Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ В КОМПЛЕКСЕ «ДЕТСКИЙ САД - ШКОЛА - ВУЗ»

Работа №17569

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы24
Год сдачи2010
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
395
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Актуальность исследования. Современный экологический кризис ставит под угрозу возможность устойчивого развития человеческой цивилизации. Дальнейшая деградация природных систем ведет к дестабилизации биосферы, утрате ее целостности и способности поддерживать качества окружающей среды, необходимые для жизни. Преодоление кризиса возможно только на основе формирования нового типа взаимоотношений человека и природы, исключающих возможность разрушения и деградации природной среды.
Обострение глобальных проблем современной цивилизации, ухудшение экологической ситуации во многих регионах мира (и России в частности) направляют внимание общества на экологическое образование подрастающего поколения в системах дошкольного, общего среднего и многоуровневого профессионального образования.
В области теории и методики экологического образования накоплен значительный научный потенциал. В работах И.Д. Зверева, А.Н. Захлебного, И.Т. Суравегиной рассмотрены: цели, задачи, ведущие принципы, возможности экологического воспитания школьников в процессе обучения; педагогические условия формирования экологических знаний, убеждений; значимость практической природоохранной деятельности детей; реализация интегративного подхода к содержанию экологического образования. Б.Т. Лихачевым, Н.С. Дежниковой и др. разработана концепция воспитания экологической культуры школьников, в которой сформулированы положения о самоценности экологического воспитания; об экологической культуре как новообразовании в личности, развивающейся на основе ее интеллектуальной, эмоционально-чувственной и деятельностной сфер, проявляющихся в системе отношений ребенка к природе, людям и самому себе.
Однако имеющиеся достижения в области экологического образования подрастающего поколения, накопленные в нашей стране и за рубежом, еще не привели к созданию эффективных систем этой работы даже в отдельных образовательных учреждениях. Тем более такая системность отсутствует в
отношениях и во взаимодействии учреждений различных уровней, последовательное обучение в которых предполагает подготовку будущего работника и гражданина. Объясняется это рядом причин: не реализуются в полной мере принципы непрерывности, комплексности, системности, преемственности на этапах дошкольного, школьного и профессионального образования; нет тесных связей между структурами, реализующими
содержание экологического образования; не разработано необходимое для этого нормативно-правовое и учебно-методическое обеспечение;
перегруженность учебных планов и др.; недостаточен уровень
профессиональной компетентности педагогов для реализации такого процесса.
Положительное воздействие на сложившуюся ситуацию в рассматриваемом аспекте, на наш взгляд, может оказать социально-педагогическое партнерство учреждений общего и профессионального образования, хозяйственных предприятий и окружающего социума,
используемое как ресурс экологического образования обучаемых в
многоуровневой системе-комплексе «детский сад - школа - вуз». Но создание такой модели сдерживается недостаточной теоретической проработкой вопросов обоснования и реализации организационно-педагогических условий привлечения данного ресурса для повышения эффективности экологического образования обучаемых в указанной системе.
Таким образом, проблема исследования заключается в выявлении, обосновании и реализации организационно-педагогических условий повышения эффективности экологического образования обучаемых в комплексе «детский сад - школа - вуз». Необходимость решения данной проблемы обусловила выбор темы диссертационного исследования «Формирование экологической культуры школьников в комплексе «детский сад - школа - вуз».
Цель исследования: выявить, обосновать совокупность организационно-педагогических условий повышения эффективности формирования экологической культуры школьников в комплексе «детский сад - школа - вуз» и экспериментально проверить ее эффективность.
Объект исследования: процесс формирования экологической культуры обучаемых в комплексе «детский сад - школа - вуз».
Предмет исследования: организационно-педагогические условия повышения эффективности формирования экологической культуры школьников в комплексе «детский сад - школа - вуз».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Смысл формирования экологической культуры и на ее основе экологической компетентности заключается в овладении личностью нужными знаниями, пронизанными идеей гармонии человека с природой, в развитии экологического мышления и понимания единства мира, в способности научного предвидения, в стремлении направить полученные знания и умения на формирование своей активной жизненной позиции и глубокие убеждения, что без участия большинства людей трудно решать задачи коэволюции человека и природы.
2. Формирование экологической культуры школьника в многоуровневой системе-комплексе «детский сад - школа - вуз» позволяет обеспечить непрерывность этого процесса: охват всех ступеней образовательной системы; единство подхода к разработке содержания и образовательных технологий; единство подхода к построению предметно-развивающей среды.
3. Ориентиром для разработки содержания непрерывного экологического образования в детском саде и школе выступают требования к экологической подготовке студента вуза, представленные в Государственном образовательном стандарте (ГОС) для учреждений высшего образования.
4. Для формирования у ребенка (а затем у подростка, молодого человека) экологической культуры, в комплексе «детский сад - школа - вуз» необходимо создание единого образовательного пространства, заполненного экологически направленной воспитательной средой, в которой реализуются разнообразные программы и используются разнообразные методики (экологическое содержание представлено в разработанном педагогами школы интегративном курсе «Экология»; в экологическом содержании всех учебных предметов (на основе межпредметных связей), в содержании внеурочной и внешкольной деятельности (детская организация «Бемби», работа школьных кружков и школьной библиотеки, внеклассная деятельность по учебным предметам, работа летнего экологического лагеря)).
5. Определяющую роль в формировании экологической культуры и компетентности школьника играет профессиональная экологическая культура и компетентность педагога с его нравственными, духовными ценностями, сформированными через вовлечение его в процессы экологизации и гуманизации содержания образования.
6. Для эффективного функционирования образовательного пространства комплекса «детский сад - школа - вуз» и его воспитательной среды необходимо нормативно-правовое обеспечение взаимодействия всех участников. Это система договоров, положений и других актов, регулирующих отношения образовательных учреждений внутри комплекса.
В заключении диссертации изложены общие научные результаты проведенного исследования и определены некоторые направления дальнейшей разработки поставленной проблемы, сформулированы основные выводы.



