ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА МАТЕРИАЛЕ ТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ «РОДИНА»
|
Введение 5
Глава 1 Теоретические основы обогащения словарного запаса младших школьников
1.1 Особенности словарного запаса младших школьников 9
1.2 Тематическая группа слов со значением «Родина» 17
Глава 2 Методическая работа по обогащению речи младших школьников словами тематической группы «Родина» 27
2.1 Анализ программы и школьных учебников по русскому языку
образовательной системы «Школа России» 27
2.2 Приемы работы по обогащению словарного запаса младших школьников 35
2.3 Анализ опытно-экспериментальной работы 39
Заключение 47
Список использованных источников 50
Приложение А Таблица 1 Результаты учащихся констатирующего среза 54
Приложение Б Таблица 2 Результаты контрольного среза 55
Глава 1 Теоретические основы обогащения словарного запаса младших школьников
1.1 Особенности словарного запаса младших школьников 9
1.2 Тематическая группа слов со значением «Родина» 17
Глава 2 Методическая работа по обогащению речи младших школьников словами тематической группы «Родина» 27
2.1 Анализ программы и школьных учебников по русскому языку
образовательной системы «Школа России» 27
2.2 Приемы работы по обогащению словарного запаса младших школьников 35
2.3 Анализ опытно-экспериментальной работы 39
Заключение 47
Список использованных источников 50
Приложение А Таблица 1 Результаты учащихся констатирующего среза 54
Приложение Б Таблица 2 Результаты контрольного среза 55
Современный русский язык является средством передачи и сохранения народного богатства науки и культуры России. В условиях многонациональности, смешения различных культур и религий в нашей стране, русский язык претерпевает значительные изменения. Это не может не сказаться на преемственности поколений в освоении и сохранении национальной культуры. Именно сейчас, в век терпимости и толерантности к другим культурам, так актуальна данная тема.
В процессе обучения младших школьников русскому языку очень важно сохранить все богатство, красоту и выразительность присущие родному языку, который испокон веков отражает дух и историю нашей страны. При этом необходимо всестороннее знание словарного состава русского языка, совершенствование навыков эффективного использования этих знаний не только в учебной, но и во все остальных сферах жизни, расширение активного словаря учащихся; научить их использованию слов в наиболее точном значении, выбору слов, наиболее соответствующих ситуации в зависимости от жанра и стиля; способствовать устранению нелитературных, диалектно-просторечных,архаичных, вышедших их употребления слов.
Основная задача, в процессе обучения русскому языку- это работа по развитию связной речи учащихся, которая обеспечивает успех и формирование полноценного навыка чтения и орфографической грамотности. Иными словами, дети овладевают родным языком через речевую деятельность, а вместе с этим постигают закономерности языка. К.Д. Ушинский [29: 7] писал: «Ребёнок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка, и усваивает легко и скоро».
В этой связи, в современной поликультурной школе одним из приоритетных направлений является воспитание у детей любви к родному краю, к своей Родине и стране.
По воспитанию у детей и молодежи качеств гражданственности, патриотизма и любви к Родине принята Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» от 20.12.2015 г. №1493[1].
Таким образом, тема выпускной работы «Обогащение словарного запаса младших школьников на материале тематической группы «Родина»», имеет два направления: воспитание патриотизма и обогащение словарного запаса.
Дети 7-10 летнего возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятны для воспитания патриотизма, т.к. в этом возрасте они достаточно внушаемы, впечатлительны, эмоциональны, их отличает искренность чувств, безграничное доверие взрослому, подражание старшим. Впечатления и чувства, пережитые в детстве, оказывают глубокое влияние на дальнейшее развитие ребенка, остаются в памяти на всю жизнь. А также это особый период речевого развития человека: именно в этом возрасте происходит осознание форм речи (звукового состава слов, лексики, грамматического строя), овладение письменной речью, понятием о литературном языке и норме, интенсивное развитие монолога.
Объект исследования - процесс обогащения словарного запаса младших школьников.
Предмет исследования - приёмы работы по усвоению лексического значения слов тематической группы «Родина».
