Введение 3
1 Теоретические подходы к феномену сна в литературе 7
1.1 Исторический обзор научных исследований сна 7
1.2 Время и пространство сна в философских концепциях 9
1.3 Сновидения как часть литературной реальности: взгляд В.В. Набокова 13
2 Поэтика сна в произведениях В.В. Набокова 18
2.1 «Машенька» — начало сновидческого мира 18
2.2 «Король, дама, валет» — сон как мистификация реальности 22
2.3 «Приглашение на казнь»— поиск смысла жизни через сон 25
3 Дневник сновидений В.В. Набокова: документ и творчество 29
3.1 Проблемы фиксации сновидений в дневниках 29
3.1.1 Роль реальных сновидений в формировании художественного мира 37
3.1.2 Структурные и стилистические особенности дневниковых записей В.В. Набокова 41
3.2 Вещие сны и их влияние на творчество 48
Заключение 59
Список использованных источников 62
Творчество Владимира Владимировича Набокова (1899–1977) продолжает привлекать внимание исследователей и читателей по всему миру благодаря своей философской глубине, психологической сложности и литературной оригинальности. В произведениях В.В. Набокова сновидения играют важнейшую роль как в создании художественного мира, так и в раскрытии внутренней реальности персонажей. Это не просто литературный прием, но и ключ к пониманию глубоких философских вопросов, связанных с бытием, временем, памятью и восприятием реальности [47, c.190].
Особое значение для изучения феномена сна в творчестве В.В. Набокова имеет его эксперимент с дневником сновидений, который он вел с 14 октября 1964 года в течение восьмидесяти дней. Эксперимент был основан на гипотезе британского философа Джона У. Данна, который утверждал, что более поздние события находят отражение в более ранних снах. В результате Набоков создал уникальный дневник сновидений, в котором зафиксировал шестьдесят четыре сна и последующие дневные эпизоды. Издание этого дневника в 2021 году издательством «Издательство Ивана Лимбаха» позволило широкой аудитории познакомиться с этим экспериментом, который стал важным элементом для анализа роли сновидений в творчестве В.В. Набокова.
Дневник сновидений Набокова представляет собой не только документ, фиксирующий ночные видения писателя, но и важный элемент его художественного метода. В.В. Набоков использует сновидения как способ исследования времени, памяти и субъективного восприятия мира. Данный подход позволяет глубже понять, как автор взаимодействует с философскими и психологическими концепциями времени, а также как сновидения становятся инструментом для исследования внутренней реальности его персонажей. Кроме того, гипотеза Джона У. Данна о «взаимосвязи событий во времени», ставшая основой эксперимента, является важным аспектом философского контекста творчества В.В. Набокова [43, c.109].
Актуальность исследования и научная новизна феномена сна в произведениях В.В. Набокова и его дневника сновидений определяется необходимостью глубокого анализа многозначности и символичности сновидений, которые в произведениях писателя выполняют важную роль как в раскрытии психологической глубины персонажей, так и в осмыслении вопросов реальности и иллюзии, жизни и смерти. Изучение дневника сновидений В.В. Набокова, а также философской теории времени, на которой основан этот эксперимент, позволяет не только осветить художественные особенности творчества писателя, но и раскрыть более широкие философские и психологические аспекты его произведений.
Таким образом, актуальность данной работы заключается в необходимости анализа функций и семантики сна в творчестве В.В. Набокова, с акцентом на использование сновидений как средства создания художественного мира, а также в контексте философских и психологических размышлений о времени и реальности.
Цель исследования заключается в глубоком анализе функций и семантики сна в творческой интерпретации В.В. Набокова, с акцентом на то, как этот феномен влияет на восприятие реальности, на построение художественного мира и философские размышления автора о времени, памяти и бытии.
Задачи работы:
1. Проанализировать теоретические подходы к феномену сна в литературе и философии, включая исследования Джона У. Данна о времени и сновидениях.
2. Изучить роль и функции сна в произведениях В.В. Набокова, раскрывая его символику и связь с психологическим состоянием персонажей.
3. Оценить влияние сновидений на развитие персонажей, сюжета и мировоззрения в ключевых произведениях писателя, таких как «Машенька», «Король, дама, валет», «Приглашение на казнь».
4. Рассмотреть дневники сновидений В.В. Набокова как средство формирования его художественного метода и философской концепции времени.
5. Исследовать связь между теорией времени Джона У. Данна и методами В.В. Набокова в контексте анализа сновидений и их влияния на восприятие реальности.
6. Проанализировать мифопоэтические и символические особенности ночных видений в произведениях В.В. Набокова, выявляя их роль в построении литературного текста.
