ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЗМ КАК ЧЕРТА ПОЭТИКИ КЛАССИЧЕСКОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 7
1.1 Определение понятия психологизма в литературе 7
1.2. Психологизм как художественная форма 10
1.3. Способы выражения психологизма 14
1.4. Приемы создания психологического анализа 22
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ЖЕНСКИХ ОБРАЗОВ В ПРОЗЕ В. Я. БРЮСОВА 27
2.1 Психологический анализ образа Анны Николаевны Нерягиной в рассказе «Через пятнадцать лет» В. Я. Брюсова 27
2.2 Психологический анализ образа Елизаветы Васильевной Свибловой и Екатерины Владимировной Садиковаой в рассказе «За себя или за другую?» В. Я. Брюсова 38
2.3 Психологический анализ образа Натальи Глебовны в повести «Последние страницы из дневника женщины» В. Я. Брюсова 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 70
Брюсов Валерий Яковлевич [1(13). XII. 1873, Москва – 9.X.1924] – выдающийся русский поэт-символист, прозаик, драматург, литературный критик, переводчик и основатель московской школы символистов.
В. Я. Брюсова известен в основном как поэт, через его сборники стихов: «Chefs d'œuvre. Юношеские стихотворения» (1895) – первый сборник стихов, который привлек внимание к молодому поэту и ознаменовал начало его литературной карьеры; «Tertia Vigilia. Книга новых стихов» (1900) – сборник, который укрепил его репутацию как ведущего поэта-символиста; «Urbi et Orbi» (1903) – один из самых значительных сборников, в котором Брюсов исследует темы вечности и человеческой судьбы; «Stephanos. Венок» (1906) – сборник стихотворений, пронизанный духом революции, урбанистическими мотивами и неумолимым желанием бегства от цивилизации.
Эти сборники сыграли ключевую роль в становлении Брюсова как поэта-символиста и оказали значительное влияние на развитие русской литературы начала XX века.
Несмотря на широкую известность В. Я. Брюсова как поэта, его прозаическое наследие также заслуживает внимания. В его поэтических сборниках отражено глубокое постижение мира через формы и образы, что он воспринимал как некое таинственное действо, сродни религиозному откровению.
М.Л. Гаспаров, анализируя лирику Брюсова, отмечал, что поэт выступил новатором в русской поэзии, вводя многочисленные технические и стилистические новшества. Брюсов активно экспериментировал с формой, метрикой и ритмом, что позволило ему значительно обновить поэтический язык и выразить сложные духовные и философские идеи через метафоры и символы. Гаспаров подчеркивал, что Брюсов, будучи не только поэтом, но и стиховедом, проводил глубокий анализ стихотворных форм и их эволюции, разрабатывая новые подходы к поэтическому творчеству. Влияние мировой литературы, которую Брюсов активно изучал и переводил, обогатило его собственное творчество, создавая уникальный поэтический стиль. В его лирике центральное место занимают темы вечности, мистики, судьбы и человеческой души, а стихи наполнены символическими образами и аллюзиями, что делает их многослойными и многозначными. Брюсов успешно сочетал теоретические знания о стихосложении с практическим поэтическим творчеством, и его стихи являются не только произведениями искусства, но и примерами применения теоретических концепций на практике. [8]
Брюсов, как один из ведущих представителей русского символизма, придерживается принципов символического изображения: двоемирие, особая организация времени и пространства, особая рефлексия героя по отношению к самому себе (прежде всего ориентация не вовне, а вовнутрь), как в своей лирике, так и в прозе. Он создает особую атмосферу, где границы между реальным и ирреальным мирами размыты, а символы служат ключом к пониманию скрытых смыслов.
Валерий Яковлевич Брюсов, как одна из центральных фигур русского символизма, привлекал внимание многих литературоведов и исследователей. Вопросы символики, психологизма и философских идей в его прозе исследовались и продолжают исследоваться различными учеными.
М. Л. Гаспаров, известный литературовед и филолог, уделял внимание как поэтическому, так и прозаическому наследию Брюсова. Его работы, в частности «Брюсов-стиховед и Брюсов-стихотворец», подчеркивают значимость символики в произведениях Брюсова. Гаспаров анализировал особенности поэтической формы Брюсова, указывая на его стремление к музыкальности и символической насыщенности текста. В прозаических произведениях он выделял внимание к деталям и внутреннему миру персонажей, что позволяет глубже понять психологические аспекты прозы Брюсова.
