ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ 8
РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. Междисциплинарный подход к исследованию понятий 8
«связная речь», «связная монологическая речь»
1.2. Условия и особенности развития связной монологической речи 14
у детей дошкольного возраста
1.3. Роль художественной литературы в развитии связной 19
монологической речи у детей старшего дошкольного возраста
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО 27
РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСИТВАМИ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
2.1. Изучение особенностей развития связной монологической 27
речи у старших дошкольников
2.2. Методическое обоснование педагогических условий развития 47
связной монологической речи у старших дошкольников средствами художественной литературы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ ОТСУТСТВУЕТ
Система дошкольного образования на современном этапе развития отечественного образования предъявляет высокие требования к речевому развитию детей дошкольного возраста, к уровню владения им устной речью, умению выражать свои мысли и желания, умению использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения. Что нашло отражение в тексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Развитие речи в методике дошкольного образования определяется сегодня, как процесс овладения ребенком родным языком и, как целенаправленный процесс, содействующий развитию речи детей раннего и дошкольного возраста.
Связная речь является самостоятельным видом речемыслительной деятельности. Она выступает средством получения знаний и контроля над этими знаниями; занимает важное место в общении ребенка со значимыми взрослыми и сверстниками; отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринятую информацию и правильно выражать ее; успешного освоения ребенком образовательной программы начального общего образования.
О.Н. Ушакова связывала развитие связной речи с успешностью освоения программы начального общего образования и овладением письменной речью. Она отмечала, что обладая хорошо развитой связной речью, обучающиеся смогут давать развернутые ответы, последовательно, полно, аргументированно и логично строить собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы, писать сочинения и изложения...
Результаты теоретического и экспериментального исследования проблемы развития связной монологической речи у старших дошкольников средствами художественной литературы позволяют нам сделать следующие выводы.
Сущность понятия «связная речь», «связная монологическая речь», критерии и показатели ее развития являются объектом лингвистических, психолингвистических, психологических, нейропсихологических и педагогических исследований. Связная речь определяется, как целенаправленный процесс порождения речевого высказывания с использованием разнообразных языковых средств, а также как результат интегративной деятельности коры головного мозга и достаточного уровня интеллектуального развития.
Основными характеристиками связной монологической речи являются связность, последовательность и логико-смысловая организация.
Дошкольный период детства является сензитивным для становления и развития связной монологической речи. Предпосылки связной речи начинают формироваться еще на первом году жизни. В раннем возрасте в речи детей представлены такие формы связной речи, как диалог и монолог. Началом формирования связной речи является переход от речи ситуативной к речи к речи контекстной, который имеет место в 4-5 лет. Развитие контекстной речи ученые тесно связывают с развитием лексико-грамматического строя речи, логического мышления, расширением и совершенствованием различных видов детской деятельности, форм общения ребенка со значимыми взрослыми и сверстниками, умением произвольно использовать средства языка.
Произведения детской художественной литературы имеют важное значение в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Произведения художественной литературы открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает образцы русского литературного языка. Из художественных произведений ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература учит ребенка излагать свое отношение к прослушанному, используя для этого средства образной выразительности...
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. - М.: Академия, 2014. - 399 с.
2. Арсеньева М.В. Коррекция нарушений связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами детской художественной литературы. Автореф. дисс. к.пед.н. - СПб., 2014. - 21 с.
3. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. - М.: Мозаика- Синтез, 2004.
4. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. - М.:
Либроком, 2010. - 559 с.
5. Ахутина Т.В. Порождение речи: Нейролингвистический анализ синтаксиса. - М. : Изд-во МГУ, 1989. - 213 с.
6. Ахутина Т.В. Преодоление трудностей учения:
нейропсихологический подход - СПб. : Питер, 2008. - 320 с.
7. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте - СПб.: Питер, 2008. - 398 с.
8. Бородич A. M. Методика развития речи. - М. : Просвещение, 1981. - 255 с.
9. Вачков И.В. Введение в сказкотерапию, или избушка, избушка, повернись ко мне передом.... - М.: Генезис, 2011. - 285 с.
10. Вершинина Н.В. Формирование логических операций в контексте
развития связной речи старших дошкольников // Педагогика. Вопросы теории и практики. - 2018. - № 4. - С. 23-26. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/formirovanie-logicheskih-operatsiy-v-
kontekste-razvitiya-svyaznoy-rechi-starshih-doshkolnikov
11. Ветлугина Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей // Художественное творчество и ребенок. - М.: Педагогика, 1972. - 287 с.
12. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. - М.: Астрель, 2005. -383 с.
13. Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. - М.: Либроком, 2012. - 365 с.
14. Войлокова Е. Ф. Ознакомление с художественной литературой в детском саду. — СПб. : ЛОИРО, 2010. — 190 с.
15. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. - М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006. - 158 с...99