Объектом исследования являются метафизические представления В.В. Набокова, его концепция потусторонности и сновидческой реальности.
Предметом исследования является феномен сна в произведениях В.В. Набокова, его функции, семантика, а также влияние на развитие персонажей, сюжета и философских концепций автора.
Материалом для исследования являются произведения В.В. Набокова, в которых тема сна играет ключевую роль, а также его дневники сновидений, опубликованные в 2021 году, помогающие понять философскую и творческую концепцию писателя.
Теоретической основой исследования являются работы таких авторов, как Килроу П.А. [27], КоннолиДж.В. [29], Левин Ю.И. [31], Милевская Л.С. [41], Полева Е.А. [51], Прокофьев Н.И. [52], Середенко И.И. [53], Тамарченко Н. Д. [55], а также исследования по поэтике сновидений в литературе и психоаналитические подходы к феномену сна.
Методы исследования: структурно-семиотичекий, сравнительно-исторический, семантический, концептуальный.
Структурно исследование состоит из введения, трех основных разделов, заключения и списка использованных источников.
Первый раздел посвящен теоретическим подходам к феномену сна в литературе. В данном разделе рассматриваются различные исторические и философские подходы к сновидениям, начиная с научных исследований феномена сна и заканчивая философскими концепциями времени и пространства сна. Включается также анализ взглядов В.В. Набокова на сновидения как часть литературной реальности, что позволяет понять, как этот феномен использовался автором в его произведениях.
Второй раздел фокусируется на поэтике сна в произведениях В.В. Набокова. В нем рассматриваются ключевые произведения писателя, в которых тема сна играет важную роль. В подразделах анализируются различные функции сна и его символика в таких произведениях, как «Машенька», «Король, дама, валет», «Приглашение на казнь» и «Дар». Особое внимание уделяется тому, как сновидения влияют на развитие персонажей, их внутренний мир и восприятие реальности.
Третий раздел посвящен дневнику сновидений В.В. Набокова, который представляет собой важный источник для изучения его художественного метода. В данном разделе рассматриваются проблемы фиксации сновидений в дневниках, а также их роль в формировании художественного мира писателя. Особое внимание уделяется структурным и стилистическим особенностям записей, а также мифопоэтическим и символическим аспектам ночных видений, которые автор фиксировал в своих дневниках.
Заключение подводит итоги проведенного исследования, обобщает основные выводы и дает оценку роли сновидений в творчестве В.В. Набокова.
Список использованных источников включает работы, на которые опирается исследование, включая теоретические и практические исследования феномена сна, а также труды по поэтике и психологии творчества В.В. Набокова.
Объем работы: 69 стр., список использованных источников включает 63 наименования.
Подводя итоги исследования, стоит сказать, что функции и семантика сна в творчестве В.В. Набокова являются ключевыми аспектами, которые способствуют не только глубинному анализу его произведений, но и более широкому пониманию того, как писатель использует сновидения для осмысления сложных экзистенциальных и философских проблем. В контексте литературной работы В.В. Набокова сон представляется не просто отдельным элементом повествования, но и важнейшим механизмом, через который писатель исследует парадоксальные аспекты человеческого существования. Сон в его произведениях — это пространство, в котором осознается многозначность реальности, смешение различных временных и пространственных категорий, а также пересечение разных уровней сознания и подсознания.
В рамках исследования было выявлено, что сон у В.В. Набокова — это не только способ художественного осмысления действительности, но и метафора его собственного отношения к творческому процессу и к личному бытию.
Особое внимание в изучении семантики сна в творчестве Набокова заслуживает дневник сновидений писателя, который был опубликован в 2017 году под названием «InsomniacDreams. ExperimentswithTime» и стал важным источником для анализа того, как Набоков воспринимал время и его нестабильность. Данный дневник, состоящий из записей 1964 года, демонстрирует, как писатель в своих сновидениях фиксирует не только личные переживания, но и более широкие метафизические вопросы, такие как отношение человека к смерти, бессмертию, неизбежному изменению и человеческому восприятию времени. Вдохновленный концепцией нелинейного времени, предложенной авиаинженером Джоном Данном, Набоков активно записывал свои сны и стремился понять, как эти сновидения могут быть связаны с реальными событиями, предсказывать будущее или отражать переживания из прошлого. Теория Данна предполагает, что все временные категории — прошлое, настоящее и будущее — существуют одновременно, и человеческое сознание во сне способно воспринимать все эти временные слои одновременно, создавая уникальное представление о времени как многомерном явлении. Через свои сновидения Набоков осознавал и переживал временные категории как нечто более текучее, размытое и гибкое, чем принято считать в традиционном восприятии.
