Формирование навыка использования формул речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня (Владимирский государственный университет)
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: муниципальное дошкольное образовательное учреждение г. Владимира «Детский сад № 66».
Выборка: 12 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОРМУЛ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 6
1.1 Теоретические и практические подходы к формированию речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 6
1.2 Возможности использования речевого этикета как средства развития речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 10
Выводы по первой главе 19
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСХОДНОГО УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОРМУЛ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 20
2.1 Организация и методы эмпирического исследования 20
2.2 Анализ результатов исследования 23
Выводы по второй главе 28
Глава 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОРМУЛ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 29
3.1 Комплекс занятий по формированию навыка использования формул речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 29
3.2 Апробация комплекса занятий по формированию навыка использования формул речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (3-й уровень речевого развития) 34
3.3 Эффективность результатов коррекционно-развивающей работы 38
Выводы по третьей главе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45
База исследования: муниципальное дошкольное образовательное учреждение г. Владимира «Детский сад № 66».
Выборка: 12 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОРМУЛ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 6
1.1 Теоретические и практические подходы к формированию речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 6
1.2 Возможности использования речевого этикета как средства развития речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 10
Выводы по первой главе 19
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСХОДНОГО УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОРМУЛ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 20
2.1 Организация и методы эмпирического исследования 20
2.2 Анализ результатов исследования 23
Выводы по второй главе 28
Глава 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОРМУЛ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 29
3.1 Комплекс занятий по формированию навыка использования формул речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 29
3.2 Апробация комплекса занятий по формированию навыка использования формул речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (3-й уровень речевого развития) 34
3.3 Эффективность результатов коррекционно-развивающей работы 38
Выводы по третьей главе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45
Актуальность исследования обусловлена тем, что современная педагогическая практика и логопедическая коррекция ставят перед собой задачу не только улучшить речевые навыки детей с общим недоразвитием детей, но и обеспечить их полноценное социальное развитие.
Речевой этикет, являясь неотъемлемой частью коммуникации, помогает детям осваивать правила вежливости, формирует умение поддерживать беседу, что крайне важно для успешной интеграции в общество и дальнейшего обучения. Дети с общим недоразвитием речи III уровня испытывают значительные затруднения не только в произношении и формировании правильных речевых конструкций, но и в понимании и применении речевых формул в социально значимых ситуациях. Это препятствует их полноценному включению в коллектив, снижает уверенность в себе и мешает развитию навыков межличностного взаимодействия. В условиях активного развития коммуникативных навыков у их сверстников, дети с общим недоразвитием речи без должной поддержки рискуют остаться в стороне, что может привести к вторичным нарушениям, таким как снижение мотивации к общению и сложности в адаптации к школьному обучению.
Проблема речевого этикета и взаимодействия людей рассматривается в работах философов (B.C. Библер, Н.А. Бердяев, Б.С. Гершунский и др.), языковедов-лингвистов (Л.C. Скворцов и др.), психологов (Л.C. Выготский, А.А. Бодалев, A.В. Запорожец, М.И. Лисина, Т.А. Репина, Д.Б. Эльконин и др.), педагогов (Р.С. Буре, Р.И. Жуковская, Т.А. Маркова, А.П. Усова и др.). Специфика общения дошкольников исследовалась в работах Е.А. Аркина, A.Г. Арушановой, В.В. Виноградова, Д.Б. Годовиковой, А.Б. Добровича, М.И. Лисиной, А.Г. Рузской и др. Непосредственно проблемой формирования навыка использования формул речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста обращались такие ученые, как А.А. Акишина, Б.В. Бушелева, Т.А. Ладыженская, А.И. Савостьянов, Н.И. Формановская и др. Они рассматривали речевой этикет не только как систему вербальных единиц, но и как формулы хорошего тона, способствующие установлению доброжелательных взаимоотношений.
Проблема исследования. Изучение литературы и анализ современных логопедических технологий выявили противоречие между объективной необходимостью системного и эффективного формирования навыка использования формул речевого этикета у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и недостаточной теоретической и технологической разработанностью этого вопроса.
В поисках способа решения данного противоречия была сформулирована проблема исследования, заключающаяся в необходимости определения наиболее эффективных методов и приемов, способствующих формированию и автоматизации формул речевого этикета у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования – развитие речевого этикета у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования – формирование навыка использования формул речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Цель исследования – разработать и апробировать комплекс занятий по формированию навыка использования формул речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Для достижения цели сформулированы следующие задачи:
1. Изучить предпосылки исследования проблемы формирования навыка использования формул речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня;
2. Определить возможности использования речевого этикета как средства развития речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня;
3. Экспериментально изучить исходный уровень сформированности речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня;
4. Составить комплекс занятий, нацеленный на повышение уровня сформированности речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня;
5. Выявить эффективность данного комплекса.
