Введение 3
Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания младших школьников в процессе изучения русского языка
1.1. Сущность патриотического воспитания 9
1.2. Возрастные особенности патриотического воспитания
младших школьников 12
Глава 2. Методические основы патриотического воспитания
младших школьников на уроках русского языка 16
2.1 Обзор методической литературы по проблеме исследова- 18
ния
2.1. Диагностика патриотической воспитанности младших
школьников 22
2.2. Организация работы по патриотическому воспитанию
младших школьников на уроках русского языка 32
Заключение 34
Библиографический список 35
Актуальность исследования обусловлена тем, что сегодня в обществе ощущается «дефицит нравственности». Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры является утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей народа. Само понятие «патриотизм» девальвировалось в обществе.
Это наблюдается в отчуждении подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа, его традиций и духовной истории. Как известно, такое обнищание нации, потеря кровной связи между поколениями ведет к дикости и варварству.
В современных условиях на фоне очевидного упадка традиционных ценностей все больше осознается значение уважения и любви гражданина к своей стране, Родине, ее культуре и истории. Задачи патриотического воспитания должны решаться уже на уровне образовательного учреждения.
Однако существует ряд проблем, мешающих эффективной организации работы по патриотическому воспитанию детей и молодежи, а именно несовершенство законодательной базы по гражданскому и патриотическому воспитанию; недостаточное оснащение сохранившейся материально-технической базы образовательных учреждений, военно-патриотических клубов и объединений; отсутствие заинтересованности СМИ в пропаганде патриотического воспитания детей молодежи, малочисленность высокопрофессиональных кадров в общественных военно-патриотических клубах и объединениях, образовательных учреждениях, занимающихся вопросами патриотического воспитания (Николаев, 2004, 54).
Важной проблемой является переосмысление сущности воспитания ребенка. Для того, чтобы научить ребенка любить Родину, необходимо обратиться к классике, которая всегда учила патриотизму, надо ознакомить его с традициями, обычаями, культурой своего народа через посещение музеев. В человеческой жизни нет более значимых целей, чем свобода
и независимость Отчизны, ее слава, могущество, честь и достоинство.
С постижения этих категорий и начинается человек как личность (Ильин, 1993, 112)...
Изучение психолого-педагогической литературы позволило нам сделать вывод о том, что проблема патриотического воспитания младших школьников является одной из актуальных проблем современного общества.
В ходе исследования были решены теоретические и практические задачи.
На основе изучения психолого-педагогической литературы мы сделали вывод, что патриотическое воспитание представляет собой воспитание, направленное на формирование чувства любви к Родине, патриотической культуры и толерантности, реализуемое на различных уровнях функционирования системы образования. В процессе патриотического воспитания решаются такие задачи, как формирование национального самосознания, приобщение подрастающего поколения к системе социокультурных ценностей, отражающих богатство и своеобразие истории и культуры своего Отечества, создание конкретных условий для проявления гражданственности, патриотизма.
При этом приобщение к культуре и истории своего народа, патриотическое воспитание целесообразно начинать уже в младшем школьном возрасте, когда у детей формируется способность к усвоению достаточно абстрактных понятий. Именно поэтому патриотическое воспитание можно рассматривать как важную задачу, стоящую перед образовательными учреждениями. Патриотическое воспитание младших школьников должно строиться c учётом возрастных психологических особенностей детей. Почти всеми исследователями выделяются 3 компонента патриотической воспитанности младших школьников: когнитивно-интеллектуальный, эмоционально
ценностный, поведенческий.
Уроки русского языка способствуют решению приоритетных задач, стоящих перед современной школой в рамках реализации ФГОС НОО второго поколения. У младших школьников расширяются знания о прошлом нашей Родины, о жизни людей. Это способствует воспитанию преданности и любви к своей семье, малой Родине, народу, развитию умения дружить, трудиться на благо общества.
1. Буторина Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т.С. Буторина. - СПб: КАРО, 2014. - 224 с.
2. Волина А.Н. Русский язык: пособие для учителей начальных классов / А.Н. Волина. - Екатеринбург: Изд - во «Арго», 2016. - 143 с.
3. Волков, Г.Н. Этнопедагогика: учебное пособие / Г.Н. Волков. - М., 1999. - 187 с.
4. Воробьев В.В. Лингво-культурология. Теория и методы: учебное пособие / В.В. Воробьев. - М., 1997. - 234 с.
5. Вороненко А.Г. Модель школьной системы патриотического воспитания учащихся / А.Г. Вороненко. - Тюмень: ТГПУ, 2015. - 135 с.
6. Воронова Е.Н. Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры: метод. пособие / Е. Н. Воронова. - М.: Гардарики, 2008. - 153 с.
7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1997. - 509 с.
8. Гальперин И.Г. Текст как объект лингвистического исследования: уч. пособие / И.Г. Гальперин.- М.: Просвещение, 1981.- 165 с.
9. Голошумова Г.С. Этнокультурное образование младших школьников:
/ Г.С. Голошумова, Н.Г. Свинина // Начальная
школа. - 2013. - №8. -С.22-27.
10. Гусев В.Е. Русская народная художественная культура / Теоретические очерки / В.Е.Гусев. - СПб., 1993. - 326 с.
11. География Белгородской области: Учебное пособие. Часть первая:
Природа; Часть вторая: Население и хозяйство / 3-е изд.,
испр. и доп. - М.: Изд-во МГУ, 2008. - 136 с.
12. Голованова Н.Ф. Социализация младшего школьника как педагогическая проблема / Н.Ф. Голованова. - СПб: Специальная литература, 2007. - 150 с.
13. Загоровская О.В. Основные народные направления совершенствования
филологического образования в 12-ти летней школе / О.В. Загоровская // Актуальные проблемы изучения и преподавания русского языка XX - XXI вв. - Воронеж: Изд-во ВГУ. - 2011.- С.
205 - 207.
14. Жиров М.С. Региональная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры / М.С. Жиров. - Белгород: БелГУ,
2003. - 310 с.
15. Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - М.: Ло- гос,2000. - 384 с...62