Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НАВЫКОВ МОРФЕМНОГО АНАЛИЗА НА ОСНОВЕ СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКОГО ПОДХОДА

Работа №175644

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы72
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Лингвометодические основы формирования навыков морфемного анализа на основе структурно¬семантического подхода 8
1.1. Сущность структурно-семантического подхода 8
1.2. Морфемный анализ слова как вид лингвистического
анализа 16
Глава 2. Содержание работы по формированию навыков мор¬фемного анализа на основе структурно-семантического подхода в современной начальной школе 25
2.1. Проблема формирования у младших школьников навыков
морфемного анализа (обзор методической литерату¬ры) 25
2.2. Аспектный анализ программ и учебных книг для начальной
школы 33
2.2. Организация экспериментально-методической работы по формированию у младших школьников навыков морфемного анализа на основе структурно-семантического подхода 41
Заключение 59
Библиографический список 63
Приложение 70


Морфемика является одним из самых трудных и проблемных разделов школьного курса русского языка. Это связано с тем, что существуют объективные причины трудностей в изучении данной темы, связанные с наличием различных точек зрения на методику проведения морфемного анализа, различных интерпретаций статуса тех или иных морфем в лингвистике, широким и узким пониманием словообразования. Между тем, во всех программах, реализуемых в рамках ФГОС НОО в настоящее время, отводятся часы на уроках русского языка для ознакомления младших школьников с морфемным составом слов и формирования навыков морфемного анализа.
Формирование у учащихся прочных навыков морфемного анализа - одна из важнейших задач, стоящих перед методистами и учителями практиками. Знание морфемного состава помогает школьникам осознавать, запоминать и понимать слова, ведь большинство русских слов - слова производные, образованные по законам словообразования и связанные друг с другом родственными отношениями. Кроме того, освоение морфемного состава слова обеспечивает активизацию слов с различными морфемами, правильное и уместное использование этих слов в устных высказываниях. Умение правильно членить слово по составу является предпосылкой к осознанному усвоению основных орфографических правил.
Изучению состава слова и словообразования в школе посвящены исследования М.В. Пановой, Е.Г. Мережко, Н.А. Линк, Е.В. Пелих, М.Г. Кудряшовой, Н.А. Исаевой, С.Г. Абдурахмановой, А.Ю. Устиновой, В.А. Шури- тенковой, Н.Ю. Жуковой, Г.А. Бакулиной и др. Анализ работ указанных авторов свидетельствует о том, в методике изучения морфемного состава слова выделяется два основных подхода к разбору слова по составу: формальноструктурный и структурно-семантический.
В школьной практике широко используется первый подход, при котором анализируемое слово ставится в двуплановое сопоставление: «по вертикали с однокорневыми, а по горизонтали - со словами с иным корнем, но той же служебной морфемой» (Цыганенко, 2008, 66 - 67), т.е. главным критерием выделения морфем в слове является их повторяемость. На основе сопоставления однокоренных слов выделяется корень, одноструктурных слов - префиксы, суффиксы. Ориентация в большей степени на опознавание, «узнавание» в словах знакомых морфем, чем на осмысление их семантики, на наш взгляд, является причиной того, что учащиеся выполняют морфемный анализ механически, допуская при этом многочисленные ошибки...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В лингвистике понятие структурно-семантический подход рассматривают, как соотношение структуры и семантики производного слова, критерии отношений словообразовательной производности и направление этих отношений. Кроме того, противопоставлялись источники мотивации и мотивированных единиц. В русле этого же направления И. С. Улухановым были реализованы первые попытки определить словообразовательное значение и объяснить его природу
Также в методике русского языка предлагается следующее определение понятия структурно-семантического подхода: «структура значения слова, его внутренняя семантическая производность (эпидигматика). В лексическом значении слова закреплены типичные и отличительные признаки явлений реального мира: обыденное понятие; научное понятие; коннотации; потенциальные значения; вероятностные значения; энциклопедические значения. Лексическое значение состоит из ядра, ядерного окружения и периферии».
Структурно-семантический подход к обучению русскому языку - современный аспект лингводидактики. Важным понятиям структурносемантического подхода является понятия морфема, поскольку именно текст в методике структурно-семантического подхода является источником новых знаний о смысловом составе слова.
Особую важность реализация структурно-семантического аспекта обучения русскому языку приобретает при морфемном анализе. В современной лингвистике морфемный анализ представлен как это первая ступенька в познании структурных особенностей слова, это элементарное членение словесного целого на составляющие его морфемы. Морфемный анализ - выступает в качестве изучения процессов образования новых слов, и поэтому необходимо обучать младших школьников осознанному анализу слов по составу и словообразованию, показывать им правила в зависимости от контекста.
Таким образом, следует различать школьный и вузовский состав морфем в пределах одной и той же лексической единицы. В силу этого нельзя переносить в план синхронного морфемного анализа факты на разных этапах обучения...