Цель - рассмотреть и апробировать приёмы работы по обогащению словарного запаса младших школьников на примере тематической группы «Родина».
Гипотеза: если в работе над значением слов лексико-тематической группы «Родина» использовать такие приёмы, как словообразовательный анализ, сопоставление слова, наглядные методы, синонимизация, антонимизация, приём
развёрнутого описания, работу с толковым словарем и с опорой на контекст, то это будет способствовать обогащению словарного запаса младших школьников.
В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи исследования:
1) рассмотреть особенности словарного запаса младших школьников;
2) охарактеризовать тематическую группу слов со значением «Родина»;
3) проанализировать программу и школьные учебники по русскому языку образовательной системы «Школа России» В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого с 1¬го по 4-ый класс, на предмет выявления упражнений, включающих слова тематической группы «Родина»;
4) выявить эффективные приёмы работы по обогащению словарного запаса младших школьников;
5) провести опытно-экспериментальную работу по обогащению словарного запаса младших школьников на материале тематической группы «Родина» и проанализировать полученные результаты.
Методологическую основу исследования составили научно-теоретические работы по лингвистике, психолингвистике, рассматривающие коммуникативную и когнитивную функции языка; программы, методические рекомендации и пособия по обучению русскому языку в начальной школе. Лексикология представлена трудами B.B. Бабайцевой [3] и др. Методические концепции процесса обучения русскому языку в начальной школе представлены трудами М.Р. Львова [22], Т.А. Ладыженской [27]. Методика обогащения словарного запаса - Л.П. Федоренко [42].
Решение поставленных задач осуществлялось применением следующих основных методов исследования:
- анализ методической, лингвистической литературы по теме исследования;
- анализ письменных работ младших школьников;
- эксперимент;
- сравнение и обобщение.
База исследования: Исследование проводилось в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Мотыгинской средней общеобразовательной школе №2.
Апробация работы. Материалы выпускного исследования легли в основу методической разработки, опубликованной на адрес публикации http://infourok.ru/obogaschenie-slovarnogo-zapasa-mladshih-sholnikov- na-materiale-tematicheskoy-gruppi-rodina-1942215.html от 31.05.2017г.
Практическая значимость работы определяется тем, что она вооружает учителей начальных классов теоретически обоснованной и практически выбранной методикой развития и общения словарного запаса младших школьников.
Pазработанные методические рекомендации могут быть использованы при организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных школах, в педагогических учебных заведениях, на курсах повышения квалификации учителей, при создании учебно-методических пособий для преподавателей и учащихся.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (42 наименования), приложений. Общий объем работы 54 страницы.
В процессе обучения младших школьников русскому языку очень важно сохранить все богатство, красоту и выразительность присущие родному языку, который испокон веков отражает дух и историю нашей страны. При этом необходимо всестороннее знание словарного состава русского языка, совершенствование навыков эффективного использования этих знаний не только в учебной, но и во все остальных сферах жизни, расширение активного словаря учащихся; научить их использованию слов в наиболее точном значении, выбору слов, наиболее соответствующих ситуации в зависимости от жанра и стиля; способствовать устранению нелитературных, диалектно-просторечных,архаичных, вышедших их употребления слов.
Основная задача, в процессе обучения русскому языку- это работа по развитию связной речи учащихся, которая обеспечивает успех и формирование полноценного навыка чтения и орфографической грамотности. Иными словами, дети овладевают родным языком через речевую деятельность, а вместе с этим постигают закономерности языка. К.Д. Ушинский [29: 7] писал: «Ребёнок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка, и усваивает легко и скоро».
В этой связи, в современной поликультурной школе одним из приоритетных направлений является воспитание у детей любви к родному краю, к своей Родине и стране.
По воспитанию у детей и молодежи качеств гражданственности, патриотизма и любви к Родине принята Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» от 20.12.2015 г. №1493[1].
Таким образом, тема выпускной работы «Обогащение словарного запаса младших школьников на материале тематической группы «Родина»», имеет два направления: воспитание патриотизма и обогащение словарного запаса.
