Работа сделана на примере Черногорского горно-строительного техникума (Республика Хакасия).
Есть приложения.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Теоретические аспекты развития кадрового потенциала в сфере образования ……6
1.1 Понятие, сущность кадрового потенциала……………………………..…...6
1.2 Методы управления кадровым потенциалом в сфере образования…12
1.3 Особенности развития кадрового потенциала в сфере образования.…17
2 Анализ кадрового потенциала педагогических работников и направления его развития на примере ГБПОУ РХ ЧГСТ ……28
2.1 Краткая характеристика Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Хакасия «Черногорский горно-строительный техникум»………………………………28
2.2 Анализ кадрового потенциала педагогических работников ГБПОУ РХ ЧГСТ …33
2.3 Разработка мероприятий по развитию кадрового потенциала педагогических работников ГБПОУ РХ ЧГСТ ………………………………44
Заключение……………………………………………………………………….51
Библиографический список………….53
Приложения……………………………………………………………………...59
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью совершенствования управления кадровым потенциалом в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (СПО) в условиях динамично развивающейся экономики и технологических изменений.
В современных условиях конкурентоспособность и эффективность деятельности учреждений СПО во многом определяются уровнем развития персонала, его профессиональными компетенциями и способностью адаптироваться к новым требованиям. Однако многие аспекты формирования и развития кадрового потенциала остаются недостаточно изученными, что подтверждает необходимость научного обоснования методик управления персоналом в данной сфере.
Цель исследования – анализ кадрового потенциала педагогических работников и разработка мероприятий по его развитию.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие и сущность кадрового потенциала.
2. Изучить методы управления кадровым потенциалом в сфере образования.
3. Выявить особенности развития кадрового потенциала в сфере образования.
4. Дать краткую характеристику ГБПОУ РХ ЧГСТ.
5. Провести анализ кадрового потенциала педагогических работников ГБПОУ РХ ЧГСТ.
6. Разработать мероприятия по развитию кадрового потенциала педагогических работников ГБПОУ РХ ЧГСТ.
Объект исследования – кадровый потенциал педагогических работников.
Предмет исследования – процессы, механизмы и методы развития кадрового потенциала в образовательных организациях СПО.
Теоретическая база исследования включает труды отечественных и зарубежных ученых в области управления персоналом, таких как А. Я. Кибанов, В. Г. Борисов, О. С. Виханский, А. И. Наумов, С. А. Бухалков, В. А. Сластенин, Н. В. Кузьмина, Е. В. Ткаченко, а также современные учебные пособия, материалы конференций и публикации в СМИ.
Нормативно-правовая база представлена федеральными и региональными законодательными актами, регулирующими деятельность образовательных организаций СПО, а также документами в сфере управления персоналом.
Методы исследования:
анализ документов и литературных источников,
системный и сравнительный анализ,
статистические и математические методы обработки данных,
графическое и табличное представление информации.
Практическая значимость работы заключается в разработке конкретных рекомендаций по совершенствованию системы управления персоналом в техникуме, направленных на повышение профессионального уровня педагогических работников.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, библиографический список и приложения (при наличии).
Первая глава посвящена теоретическим аспектам кадрового потенциала, факторам его развития и современным подходам к управлению персоналом в образовательных учреждениях.
Вторая глава содержит анализ кадрового потенциала ГБПОУ РХ ЧГСТ, выявление проблем и предложения по его развитию.
Период исследования: 2022–2024 гг.
Источники информации: отчеты техникума, нормативные документы, научная литература, данные, полученные в ходе исследования.
В настоящее время, при тотальном изменении окружающего нас мира, огромных перемен в экономике, изменений в обществе в целом, меняются требования к системе профессионального образования. Современному экономическому сектору нужны новые специалисты, которые будут нацелены на эффективную работу предприятий, организаций и учреждений.
Для того, чтобы подготовить таких специалистов, необходимо привести в соответствие ту систему, которая должна их подготовить. Этой системой является система профессионального образования.
Из вышесказанного, можно сделать определенный вывод - необходимы кардинальные перемены в формировании и развитии кадров, которые будут всецело отвечать требованиям, предъявляемым обществом.
Вопросы развития кадров и их профессионального потенциала являются основополагающей и главной проблемой современного образования.
Данные исследования, подтвердили актуальность выдвинутой проблемы и представленную гипотезу.
Сегодня необходимы новейшие подходы для решения кадровых вопросов.
Совсем недавно перед руководителями профессиональных образовательных организаций стоял вопрос приведения в соответствие своих работников профессиональным стандартам. То теперь, на первое место выходят проблемы методик и технологий исполнения данных процессов.