Мы выдвинули гипотезу исследования: если в образовательный процесс старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня интегрировать специально разработанную систему упражнений, игровых ситуаций и целенаправленных коммуникативных заданий, направленных на освоение формул речевого этикета, то это будет способствовать более эффективному формированию у детей навыков культурного общения, улучшению речевой компетенции и развитию социально-коммуникативных способностей, так как игровые методы и систематическое применение речевых шаблонов позволяют снизить речевые барьеры и активизировать использование эталонных моделей общения в повседневной жизни.
Для решения поставленных задач и обоснования гипотезы в исследовании работы был использован комплекс общенаучных методов:
1) Теоретические – изучение педагогической и специальной литературы по проблеме исследования, анализ базовых понятий исследования.
2) Эмпирические – анализ документации (анамнестических данных), беседа, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);
3) Статистические – количественный и качественный анализ экспериментального материала.
Структура работы включает в себя введение, три главы, заключение и список литературы.
Речевой этикет, являясь неотъемлемой частью коммуникации, помогает детям осваивать правила вежливости, формирует умение поддерживать беседу, что крайне важно для успешной интеграции в общество и дальнейшего обучения. Дети с общим недоразвитием речи III уровня испытывают значительные затруднения не только в произношении и формировании правильных речевых конструкций, но и в понимании и применении речевых формул в социально значимых ситуациях. Это препятствует их полноценному включению в коллектив, снижает уверенность в себе и мешает развитию навыков межличностного взаимодействия. В условиях активного развития коммуникативных навыков у их сверстников, дети с общим недоразвитием речи без должной поддержки рискуют остаться в стороне, что может привести к вторичным нарушениям, таким как снижение мотивации к общению и сложности в адаптации к школьному обучению.
Проблема речевого этикета и взаимодействия людей рассматривается в работах философов (B.C. Библер, Н.А. Бердяев, Б.С. Гершунский и др.), языковедов-лингвистов (Л.C. Скворцов и др.), психологов (Л.C. Выготский, А.А. Бодалев, A.В. Запорожец, М.И. Лисина, Т.А. Репина, Д.Б. Эльконин и др.), педагогов (Р.С. Буре, Р.И. Жуковская, Т.А. Маркова, А.П. Усова и др.). Специфика общения дошкольников исследовалась в работах Е.А. Аркина, A.Г. Арушановой, В.В. Виноградова, Д.Б. Годовиковой, А.Б. Добровича, М.И. Лисиной, А.Г. Рузской и др. Непосредственно проблемой формирования навыка использования формул речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста обращались такие ученые, как А.А. Акишина, Б.В. Бушелева, Т.А. Ладыженская, А.И. Савостьянов, Н.И. Формановская и др. Они рассматривали речевой этикет не только как систему вербальных единиц, но и как формулы хорошего тона, способствующие установлению доброжелательных взаимоотношений.
Проблема исследования. Изучение литературы и анализ современных логопедических технологий выявили противоречие между объективной необходимостью системного и эффективного формирования навыка использования формул речевого этикета у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и недостаточной теоретической и технологической разработанностью этого вопроса.
В поисках способа решения данного противоречия была сформулирована проблема исследования, заключающаяся в необходимости определения наиболее эффективных методов и приемов, способствующих формированию и автоматизации формул речевого этикета у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования – развитие речевого этикета у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования – формирование навыка использования формул речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Цель исследования – разработать и апробировать комплекс занятий по формированию навыка использования формул речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Для достижения цели сформулированы следующие задачи:
1. Изучить предпосылки исследования проблемы формирования навыка использования формул речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня;
2. Определить возможности использования речевого этикета как средства развития речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня;
3. Экспериментально изучить исходный уровень сформированности речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня;
4. Составить комплекс занятий, нацеленный на повышение уровня сформированности речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня;
5. Выявить эффективность данного комплекса.
Мы выдвинули гипотезу исследования: если в образовательный процесс старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня интегрировать специально разработанную систему упражнений, игровых ситуаций и целенаправленных коммуникативных заданий, направленных на освоение формул речевого этикета, то это будет способствовать более эффективному формированию у детей навыков культурного общения, улучшению речевой компетенции и развитию социально-коммуникативных способностей, так как игровые методы и систематическое применение речевых шаблонов позволяют снизить речевые барьеры и активизировать использование эталонных моделей общения в повседневной жизни.
Для решения поставленных задач и обоснования гипотезы в исследовании работы был использован комплекс общенаучных методов:
1) Теоретические – изучение педагогической и специальной литературы по проблеме исследования, анализ базовых понятий исследования.
2) Эмпирические – анализ документации (анамнестических данных), беседа, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);
3) Статистические – количественный и качественный анализ экспериментального материала.
