Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Некоторые особенности семантики этимённых глаголов в современном английском языке (на материале семантического поля «звучание»)

Работа №175663

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы72
Год сдачи2018
Стоимость4250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
Глава I. Теоретические аспекты семантики глаголов звучания
1.1 Когнитивный аспект изучения семантики глаголов звучания 8
1.2 Концепт "звучание" и его структура 12
1.3 Фрейм «звучание», представленный глаголами звуковой
семантики 14
1.4 Факторы функциональной категоризации английских глаголов звучания 23
1.5 Конверсия в современном английском языке 25
1.5.1 Направления конверсии 29
1.5.2 Семантические модели образования глаголов от существительных по
конверсии (на примере вербализации: N - V) 31
Выводы к главе 1 34
Глава II. Семантическая категоризация отыменных английских
глаголов звучания
2.1 Отыменные глаголы звуковой деятельности человека 37
2.2 Отыменные глаголы, обозначающие звуки животных 42
2.2.1 Домашние животные 44
2.2.2 Птицы 47
2.2.3 Насекомые 49
2.3 Отыменные глаголы, характеризующие звуки неодушевленных предметов 52
2.3.1 Отыменные глаголы действий и процессов, сопровождающихся
звучанием 54
2.3.2 Отыменные глаголы, обозначающие искусственно созданные звуковые
сигналы 57
Выводы к главе II 59
Заключение 62
Список использованной литературы 65
Источники фактического материала 70
Приложение

Особенности семантики отыменных английских глаголов являются предметом многочисленных работ общего и специального характера по теории и истории грамматического строя английского языка. Исследованием данной проблемы подробно занимались такие известные исследователи- лингвисты как Н. С.Авилова, Н. Д. Арутюнова, Н. Н. Болдырев, Н. А. Акулинина, Л. С. Бархударов, Т.М. Беляева и пр. Существующее в современной науке расхождение мнений по данному вопросу, а также появление нового материала, новых подходов и методов анализа предполагают постоянную необходимость дальнейших исследований, что и определяет актуальность данной работы. Цель исследования проанализировать некоторые особенности семантики отыменных глаголов в современном английском языке, рассмотреть их употребление в контексте, показать их сущность.
Для достижения поставленной цели обозначен ряд задач:
1. Обобщить и систематизировать достижения лингвистов, исследовавших семантические особенности отыменных английских глаголов в современном английском языке.
2. Описать основные типы значений и семантические особенности отыменных английских глаголов звучания.
3. Рассмотреть понятие конверсии.
4. Рассмотреть семантические категории отыменных английских глаголов звучания.
5. Определить основные семантические компоненты глагола, степень сохранения исходных сем и появление новых сем.
6. Рассмотреть функционирование отыменных английских глаголов звучания в синтаксическом окружении.
Предмет исследования - семантические особенности отыменных глаголов звучания в современном английском языке.
Объект исследования - отыменные глаголы звучания в современном английском языке.
Методологической базой исследования данного дипломного проекта являются работы труды по теоретической грамматике английского языка; исследования в области лексикологии, словообразования, теоретической грамматики, когнитивной лингвистики, труды по языкознанию; труды по практической грамматике современного английского языка; статьи; материалы интернет-конференций и т.д.
В ходе исследования применялись лингвистические приемы и методы:
• метод сравнительно-сопоставительного анализа;
• метод компонентного анализа;
• синхронный подход;
• контекстуальный анализ;
• метод частотной оценки.
Научная новизна исследования заключается в изучении некоторых семантических особенностей отыменных глаголов звучания в английском языке.
Практическая значимость определяется возможностью использования материалов данного исследования как базы для дальнейшей научной работы в области изучения семантических особенностей отыменных глаголов английского языка.
Содержание исследования изложено на 71 странице машинописного текста и включает введение, две главы, сопровождающиеся выводами, заключение, список использованной литературы, источники фактического материала, приложение. Список использованной литературы состоит из 53 наименований, 6 из них на иностранных языках. Приложение содержит список английских глаголов, проанализированных в ходе исследования.
Апробация работы. Результаты исследования были представлены в виде доклада на студенческой научной конференции Российского Государственного Гидрометеорологического Университета (г. Санкт- Петербург) 10 апреля 2018 г.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


По результатам проведенного исследования, можно сделать вывод, что глаголы с семантикой звучания считаются средством языкового представления концепта "звучание", имеющего многозначную структуру. Объем и содержание концепта "звучание" отражают совокупность знаний о свойстве звука и особенностях его восприятия. Концепт "звучание" является межкультурной единицей мыслительной деятельности, формирование которого в сознании носителей языка различных культур осуществляется подобным образом.