По проведенным исследованиям кадрового состава ГБПОУ РХ ЧГСТ были проанализированы данные, а также выявлены основные проблемы в развитии потенциала педагогических работников.
Как выяснилось, ситуация достаточно непростая, но злободневная.
При написании ВКР стояла задача, найти экстренные пути решения данной проблемы. Анализ, проведенный в техникуме, показал, что педагогические работники достаточно ответственно относятся к своим профессиональным обязанностям, но ряд объективных и субъективных причин не позволяют им уделять большое внимание этим вопросам. Основными причинами являются отсутствие мотивации, которая состоит их недостаточности достойного материального стимулирования, огромной загруженности в аудиторной и внеаудиторной работе. Огромное количество отчетности и достаточно высокие требования потребителей образовательных услуг не позволяют в полном объеме заниматься саморазвитием.
Из этого следует, что управленческой структуре ГБПОУ РХ ЧГСТ просто необходимо создать все условия для оптимального и качественного решения вопросов развития педагогических работников.
Как раз и для этого существует методическая служба техникума. Одной из основных задач работы, является разработка документов и методических материалов для оптимизации затрат педагогов на свое развитие.
В рамках выполнения выпускной квалификационной работы, были изучены нормативно-правовые документы и методические рекомендации вышестоящих организаций.
Разработан следующий документ:
- проект Программы развития кадрового потенциала ГБПОУ РХ ЧГСТ.
В ходе работы были решены в целом поставленные задачи, вытекающие из цели и сформулированной гипотезы.
Разработанный материал имеет практический и прикладной характер.
Необходимо продолжить работу в этом направлении. И хотя в работе предложены достаточно традиционные материалы, которые помогут и облегчат работу по развитию кадров в ГБПОУ РХ ЧГСТ.
Глобальная цифровая трансформация существенно влияет на существующие модели профессионального роста педагогических кадров. Это диктует настоящее время. И вскоре мы увидим новое поколение педагогических кадров, соответствующих требованиям потребителям образовательных услуг.
1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Российская газета. - 2012. - 31 декабря. - № 5976 (303).
2. Устав ГБПОУ РХ "Черногорский горно-строительный техникум" [Электронный ресурс] / ГБПОУ РХ "ЧГСТ". - URL: https://pu8-chernogorsk.ru/upload/proedupu8_chernogorsk_new/files/30/87/3087ea52c73999e641d1867cfd3af37f.pdf (дата обращения: 10.04.2025).
3. Положение о методическом совете техникума: утв. 03.09.2021 № 267-У [Электронный ресурс] // ГБПОУ РХ "Черногорский горно-строительный техникум". - URL: http://pu8-chernogorsk.ru/sveden/document (дата обращения: 10.04.2025).
4. Положение о педагогическом совете ГБПОУ РХ ЧГСТ от 03.09. 2021 № 268-У. URL: http://pu8-chernogorsk.ru/sveden/document (дата обращения: 10.04.2025).
5. Положение о предметной цикловой комиссии ГБПОУ РХ "Черногорский горно-строительный техникум": утв. 03.09.2021 № 269-У [Электронный ресурс]. - URL: http://pu8-chernogorsk.ru/sveden/document (дата обращения: 10.04.2025).
6. Положение об аттестации педагогических работников ГБПОУ РХ "Черногорский горно-строительный техникум": утв. 03.09.2021 № 270-У [Электронный ресурс]. - URL: http://pu8-chernogorsk.ru/sveden/document (дата обращения: 10.04.2025).
7. Отчет ГБПОУ РХ ЧГСТ «Мониторинг СПО-1» на 01.10.2024. (не опубликовано).
8. Аверьянов, А. Н. Системное познание мира. Методологические проблемы / А. Н. Аверьянов. — Москва: Политиздат, 2015. — 263 с.
9. Акофф, Р. Л. Планирование будущего корпорации / Р. Л. Акофф. — Москва: Прогресс, 2021. — 231 с.
10. Афанасьев, В. Г. Системность и общество / В. Г. Афанасьев. — Москва: Политиздат, 2016. — 368 с.
11. Бабанский, Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект / Ю. К. Бабанский. — Москва: Педагогика, 2021. — С. 188–190.
12. Беспалько, В. П. Основы теории педагогических систем / В. П. Беспалько. — Москва: Педагогика, 2017. — 160 с.
13. Бестужев-Лада, И. В. Социальные аспекты моделей управления / И. В. Бестужев-Лада. — Москва: Олимп, 2024. — 384 с.
