Введение 3
Глава 1. Лингвометодические основы формирования навыков морфемного анализа на основе структурно¬семантического подхода 8
1.1. Сущность структурно-семантического подхода 8
1.2. Морфемный анализ слова как вид лингвистического
анализа 16
Глава 2. Содержание работы по формированию навыков мор¬фемного анализа на основе структурно-семантического подхода в современной начальной школе 25
2.1. Проблема формирования у младших школьников навыков
морфемного анализа (обзор методической литерату¬ры) 25
2.2. Аспектный анализ программ и учебных книг для начальной
школы 33
2.2. Организация экспериментально-методической работы по формированию у младших школьников навыков морфемного анализа на основе структурно-семантического подхода 41
Заключение 59
Библиографический список 63
Приложение 70
Морфемика является одним из самых трудных и проблемных разделов школьного курса русского языка. Это связано с тем, что существуют объективные причины трудностей в изучении данной темы, связанные с наличием различных точек зрения на методику проведения морфемного анализа, различных интерпретаций статуса тех или иных морфем в лингвистике, широким и узким пониманием словообразования. Между тем, во всех программах, реализуемых в рамках ФГОС НОО в настоящее время, отводятся часы на уроках русского языка для ознакомления младших школьников с морфемным составом слов и формирования навыков морфемного анализа.
Формирование у учащихся прочных навыков морфемного анализа - одна из важнейших задач, стоящих перед методистами и учителями практиками. Знание морфемного состава помогает школьникам осознавать, запоминать и понимать слова, ведь большинство русских слов - слова производные, образованные по законам словообразования и связанные друг с другом родственными отношениями. Кроме того, освоение морфемного состава слова обеспечивает активизацию слов с различными морфемами, правильное и уместное использование этих слов в устных высказываниях. Умение правильно членить слово по составу является предпосылкой к осознанному усвоению основных орфографических правил.
Изучению состава слова и словообразования в школе посвящены исследования М.В. Пановой, Е.Г. Мережко, Н.А. Линк, Е.В. Пелих, М.Г. Кудряшовой, Н.А. Исаевой, С.Г. Абдурахмановой, А.Ю. Устиновой, В.А. Шури- тенковой, Н.Ю. Жуковой, Г.А. Бакулиной и др. Анализ работ указанных авторов свидетельствует о том, в методике изучения морфемного состава слова выделяется два основных подхода к разбору слова по составу: формальноструктурный и структурно-семантический.
В школьной практике широко используется первый подход, при котором анализируемое слово ставится в двуплановое сопоставление: «по вертикали с однокорневыми, а по горизонтали - со словами с иным корнем, но той же служебной морфемой» (Цыганенко, 2008, 66 - 67), т.е. главным критерием выделения морфем в слове является их повторяемость. На основе сопоставления однокоренных слов выделяется корень, одноструктурных слов - префиксы, суффиксы. Ориентация в большей степени на опознавание, «узнавание» в словах знакомых морфем, чем на осмысление их семантики, на наш взгляд, является причиной того, что учащиеся выполняют морфемный анализ механически, допуская при этом многочисленные ошибки...
В лингвистике понятие структурно-семантический подход рассматривают, как соотношение структуры и семантики производного слова, критерии отношений словообразовательной производности и направление этих отношений. Кроме того, противопоставлялись источники мотивации и мотивированных единиц. В русле этого же направления И. С. Улухановым были реализованы первые попытки определить словообразовательное значение и объяснить его природу
Также в методике русского языка предлагается следующее определение понятия структурно-семантического подхода: «структура значения слова, его внутренняя семантическая производность (эпидигматика). В лексическом значении слова закреплены типичные и отличительные признаки явлений реального мира: обыденное понятие; научное понятие; коннотации; потенциальные значения; вероятностные значения; энциклопедические значения. Лексическое значение состоит из ядра, ядерного окружения и периферии».
Структурно-семантический подход к обучению русскому языку - современный аспект лингводидактики. Важным понятиям структурносемантического подхода является понятия морфема, поскольку именно текст в методике структурно-семантического подхода является источником новых знаний о смысловом составе слова.
Особую важность реализация структурно-семантического аспекта обучения русскому языку приобретает при морфемном анализе. В современной лингвистике морфемный анализ представлен как это первая ступенька в познании структурных особенностей слова, это элементарное членение словесного целого на составляющие его морфемы. Морфемный анализ - выступает в качестве изучения процессов образования новых слов, и поэтому необходимо обучать младших школьников осознанному анализу слов по составу и словообразованию, показывать им правила в зависимости от контекста.
Таким образом, следует различать школьный и вузовский состав морфем в пределах одной и той же лексической единицы. В силу этого нельзя переносить в план синхронного морфемного анализа факты на разных этапах обучения...
1. Абдрахманова С.Г. Детское творчество при изучении состава слова / С.Г. Абдрахманова // Начальная школа плюс До и После. - 2011. - 1№6. - С. 46-47.
2. Арбатский Д. И. Основные способы толкования значений слов / Д. И. Арбатский // Русский язык в школе. - 1970. - № 3. - С. 26-32.
3. Архипова Е. В. Теория и практика обучения русскому языку / Е. В. Архипова, Т. М. Воителева, А. Д. Дейкина и др.; под ред. Р. Б. Сабаткоева.
- М.: «Академия», 2008. - 336 с.
4. Бакулина Г.А. Морфемный разбор слова: новые подходы - новые возможности / Г.А. Бакулина // Начальная школа. - 2012. - № 4. - С. 29-32.
5. Бакулина Г.А. Нетрадиционные приемы (упражнения) развития знаний и умений младших школьников по морфемике / Г.А. Бакулина, И.А. Багина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 29. - С. 424-430.
6. Барабанова М.Ю. Формирование действия морфемного анализа слов при изучении темы "Состав слова"/ М.Ю. Барабанов // Начальная школа. - 1996. - № 4. - С.12-18.
7. Бородина Н.В. Формирование морфемной зоркости как одно из условий развития речи учащихся / Н.В. Бородина // Автореф. дисс... канд. пед. наук. - Ульяновск, 2002. - 21 с.
8. Бугинова Е.А. Размышляем о родственных словах / Е.А. Бугинова // Начальная школа. - 2012. - № 6. - С. 38-44.
9. Вороничев О.Е. О логическом соотношении понятий «корень» - «непроизводная основа» и «членимость» - «производность» - «мотивированность» / О.Е. Вороничев // Начальная школа Плюс До и После. - 2005. - №8.
- С. 37-40.
10. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка / П.Я. Гальперин. - М.: МГУ, 1985. - 45 с.
11. Головина Л.И. Формирование языковой личности в пропедевтической работе по морфемике и словообразованию на начальном этапе обучении / Л.И. Головина // Традиции и новации в реализации федеральных госу- дарсвенных образовательных стандартов: материалы Всероссийской научнопрактической конференции. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2014. - С. 129-134.
12. Жедек П.С. Методика изучения морфемного состава // Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения / Под ред. М.С. Соловейчик. - М.: Академия, 1994. - С. 170-188.
13. Иванова В.В. Русский язык: энциклопедия / В.В. Иванова. - М.: Советская энциклопедия, 1972. - 432 с.
14. Исаева Н.А. Стратегия исследования структуры слова на разных ступенях обучения / Н.А. Исаева // Начальная школа плюс До и После. - 2011. - № 8. - С. 15-17.
15. Казак М.Ю. Морфемика и словообразование современного русского языка. / М.Ю.Казак. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. - 48 с...71