Восприятие времени, с одной стороны, подтверждается его теоретическими размышлениями, а с другой — находят отражение в многочисленных литературных произведениях. В своих произведениях В.В. Набоков использует сновидения как средства исследования того, как события могут повторяться или изменяться, подчеркивая, что восприятие реальности и времени человека крайне субъективно. Применяя нелинейное восприятие времени, писатель разрушает традиционные представления о хронологии и реальности, предлагая читателю нестандартные способы интерпретации как исторического процесса, так и личного опыта. Это явление особенно ярко прослеживается в таких романах, как «Лолита» и «Защита Лужина», где нередко время представлено как некая абстракция, где прошлое и будущее не существуют в своих привычных границах.
Сновидения в творчестве В.В. Набокова становятся не только художественным приемом для построения нарратива, но и философским инструментом для переосмысления реальности. Сон в произведениях писателя — это многозначная метафора, где время выступает как подвижное, текучее и многомерное явление. Через сновидения В.В. Набоков исследует важнейшие аспекты человеческой экзистенции, включая внутреннюю борьбу, изменения в восприятии реальности, а также вопросы, связанные с личной идентичностью и смертью. Применяя сложные литературные конструкции и психоаналитические модели, писатель раскрывает перед читателем всю сложность и многослойность человеческой психики. Сновидение для В.В. Набокова — это пространство, где пересекаются различные уровни времени, личные переживания и метафизические вопросы, что подтверждает его способность создавать произведения, погружающие читателя в глубокие размышления о природе бытия и сущности времени.
Таким образом, В.В. Набоков использует сновидения как важнейший метод для осмысления самых разнообразных аспектов человеческого опыта, от философских размышлений о времени и реальности до личных переживаний и психоаналитических поисков. Сновидения не являются лишь отражением подсознания или фантазии; они становятся неотъемлемой частью литературной стратегии писателя, через которую он создает уникальные миры, позволяя исследовать как психологические, так и метафизические аспекты существования.
1 Авакумов, С. В. Психология сновидения // Ученые записки. — 2008. — № 5 (39). — С. 3–7.
2 Авакумов, С. В. Теоретико-методологические аспекты построения модели сновидения в норме и патологии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2009. — № 112. — С. 226–234.
3 Александров, Е. В. Набоков и потусторонность: метафизика, этика, эстетика / В. Е. Александров ; пер. с англ. Н. А. Анастасьева ; под ред. Б. В. Аверина и Т. Ю. Смирновой. — Санкт-Петербург : Алетейя, 1999. — 312 с.
4 Александров, Е. В. Опыт рассмотрения теоретических и методологических проблем визуальной антропологии. — Москва : Пенаты, 2003. — 97 с.
5 Арзамазов, А. А. Феномен визуального в современной удмуртской поэзии. — Ижевск, 2010. — 146 с.
6 Арнхейм, Р. В защиту визуального мышления // Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. — Москва : Intrada, 1994. — 156 с.
7 Арьев, А. Ю. И сны, и явь: (О смысле литературно-философской позиции В. В. Набокова) // Звезда. — 1999. — № 4. — С. 204–214.
8 Барт, Р. Camera lucida / пер., коммент. и послесловие М. К. Рыклина. — Москва : Ad Marginem, 1997. — 115 с.
9 Бахтин, М. М. Проблемы творчества Достоевского. Проблема поэтики Достоевского / М. М. Бахтин. — Киев : Next, 1994. — 511 с.
10 Бахтин, М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса / М. М. Бахтин. — Москва : Искусство, 1990. — 545 с.
11 Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества. Издание 2-е / М. М. Бахтин. — Москва : Искусство, 1986. — 445 с.
12 Белова, Т. Н. Сквозные образы-символы в романном творчестве В. Набокова // Набоковский вестник. — 2001. — № 6: Набоков и Серебряный век. — С. 92–98.
13 Белова, Т. Н. Художественное и документальное в мемуарных романах В. Набокова «Другие берега» и «Память, говори» // Филология и культура. — 2012. — № 4 (30). — С. 77–81.
14 Бойд, Б. Владимир Набоков: американские годы: Биография / пер. с англ. М. Бирдвуд-Хеджер, А. Глебовской, Т. Изотовой, С. Ильина. — Санкт-Петербург : Симпозиум, 2010. — 950 с.
15 Бойд, Б. Владимир Набоков: русские годы: Биография / пер. с англ. Г. Лапиной. — Санкт-Петербург : Симпозиум, 2010. — 696 с.
