Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Влияние школьной среды и микроклимата на проявление агрессивного поведения у подростков: исследование и роль медицинской сестры (Казанский Государственный Медицинский Университет)

Работа №175611

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

сестринское дело

Объем работы68
Год сдачи2025
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МАОУ «Шыгырданская СОШ» Батыревского муниципального округа Чувашской Республики.
Выборка: 20 подростков ( возраст 15-17 лет).
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 6
1.1. Понятие агрессии и агрессивного поведения. Виды и причины агрессии 6
1.2. Агрессия подросткового возраста, причины возникновения 12
1.3. Коррекция агрессивного поведения подростков 19
1.4. Влияние школьной среды и роль медицинской сестры. 22
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ШКОЛЬНОЙ СРЕДЫ И МИКРОКЛИМАТА НА ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ 26
3 ГЛАВА. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ АНАЛИЗ 30
ГЛАВА 4. РОЛЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
Выводы 52
Практические рекомендации 54
Рекомендации для медицинской сестры 54
Рекомендации для подростков по профилактике агрессии 56
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 60

Современная социокультурная среда не только не обеспечивает условий для оптимальной психосоциальной адаптации индивида, но и систематически провоцирует формирование дезадаптивных поведенческих паттернов, включая аффективную агрессию и экспансивно-деструктивные проявления. Однако необходимо подчеркнуть, что склонность к доминирующе-агрессивным реакциям представляет собой филогенетически обусловленные поведенческие стратегии, укоренённые в архаичных механизмах выживания, где конкурентное присвоение ресурсов осуществлялось посредством коэрцитивных методов. Антропогенез и развитие систем соционормативной регуляции привели к ингибированию этих архетипических моделей. Тем не менее, в условиях перцепции социоэкзистенциальных угроз (риск витальной депривации, утрата статусной стабильности или угроза референтной группе) наблюдается реактивация латентных атавистических поведенческих алгоритмов, опосредованных эпигенетическими механизмами стрессовой реактивности1.
Распространено такое мнение, будто агрессия характерна в основном тем людям, которые имеют психические расстройства. На практике же наблюдается, что только 12% людей с агрессивным поведением при направлении на судебно-медицинскую экспертизы имели психическое заболевание. Остальные 50% — это просто проявление психоза, и оставшиеся 38% связаны с неадекватной реакцией. Большее количество случаев указывают на гипертрофированную реакцию на возникшие обстоятельства .
Процент обращений, связанный с агрессией в интернете, поступавший в службу поддержки «Дети онлайн» составляет 40%. И 25% процентов из них каждый день борется с травлей в интернет-сети. Всего лишь 3 года назад данный показатель не выходил и за 10%. Агрессором в 79,3% агрессивных ситуаций в интернете является посторонний для пострадавшей стороны человек. Остальной процент случаев указывает на то, что потерпевшая сторона знакома с обидчиков, 8,9% знакомы в реальной жизни, 11,8% знакомы через интернет .
Актуальность темы заключается, в том, что в настоящий момент везде замечена частичное или полное отсутствие стабильности во всех сферах жизни, поэтому в данной ситуации большое количество масс-медиа сильнее усугубляют течение вещей, транслирую насилие в разных проявлениях. Это в свою очередь оказывает негативное влияние на человеческую психику, приводя к напряжению, раздражительности, негативу, злобе, жестокости и насилию, что 100% транслируется через поведение и поступки людей, создавая у людей непоколебимую характеристику личности – агрессивность. Нередко в наше время определенный процент агрессивности важен для каждого человека, как обязательный компонент инстинкта самосохранения и защиты.
Цель дипломной работы – изучить агрессивное поведение подростков и определить возможности участия медицинской сестры в решении данной проблемы.
Задачи дипломной работы:
1. рассмотреть понятие агрессии и агрессивного поведения, виды и причины агрессии;
2. провести анкетирование подростков с целью выявления социальных условий, а также особенностей проводимого свободного времени и отношения с родителями;
3. изучить специфику и распространенность агрессивного поведения у подростков по опроснику уровня агрессивности Басса-Дарки;
4. изучить уровень ситуативной и личностной тревожности Спилберга-Ханина;
5. определить роль медицинской сестры в профилактике и коррекции агрессивного поведения подростков;
6. изучить функции медицинской сестры в школе;
7. разработать рекомендации для подростков по профилактике агрессии.
Гипотеза исследования: у подростков отмечается высокий уровень агрессии и тревожности.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализируя теорию, изученную в моей работе, следует сделать вывод, что одинаковой точки зрения на причину агрессии не существует. Это еще сильнее усложняет ситуацию. Помимо всего прочего практически не изучен аспект агрессии – устойчивость. Подростковая агрессия начинает формироваться на фоне неудовлетворенности с положением подростка в обществе, и проявляется, как протест против взрослых. Это все сопровождается соответствующим поведением. Природные особенности также не обходят данную ситуация стороной, и способны усугублять проявление агрессии. Агрессия также может проявляться на фоне необходимости защитить себя и необходимые потребности, к примеру, в ситуации, когда подросток единственным выходом из ситуации видит драку. Подростковый возраст охарактеризован тем, что в виду сложностей и противоречивостей окружающих условий развития, имеет место появления ситуаций, нарушающих обычный ход становления личности. Это и создает предпосылки проявления агрессивности.