Дети 7-10 летнего возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятны для воспитания патриотизма, т.к. в этом возрасте они достаточно внушаемы, впечатлительны, эмоциональны, их отличает искренность чувств, безграничное доверие взрослому, подражание старшим. Впечатления и чувства, пережитые в детстве, оказывают глубокое влияние на дальнейшее развитие ребенка, остаются в памяти на всю жизнь. А также это особый период речевого развития человека: именно в этом возрасте происходит осознание форм речи (звукового состава слов, лексики, грамматического строя), овладение письменной речью, понятием о литературном языке и норме, интенсивное развитие монолога.
Объект исследования - процесс обогащения словарного запаса младших школьников.
Предмет исследования - приёмы работы по усвоению лексического значения слов тематической группы «Родина».
Цель - рассмотреть и апробировать приёмы работы по обогащению словарного запаса младших школьников на примере тематической группы «Родина».
Гипотеза: если в работе над значением слов лексико-тематической группы «Родина» использовать такие приёмы, как словообразовательный анализ, сопоставление слова, наглядные методы, синонимизация, антонимизация, приём
развёрнутого описания, работу с толковым словарем и с опорой на контекст, то это будет способствовать обогащению словарного запаса младших школьников.
В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи исследования:
1) рассмотреть особенности словарного запаса младших школьников;
2) охарактеризовать тематическую группу слов со значением «Родина»;
3) проанализировать программу и школьные учебники по русскому языку образовательной системы «Школа России» В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого с 1¬го по 4-ый класс, на предмет выявления упражнений, включающих слова тематической группы «Родина»;
4) выявить эффективные приёмы работы по обогащению словарного запаса младших школьников;
5) провести опытно-экспериментальную работу по обогащению словарного запаса младших школьников на материале тематической группы «Родина» и проанализировать полученные результаты.
Методологическую основу исследования составили научно-теоретические работы по лингвистике, психолингвистике, рассматривающие коммуникативную и когнитивную функции языка; программы, методические рекомендации и пособия по обучению русскому языку в начальной школе. Лексикология представлена трудами B.B. Бабайцевой [3] и др. Методические концепции процесса обучения русскому языку в начальной школе представлены трудами М.Р. Львова [22], Т.А. Ладыженской [27]. Методика обогащения словарного запаса - Л.П. Федоренко [42].
Решение поставленных задач осуществлялось применением следующих основных методов исследования:
- анализ методической, лингвистической литературы по теме исследования;
- анализ письменных работ младших школьников;
- эксперимент;
- сравнение и обобщение.
База исследования: Исследование проводилось в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Мотыгинской средней общеобразовательной школе №2.
Апробация работы. Материалы выпускного исследования легли в основу методической разработки, опубликованной на адрес публикации http://infourok.ru/obogaschenie-slovarnogo-zapasa-mladshih-sholnikov- na-materiale-tematicheskoy-gruppi-rodina-1942215.html от 31.05.2017г.
Практическая значимость работы определяется тем, что она вооружает учителей начальных классов теоретически обоснованной и практически выбранной методикой развития и общения словарного запаса младших школьников.
Pазработанные методические рекомендации могут быть использованы при организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных школах, в педагогических учебных заведениях, на курсах повышения квалификации учителей, при создании учебно-методических пособий для преподавателей и учащихся.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (42 наименования), приложений. Общий объем работы 54 страницы.
В ходе выпускного квалификационного теоретического и практического исследования мы изучили вопрос: «Обогащение словарного запаса младших школьников на материале тематической группы «Родина».
Обогащение словарного запаса на уроках русского языка в начальных классах является одним из основных направлений в развитии речи учащихся. Это не эпизод в деятельности учителя, а систематическая, хорошо организованная работа, педагогически целесообразно вполне построенная, связанная со всеми разделами курса русского языка.
Словарная работа охватывает усвоение учащимися значений, усвоение оттенков значений, эмоционально-экспрессивных слов, область их употребления, их многозначность и переносность значений, синонимы, антонимы, паронимы, омонимы, использование слов в речи.
Методика лексико-семантической работы, в процессе обучения русскому языку, предусматривает последовательность и систематичность введения лексического материала.