1. Лоскутникова, Г.В. Педагогические условия формирования экологической культуры в комплексе «детский сад - школа - вуз» [Текст] Г.В. Лоскутникова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - №3, 2008 .- С.51-54. - 0,75 п.л.
Статьи в реферируемых изданиях:
2. Лоскутникова, Г.В. Формирование здорового образа жизни учащихся в процессе инновационной деятельности [Текст] Г.В. Лоскутникова // Биологическая обратная связь. - №1, 2004. - С.35. - 0,3 п.л.
3. Лоскутникова, Г.В. Опыт формирования экологической культуры школьника [Текст] Г.В. Лоскутникова // На пути к устойчивому развитию России: Экологическое образование: Томский опыт - №46, Центр экологической политики России. М.: «Колев-пресс», 2008. - С.33-35. - 0,4 п.л.
Учебные и учебно-методические труды:
4. Лоскутникова, Г.В. Преподавание основ охраны природы в начальной школе [Текст] Г.В. Лоскутникова // Пособие для учителей / под ред. В.А. Ананьева. - Томск: Издательство ТГУ, 1994. - 248 с./33 с., 1,94 п.л., (авторский вклад 12,5%).
5. Лоскутникова, Г.В. Преподавание основ охраны природы в V-VIII: [Текст] Г.В. Лоскутникова // Пособие для учителей / под. ред. В.А. Ананьева. - Томск, Издательство ТГУ, 1995. - 314 с./32 с., 1,97 п.л. (авторский вклад - 10%).
6. Лоскутникова, Г.В. Основы безопасности жизнедеятельности с элементами экологии и гигиены: [Текст] Г.В. Лоскутникова // Пособие для учителей начальной школы / В.А. Ананьев, Т.В. Зюзькова, С.И. Козловская, Г.В. Лоскутникова и др. / под ред. В.А. Ананьева. - Томск: Издательство ТГУ, 1997. - 200 с./30 с., - 1,8 п.л. (авторский вклад - 15%).
7. Лоскутникова, Г.В. Уроки экологии в начальной школе: из опыта работы учителей школы № 87: [Текст] Г.В. Лоскутникова / Методическое пособие для учителей начальной школы. / В.Н. Куровский. - Северск: Издательство СГТА, 2004. - 230 с./23 с., - 1,44 п.л. (авторский вклад -
10%).
8. Лоскутникова, Г.В. Элементы экологии на уроках в начальной школе: из опыта работы учителей школы № 87 ЗАТО Северск [Текст] Г.В. Лоскутникова / Методическое пособие для учителей начальной школы / Г.В. Лоскутникова. - Северск: Издательство СГТА, 2004. - 260 с./26 с. - 1,44 п.л. (авторский вклад - 10 %).
9. Лоскутникова, Г.В. Учебная программа непрерывного экологического образования и воспитания учащихся школ г. Томска-7 [Текст] /В.А. Ананьев. - Томск: Издательство ТГУ, 1993. - 90 с./9 с., 0,55 п.л. (авторский вклад - 10%).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