1. Абдрахманова С.Г. Детское творчество при изучении состава слова / С.Г. Абдрахманова // Начальная школа плюс До и После. - 2011. - 1№6. - С. 46-47.
2. Арбатский Д. И. Основные способы толкования значений слов / Д. И. Арбатский // Русский язык в школе. - 1970. - № 3. - С. 26-32.
3. Архипова Е. В. Теория и практика обучения русскому языку / Е. В. Архипова, Т. М. Воителева, А. Д. Дейкина и др.; под ред. Р. Б. Сабаткоева.
- М.: «Академия», 2008. - 336 с.
4. Бакулина Г.А. Морфемный разбор слова: новые подходы - новые возможности / Г.А. Бакулина // Начальная школа. - 2012. - № 4. - С. 29-32.
5. Бакулина Г.А. Нетрадиционные приемы (упражнения) развития знаний и умений младших школьников по морфемике / Г.А. Бакулина, И.А. Багина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 29. - С. 424-430.
6. Барабанова М.Ю. Формирование действия морфемного анализа слов при изучении темы "Состав слова"/ М.Ю. Барабанов // Начальная школа. - 1996. - № 4. - С.12-18.
7. Бородина Н.В. Формирование морфемной зоркости как одно из условий развития речи учащихся / Н.В. Бородина // Автореф. дисс... канд. пед. наук. - Ульяновск, 2002. - 21 с.
8. Бугинова Е.А. Размышляем о родственных словах / Е.А. Бугинова // Начальная школа. - 2012. - № 6. - С. 38-44.
9. Вороничев О.Е. О логическом соотношении понятий «корень» - «непроизводная основа» и «членимость» - «производность» - «мотивированность» / О.Е. Вороничев // Начальная школа Плюс До и После. - 2005. - №8.
- С. 37-40.
10. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка / П.Я. Гальперин. - М.: МГУ, 1985. - 45 с.
11. Головина Л.И. Формирование языковой личности в пропедевтической работе по морфемике и словообразованию на начальном этапе обучении / Л.И. Головина // Традиции и новации в реализации федеральных госу- дарсвенных образовательных стандартов: материалы Всероссийской научнопрактической конференции. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2014. - С. 129-134.
12. Жедек П.С. Методика изучения морфемного состава // Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения / Под ред. М.С. Соловейчик. - М.: Академия, 1994. - С. 170-188.
13. Иванова В.В. Русский язык: энциклопедия / В.В. Иванова. - М.: Советская энциклопедия, 1972. - 432 с.
14. Исаева Н.А. Стратегия исследования структуры слова на разных ступенях обучения / Н.А. Исаева // Начальная школа плюс До и После. - 2011. - № 8. - С. 15-17.
15. Казак М.Ю. Морфемика и словообразование современного русского языка. / М.Ю.Казак. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. - 48 с...71


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