Подростковый переходный период является нелегким этапом в жизни человека, требующий особой заботы со стороны взрослых, оказывать которую могут родители, родственники, социальные службы, профильные специалисты (психолог). Подростку одному нелегко решить проблему с возникшим кризисом, и перешагнуть на другой этап следующей стадии. Наличие этого кризиса усложняют также наловившиеся на все это сложности. Такими сложностями могут быть отсутствие умения общаться, замкнутость, ранней чувство взрослости, которое подросток воспринимает только формально. Проявление раннего взросления могут шагать вместе с ранним употреблением алкоголя, началом сексуальной жизни, проявлениями грубости к родителям и учителям.
Проведенное исследование позволило всесторонне изучить проблему агрессивного поведения подростков в условиях школьной среды.
В соответствии с задачей рассмотрения понятия агрессии и агрессивного поведения проведен комплексный теоретический анализ, который показал, что агрессия представляет собой сложное, многоаспектное явление. Установлено, что современная наука рассматривает агрессию как форму деструктивного поведения, нарушающего социальные нормы и наносящего ущерб окружающим. Особое внимание уделено дифференциации различных видов агрессии (физической, вербальной, косвенной, аутоагрессии), каждый из которых имеет специфические проявления и требует особых подходов к коррекции.
В соответствии с задачей выявления причин возникновения агрессии в подростковом возрасте проведенный анализ позволил выделить три группы ключевых факторов:
1. Биологические факторы, связанные с гормональной перестройкой организма и особенностями нервной системы
2. Психологические факторы, включающие кризис идентичности, эмоциональную нестабильность и когнитивные искажения
3. Социальные факторы, среди которых особое значение имеют семейное воспитание, школьный микроклимат и влияние средств массовой информации
В соответствии с задачей изучения особенностей коррекции агрессивного поведения проанализированы современные подходы к работе с подростковой агрессией. Установлено, что наиболее эффективными являются комплексные программы, сочетающие: индивидуальную психотерапевтическую работу; групповые тренинги социальных навыков; семейное консультирование; медико-биологическую коррекцию при наличии показаний. Особое внимание уделено инновационным методам, таким как арт-терапия и сказкотерапия, которые показали высокую эффективность в работе с подростками.
В соответствии с задачей определения влияния школьной среды и роли медицинской сестры проведен детальный анализ организационных и содержательных аспектов профилактической работы. Выявлено, что школьная среда может выступать как фактор риска (при наличии буллинга, авторитарного стиля преподавания) и как ресурс развития (при создании поддерживающей атмосферы). Определены ключевые функции медицинской сестры в системе профилактики:
1. Диагностическая (раннее выявление проблем)
2. Профилактическая (организация просветительской работы)
3. Координационная (взаимодействие со специалистами)
4. Коррекционная (элементы психологической помощи)
В соответствии с задачей проведения исследования разработана и реализована комплексная диагностическая программа, включающая: опросник Басса-Дарки для оценки уровня агрессивности; анкетирование для выявления поведенческих особенностей; шкалу Спилбергера-Ханина для измерения тревожности. В анализе участвовали 20 учащихся 8 и 9 классов, что позволило получить репрезентативные данные.
В соответствии с задачей анализа результатов исследования был выявлен ряд значимых закономерностей в проявлениях подростковой агрессии. Наиболее выраженной формой деструктивного поведения оказалась вербальная агрессия, которая была характерна для подавляющего большинства обследованных подростков. Практически у двух третей участников исследования отмечалась повышенная раздражительность, проявляющаяся в резких эмоциональных реакциях на незначительные провоцирующие факторы. Особый интерес представляет обнаруженная взаимосвязь между уровнем агрессивности и показателями тревожности, что свидетельствует о глубокой психологической природе изучаемого явления. Анализ социальных факторов показал, что конфликтные отношения в семье и негативный опыт взаимодействия с педагогами существенно усиливают агрессивные проявления у подростков, формируя устойчивые паттерны деструктивного поведения.
В соответствии с задачей изучения функций медицинской сестры разработана модель ее участия в профилактике агрессивного поведения, включающая. В рамках разработанной модели специалист осуществляет систематическое наблюдение за психоэмоциональным состоянием учащихся, что позволяет своевременно выявлять группы риска и случаи потенциально опасного поведения. Важным направлением деятельности становится организация и проведение профилактических мероприятий, направленных на формирование здоровых поведенческих стратегий у подростков.
Медицинская сестра выполняет функцию первого контактного лица, оказывающего первичную психологическую поддержку в кризисных ситуациях. Ее работа строится на принципах междисциплинарного взаимодействия, предполагающего тесное сотрудничество с педагогами, психологами и социальными работниками для разработки комплексных программ коррекции поведения. Особое внимание уделяется просветительской работе с родителями, в ходе которой медицинский специалист информирует семьи о возрастных особенностях подростков и эффективных стратегиях воспитания, способствующих снижению агрессивных проявлений.