Структура концепта "звучание" определяется признаками двух уровней, отображающих собственно онтологические свойства звучания и его роль как объекта слухового восприятия. Между собой признаки концепта "звучание" существуют в отношениях определенности и отличаются друг от друга степенью абстрактности. Концептуальные признаки первого уровня носят сенсетивно-показательный характер и определяются признаками звука как физического явления. К ним относятся концептуальные характеристики "звук", отражающий психоакустические свойства звучания, и "движение" как источник и причина появления звука. Концепуальные свойства первого уровня обладают отличительной особенностью сенсетивной наглядностью и определяют свойства второго уровня. Концептуальные признаки второго уровня отображают функции звука как объекта слухового восприятия. К ним относятся такие признаки, как "информативность", "коммуникативность" и "оценочность". Признак информативности обеспечивается воплощением когнитивной функции звука, заключающейся в передаче информационного потенциала, содержащегося в звуке. Признак коммуникативности определяется коммуникативной функцией звука, являющегося главным средством общения. Признак оценочности связан с реализацией регулятивной функции, заключающейся в способности звуков вызывать конкретную реакцию на них и давать им оценку.
Сведения, сопоставляемые с концептом "звучание", предполагают логически организованную структуру, задающуюся общей структурой когнитивной модели. Когнитивной моделью, обусловливающей семантическое единство и многообразие глаголов звучания, является фрейм "звучание". Фреймом "звучание" является когнитивно-пропозициональная схема, отражающая стандартную ситуацию, связанную с возникновением звучания, которая передается глаголами звуковой семантики. Структура фрейма "звучание" включает обязательные и дополнительные компоненты, задействование которых позволяет производить различные ситуации звучания. К числу обязательных компонентов относят тип звучания, предикат и средство, или же инструмент производства звучания. Дополнительные компоненты выводятся из анализа концептуальной структуры звучания и определяются лексикализацией концептуальных признаков. К дополнительным компонентам относятся: качество звука и причина его возникновения, цель производства звука, объект звукового воздействия и субъект восприятия.
Дополнительные признаки фрейма "звучание" определяют своеобразность семантики глаголов, покрывающих данное концептуальное пространство.
Основными свойствами фрейма "звучание" являются его способность к переструктурации, т.е. к изменению соотношения признаков, наличие главных или мотивирующих компонентов и взаимопроникновение фреймов.
Глаголы звучания создают категорию, обнаруживающую прототипический принцип построения, который подтверждается их системной и функциональной категоризацией. Когнитивной базой системной категоризации глаголов звучания является принцип "предметной отнесенности", в соответствии с которым исследуемые глаголы подразделяются на три группы: глаголы звуковой деятельности человека, глаголы, обозначающие звуки животных, и глаголы, характеризующие звуки
неодушевленных предметов и природных объектов. Изучение механизмов системной и функциональной категоризации английских глаголов звучания представляет собой фрагмент исследования процессов языковой категоризации в целом. Используемые подходы и методы могут быть применены при рассмотрении различных групп тематически родственной лексики и других частей речи.



1. Авилова, Н. С. Вид глагола и семантика глагольного слова / Н. С. Авилова. - М. : Наука, 1976. - 328 с.
2. Арнольд, И. В. Лексикология современного английского языка / И. В. Арнольд. - М. : Высш. шк., 1986. - 295 с.
3. Арутюнова, Н. Д. Предложение и его смысл: Логико-семантические проблемы : монография / Н. Д. Арутюнова. - М. : Наука, 1976. - 383 с.
4. Арутюнова, Н. Д. Аспекты семантических исследований : монография / отв. ред. Н. Д. Арутюнова, А. А. Уфимцева - М. : Наука, 1980. - 356 с.
5. Арутюнова, Н. Д. Логический анализ языка: Язык и время : монография / отв. ред. Н. Д. Арутюнова, Т. Е. Янко - М. : Наука, 1997. - 351 с.
6. Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка. Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 1996. - 104 с.
7. Беляева, Т. М. Словообразовательная валентность глагольных основ в английском языке : Учеб. пособие для пед. вузов по спец. "Иностр. яз." / Т. М. Беляева. - М. : Высшая школа, 1979. - 184 с.
8. Беляевская, Е.Г. Когнитивные основания изучения семантики слова // Структуры представления знаний в языке. - М. : РАН ИНИОН, 1994. - С. 87-110.
9. Богданова, С. Ю. Концептуализация и реконцептуализация простран-ственных отношений (на материале английских фразовых глаголов): дис. ...док. филол. наук: 10.02.04 / С. Ю. Богданова. - Иркутск, 2007. - 350 с.