Задача учителя на уроках русского языка заключается в обогащении словаря младших школьников, за счет усвоения новых, ранее неизвестных слов и их значений, за счет уточнения их значений в контексте, сопоставления близких по значению слов и противопоставления антонимов, сравнения значений и употребления паронимов и т.д.
Патриотическое воспитание начинается с привития уважения к русскому слову, благодаря этому у детей формируется чувство любви к Родине, чувство патриотизма и принятие общечеловеческих ценностей.
При обогащении словарного запаса младших школьников слов лексико-тематической группы «Родина» необходимо использовать такие приёмы, как словообразовательный анализ, сопоставление слова, наглядные методы, синонимизация, антонимизация, приём развёрнутого описания, работу с толковым словарем и с опорой на контекст, в результате младшие школьники получают представление и раскрывают понятие слова «Родина». В то же время у детей формируется осознание ценности родной культуры, родного языка, личная ответственность перед Отечеством. Комплексный подход через работу тематической группы «Родина» способствует обогащению словаря, развитию речевой активности, а также формированию гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту.
Проанализировав программу по русскому языку образовательной системы «Школа России» пришли к выводу, что задачей программы на протяжении всех четырех лет является развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознание его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры.
В ходе анализа учебников по русскому языку (Канакина В.П., Горецкий В.Г., 2013 г.), мы выявили, что в учебниках очень мало даётся упражнений, направленных на обогащение словарного запаса детей словами лексико-тематической группы «Родина». Специальных заданий по лексике, включающих данную тематику слов практически нет, ни в одном разделе учебника, нами не обнаружен прием паремий, представленный пословицами и поговорками. Представленный дидактический материал из упражнений учебника по русскому, используемый при изучении грамматики и орфографии, можно применять и в аспекте лексической работы, но учителю необходимо специально на этом акцентировать внимание и продумать вопросы.
В методике работы над обогащением словарного запаса младших школьников используются такие приёмы: словообразовательный анализ, с помощью которого дети выясняют происхождение и значение слова; сопоставление слова, для разграничения значений паронимов; работа в контексте, для более глубокого раскрытия значения слова; работа со справочными материалами; применение наглядных методов; приёмы синонимизаций и антонимизации. Такое разнообразие приёмов и методов работы позволяет добиться положительных результатов для достижения поставленной цели.
Опираясь на вышеперечисленные методы и приёмы была проведена опытно-экспериментальная работа по обогащению словарного запаса младших школьников на материале тематической группы «Родина».
По результатам исследования, можно судить о развитии словарного запаса младших школьников. Сравнив результаты констатирующего и контрольного срезов, приходим к выводу о том, что словарный запас младших школьников значительно увеличился. Работа формирующего этапа усовершенствовала синтаксический строй речи учащихся, показала развитие их логического мышления. Итоговый срез показал, что дети в целом справились с заданием, уровень знаний и умений использования младшими школьниками тематической группы «Родина» стал значительно выше.
Предложенная работа на уроках русского языка должна быть постоянной и необходимой для формирования речевой активности. Если при этом использовать систему вышеуказанных методов и приёмов над словом, то это даёт отличные результаты в овладении значениями слова настолько, чтобы у учащихся выработались навыки и умения быстро и точно применять полученные знания на практике. Ведь русский язык настолько богат, красив и выразителен, он отражает дух и историю нашей страны, через него происходит привитие общечеловеческих ценностей, которые необходимо сохранить и передать будущим поколениям.
Таким образом, результаты опытно-экспериментального обучения подтвердили направленность выдвинутой нами гипотезы, работу по обогащению словарного запаса на материале тематической группы «Родина», необходимо продолжать на протяжении всего периода обучения детей в школе.
Обогащение словарного запаса на уроках русского языка в начальных классах является одним из основных направлений в развитии речи учащихся. Это не эпизод в деятельности учителя, а систематическая, хорошо организованная работа, педагогически целесообразно вполне построенная, связанная со всеми разделами курса русского языка.
Словарная работа охватывает усвоение учащимися значений, усвоение оттенков значений, эмоционально-экспрессивных слов, область их употребления, их многозначность и переносность значений, синонимы, антонимы, паронимы, омонимы, использование слов в речи.