16 Брюсов, В. Я. Собрание сочинений в семи томах. — Т. 1. — Москва, 1973–1975.
17 Веселовский, А. Н. Историческая поэтика / А. Н. Веселовский. — Ленинград : ВИТА, 1940. — 470 с.
18 Гаспаров, Б. М. Литературные лейтмотивы: Очерки по русской литературе XX века. — Москва : Наука, 1993. — 304 с.
19 Грачева, А. М. Творчество как сновидение // Текст и традиция: альманах. — Санкт-Петербург : Росток, 2016. — Т. 4. — С. 130–144.
20 Гуревич, А. Я. Западноевропейские видения потустороннего мира и «реализм» средних веков // Труды по знаковым системам. — Тарту, 1977. — 411 с.
21 Давыдов, С. «Гносеологическая гнусность» Владимира Набокова: метафизика и поэтика в романе «Приглашение на казнь» // В. В. Набоков: В 2 т. — Санкт-Петербург : Изд-во Русского христианского гуманитарного ин-та, 1997. — Т. 1. — С. 476–490.
22 Данн, Дж. У. Эксперимент со временем / пер. с англ. Т. Ивлевой. — Москва : Аграф, 2000. — 223 с.
23 Делёз, Ж. Кино / Ж. Делёз. — Москва : Ад Маргинем, 2004. — 624 с.
24 Достоевский, Ф. М. Сон смешного человека // Достоевский Ф. М. Село Степанчиково и его обитатели / сост. Н. П. Утехин. — Москва : Советская Россия, 1986. — С. 517–535.
25 Злочевская, А. В. Художественный мир Владимира Набокова и русская литература XIX века. — Москва : Изд-во МГУ, 2002. — 188 с.
26 Карпович, И. Е. Сборник рассказов Набокова «Весна в Фиальте»: поэтика целого и интертекстуальные связи : дис. ... канд. филол. наук. — Барнаул, 2000. — 217 с.
27 Килроу, П. А. Сновидения как текст // Исследование сновидений-1. Альманах Общества интегративного психоанализа / под ред. И. В. Пудикова, К. А. Лемешко. — Москва : Академический проект, 2017. — С. 309.
28 Конноли, Дж. В. Загадка рассказчика в «Приглашении на казнь» В. Набокова // Русская литература ХХ века: исследования американских ученых / под ред. Б. Аверина, Э. Нитраура. — Санкт-Петербург, 1993. — С. 446–457.
29 Конноли, Дж. В. Король, дама, валет / пер. К. Тверинович // В. В. Набоков: Pro et contra: антология. В 2 т. — Санкт-Петербург : Изд-во Русского христианского гуманитарного ин-та, 1997. — Т. 2. — С. 599–618.
30 Лавлинский, С. П. Визуальное в литературе / С. П. Лавлинский, Н. М. Гурович. Поэтика: Словарь актуальных терминов и понятий / под ред. Н. Д. Тамарченко. — Москва : Intrada, 2008. — 205 с.
31 Левин, Ю. И. Заметки о «Машеньке» В. В. Набокова // В. В. Набоков: Pro et contra: антология. В 2 т. — Санкт-Петербург : Издательство Русского христианского гуманитарного института, 1997. — Т. 2. — С. 359–369.
32 Лермонтов, М. Ю. Сочинения: в 2 т. Т. 1 / сост. И. С. Чистовой. — Москва : Правда, 1988. — 720 с.
33 Линдгрен, Н. Органы чувств животных и их электронные аналоги / Н. Линдгрен. — Москва : Электроника, 1962. — № 7. — 87 с.
34 Лотман, Ю. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX вв.) / Ю. Лотман. — Санкт-Петербург : Речь, 1996. — 399 с.
35 Лотман Ю. О русской литературе / Ю. Лотман. — Санкт-Петербург : Речь, 1995. — 847 с.
36 Лотман, Ю. Об искусстве / Ю. Лотман. — Санкт-Петербург : Речь, 1998. — 674 с.
37 Лурье, М. Л. Странствия души по тому свету в русских обмираниях / М. Л. Лурье, А. В. Тарабукина // Живая старина. — 1994. — № 2. — 116 с.
38 Маковский, М. М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках: Образ мира и миры образов / М. М. Маковский. — Москва : Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 1996. — 415 с.
39 Манн, Ю. О гротеске в литературе / Ю. Манн. — Москва : Intrada, 1966. — 183 с.
40 Микешина, Л. А. Философия науки: Эпистемология. Методология. Культура / Л. А. Микешина. — Москва : Intrada, 2006. — 464 с.
