Введение 3
Глава 1. Педагогический дискурс как тип институционального дискурса 6
1.1. Основные подходы к определению дискурса в современной
лингвистике 6
1.2. Сущностная характеристика педагогического дискурса 10
1.3. Коммуникативные стратегии и тактики: к определению
понятий 18
Выводы по Главе 1 22
Глава 2 Коммуникативные стратегии и тактики в условиях педагогического дискурса 23
2.1 Похвала и порицание как коммуникативные стратегии 23
2.2. Стратегии и тактики похвалы в педагогическом дискурсе 29
2.3. Стратегии и тактики порицания в педагогической практике 37
Выводы по Главе 2 41
Заключение 47
Список использованных источников 48
Актуальность настоящей работы определяется интегрированным характером исследования, в рамках которого рассматривается коммуникативный потенциал стратегий и тактик похвалы и порицания в условиях педагогического дискурса. Поскольку феномен дискурса предполагает учет множества факторов и характеристик, сопровождающих речевой акт, его событийный аспект является элементом формирования и демонстрации общекультурной и лингвокультурной грамотности и соответствующих компетенций коммуникантов. Обусловленность конкретной ситуацией общений, делает педагогический дискурс весьма динамичной и подвижной реальностью, в которой принимают участие оппоненты с разными линейными и нелинейными статусами, что необходимо учитывать в процессе коммуникации во избежание возникновения недопонимания, ошибок, нарушения принятых в лингвокультурной общности правил коммуникации. Коммуникативный потенциал используемых в речевом акте стратегий и тактик похвалы (одобрения) и порицания (осуждения) актуализирует воспитательную, дидактическую, обучающую функции и обеспечивает ситуацию взаимодействия выраженными развивающими характеристиками, что, несомненно, важно для педагогического дискурса.
Целью настоящего исследования является изучение коммуникативного потенциала стратегий и тактик похвалы и порицания в педагогическом дискурсе. Согласно данной цели в исследовании можно выделить ряд последовательно решаемых задач:
- исследовать основные подходы к определению дискурса в современной лингвистике;
- дать сущностную характеристику педагогического дискурса;
- определить понятие «коммуникативная стратегия» и «коммуникативная тактика»;
- изучить похвалу и порицание как частные случаи коммуникативных стратегий;
- проанализировать стратегии и тактики похвалы в педагогическом дискурсе;
- проанализировать стратегии и тактики порицания в педагогической практике.
Объектом данного исследования выступают коммуникативные стратегии и тактики в педагогическом дискурсе.
Предметом исследования стали стратегии и тактики похвалы и порицания в педагогическом дискурсе.
Теоретическую основу исследования составили труды ведущих отечественных и зарубежных специалистов по лингвистике, коммуникативистике, педагогике, прагматической лингвистике, теории коммуникации, социолингвистике и пр. Классическая интерпретация коммуникативных стратегий и тактик (Верещагин, 1992; Иссерс, 1999; Борисова, 1996; Сухих, 1986) была дополнена современными материалами исследований, что позволило уточнить ситуационные особенности использования стратегий и тактик похвалы и порицания в педагогическом дискурсе.
Методологической базой выпускной квалификационной работы стало исследование специфики реализации коммуникативных стратегий и тактик похвалы и порицания в контексте речевого акта в педагогическом дискурсе. В работе были использованы такие общенаучные методы исследования как наблюдение, обобщение, систематизация и интерпретация результатов лингвистического анализа речевых актов, содержащих похвалу и порицание и используемых в педагогической практике.
Научная новизна настоящей работы заключается в обобщении и интерпретации общетеоретических положений, связанных с всесторонним изучением феномена коммуникативных стратегий и тактик, с последующей интеграцией полученных знаний в сферу педагогического дискурса. Практическая значимость работы обусловлена возможностью использовать полученные теоретические данные и практические примеры в практике преподавания и изучения коммуникативных актов.
В структуре работы представлены оглавление, введение, 2 главы, каждая из которых содержит 3 параграфа, заключение и список использованной литературы. Изложение материала в рамках каждой главы завершается формулировкой выводов, которые легли в основу заключения по всему исследованию.
Воздействие на адресата сообщения в акте коммуникации реализуется посредством речевых стратегий, которые определяют успешность речевого акта в контексте коммуникативного намерения, общего контекста общения, подготовленности оппонента и пр. Коммуникативная стратегия обеспечивает контроль за наиболее эффективным решением коммуникативных задач [Иссерс, 2011:14], накладывая ограничения на процесс отбора средств выражения и объем передаваемой информации, в целях достижения перлокутивного эффекта даже в условиях недостаточного знания об особенностях адресата или общения с массовой, разнородной аудиторией, что характерно именно для педагогического дискурса.
Тактика же речевого взаимодействия призвана учитывать не только конечную цель высказывания, но и мельчайшие составляющие коммуникативного акта и периферийные, косвенные способы трансляции позитивной или негативной оценки деятельности слушающего в речевом акте. Акцент на феноменах похвалы или порицания в педагогическом дискурсе позволил рассмотреть в исследовании особенности формирования механизма оценочности в коммуникации, специфику интерпретации межличностных характеристик, учесть технологию реализации антонимических отношений в рамках речевого акта.
Поскольку общая направленность педагогического дискурса определяется созданием оптимальных условий для становления целостной личности, осуществляемая в адрес обучающегося коммуникация должна нести в себе основы информирования, воспитания, познания и нормативного контроля, которые находят отражение в актуальных стратегиях и тактиках похвалы и порицания рамках речевого взаимодействия.