Структура работы включает в себя введение, три главы, заключение и список литературы.
Проведенное исследование позволило всесторонне рассмотреть проблему формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. В теоретической части работы обоснована значимость речевого этикета как важнейшего компонента коммуникативной и социальной компетентности ребенка. На основании анализа научной литературы выделены ключевые направления, условия и факторы, влияющие на формирование речевого поведения в дошкольном возрасте.
В эмпирической части проведена диагностическая работа с использованием валидных методик, позволивших выявить исходный уровень сформированности навыков речевого этикета у детей. Полученные данные указали на низкий уровень овладения детьми формулами вежливости, что подтверждает необходимость систематического педагогического воздействия. Разработанный и внедренный автором комплекс занятий был направлен на развитие понимания значимости вежливых выражений и умений применять их в различных речевых ситуациях.
Результаты формирующего эксперимента продемонстрировали положительную динамику: дети стали более уверенно использовать речевые формулы, повысилась их мотивация к общению и адаптация в коллективе, улучшились показатели эмоционально-ценностного отношения к речевым ситуациям.
Таким образом, поставленные в работе цели и задачи были достигнуты. Гипотеза, выдвинутая в начале исследования, получила подтверждение. Проведенная апробация свидетельствует о высокой эффективности разработанного комплекса и его применимости в логопедической практике. По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Речевой этикет представляет собой значимую составляющую коммуникативной компетенции, освоение которой детьми с ОНР III уровня требует специальной педагогической поддержки, направленной на преодоление речевых и когнитивных барьеров.
Современная теория и практика логопедии подтверждают необходимость интеграции обучающих формул речевого этикета в комплексную систему коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения.
Анализ исходного уровня сформированности навыков речевого этикета у испытуемых выявил недостаточное владение базовыми формулами вежливости, что обусловлено как дефицитом языковой компетенции, так и ограниченным речевым опытом в социально значимых ситуациях.
Разработка комплекса занятий на основе игровых, ролевых и ситуационных форм позволила создать эффективную педагогическую модель, способствующую активному усвоению детьми речевых формул и пониманию их социального контекста.
Экспериментальные данные подтвердили успешность примененной коррекционной методики: значительно возросло число детей, способных осознанно и адекватно использовать речевые формулы в реальных ситуациях общения.
Практическая значимость работы заключается в возможности внедрения предложенной программы в логопедическую практику ДОУ, а также в использование разработанных методических материалов педагогами-дефектологами, логопедами и воспитателями для организации работы с детьми с ОНР.
Работа способствует развитию инклюзивной практики и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, направленных на успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья.
В эмпирической части проведена диагностическая работа с использованием валидных методик, позволивших выявить исходный уровень сформированности навыков речевого этикета у детей. Полученные данные указали на низкий уровень овладения детьми формулами вежливости, что подтверждает необходимость систематического педагогического воздействия. Разработанный и внедренный автором комплекс занятий был направлен на развитие понимания значимости вежливых выражений и умений применять их в различных речевых ситуациях.
Результаты формирующего эксперимента продемонстрировали положительную динамику: дети стали более уверенно использовать речевые формулы, повысилась их мотивация к общению и адаптация в коллективе, улучшились показатели эмоционально-ценностного отношения к речевым ситуациям.
Таким образом, поставленные в работе цели и задачи были достигнуты. Гипотеза, выдвинутая в начале исследования, получила подтверждение. Проведенная апробация свидетельствует о высокой эффективности разработанного комплекса и его применимости в логопедической практике. По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Речевой этикет представляет собой значимую составляющую коммуникативной компетенции, освоение которой детьми с ОНР III уровня требует специальной педагогической поддержки, направленной на преодоление речевых и когнитивных барьеров.
Современная теория и практика логопедии подтверждают необходимость интеграции обучающих формул речевого этикета в комплексную систему коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения.
Анализ исходного уровня сформированности навыков речевого этикета у испытуемых выявил недостаточное владение базовыми формулами вежливости, что обусловлено как дефицитом языковой компетенции, так и ограниченным речевым опытом в социально значимых ситуациях.
Разработка комплекса занятий на основе игровых, ролевых и ситуационных форм позволила создать эффективную педагогическую модель, способствующую активному усвоению детьми речевых формул и пониманию их социального контекста.
Экспериментальные данные подтвердили успешность примененной коррекционной методики: значительно возросло число детей, способных осознанно и адекватно использовать речевые формулы в реальных ситуациях общения.
Практическая значимость работы заключается в возможности внедрения предложенной программы в логопедическую практику ДОУ, а также в использование разработанных методических материалов педагогами-дефектологами, логопедами и воспитателями для организации работы с детьми с ОНР.
Работа способствует развитию инклюзивной практики и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, направленных на успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья.
Подобные работы
- Формирование навыка использования формул речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня (Владимирский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2025



