ВВЕДЕНИЕ 4
1. Местные ветра и их классификация 6
1.1. Основные характеристики ветра норд-ост 7
1.2. Синоптические условия образования ветра норд-ост 10
2 Методы прогнозирования ветра «норд-ост» 11
2.1 Синоптический метод прогноза ветра норд-ост 11
2.2 Основной метод прогноза ветра «норд-ост» по аэродрому Геленджик.
Метод А.М.Перепечаева 13
3 Анализ образования ветра норд-ост на аэродроме Геленджик 15
3.1. Физико-географическое описание района исследования 15
3.2. Климат района исследования 15
3.3 Анализ повторяемости случаев ветра норд-ост на аэродроме Геленджик за
период 2019-2021 гг 24
3.4 Сопутствующие явления при образовании норд-оста 30
3.5 Характерные синоптические процессы, обуславливающие образование
норд-оста 35
Заключение 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41
Очень часто в районе аэропорта Геленджик возникает сильный северовосточный ветер, который называют норд-ост или бора. Это метеорологическое явление оказывает большое влияние на безопасность полетов воздушных судов, вылетающих с аэропорта Геленджик, так как полоса имеет один курс посадки и вылета, в связи с чем во время норд-оста большее количество бортов уходят на запасной аэропорт.
Направление и скорость ветра определяет возможность выполнения взлета и посадки самолета. Поэтому для обеспечения безопасности полетов на каждом аэропорту установлены минимумы погоды. Они обозначают предельные погодные условия, при которых разрешается взлет и посадка воздушного судна, что определяется множеством факторов: типом воздушного судна, наземным оборудованием, рельефом местности, классом аэродрома и многим другим.
Для наблюдения за ветром норд-ост взяты реальные архивные данные АМСГ Геленджик. Интервал наблюдений составил 3 года с 2019 по 2021 года. Основной архив данным взят из журнала АВ-6, включающий в себя ежечасные метеорологические наблюдения. Так же изучен журнал бортовой погоды и исследованы синоптические карты.
Актуальность исследования обусловлена тем, что ветер норд-ост является опасным метеорологическим явлением погоды для полетов на аэродроме Геленджик, приводящим к прекращению полетов. Поэтому главная задача специалистов состоит в том, чтобы заблаговременно и максимально точно спрогнозировать начало и окончание ветра норд-ост.
Для АМСГ Геленджик данные исследования проводятся впервые.
Целью работы является исследования условий возникновения ветра нордост в районе аэропорта Геленджик.
Задачи:
• Собрать архив данных случаев ветра «норд-ост» по данным АМСГ Геленджик за период 2019 - 2021 гг.
• Выявить повторяемость годового хода случаев «норд-ост» по данным АМСГ-Геленджик за период 2019 - 2021 гг.
• Выявить максимальную продолжительность ветра «норд-ост» по данным АМСГ Геленджик за период 2019 - 2021гг.
• Выбрать случаи максимального ветра «норд-ост» по данным АМСГ Геленджик за период 2019 - 2021 гг.
• Определить сопутствующие явления погоды при норд-осте.
• Определить синоптические ситуации образования ветра норд-ост в районе аэродрома Геленджик.
Ветер норд-ост существенно затрудняет выполнение взлета и посадки воздушного судна на аэродроме Геленджик, так как полоса имеет один курс полета, поэтому точный и своевременный прогноз направления и скорости ветра важная часть работы синоптика.
В данной работе были проанализированы архивные данные на АМСГ Геленджик за период 2019-2021 гг.
В результате можно сделать следующие выводы:
1. Впервые была собран архив данных случаев норд-оста за период 2019-2021 гг.
2. При исследовании годового хода максимальная повторяемость наблюдалась в июне (12%) и ноябре (12%). Минимальная повторяемость ветра норд-ост в декабре (2%) и мае (5%).
3. Продолжительность ветра норд-ост от 3-х часов до 10-ти дней. Максимальная продолжительность ветра норд-ост была в августе 2019 года.
4. Максимальный ветер достигал 050/20/39 в марте 2021 года.
5. При норд-осте в 55% наблюдается турбулентность, в 27% сдвиг ветра, а в 18% оба явления вместе.
6. Характерная синоптическая ситуация для образования ветра нордост в районе аэропорта Геленджик - обострение Сибирского антициклона в районе Москвы и развитие Черноморской депрессии (циклона) в районе Турции, образуется аэродинамическая труба, где потоки встречаются и направлены в северо-восточном направлении.