Введение 3
1 Теоретические основы услуг, оказываемых государственными 5
учреждениями, в сфере дополнительного профессионального образования
1.1 Понятие и сущность услуг в сфере дополнительного 5
профессионального образования
1.2 Правовые механизмы государственных учреждений, 15
предоставляемых услуги
1.3 Особенности услуг дополнительного профессионального 22
образования
2 Исследование государственной организации 27
2.1 Краткая характеристика организации 27
2.2 Анализ предоставляемых услуг 32
2.3 Проблемы деятельности учреждений дополнительного 39
образования
3 Разработка программы по расширению услуг 45
3.1 Пути совершенствования программы 45
3.2 Мероприятия по совершенствованию деятельности расширения 51
услуг в сфере дополнительного профессионального образования
3.3 Эффективность программы 56
Заключение 59
Список использованной литературы 61
В настоящее время роль системы дополнительного образования в подготовке подрастающего поколения существенно растет. Она призвана решить важнейшую социальную проблему, связанную с выявлением и развитием тех задатков и способностей детей, которые обеспечат их устойчивое саморазвитие в жизни.
Актуальность исследования состоит в том, что система дополнительного образования все больше воспринимается как сфера услуг (услуг специфических, связанных с формированием личности человека, воспроизводством интеллектуальных ресурсов, передачи ценностей культуры). В силу этого процесс модернизации системы дополнительного образования способствует тому, что учреждения образования становятся субъектами рынка образовательных услуг.
Отсюда следует, что в современных условиях от умения руководства учреждения образования своевременно провести мероприятия по модернизации и развитию этого учреждения зависит сохранность, развитие и востребованность в обществе услуг, предоставляемых этим учреждением. Особое значение приобретает выработка стратегических изменений и переориентация образовательного процесса в соответствии с потребностями общества.
Теоретической основой являются концептуальные положения о развитии личности в дополнительном образовании (В.А. Березина, А.К. Бруднов, В.А. Горский, М.Б. Коваль); теории формирования всесторонне развитой личности, разработанной классиками отечественной педагогики (П.П. Блонский, Н.К. Крупская, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий); исследования в области повышения квалификации и развития уровня профессионализма педагога дополнительного образования (В.Г. Бочарова, М.А. Валеева, И.В. Калиш).
Целью дипломного проекта является - расширение услуг, оказываемых государственными учреждениями, в сфере дополнительного профессионального образования.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность услуг в сфере дополнительного профессионального образования;
- рассмотреть правовые механизмы государственных учреждений, предоставляемых услуги;
- изучить особенности услуг дополнительного профессионального образования;
- провести исследование государственной организации;
- разработать программу по расширению услуг дополнительного профессионального образования.
Объект исследования - система дополнительного профессионального образования.
Предмет исследования: пути совершенствования системы дополнительного профессионального образования.
В качестве методов исследования были использованы:
- теоретический анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой теме;
- изучение педагогического опыта учреждения с помощью наблюдения, опроса, тестирования, анализ опытно-экспериментальной деятельности, эмпирические исследования, включающие анкетные опросы.
Методологической основой исследования послужил анализ существующих проблем развития системы дополнительного образования в работах отечественных и зарубежных авторов посвященные проблемам развития дополнительного образования, формам и методам совершенствования их деятельности.
База исследования: Санкт-Петербургский институт дополнительного профессионального образования «Смольный».
Развитие общества не возможно без развития образования и изменения подходов к нему, так как образование есть ключ к становлению жизненных установок и приоритетов и норм нравственности каждого человека. На современном этапе дополнительное образование, как всё образование в целом, имеет стратегическое значение в развитии страны, поэтому государство, через нормативно-правовые акты определяет базовую структуру дополнительного образования, четко определяя место и назначение каждого вида дополнительного образования. В концепциях развития страны в различные периоды определяются вектора развития образования, и как следствие развития дополнительного образования как неотъемлемой части всей системы образования. В современных концепциях дополнительного образования личность становиться центральной фигурой в образовательном процессе:
- дополнительное образование направлено на совершенствование и всесторонне удовлетворение потребностей человека;
- дополнительное образование имеет важное значение для развития человека и соответствуют его интересам;
- дополнительное образование обеспечивает адаптацию к взрослой жизни детей, а так же людей попавших в тяжелую жизненную ситуацию для преодоления препятствий созданной этой ситуацией;
- дополнительное образование осуществляет профессиональную ориентацию молодежи и лиц, которые хотят сменить сферу своей профессиональной деятельности.
В процессе исследования полностью подтвердилась выдвинутая гипотеза, решены поставленные задачи и получены следующие результаты и выводы:
1. Анализ литературы по теме исследования, нормативных документов позволяет сделать вывод об актуальности, что система дополнительного образования все больше воспринимается как сфера услуг (услуг специфических, связанных с формированием личности человека, воспроизводством интеллектуальных ресурсов, передачи ценностей культуры). В силу этого процесс модернизации системы дополнительного образования способствует тому, что учреждения образования становятся субъектами рынка образовательных услуг.
2. Сформулировано определение понятия «дополнительное профессиональное образование».
3. Определено, что дополнительное профессиональное образование
(ДНО) - одна из важнейших подсистем непрерывного образования взрослых, которая включает в себя переподготовку специалистов (второе высшее образование), повышение квалификации, профессиональную переподготовку, стажировку и самообразование.