Методика лексико-семантической работы, в процессе обучения русскому языку, предусматривает последовательность и систематичность введения лексического материала.
Задача учителя на уроках русского языка заключается в обогащении словаря младших школьников, за счет усвоения новых, ранее неизвестных слов и их значений, за счет уточнения их значений в контексте, сопоставления близких по значению слов и противопоставления антонимов, сравнения значений и употребления паронимов и т.д.
Патриотическое воспитание начинается с привития уважения к русскому слову, благодаря этому у детей формируется чувство любви к Родине, чувство патриотизма и принятие общечеловеческих ценностей.
При обогащении словарного запаса младших школьников слов лексико-тематической группы «Родина» необходимо использовать такие приёмы, как словообразовательный анализ, сопоставление слова, наглядные методы, синонимизация, антонимизация, приём развёрнутого описания, работу с толковым словарем и с опорой на контекст, в результате младшие школьники получают представление и раскрывают понятие слова «Родина». В то же время у детей формируется осознание ценности родной культуры, родного языка, личная ответственность перед Отечеством. Комплексный подход через работу тематической группы «Родина» способствует обогащению словаря, развитию речевой активности, а также формированию гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту.
Проанализировав программу по русскому языку образовательной системы «Школа России» пришли к выводу, что задачей программы на протяжении всех четырех лет является развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознание его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры.
В ходе анализа учебников по русскому языку (Канакина В.П., Горецкий В.Г., 2013 г.), мы выявили, что в учебниках очень мало даётся упражнений, направленных на обогащение словарного запаса детей словами лексико-тематической группы «Родина». Специальных заданий по лексике, включающих данную тематику слов практически нет, ни в одном разделе учебника, нами не обнаружен прием паремий, представленный пословицами и поговорками. Представленный дидактический материал из упражнений учебника по русскому, используемый при изучении грамматики и орфографии, можно применять и в аспекте лексической работы, но учителю необходимо специально на этом акцентировать внимание и продумать вопросы.
В методике работы над обогащением словарного запаса младших школьников используются такие приёмы: словообразовательный анализ, с помощью которого дети выясняют происхождение и значение слова; сопоставление слова, для разграничения значений паронимов; работа в контексте, для более глубокого раскрытия значения слова; работа со справочными материалами; применение наглядных методов; приёмы синонимизаций и антонимизации. Такое разнообразие приёмов и методов работы позволяет добиться положительных результатов для достижения поставленной цели.
Опираясь на вышеперечисленные методы и приёмы была проведена опытно-экспериментальная работа по обогащению словарного запаса младших школьников на материале тематической группы «Родина».
По результатам исследования, можно судить о развитии словарного запаса младших школьников. Сравнив результаты констатирующего и контрольного срезов, приходим к выводу о том, что словарный запас младших школьников значительно увеличился. Работа формирующего этапа усовершенствовала синтаксический строй речи учащихся, показала развитие их логического мышления. Итоговый срез показал, что дети в целом справились с заданием, уровень знаний и умений использования младшими школьниками тематической группы «Родина» стал значительно выше.
Предложенная работа на уроках русского языка должна быть постоянной и необходимой для формирования речевой активности. Если при этом использовать систему вышеуказанных методов и приёмов над словом, то это даёт отличные результаты в овладении значениями слова настолько, чтобы у учащихся выработались навыки и умения быстро и точно применять полученные знания на практике. Ведь русский язык настолько богат, красив и выразителен, он отражает дух и историю нашей страны, через него происходит привитие общечеловеческих ценностей, которые необходимо сохранить и передать будущим поколениям.
Таким образом, результаты опытно-экспериментального обучения подтвердили направленность выдвинутой нами гипотезы, работу по обогащению словарного запаса на материале тематической группы «Родина», необходимо продолжать на протяжении всего периода обучения детей в школе.
Подобные работы
- ПРИЕМЫ РАБОТЫ СО СТИХОТВОРНЫМ ТЕКСТОМ ПРИ РАЗВИТИИ СЛУХОПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ-ИНОФОНОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018