1. Антонян, Ю. М. Теория человеческой агрессии. Почему жестоки люди / Ю.М. Антонян. - М.: Юнити-Дана, 2017. - 312 c.
2. Аня, фон Канитц EQ. Управление эмоциями / Аня фон Канитц. - М.: Омега-Л, 2018. - 128 c.
3. Браун, Б. Великие дерзания / Б. Браун. - М.: Азбука, 2017. - 753 c.
4. Брюс, Гуд Мозг прирученный. Что делает нас людьми? / Гуд Брюс. - М.: Альпина Паблишер, 2018. - 469 c.
5. Глазырина Л.А., Костенко М.А., Лопуга Е.В. Предотвращение насилия в образовательных организациях. Информационно-методическое пособие для руководителей и педагогических работников образовательных организаций. Барнаул, 2020. – 110 с.
6. Глебов В.В. Методы выявления скрытой агрессии.М., 2018.– 65 с.
7. Грант, Хэлворсон Х. Психология мотивации. Как глубинные установки влияют на наши желания и поступки / Грант Хэлворсон Х. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. - 143 c.
8. Ильин, Е.П. Психология агрессивного поведения / Е.П. Ильин. - М.: Питер, 2017. - 157 c.
9. Кудрявцев, И. А. Криминальная агрессия / И.А. Кудрявцев, Н.А. Ратинова. - Москва: Мир, 2018. - 192 c.
10. Кузнецова, Ю.М. Агрессия в обыденной жизни / Ю.М. Кузнецова. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2017. - 883 c.
11. Лафицкая, Н. В. Феномен агрессии у вида Homosapiens. Пытки и казни / Н.В. Лафицкая. - М.: СПб, 2018. - 224 c.
12. Лисицына С.А., Тарасова С.В. Особенности работы с детьми и молодежью «группы риска». Пособие для специалистов образовательных учреждений. СПб., 2017 г. 124 с.
13. Лоренц, Конрад Агрессия / Конрад Лоренц. - М.: Римис, 2017. - 707 c.
14. Никольская И.М, Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. М., 2017. 312 с.
15. Потапова, Р.К. Вербальная структура коммуникативного акта агрессии: Тематический толковый словарь / Р.К. Потапова, Л.Р. Комалова. - Москва: Огни, 2018. - 222 c.
16. Психология человеческой агрессивности. - М.: Харвест, 2016. - 656 c.
17. Сироткин, С.Ф. Заметки по метапсихологии агрессивности / С.Ф. Сироткин. - М.: ERGO, 2017. - 641 c.
18. Соснин, В. А. Психология массового поведения / В.А. Соснин. - М.: Форум, Инфра-М, 2018. - 160 c.
19. Агрессия. Режим доступа: http://psymedcare.ru/agressiya (дата обращения 06.11.2024).
20. Агрессия: что это в психологии. Причины, виды, способы борьбы. Режим доступа: https://psychologist.tips/1223-agressiya-chto-eto-v-psihologii-prichiny-vidy-sposoby-borby.html (дата обращения 03.12.2024).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