14. Блауберг, И. В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. — Москва: Наука, 2018. — 272 с.
15. Блинов, В. И. Актуальные вопросы развития среднего профессионального образования / В. И. Блинов [и др.]. — Москва: Федеральный институт развития образования, 2020. — 256 с.
16. Гершунский, Б. С. Философия образования для XXI века / Б. С. Гершунский. — Москва: Пед. о-во России, 2019. — 512 с.
17. Горнаков, Э. И. Управление персоналом / Э. И. Горнаков, Е. Н. Костюкевич, Е. В. Метельская. — Минск: ИВЦ Минфина, 2020. — 520 с.
18. Кибанов, А. Я. Основы управления персоналом / А. Я. Кибанов. — Москва: ИНФРА-М, 2021. — 304 с.
19. Кононенко, Б. И. Культурология в терминах, понятиях, именах: справочное учебное пособие / Б. И. Кононенко. — Москва: Щит-М, 2021. — 405 с.
20. Культурология: учебник для бакалавров. — Москва: Юрайт, 2015. — 566 с.
21. Кулюткин, Ю. Н. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия: пособие / Ю. Н. Кулюткин. — Санкт-Петербург: СПбГУПМ, 2022. — 48 с.
22. Куракин, А. Т. Теория управления и воспитание подрастающего поколения / А. Т. Куракин, Л. И. Новикова. — Москва: Знание, 2023. — Вып. 7. — 391 с.
23. Магура, М. И. Организация обучения персонала компании / М. И. Магура. — Москва: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2022. — 192 с.
24. Моргунов, Е. Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение: учебное пособие / Е. Б. Моргунов. — 2-е изд. — Москва: Управление персоналом, 2016. — 654 с.
25. Наливайко, Н. В. Глобальные и региональные тенденции развития отечественного образования: монография / Н. В. Наливайко. — Новосибирск: ИСО РАН, 2020. — 298 с.
26. Новикова, Л. И. Педагогика воспитания: избранные педагогические труды / Л. И. Новикова. — Москва: Пер Сэ, 2022. — 349 с.
27. Орлов, Ю. М. Восхождение к индивидуальности: книга для учителя / Ю. М. Орлов. — Москва: Просвещение, 2023. — 287 с.
28. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. — Москва: ИНФРА-М, 2015. — 320 с.
29. Песталоцци, И. Г. Избранные педагогические сочинения. Т. 1 / И. Г. Песталоцци. — Москва: Педагогика, 2018. — 336 с.
30. Пирогов, Н. И. Избранные педагогические сочинения / Н. И. Пирогов. — Москва: Педагогика, 2022. — 496 с.
31. Психология управления персоналом: пособие. — Москва, 2016. — 624 с.
32. Руссо, Ж. Ж. Педагогические сочинения. Т. 2 / Ж. Ж. Руссо. — Москва: Педагогика, 2023. — С. 161–162.
33. Сериков, Г. Н. Управление образованием: системная интерпретация: монография / Г. Н. Сериков. — Челябинск: ЧГПУ, 2020. — 664 с.
34. Тейлор, Ф. У. Принципы научного менеджмента / Ф. У. Тейлор. — Москва: Контроллинг, 2021. — 104 с.
35. Толстой, Л. Н. Педагогические сочинения / Л. Н. Толстой. — Москва: Педагогика, 2015. — 542 с.
36. Ушинский, К. Д. Наука и искусство воспитания / К. Д. Ушинский. — Москва: Образование и бизнес, 2021. — 207 с.
37. Чернышова, Л. И. Психология и педагогика: учебное пособие / Л. И. Чернышова, Э. В. Островский. — Москва: ИНФРА-М, 2015. — 381 с.
38. Яхонтова, Е. С. Стратегическое управление персоналом: учебное пособие / Е. С. Яхонтова. — Москва: Дело РАНХиГС, 2023. — 384 с.
39. Ваниева, В. Ю. Теоретические и прикладные аспекты реализации практико-ориентированной системы подготовки педагогических кадров / В. Ю. Ваниева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2016. — Т. 5. — № 1 (14). — С. 24–26.
40. Всяких, Ю. В. Управление развитием кадрового потенциала в организации / Ю. В. Всяких, А. Р. Строкова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2016. — № 12-2. — С. 31–33.
41. Денисов, М. В. Многоуровневая подготовка кадров в системе среднего профессионального образования / М. В. Денисов, А. В. Сергеев // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. — 2022. — № 4 (08). — С. 75–80.
