Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития у учащихся умений моделирования при решении задач с параметрами 7
1.1 О развитии у учащихся умений моделирования при обучении математике
в школе 7
1.2. Решение задач с параметрами как способ обучения моделированию 16
Глава 2. Развитие у учащихся умений моделирования при решении задач с
параметрами 44
2.1. Система учебно-исследовательских задач с параметрами 44
2.2 Организация, проведение и основные итоги педагогического
эксперимента 63
Заключение 69
Список литературы 70
Приложение 78
Для развития, воспитания и образования человека важную роль играет математическая подготовка, она определяет главные задачи обучения математике в школе. Одна из таких задач - формирование и развитие посредством математики основных интеллектуальных качеств учащегося: это и высокий уровень развития психических и познавательных процессов, и определенный уровень математической культуры. Большой вклад в развитие данных качеств вносит школа: уроки математики формируют умение логического и абстрактного мышления, умение грамотного объяснения производимых действий, теоретически рассуждать и анализировать, способность проводить исследования и т.д. Большое влияние на развитие интеллекта учащихся оказывает умение моделировать.
Содержание изучаемого в школе материала помогает развитию интеллекта учащихся. В настоящее время существует множество учебников и учебных пособий, разработанных авторскими коллективами, в которых реализуются различные теории развивающего обучения. Высокие результаты в развитии интеллектуальных способностей учащихся достигаются, если использовать методы активного обучения и определенные системы задач на уроках математики.
Если говорить об истории изучения математики в школе, можно заметить, что до 70-х годов в школьных учебниках математики были включены специальные разделы: исследование линейных и квадратных уравнений и неравенств, исследование систем линейных уравнений и неравенств и др. Благодаря данным разделам у учащихся развивались умения и навыки моделирования. Но в 1972 году, когда был осуществлен переход на новые учебные программы по математике, большая нагрузка по развитию умений моделирования переложилась на задачи, теория же рассматривала методику решения различных задач...
В процессе исследования мы получили следующие результаты:
1. Выявлено, что проблема формирования у учеников умений моделирования «через задачи» действительно не достаточно проработана и по этой причине весьма значима и актуальна.
2. Аргументирована потребность привлечения интереса к задачам с параметром, т.к. их решение помогает развитию умений моделирования у обучающихся.
3. Создана методика развития умений моделирования у учеников в ходе их обучения решению задач с параметром.
4. Опытным путём доказано предположение: если в ходе обучения школьников решению задач с параметрами, применять специально предназначенный для этого набор задач, то можно добиться формирования умений моделирования у обучающихся.
Абсолютно понятно, что на уроках математики должны решаться подобные задачи и упражнения, решение которых помогает глубоко понять и прочно усвоить учениками той системы математических знаний и умений, которые предусмотрены учебной программой и федеральным стандартом. Но, помимо этого, в курсе математики в школе должны быть достаточно хорошо представлены и задачи по формированию умений моделирования. К числу подобных задач относят задачи с параметрами, которые дают возможность сформировывать у обучающихся понятия о характерных чертах моделирования в математике.
1. Виленкин, Н.Я. Математика [Текст]: учеб. для 5 кл. средней школы / Н.Я. Виленкин, А.С. Чесноков, В.И. Жохов.- М.: Просвещение, 2013.- 154с.
2. Виноградова, Л.В. Методика преподавания математики в средней школе [Текст] / Л.В. Виноградова- Ростов н/д: Феникс, 2005.- 252с.
3. Голубев, В.И. О параметрах - с самого начала [Текст] / В.И. Голубев, А.М. Гольдман, Г.В. Дорофеев // Репетитор. - 2012. - №2 - с. 3-13.
4. Горбачев, В.И. Общие методы решения уравнений и неравенств с параметрами [Текст] // Мат. в шк. г: 1999. - №6.- С. 60-68.
5. Горбачев, В.И. Общие методы решения уравнений и неравенств с параметрами [Текст] // Мат. в шк. - 2000. - №2.- С. 61-68.
6. Горнштейн, П.И. Задачи с параметрами [Текст] / П.И. Горнштейн, В.Б. Полонский. - М.: Просвещение, 1997.- 182с.
7. Дубич, С.Л. Линейные и квадратные уравнения с параметрами [Текст] / / Математика. - 2001. - №3.- С. 28 - 31.
8. Егерман, Е.В. Задачи с параметрами. 7-11 классы [Текст] // Математика. - 2003. - №1. - С. 18 - 20.
9. Капкаева, Л.С. Алгебраические и геометрические методы в обучении математике [Текст] // Мат. в шк. - 2009. --№7. - С. 27-33.
10. Котухов, С.К. Различные способы решения задач с параметрами [Текст] // Мат. в шк.- 1998.-№6.- С. 9-12.
11. Колягин, Ю.М. Методика преподавания математики в средней школе: общая методика [Текст]: учеб. пособие для студентов физико-математических факультетов пед. институтов.- М.: Просвещение, 1975.- 462с.
12. Копылов, В.С. Учебно-методические материалы спецкурса по методике преподавания математики «Задачи с параметрами в средней школе» [Текст] / В.С. Копылов, Т.М. Савина.- М.: Прометей, 2006.- 29с.
13. Леонтович, А.В. Исследовательская деятельность школьников [Текст] / / Школьные технологии.- 2006.-№6.- С. 89- 98.
14. Мишин, В.В. Решение задач с параметрами. Теория и практика. [Текст]/ В.В. Мишин.- М.: Экзамен, 2009.- 176с.
15. Моденов, В.П. Задачи с параметрами [Текст]/ В.П. Моденов.-М: Экзамен, 2012.- 86с...30