С. С. Гречишкин в своих исследованиях акцентирует внимание на символической структуре прозы Брюсова, а также на его методах создания психологических портретов героев. Он отмечает, что Брюсов мастерски использует символы и аллегории для передачи сложных философских идей и внутренних конфликтов персонажей. Гречишкин также анализирует влияние личных переживаний и исторического контекста на творчество Брюсова.
В данном исследовании мы сосредоточимся на символической прозе В. Я. Брюсова, которая, несмотря на свою значимость, до сих пор недостаточно изучена. Особое внимание будет уделено рассказу «За себя или за другую» и повести «Последние страницы из дневника женщины», на материале которых мы рассмотрим художественные особенности символической прозы Брюсова.
А. В. Лавров — исследователь, чьи работы также фокусируются на прозе Брюсова. В своих трудах он обращает внимание на тему двоемирия в произведениях Брюсова, анализируя, как реальный и воображаемый миры переплетаются в его прозе. Лавров подчеркивает, что Брюсов использует двоемирие как средство для исследования психологических и экзистенциальных вопросов, показывая, как внутренние переживания героев влияют на их восприятие реальности.
Актуальность исследования заключается в необходимости всесторон-него анализа творчества Брюсова, учитывающего не только его поэтические произведения, но и прозаическое наследие, что позволяет расширить контекст представления его творческой личности.
Важным аспектом исследования является выявление принципов психологизма женских образов, таких как психологический портрет героя, рефлексия героя по отношению к самому себе.
Новизна исследования определяется недостаточной изученностью данной темы и ограниченным количеством работ, посвященных анализу прозы Брюсова.
Целью исследования является изучение художественных особенностей символической прозы в произведениях «За себя или за другую» и «Последние страницы из дневника женщины».
Объект исследования – психологизм в прозе В. Я. Брюсова.
Предмет исследования – женские образы в прозе В.Я. Брюсова.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. В первой главе рассматриваются определения понятий «символическая проза» и «психологизма в литературе», психологизм как художественная форма, приемы создания психологического анализа. Во второй – сопоставительный анализ рассказов «За себя или за другую?» и рассказа «Мраморная головка» и анализ повести «Последние страницы из дневника женщины» как символической прозы В. Я. Брюсова.
Методы исследования – описательный (для реферативного обзора литературоведческих исследований прозы Брюсова), культурно- исторический (для понимания места художественных произведений в творчестве писателя), метод интерпретации (так как символическая проза имеет несколько смыслов в силу многозначности символа).
Психологизм в художественной литературе как эстетическое и содержательное явление формируется в тесной связи с философией субъективного опыта, индивидуального сознания, а также с развитием повествовательных форм, способных выразить внутренний мир человека. Начало XX века в русской литературе ознаменовано активным обращением к теме психологического анализа личности, что особенно отчетливо проявляется в прозе символистов. Именно в этот период особую актуальность приобретает изображение женщины не как типизированного персонажа, а как внутренне противоречивой, сложной, чувствующей личности. Символистская малая проза Валерия Брюсова, одного из ведущих представителей данного направления, открывает важное поле для изучения психологизма как художественного метода, в том числе и в контексте изображения женской индивидуальности.
Целью данной работы являлось выявление художественно-психологических особенностей женских образов в малой прозе В. Я. Брюсова на примере рассказов «Через пятнадцать лет», «За себя или за другую?» и повести «Последние страницы из дневника женщины», таких как Анна Нерягина, Елизавета Свиблова / Екатерина Садикова и Наталья Глебовна. Новизна исследования определяется тем, что данные образы, несмотря на их выразительность и идейную значимость, до сих пор оставались вне поля системного литературоведческого анализа, а символическая проза Брюсова — недооцененной в аспекте художественного психологизма.
В ходе анализа были решены следующие исследовательские задачи:
определены ключевые черты психологического портрета женских персонажей в прозе Брюсова;
рассмотрены художественные приёмы, с помощью которых автор раскрывает внутренний мир героинь (внутренний монолог, дневниковая форма, приём двойничества, исповедальность);
выявлены символические структуры, отражающие специфику женского мировосприятия и эмоциональной динамики;
охарактеризована эволюция образа женщины у Брюсова как личности, проходящей путь от чувствующего субъекта до психологически рефлексирующего и автономного «я».