10. Болдырев, Н. Н. Категориальное значение глагола: Системный и функциональный аспекты : монография / Н. Н. Болдырев. - СПб. : Изд-во РГПУ, 1994. - 171 с.
11. Болдырев, Н. Н. Функциональная категоризация английского глагола: монография / Н. Н. Болдырев. - СПб. - Тамбов : Изд-во РГПУ/ ТГУ, 1995. - 140 с.
12. Болдырев, Н. Н., Акулинина, Н.А. Когнитивный аспект лексической категоризации английских глаголов звучания. // Моделирование процессов функциональной категоризации глагола : монография / Н. Н. Болдырев, Н. А. Акулина. - Тамбов : Изд-во ТГУ, 2000. - 163 с.
13. Бондарко, А. В. Теория функциональной грамматики. Субъектность.
Объектность. Коммуникативная перспектива высказывания.
Определенность/Неопределенность : монография / А. В. Бондарко. - СПб. : Наука, 1992. - 309 с.
14. Бондарко А.В. Субъектно-предикатно-объектные ситуации. // Теория
функциональной грамматики. Субъектность. Объектность.
Коммуникативная перспектива высказывания.
Определенность/Неопределенность. - СПб.: Наука, 1992. С. 29 - 71.
15. БСЭ — Большая Советская Энциклопедия (2-е издание).- т. 9 - М. : Сов. энциклопедия, 1972.
16. Васильева, А.К. О природе частей речи как системы классов полнозначных слов. // Филологические науки. № 6 - М.: Высшая школа, 1973. С. 65 - 75.
17. Вежбицкая, А. Язык. Культура. Познание. - М. : Рус. словари, 1997. -416 с.
18. Выренкова, А. С. Глаголы звуков животных: типология метафор / Ред. Т. И. Резникова, А. С. Выренкова, Б. В. Орехов, Д. А. Рыжова. Сост. Е. В. Рахилина. — M . : Языки славянской культуры, 2015. — 397 с.
19. Гак, В.Г. Номинация действия. // Логический анализ языка. Модели действия. - М. : Наука, 1992. С. 77 - 84.
20. Долинина, И.Б. Категория переходности в ее отношении к лексике и
синтаксису. // Теория функциональной грамматики. Субъектность. Объектность. Коммуникативная перспектива высказывания.
Определенность/ неопределенность. - СПб.: Наука, 1992. С. 100 - 114.
21. Дуйсенбина, А. Т. Когнитивно-семантическая природа конверсивов в казахском и немецком языках: автореф. дис. ...канд. филол. наук: 10.02.20 / А. Т. Дуйсенбина. - Алматы, 2010. - 25 с.
22. Жаботинская, С.А. Концептуальная модель частеречных систем: фрейм и скрипт. // Когнитивные аспекты языковой категоризациии: Сб. науч. тр. - Рязань: Ряз. Гос. пед. ун-т, 2000. С. 15 - 21.
23. Загоруйко, А.Я. Конверсия - морфолого-синтаксический способ
словообразования (на материале современного английского языка): Автореф. дис канд. филол. наук. - Ростов-на-Дону, 1960. - 27 с.
24. Зернов, Б.Е. Взаимодействие частей речи в английском языке (логико-динамический аспект). - Л.: ЛГУ, 1986. - 124 с.
25. Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность. - М. : Наука, 1987. - 261 с.
26. Касевич, В.Б. Субъектность и объектность: проблемы семантики. //
Теория функциональной грамматики: Субъектность. Объектность.
Коммуникативная перспектива высказывания. Определенность/ неопределенность. - СПб.: Наука, 1992. С. 5 - 29.
27. Кибардина, С.М. Функции субъекта и объекта в аспекте теории
валентности. // Теория функциональной грамматики. Субъектность. Объектность. Коммуникативная перспектива высказывания.
Определенность/неопределенность. - СПб.: Наука, 1992. С. 100 - 114.
28. Козлова, Л.А. Проблемы функционального сближения частей речи в современном английском языке. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 1997. - 200 с.
29. Кубрякова, Е.С., Демъянков, В.З., Панкрац, Ю.Г., Лузина Л.Г. Краткий словарь когнитивных терминов. - М.: Изд-во филолог, фак-та МГУ, 1996. - 245 с.
30. Кубрякова, Е.С. Деривация, транспозиция, конверсия. // Вопросы языкознания. - М.: Наука, 1974. №5. С. 64 - 76.
31. Кубрякова, Е.С. Части речи в ономасиологическом освещении. - М.: Наука, 1978. - 115 с.
32. Кубрякова, Е.С. Части речи с когнитивной точки зрения,- М. : Изд-во Института языкознания РАН, 1997. - 330 с.