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект-пресс, 2008. - 363 с.
2. Арутюнова, Н. Д. Типы языковых значений: Оценка, событие, факт.
- М.: Наука, 1988.
3. Арутюнова, Н. Д. Дискурс / Н. Д. Арутюнова // Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. - С. 136-137.
4. Богданов В.В. Речевое общение: прагматические и семантические аспекты. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. -
5. Борисова Е. Г. Управление вниманием и пониманием: предварительные действия говорящего / Е. Г. Борисова // Материалы II Междунар. конф. по когнитивной науке. 9-13 июня 2006 г. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 2006. - С. 34-49.
6. Верещагин Е. М. Коммуникативные тактики как поле воздействия языка и культуры / Е. М. Верещагин // Русский язык и современность. Проблемы и перспективы развития русистики. - М. : Просвещение, 1991. - С. 32-43.
7. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. В поисках новых путей развития
лингвострановедения: концепция рече-поведенческих тактик. М.:
Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, 1999. - 84с.
8. Витвицкая Л.А. Взаимодействие субъектов образовательного процесса // Вестник ОГУ. Т. 1. Гуманитарные науки. - 2005. - №10. - С. 77.
9. Гак В.Г. Семантическая структура слова как компонент семантической структуры высказывания // Семантическая структура слова. - М.: Наука, 1971. - С. 80.
10. Горяинова Н. Н. Стратегии и тактики говорящего в речевых актах похвалы / Вестник Ставропольского государственного университета. - 2009.
- №62. - с.47-53.
11. Гулакова И.И. Коммуникативные стратегии и тактики речевого поведения в конфликтной ситуации общения : дис. ... д-ра филол. наук. Орёл, 2004.
12. Деик, Т. А. ван. Язык. Познание. Коммуникация / Т. А. Деик. - М. : Прогресс, 1989. - 312 с.
13. Ежова Т.В. К проблеме изучения педагогического дискурса // Вестник ОГУ. Том 1. Гуманитарные науки. - 2006. - №2. - С. 54
14. Иссерс, О. С. Речевое воздействие / О. С. Иссерс. - М. : Флинта : Наука, 2011. - 224 с.
15. Карасик, В. И. О категориях дискурса / В. И. Карасик // Тверской лингвистический меридиан: сб. ст. - Тверь: Изд-во Твер. гос. ун-та, 2007. - С. 57-68.
16. Карасик, В. И. Социальный статус человека в лингвистическом аспекте / В. И. Карасик // «Я», «субъект», «индивид» в парадигмах современного языкознания: сб. науч. -аналит. обзоров. - М. : Ин-т языкознания РАН, 1992. -С. 47-85.
17. Карасик, В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В.И. Карасик. - Волгоград : Перемена, 2002. - 477 с.
18. Клюев, Е. В. Речевая коммуникация: Коммуникативные стратегии. Коммуникативные тактики. Успешность речевого взаимодействия / Е. В. Клюев. - М.: Рипол Классик, 2002. - 320 с.
19. Копнина, Г. А. Речевое манипулирование: учебное пособие / Г. А. Копнина. - М. : Флинта, 2008. - 170 с.
20. Коротеева О.В. Дефиниция в педагогическом дискурсе: Автореф. дис. . канд. филол. наук. - Волгоград, 1999. - 24 с.
21. Лендел Ж. Обращения, приветствия и прощания в речевом этикете современных венгров // Национально-культурная специфика речевого поведения. - М., 1977. - 193 с.
22. Липаев А.П. Педагогический дискурс как средство социального воспитания сельских школьников: Дис. . канд. пед. наук. - Кострома, 2004.
23. Макаров, М. Л. Основы теории дискурса / М. Л. Макаров. - М. : Гнозис, 2003. - 280 с.
24. Матвеева Т. В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика / Т. В. Матвеева. - М.: Флинта: Наука, 2003. - С. 284¬285
25. Мосолова И. Ю. Комплиментарные высказывания с позиции теории речевых актов: Дис. ... канд. филол. наук. - М., 2005. - 224 с.
26. Остин Л. Дж. Слово как действие / Пер. англ. А. А. Медниковой // Новое в зарубежной лингвистике. Теория речевых актов: Сборник / Пер. с англ. / Сост. и вступ. ст. И. М. Кобозевой и В. З. Демьянкова; общ. ред. Б. Ю. Городецкого. Вып. 17. - М.: Прогресс, 1986. - С. 22-130.
27. Поспелова, Ю.Ю. Педагогический дискурс и его характеристики / Ю. Ю. Поспелова // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2009. - № 1. - С. 307 - 310.
28. Почепцов, Г. Г. Теория коммуникации / Г. Г. Почепцов. - Киев- Минск, 1999. - 171 с.
29. Степанов, Ю. С. Альтернативный мир, дискурс, факт и принцип причинности / Ю. С. Степанов // Язык и наука конца XX века. Сб. статей. - М. : РГГУ, 2005. - 432 с.
30. Труфанова И. В. О разграничении понятий: речевой акт, речевой жанр, речевая стратегия, речевая тактика // Филологические науки. - 2001. - №3. - С. 56-65.
31. Формановская Н. И. Речевой этикет и культура общения. - М., 1979.
32. Черногрудова, Е. П. Основы речевой коммуникации : учебное пособие / Е. П. Черногрудова. - М. : Изд-во «Экзамен», 2008. - 288 с.
33. Яворская, Г. М. Перспективная лингвистика как дискурс: язык, культура, власть: дисс.канд. филолог. наук / Г. М. Яворская. - К., 2000. - 117 с.