41 Милевская, Л. Поэтика сновидений в романе В. Набокова «Приглашение на казнь» // Liber : [сайт]. — URL: http://liber.rsuh.ru/Conf/Communicatuion/milevskaya.htm (дата обращения: 31.01.2025).
42 Набоков, В. В. Pro et contra. Антология. Т. 1 / сост. Б. Аверин, М. Маликова, А. Долинин. — Санкт-Петербург : РХГИ, 1997. — 974 с.
43 Набоков, В. В. Пьесы / В. В. Набоков ; сост., вступ. ст. и коммент. Ив. Толстого. — Москва : Искусство, 1990. — 150 с.
44 Набоков, В. В. Собрание сочинений русского периода в пяти томах. — Санкт-Петербург : Симпозиум, 2006.
45 Набоков, В. В. Соглядатай // Набоков В. В. Собрание сочинений в 4 т. Т. 2. — Москва : Правда, 1990. — С. 299–345.
46 Набоков, В. В. Трагедия господина Морна. Пьесы. Лекции о драме / В. В. Набоков. — Санкт-Петербург : Азбука, 2008. — 640 с.
47 Набоков, В. В. Я / сновидения Набокова / сост., публ. и коммент. Геннадия Барабтарло. — Санкт-Петербург : Издательство Ивана Лимбаха, 2021. — 232 с. : ил.
48 Ожегов, С. И. Словарь русского языка / под ред. Л. И. Скворцова. — 24-е изд., испр. — Москва : Оникс 21 век : Мир и Образование, 2003. — 1200 с.
49 Панфилова, Н. А. Экзистенциальные «уроки» Ф. М. Достоевского в русской литературе первой трети XX века : автореф. дис. … канд. филол. наук. — Магнитогорск, 2000.
50 Погребная, Я. В. Поиски «Лолиты»: герой-автор-читатель-книга на границе миров / Я. В. Погребная. — Москва : ФЛИНТА, 2011. — 168 с.
51 Полева, Е. Национальная идентификация героя романа В. Набокова «Отчаяние» // Вестник Томского государственного университета. Филология. — 2009. — № 4. — С. 75–86.
52 Прокофьев, Н. И. Видение как жанр в древнерусской литературе // Учёные записки МГПИ им. В. И. Ленина. Т. 231: Вопросы стиля художественной литературы / Н. И. Прокофьев. — Москва : Просвещение, 1964. — 201 с.
53 Середенко, И. И. Достоевский в пространстве романа В. Набокова «Отчаяние» // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2000. — Вып. 6. — С. 28–30.
54 Силантьев, И. Мотив как проблема нарратологии // Критика и семиотика. — Новосибирск : Институт филологии СО РАН, 2002. — Вып. 5. — С. 32–60.
55 Литературное произведение: проблемы теории и анализа. Вып. 2 / Н. Д. Тамарченко, А. А. Белянцева, М. Ю. Лучников, Л. Ю. Фуксон. — Кемерово, 2003. — 18 с.
56 Твердые суждения Владимира Набокова: интервью В. Набокова Н. Гарнхэму (1968) // Ex libris : [сайт]. — URL: http://exlibris.ng.ru/before/2002-03-07/8_sky.html (дата обращения: 31.01.2025).
57 Тодоров, Ц. Введение в фантастическую литературу / Ц. Тодоров. — Москва : Мысль, 1997. — 140 с.
58 Тресиддер, Дж. Словарь символов / Дж. Тресиддер ; пер. с англ. С. Палько. — Москва : Гранд : ФАИР-Пресс, 1999. — 443 с.
59 Тынянов, Ю. Поэтика исторической литературы. Кино / Ю. Тынянов. — Москва : Мысль, 1977. — 574 с.
60 Фазиулина, И. В. Сон и сновидение в раннем творчестве Ф. М. Достоевского: поэтика и онтология : автореф. дис. … канд. филол. наук. — Ижевск, 2005. — 28 с.
61 Федунина, О. В. Поэтика сна в романе: «Петербург» А. Белого, «Белая гвардия» М. Булгакова, «Приглашение на казнь» В. Набокова : автореф. дис. … канд. филол. наук. — Москва, 2003.
62 Флоренский, П. А. и современность : сборник научных трудов / науч. ред. С. В. Корнилов. — Калининград : Издательство РГУ им. И. Канта, 2007.
63 Hof, R. Das Spiel des unreliable narrator: AspekteunglaübwürdigenErzählensim Werk von V. Nabokov. — München : Fink, 1984.