Проведённый анализ позволил сделать ряд важных выводов. Женские образы в прозе В. Я. Брюсова предстают как внутренне противоречивые, но в то же время целостные личности. Они наделены глубокой эмоциональной памятью, способностью к самоанализу, трагическим восприятием любви и собственной судьбы. В рассказе «Через пятнадцать лет» образ Анны Нерягиной строится на конфликте между прошлыми чувствами и утраченной способностью к любви, на противостоянии благодарности и честности — любви и невозможности её выразить. В «За себя или за другую?» двойственная структура образа позволяет раскрыть эволюцию женской души от страстной искренности к расчётливой сдержанности, в то время как игра памяти и роли поднимает вопрос о множественности женских идентичностей. Повесть «Последние страницы из дневника женщины» представляет собой тонкую психологическую автобиографию, где дневниковая форма позволяет проникнуть в глубинные слои сознания героини — Натальи Глебовны, её переживания, колебания между общественным долгом, материнской болью и личной свободой.
Брюсов демонстрирует способность символистского письма к тонкому воспроизведению эмоциональной жизни: он применяет такие средства, как внутренняя речь, противоречивая интонация, приёмы психологической детализации, раскрывая уникальный женский опыт. Символизм становится у Брюсова не только эстетикой образа, но и способом художественного осмысления психологических состояний: в его прозе чувства, страсти и состояния героинь отражаются в символах, поступках и композиции.
Материалы данной работы могут быть использованы в следующих направлениях:
в литературоведческих курсах, посвящённых поэтике русского символизма и истории психологической прозы;
в учебных программах по женской литературной типологии;
при составлении элективных курсов и тематических семинаров по психологии художественного текста и гендерной идентичности в литературе;
как основа для дальнейшего исследования женской психологии в творчестве других представителей символизма, а также для сопоставительных сравнений с западноевропейской прозой той же эпохи.
Таким образом, исследование подтвердило значимость малой прозы В. Я. Брюсова как важного феномена в развитии психологической тенденции в русской литературе начала XX века. Женские образы в его произведениях не только иллюстрируют глубину чувств и конфликтов личности, но и служат проводниками философского осмысления любви, вины, памяти, времени и свободы. Психологизм у Брюсова — это не просто средство изображения, а средство постижения.
1. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет / М.М. Бахтин. – Москва: Худ. лит. – 1975. – 504 с. – Текст : непосредственный.
2. Бахтин М.М. Собрание сочинений : в 7 т. / М.М. Бахтин – Москва: Языки славянских культур, 2011. – Т. 4. – 880 с. – Текст : непосредственный.
3. Бочаров С.Г. Психологическое раскрытие характеров в русской классической литературе и творчество Горького / С.Г. Бочаров. – Текст : непосредственный // Социалистический реализм и классическое наследие. – Москва, 1960. – 423 с.
4. Брюсов В.Я. Ночи и дни. Вторая книга рассказов и драматических сцен / В.Я. Брюсов. – Москва, 1913. С. 1–59. – Текст : непосредственный.
5. Брюсов В.Я. Собрание сочинений: в 7 т. / Под общ. ред. П.Г. Антоколь¬ского и др. – Москва: Художественная литература, 1973–1975. – Текст : непосредственный.
6. Введение в литературоведение / Под ред. Г.М. Поспелова. – Москва, 1983. – С. 56 – 60. – Текст : непосредственный.
7. Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. – Москва: Искусство, 1968. – 576 с. – Текст : непосредственный.
8. Гаспаров М. Брюсов-стиховед и Брюсов-стихотворец // М. Гаспаров Избранные статьи. – Москва, 1995. – Текст : непосредственный.
9. Гречишкин С.С. Последние страницы из дневника женщины. Примечания к повести / / С.С. Гречишкин, А.В. Лавров. – Текст : непосредственный // В. Брюсов. Повести и рассказы. – Москва: Сов. Россия, 1983. – С. 349–354.
10. Гречишкин С.С. Брюсов-новеллист / С.С. Гречишкин, А.В. Лавров – Текст : непосредственный // Брюсов В. Я. Повести и рассказы. – Москва: Сов. Россия, 1983. – С. 3–18.
11. Гудонене В.В. Психология личности в русской прозе и поэзии / В.В. Гудонене. – Вильнюс: Вильнюсский пед. ун-т, 2006. – 218 с. – Текст : непосредственный.
12. Даниэлян Э.С. Проблема формирования творческого метода в «малой» прозе Брюсова / Э.С. Даниэлян. – Текст : непосредственный // Валерий Брюсов. Проблемы творчества. – Ереван: Лингва, 2002. – С. 30–37.
13. Дровалева Н.А. Поэтика портрета в малой прозе В.Я. Брюсова: к постановке проблемы / Н.А. Дровалева. – Текст : непосредственный // Stephanos. – 2018. – № 5. – С. 135–138.
14. Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы: кн. для учителя / А.Б. Есин. – Москва: Просвещение, 1988. – 174 с. – Текст : непосредственный.
15. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие / А.Б. Есин. – Москва: Флинта, Наука, 2000. – 248 с. – Текст : непосредственный.
16. Жатва. Журнал литературы. – Кн. I. – Mосква. – 1912. – С. 217–222, – Текст : непосредственный.
17. Журнал «Русская мысль». – 1910. – № 12. – Отд. I. – С. 3–51. – Текст : непосредственный.
18. Закржевский А. Карамазовщина. Психологические параллели / А. Закржевский. – Киев, 1912. – С. 27. – Текст : непосредственный.
19. Золотухина О.Б. Психологизм в литературе / О.Б. Золотухина. – Беларусь, Гродно : Учреждение образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», 2009. – 181 с. – Текст : непосредственный.
20. Иванова Е.В. Валерий Брюсов и Александр Добролюбов / Е.В. Иванова. – Текст : непосредственный // Известия АН СССР. – 1981. – Т. XI. Серия литературы и языка. – № 3. – С. 255–265.
21. Компанеец В.В. Художественный психологизм как проблема исследо-вания / В.В. Компанеец. – Текст : непосредственный. // Русская литература. – 1974. – №1. – С. 46–60.
22. Компанеец В.В. Художественный психологизм в советской литературе (1920-е годы) / В.В. Компанеец. – Ленинград, 1980. – 111 с. – Текст : непосредственный.
23. Литературный энциклопедический словарь /Под общ. ред. В.М. Кожев-никова, П.А. Николаева ; редкол.: Л.Г. Андреев, Н.И. Балашов, А.Г. Бочаров и др.– Москва: Сов. энциклопедия, 1987. – 752 с. – Текст : непосредственный.
24. Лихачев Д.С. Движение русской литературы XI–XVII веков к реалистическому изображению действительности / Д.С. Лихачев. – Москва, 1956. – С. 6. – Текст : непосредственный.
25. Мазаев А.И. Проблема синтеза искусств в эстетике русского символизма / А.И. Мазаев. – Москва: Наука, 1992. – 324 с. – Текст : непосредственный.
26. Михайлова М.В. Брюсов о женщине (анализ гендерной проблематики творчества) / М.В. Михайлова. – Текст : непосредственный // Брюсовские чтения 2002 года ; ред.-сост. С.Т. Золян. – Ереван: Лингва, 2004. – С. 97–114
27. Поступальский И. Проза Валерия Брюсова / И. Поступальский. – Текст : непосредственный // Неизданная проза: Юпитер поверженный и фрагменты других исторических. рассказов. – Москва; Ленинград: ГИХЛ, 1934. – С. 159–169.
28. Савина А.Д. Сюжетная игра в малой прозе В. Брюсова (на материале рассказа «Защита») / А.Д. Савина. – Текст : непосредственный // Сюжетология и сюжетография. – 2013. – № 1. – С. 46–52.
29. Силард Л. Поэтика символистского романа конца XIX – начала XX века (В. Брюсов, Ф. Сологуб, А. Белый) / Л. Силард. – Текст : непосредственный // Проблемы поэтики русского реализма XIX века. – Ленинград: Изд-во Ленинградского ун-та, 1984. – С. 265–284.
30. Страхов И.В. Психологический анализ в литературном творчестве: пособие для студентов : в 5 ч. / И.В. Страхов. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1973. – Ч. 1. – 152 с. – Текст : непосредственный.
31. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы / Ред. кол.: Г.Л. Абрамович и др. – Москва, 1964. – Текст : непосредственный.
32. Хализев В.Е. Теория литературы / В.Е. Хализев. – Москва: Высшая школа, 2002. – 436 с. – Текст : непосредственный.
33. Ханзен-Леве А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Мифопоэтический символизм. Космическая символика / А. Ханзен-Леве ; пер. с нем. М. Ю. Некрасова. – Санкт-Петербург: Академический проект, 2003. – 816 с. – Текст : непосредственный.
34. Шарнаускене Т.В. Художественно-психологическая культура смысла мифологического и социально-фантастического в произведениях В.Я. Брюсова. – Текст : электронный // Психология и Психотехника. – 2014. – № 3. – С. 312-319. – URL: https://nbpublish.com/library_read_
article.php?id=64103
35. Эконен К. Творец, субъект, женщина: Стратегии женского письма в русском символизме / К. Эконен. – Москва: Новое литературное обозрение, 2011. – Текст : непосредственный.
36. Якушева Ю.А. Женский портрет в поэзии В. Брюсова: к постановке проблемы / Ю.А. Якушева – Текст : непосредственный // Филологические штудии. – Иваново. – 2010. – Вып. 13. – С. 17–20.