42. Жуков, Г. Н. Кадровый потенциал системы среднего профессионального образования / Г. Н. Жуков // Вестник УМО по ППО. — 2015. — № 2 (49). — С. 47–59.
43. Журавлёва, Л. В. Эффективность образования: опыт Европы и США / Л. В. Журавлёва // Вестник образования. — 2016. — № 7. — С. 291–299.
44. Иванова, Т. Н. Оценка персоналом эффективности корпоративного обучения / Т. Н. Иванова // Балтийский гуманитарный журнал. — 2015. — № 2 (11). — С. 143–149.
45. Ковальчук, Е. С. Кадровые стандарты педагогических лидеров в школах стран западной Европы / Е. С. Ковальчук // Балтийский гуманитарный журнал. — 2023. — № 3. — С. 39–44.
46. Комаров, К. Б. Содержание и результаты экспериментальной апробации модели развития кадрового потенциала образовательной организации / К. Б. Комаров, Е. В. Демкина // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. — 2016. — Вып. 4 (188). — С. 46–55.
47. Ларченко, И. Н. Концептуальные подходы к развитию кадрового потенциала в системе начального и среднего профессионального образования / И. Н. Ларченко // Историческая и социально-образовательная мысль. — 2022. — № 6 (16). — С. 109–112.
48. Найденова, Н. Н. Кадры решают всё? / Н. Н. Найденова // Проблемы современного образования. — 2023. — № 2. — С. 176–185.
49. Петрусевич, А. А. Современные вызовы развитию образования / А. А. Петрусевич, Ш. Ж. Джамбулова // Омский научный вестник. — 2015. — № 2 (136). — С. 114–117.
50. Профессиональное образование: методология, технологии, практика: сборник статей. — Челябинск: Цицеро, 2016. — Вып. 9. — 212 с.
51. Родионов, А. В. Усовершенствование системы управления кадровым и образовательным потенциалом региона на основе процессного подхода / А. В. Родионов // Карельский научный журнал. — 2024. — № 3. — С. 95–97.
52. Черноскутова, И. А. О модернизации обеспечения системы среднего профессионального образования педагогическими кадрами / И. А. Черноскутова, М. Ю. Захарченко // Возможности получения необходимых квалификаций в течение трудовой деятельности. — Москва: МГПУ, 2016. — С. 255–258.
53. Широбокова, Т. С. Организация и проведение исследовательской деятельности обучающихся в системе СПО / Т. С. Широбокова // Научные исследования в образовании. — 2021. — № 7. — С. 56–59.
54. Щербакова, О. Ю. Кадровый потенциал в контексте социально-экономической характеристики региона / О. Ю. Щербакова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2015. — № 1 (10). — С. 112–114.
55. Герун, Е. Доля выпускников, собирающихся после школы поступать в вузы, падает с каждым годом [Электронный ресурс] / Е. Герун. — Режим доступа: https://www.metronews.ru/novosti/russia/reviews/dolya-vypusknikov-sobirayuschihsya-posle-shkoly-postupat-v-vuzy-padaet-s-kazhdym-godom-1123617/ (дата обращения: 15.03.2025).
56. Данилова, Т. Н. Повышение профессионально-педагогической компетентности преподавателей специальных дисциплин учреждений среднего профессионального образования: дис. канд. пед. наук / Т. Н. Данилова. — Москва, 2020. — 233 с.
57. Кривошеев, В. Ф. Проблемы роста качества среднего профессионального образования [Электронный ресурс] / В. Ф. Кривошеев. — URL: http://www.edu.meks-info.ru (дата обращения: 15.04.2025).
58. Леденёва, И. Н. Качество подготовки кадров в системе СПО [Электронный ресурс] / И. Н. Леденёва. — URL: http://kachestvo-podgotovki-kadrov-v-sisteme-srednego-professionalnogo-obrazovaniya.pdf (дата обращения: 15.02.2025).
59. Реформа среднего профессионального образования (отечественный и зарубежный опыт) [Электронный ресурс] // Бюллетень о сфере образования. — 2017. — № 11. — URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/12464.pdf (дата обращения: 15.04.2025).
60. Леденёва, И. Н. Повышение качества подготовки кадров в системе среднего профессионального образования: дис. … канд. экон. наук / И. Н. Леденёва. — Саратов, 2020. — 222 с.
61. Резер, Т. М. Теория и технология подготовки медико-педагогических кадров в СПО: автореф. дис. … д-ра пед. наук / Т. М. Резер. — Екатеринбург, 2017. — 48 с.