4. Выделены основные особенности и характеристики дополнительного профессионального образования.
5. Цели создания учреждений ДПО. повышение профессиональных знаний, совершенствование деловых качеств обучающихся и подготовка их к выполнению новых трудовых функций.
6. Проведена характеристика СПб ИДПО «Смольный».
7. Рассмотрены оказываемые институтом услуги.
8. Разработана программа для СПб ИДПО «Смольный».
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ
2. Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 г. № ВК-1032/06 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями-разъяснениями профессиональных программ на основе профессиональных стандартов»).
3. Письмо Минобрнауки России от 25.08.2015 г. № АК-2453/06 «Об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере ДПО».
4. Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2013 № 29444). URL:
http: //www. consultant.ru
5. Приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.09.2015 №38993). URL: http://www.consultant.ru
6. Абдуллина С.В. Образовательные услуги: общие понятия / С.В. Абдуллина // Науковведение. - 2013. - №2. - С.2-11.
7. Акопов Г.В. Социальная психология образования / Г.В. Акопов. — М.: Флинта, 2000. — 296 с.
8. Армстронг, М. Практика управления человеческими ресурсами / М. Армстронг.: пер. с англ. под ред. С. К. Мордовина. - 8-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 832 с.
9. Алипханова Ф.Н. Современные педагогические технологии
профессионального образования: материалы Международной заочной
научно-практической конференции 17-18 мая 2018 г.: сборник статей;
Дагестанский государственный педагогический университет, Факультет технологии и профессионально-педагогического образования. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2018. 503 с.
10. Балыхин Г. А. Управление развитием образования: организационно-экономический аспект / Г.А. Балыхин. - М.: ЗАО Изд-во «Экономика», 2003. - 428 с.
11. Беляков С.А. Системные аспекты образовательной политики и управления образованием / С.А. Беляков, В.Ж. Куклин // Университетское управление: практика и анализ. - 2003. - №3(26). - С.10-23.
12. Березина, В.А., Дополнительное образование детей как средство их творческого развития: автореферат дис. кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Министерство общего и проф. образ. - Москва, 1998. - 22 с.
13. Белова, В. А. Должностные обязанности педагогических работников и учебно-воспитательного персонала образовательных учреждений и средних учреждений дополнительного образования. Выпуск 2 / В.А. Белова, И.Г. Корнеева. - М.: Перспектива, 2014. - 128 с.
14. Буйлова, Л. Н. Дополнительное образование. Нормативные документы и материалы / Л.Н. Буйлова, Г.П. Буданова. - М.: Просвещение, 2015. - 320 с.
15. Батяев А. А. Идеальный персонал. Профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации, Альфа-Пресс,2007г - 176 с.
16. Величкович К. В. Экономическое содержание образовательной услуги сравнительный анализ концептуальных подходов / К.В. Величкович // Вестник БДУ. Сер.3. - 2007. - №3. - С. 79-84.
17. Васильева Т. С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). СПб.: Заневская площадь, 2014. С. 74-76.
18. Горский, В.А., Содержание деятельности методиста учреждения дополнительного образования детей по организации взаимодействия и преемственности формального и неформального образования [Текст] : учебное пособие / В. А. Горский, В. Н. Иванченко, Н. Ф. Хацкевич ; Федеральное гос. науч. учреждение "Ин-т содержания и методов обучения" Российской акад. образования. - Москва ; Киров : Изд-во Вятского гос. гуманитарного ун-та, 2012. - 121 с.
19. Законодательство в образовании: Сборник основных нормативно-правовых документов в области образования. - М.: Современный
гуманитарный университет, 2013. - 161 с.
20. Кириллина Ю.Д. Маркетинг образовательных услуг / Ю. Кириллина // Высшее образование в России. - 2000. - № 5. - С. 16-22.
21. Козлов, В.Д., Зайцева, А.Н. Оптимизация использования человеческих ресурсов организации// Справочник по управлению персоналом - 2006. - № 8 - С.80 - 92
22. Коваль, М.Б., Становление и развитие системы воспитательной
деятельности внешкольных объединений : диссертация ... доктора
педагогических наук : 13.00.01. - Москва, 1991. - 332 с.
23. Каненец А.В. «Основы духовно- нравственного воспитания в системе дополнительного образования» - РГСУ, 2015. - 318 с.
24. Клячко, Т. Л. Мониторинг дополнительного профессионального образования в России / Т.Л. Клячко. - Москва: ИЛ, 2016. - 954 с.
25. Кузьмина E. E. Маркетинг образовательных услуг: учеб. пособие для магистров /Е. Е. Кузьмина. М.: Издательство Юрайт, 2012. — 330 с.
26. Морозова Н. А. Дополнительное образование в современной России // Педагогика. - 2003. - N 8. - С. 31-34.
27. Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании / А.П. Панкрухин. Учебное пособие. - М.: Интерпракс, 2006. - 352 с.
образовательные услуги: соотношения понятий / В.С. Потапенко // Журнал российского права. - 2009. № 2. С. 139-150.
29. Пастухова И.П. Методическое обеспечение проектирования контрольно-оценочных средств по дисциплине /И.П. Пастухова// Среднее проф. образование.2012. № 10. С. 3-6.
30. Серякова, С. Б. Дополнительное профессиональное образование в России и странах Западной Европы. Сопоставительный анализ / С.Б. Серякова, В.В. Кравченко. - М.: Прометей, 2016. - 164 с.