России. М.: «Колев-пресс», 2008. - С.33-35. - 0,4 п.л.
Учебные и учебно-методические труды:
4. Лоскутникова, Г.В. Преподавание основ охраны природы в начальной школе [Текст] Г.В. Лоскутникова // Пособие для учителей / под ред. В.А. Ананьева. - Томск: Издательство ТГУ, 1994. - 248 с./33 с., 1,94 п.л., (авторский вклад 12,5%).
5. Лоскутникова, Г.В. Преподавание основ охраны природы в V-VIII: [Текст] Г.В. Лоскутникова // Пособие для учителей / под. ред. В.А. Ананьева. - Томск, Издательство ТГУ, 1995. - 314 с./32 с., 1,97 п.л. (авторский вклад - 10%).
6. Лоскутникова, Г.В. Основы безопасности жизнедеятельности с элементами экологии и гигиены: [Текст] Г.В. Лоскутникова // Пособие для учителей начальной школы / В.А. Ананьев, Т.В. Зюзькова, С.И. Козловская, Г.В. Лоскутникова и др. / под ред. В.А. Ананьева. - Томск: Издательство ТГУ, 1997. - 200 с./30 с., - 1,8 п.л. (авторский вклад - 15%).
7. Лоскутникова, Г.В. Уроки экологии в начальной школе: из опыта работы учителей школы № 87: [Текст] Г.В. Лоскутникова / Методическое пособие для учителей начальной школы. / В.Н. Куровский. - Северск: Издательство СГТА, 2004. - 230 с./23 с., - 1,44 п.л. (авторский вклад -
10%).
8. Лоскутникова, Г.В. Элементы экологии на уроках в начальной школе: из опыта работы учителей школы № 87 ЗАТО Северск [Текст] Г.В. Лоскутникова / Методическое пособие для учителей начальной школы / Г.В. Лоскутникова. - Северск: Издательство СГТА, 2004. - 260 с./26 с. - 1,44 п.л. (авторский вклад - 10 %).
9. Лоскутникова, Г.В. Учебная программа непрерывного экологического образования и воспитания учащихся школ г. Томска-7 [Текст] /В.А. Ананьев. - Томск: Издательство ТГУ, 1993. - 90 с./9 с., 0,55 п.л. (авторский вклад - 10%).