ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В ОБЛАСТИ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ РЕБЁНКА В СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
1.1. Теоретические подходы к изучению проблемы развития 11
компетентности педагога в области укрепления здоровья ребёнка в современных исследованиях
1.2. Компетентность педагога дошкольной образовательной 25 организации в области укрепления здоровья ребёнка: сущность, структура
1.3. Теоретическое обоснование модели развития компетентности 34
педагога в области укрепления здоровья ребёнка
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
РАЗВИТИЮ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В ОБЛАСТИ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДООВЬЯ РЕБЁНКА
2.1. Диагностика уровня сформированности компетентности педагога в 49 области укрепления здоровья ребёнка
2.2. Апробация модели развития компетентности педагога в области 56 укрепления здоровья ребёнка
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы по развитию 81
компетентности педагога в области укрепления здоровья ребёнка ЗАКЛЮЧЕНИЕ 95
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 99
ПРИЛОЖЕНИЕ ОТСУТСТВУЕТ
Актуальность исследования. В Законе «Об образовании Российской Федерации», Федеральном государственном стандарте дошкольного образования формулируется цель современного образования: «воспитание здорового, духовно-нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России» [64]. Федеральный стандарт
дошкольного образования предусматривает пересмотр содержания, методов и форм работы с детьми дошкольного возраста. Но неизменно, первоочередной задачей остаётся охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
По мнению исследователей: Н.А. Ветлугиной, И.Л. Дзержинской, А.В. Запорожца, и др. дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.
В.Г. Алямовская, Л.Н. Волошина, Т.С. Овчинникова, А.Г. Сухарев и др. считают, что система «здоровьесбережения в дошкольных учреждениях должна осуществляться через разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализовывать комплекс образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням» [17, с. 45].
Исследования последних лет констатируют следующие факты:
• здоровье дошкольников ухудшилось;
• за последние десятилетия снизилась численность абсолютно здоровых детей до 6-10 % [2].
В работе Д. И. Зелинской отмечается, что в течение последнего десятилетия наблюдается деселерация, которое является замедлением темпов развития юных граждан. Доля полностью здоровых детей дошкольного возраста едва достигает пятой части от их общего числа; около трети первоклассников в школе, уже имеют некие хронические патологии...
В данном исследовании представлена актуальная проблема - развития компетентности педагога в области укрепления здоровья ребёнка. Было выявлено, что необходимо проводить соответствующую работу по развитию педагогов в данной области. Данная работа позволит не только улучшить компетентность педагогов ДОО, но и положительно скажется на укреплении и сохранении здоровья детей дошкольного возраста. В ходе исследования были получены следующие выводы.
1. Характерной тенденцией последних десятилетий в России является снижение состояния здоровья детей, что привело к интеграции усилий систем образования и здравоохранения в области сохранения, формирования, здоровья субъектов образовательного процесса, при доминирующей роли образования, внедрению в педагогический процесс здоровьесберегающих технологий, составляющих основу образования, обеспечивающего укрепление здоровья детей.
2. Компетентностный подход к подготовке специалистов является актуальной тенденцией мирового образования, позволяющей разрешить противоречия между программными требованиями, запросами общества и потребностями личности в результатах образования. Развитие компетентности педагогов дошкольного образования в области укрепления здоровья ребёнка должно осуществляться на новой концептуальной основе - в рамках компетентностного подхода.
3. Компетентность педагогов в области укрепления здоровья ребёнка можно понимать как интегративную профессионально-личностную характеристику, определяющую готовность и способность педагога квалифицированно осуществлять и сознательно перестраивать деятельность по укреплению здоровья ребёнка образовательного процесса в личностном и профессиональном аспектах на основе знаний, умений, опыта, совершенствования профессионально значимых качеств личности...
1. Абдульманова Л.В. Развитие основ физической культуры детей 4-7 лет в парадигме культуросообразного образования [Текст]: автореф. дис. ... д- ра. пед. наук / Л.В. Абдульманова. - Ростов-н/Д., 2006. - 42 с.
2. Андреев, А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа [Текст] / А.Л. Андреев // Педагогика. - 2005. - №4. - С. 19-26.
3. Аркадьева Н.М. Физическое воспитание детей в дошкольных образовательных учреждениях в условиях модернизации российского образования [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Н.М. Аркадьева. - Москва, 2004. - 154 с.
4. Асаева И.Н. Современные подходы к развитию профессиональной компетентности воспитателя ДОУ в системе повышения квалификации [Текст] / И.Н. Асаева // Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО. - 2008. - №5 (53). - С. 60-67.
5. Асаева И.Н. Развитие профессиональных компетенций воспитателей ДОУ разных видов [Текст] / И.Н. Асаева // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2009. - №112. - С. 79-87.
6. Атаманова Р.И. Деловая игра: сущность, методика конструирования и проведения [Текст]: Метод. пособие / Р.И. Атаманова. - М.: Высшая школа, 2008. - 120 с.
7. Атмахова Л.Н. Организация деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Л.Н. Атмахова. - Екатеринбург, 2006. - 177 с.
8. Базелюк Н.Н. Социально-философские проблемы здорового образа жизни и индивидуального (валеологического) здоровья [Текст]: дис. ... канд. филос. наук / Н.Н. Базелюк. - М., 2008. - 161 с.
9. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) [Текст] / В.И. Байденко // Высшее образование в России. - 2004. - № 11. - С. 17-22.
10. Баранов А.А. Состояние здоровья детей в Российской Федерации [Текст] /
А.А. Баранов // Педиатрия. Журнал имени Г.Н. Сперанского. - 2012. - Т. 91. - № 3. - С. 9-14.
11. Багрова О.Ф. Перспективы внедрения компетентностного подхода в отечественную систему педагогического образования [Текст] / О.Ф. Батрова // Преподаватель XXI века. - 2007. - №1. - С. 3-8.
12. Безрукавый Р.В. Здоровьесберегающая среда вуза как условие
формирования у студентов здоровьесберегающей компетентности [Текст] / Р.В. Безрукавый // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологи»: сборник статей по материалам XXXIII международной научно-практической конференции. - Новосибирск: Изд. «СибАК», 2013.
• С. 14-22.
13. Белая К.Ю. Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении: подготовка и проведение [Текст] / К.Ю. Белая. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 48 с.
14. Борытко Н. М. Профессионально-педагогическая компетентность педагога [Электрон. ресурс] / Н.М. Борытко // Интернет-журнал «Эйдос».
• 2007. - 30 сентября. - Режим доступа:
http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-10.htm.
15. Вашлаева Л. П. Формирование здоровьесберегающей стратегии педагога в системе повышения квалификации [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л.П.Вашлаева. - Кемерово, 2003. - 24 с...96