33. Кубрякова Е.С., Гуреев В.А. Конверсия в современном английском языке. // Вестник Воронежск. ГУ. Серия Лингвистика и межкультурная коммуникация. - Воронеж, 2002. - №2. С. 33 - 38.
34. Лакофф, Дж. Мышление в зеркале классификаторов // Новое в зарубежной лингвистике. - Вып. 23.- М. : Прогресс, 1988. - С. 12-52.
35. Ломовая, А. В. Валентность и семантика отыменных глаголов,
образованных по конверсии // Мир лингвистики и коммуникации, 2011, № 3 (24) / А.В. Ломовая [Электронный ресурс] -
http: //tverlingua.ru/archive/024/content_24 .htm
36. Минский, М. Фреймы для представления знаний. - М. : Энергия, 1979. - 151 с.
37. Павиленис, Р.И. Язык. Смысл. Понимание. // Язык. Наука. Философия. Логико-методологический и философский анализ. Вильнюс, 1986. - С. 240- 263.
38. Падучева, Е.В. Глаголы действия: толкование и сочетаемость. // Логический анализ языка. Модели действия. - М.: Наука, 1992. С. 69 - 77.
39. Попова, З.Д., Стернин, И.А. Понятие "концепт" в лингвистических
исследоваиях. Воронеж: кафедра общего языкознания и стилистики
Воронежского гос. ун-та, 1999. - 30 с.
40. Рузин, И.Г. Модусы перцепции (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус) и их выражение в языке. Диссертация ... канд. филол. наук. М., 1995. - 199 с.
41. Рузин И.Г. Природные звуки в семантике языка (когнитивные стратегии именования) // Вопросы языкознания, 1993. - №6. - С. 17-28.
42. Слюсарева, H.A. Проблемы функциональной морфологии современного английского языка. - М. : Наука, 1986. - 214 с.
43. Смирницкий, А. И. Об особенностях обозначения явления направленного движения в отдельных языках / А. И. Смирницкий // Иностр. яз. в школе. - 1953. - № 2. - 100 с.
44. Степанов, Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. - М. : Школа "Языки русской культуры", 1997. - 824 с.
45. Филлмор, Ч. Дж. Основные проблемы лексической семантики // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 12,- М.: Радуга, 1983. - С. 74-122
46. Чедд, Г. Звук. - М. : Мир, 1975. - 205 с.
47. Якубовская, Э.В. Отыменные фразовые глаголы, образованные по конверсии от предметных существительных со значением «инструмент».
48. Britanicca — The New Encyclopedia Britanicca. - vol. 11.- Chicago: Encyclopedia Britanicca, Inc., 1994.
49. Chedd, G. Sound from communication to noise pollution. Garden City, New York, Doubleday Science Series. Doubleday and Co., Inc., 1970. - 190.
50. Halliday, M.A.K. Notes on transitivity and theme in English // Journal of Linguistics. 1967, Vol. 3: 37-81 (pt.1), 199-244 (pt.2).
51. Hopper, P. J., Thompson S. A. Transitivity in Grammar and Discourse // Language. - 1980. - Vol. 56, № 2. - P. 251-255.
52. Lauwers, P. The nominalization of adjectives in French: From morphologi-cal conversion to categorical mismatch / P. Lauwers // Folia Linguistica. - Vol. 42. - № 1. - 2008. - Pp. 135-176.
53. WEUDEL — Webster's Encyclopedic Unabridged Dictionary of the English Language. - New York: Gramercy Books, 1994.
Источники фактического материала
54. Cambridge dictionary. [Эл. ресурс] - dictionary.cambridge.org/ru/
55. Golding W. Envoy Extraordinary // Golding W. Lord of the Flies. The Pyramid. Envoy Extraordinary. - M.: Прогресс, 1982. - С. 299-375.
56. Golding W. Lord of the Flies // Golding W. Lord of the Flies. The Pyramid. Envoy Extraordinary. - M.: Прогресс, 1982. - С. 37-299.
57. Darcy Е. A Wedding to Remember.- Harlequin Books, 1993. - 187 p.
58. Collins Cobuild English Language Dictionary. - London: Harper Collins Publishers Ltd., 1997.
59. Concise Oxford English Dictionary / ed. by A. Stevenson and M. Waite. - 12th edition. - Oxford University Press, 2008. - 1728 p.
60. Lawrence D.H. The Rainbow. - M.: Радуга, 1985. - 571 с.
61. Longman Dictionary of Contemprorary English. - M.: Русский язык, 1992 (в 2-х томах).
62. Maughmam W.S. Cakes and Ale or the Skeleton in the Cupboard. - M.: Прогресс, 1980. - 237 с.
63. Merriam Webster's Collegiate Dictionary. - Springfield, Massachusetts, USA, 1997.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