Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПОЗИЦИИ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА

Работа №175501

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы76
Год сдачи2019
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЯ ПИСЬМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ, ОСВАИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Мозговая организация письма
1.2. Характеристика нарушений письма с позиции нейропсихологического
подхода
1.3. Нейропсихологический подход в преодолении нарушений письма
ГЛАВА II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ, ОСВАИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ, С ПОЗИЦИИ НЕЙРОПИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА
2.1. Организация и диагностический инструментарий изучения нарушений
письма у обучающихся 1-4 классов
2.2. Анализ результатов изучения нарушений письма
2.3. Направления логопедической работы по преодолению нарушений письма у обучающихся, осваивающих начальный уровень образования, с позиции нейропсихологического подхода
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ


Легитимизация права каждого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям, и переход к инклюзивным формам обучения детей с нарушением развития, их включение в систему общего образования актуализируют вопросы разработки научно-методических основ обучения с учетом индивидуальных потребностей и возможностей каждого ребенка с нарушением в развитии (Е.Л. Гончарова, Н.Н. Малофеев, О.С Никольская).
Одной из причин, приводящих к неуспеваемости младших школьников, является нарушение письма. Они становятся причиной неуспеваемости у 10¬20 % младших школьников с нормальным интеллектом, полноценным
зрением и слухом, служат препятствием для обучения и в итоги отрицательно влияют на развитие ребенка, формирование его личности. Проблемы эти возникают у каждого 5-го школьника, считает О.А. Величенкова (2).
В связи с этим, проблема обучения письму младших школьников выраженными является одной из центральных задач коррекционной педагогики.
В последние 10-15 лет во всем мире отмечаются усиление исследовательского интереса к проблеме нарушения навыка письма, связанное не только с ростом показателей распространенности этого нарушения но и необходимостью уточнения патогенеза. Осознание обществом значимости навыка письма в современном мире, оценка деструктивного влияния письма на личностное развитие человека и необходимость поиска путей полноценной интеграции детей с нарушением письма в культурно-образовательную среду обусловили выход проблем нарушения письма за рамки только специальной области логопедии и включение их в широкий контекст гуманитарных и естественнонаучных исследований.
Вопросу коррекции нарушений письма учащихся
общеобразовательных школ посвящены работы Т.В. Ахутиной, О.В. Елецкой, Р.Л. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Е.Н. Российской, И.Н. Садовниковой и др. В исследованиях О.Б. Иншаковой, А.Н. Корнева представлен анализ механизмов нарушения навыка письма...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ изученной литературы по вопросу изучения нарушений письма
у младших школьников с позиции нейропсихологического подхода позволяет
сделать следующие выводы.
За столетнюю историю изучения нарушений чтения и письма накоплен
большой экспериментальный материал. Сформировался ряд научных
направлений, в рамках которых продолжают совершенствоваться методики
предупреждения и коррекции дисграфии.
В нашей стране, начиная с 40-х годов прошлого века, Р.Е. Левиной
были заложены фундаментальные основы изучения речевого дизонтогенеза с
позиций системного последовательного овладения ребенком различными
компонентами речеязыковой системы и навыками их адекватного
применения в речевой деятельности.
На этой теоретической базе в рамках психолого-педагогического
подхода Р.Е. Левиной и ее учениками (И.К. Колповской, Л.Ф. Спировой,
Н.А. Никашиной, М.С. Грушевской, Г.А. Каше, Г.В. Чиркиной и др.)
нарушения чтения и письма рассматриваются как отсроченные проявления
устноречевого дефицита, в котором ведущая роль принадлежит
несформированности фонетико-фонематических процессов.
Клинико-педагогический подход обеспечил новый виток изучения
проблем дисграфии и дизорфографии на основе данных смежных наук,
обосновал возможность включения в коррекционный процесс методов
психолингвистики, нейропсихологии, психофизиологии, патопсихологии.
Принципиальное отличие нейропсихологического подхода состоит в
том, что он позволяет исследовать непосредственно структурные
компоненты различных психических функций. Нарушения письма у
обучающихся могут быть результатом нарушения любого из компонентов,
функциональной системы письма: операций по переработке...


1. Ахутина, Т.В. Дисграфия: нейропсихологический и психологопедагогический анализ / Т.В. Ахутина, О.А. Величенкова, О.Б. Иншакова //
Человек пишущий и читающий: материалы международной конференции
(14-16 марта 202 г. С. Петербург). СПб.: Изд-во С.Петерб. ун-та. 2004. С. 82-
97.
2. Ахутина, Т.В. Нейропсихологический анализ ошибок на письме /
Т.В. Ахутина; под. ред. О.А. Величенковой // Нарушение письма и чтения у
детей: изучение и коррекция. М.: Логомаг. 2018. С. 76-95.
3. Ахутина, Т.В. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход: учебное пособие для студентов высших учебных заведений,
обучающихся по направлению подготовки «Психология» (бакалавриат),
(магистратура), «Клиническая психология» (специалитет) / Т.В. Ахутина,
Н.М. Пылаева. М.: Академия. 2015. 282. [1] с.: ил.
4. Величенкова, О.А. Анализ специфических ошибок письма младших
школьников / О.А. Величенкова // Письмо и чтение: трудности обучения и
коррекция. М.: МПСИ. 2001. с. 45-51.
5. Величенкова, О.А. Комплексный подход к анализу специфических
нарушений письма у младших школьников / О.А. Величенкова, О.Б.
Иншакова, Т. В. Ахутина // Школа здоровья. 2011. № 4. С. 23-30.
6. Величенкова, О.А. Комплексный подход к анализу специфических
нарушений письма у младших школьников / О.А. Величенкова, Т.В.
Ахутина, О.Б. Иншакова // Школа здоровья. 2001. №4. с.23-31.
7. Величенкова, О. А. Логопедическая работа по преодолению
нарушений чтения и письма у младших школьников / О.А. Величенкова,
М.Н. Русецкая. М.: Национальный книжный центр. 2015. 320 с.
8. Визель, Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов /
Т.Г. Визель. М.: АСТ Астрель Транзиткнига, 2005. 384 с. (Высшая школа).
9. Воронова, М.Н. Лонгитюдное исследование развития высших
психических функций у младших школьников / М.Н. Воронова, А.А.
Корнеев, Т.В. Ахутина // Вестник Моковского университета. Серия 14.
Психология. 2013. № 4. С. 48-64.
10. Воронова, М.Н. Нейропсихологический анализ особенностей
письма и состояния ВПФ у детей, успевающих и неуспевающих в письме /
М.Н. Воронова, А.А. Корнеев, О.Б. Иншакова, Т.В. Ахутина // Когнитивная
наука в Москве: новые исследования. М.: БукиВеди. 2011. С.10.
11. Дорофеева, С.В. Лингвистические аспекты коррекции дислексии и
дисграфии: опыт успешного применения комплексного подхода. Вопросы
психолингвистики / С.В. Дорофеева. 2016. №3. с. 185-201.
12. Иншакова, О.Б. Изменение способа анализа ошибок письма при
дисграфии у младших школьников / О.Б. Иншакова // Изучение нарушений
письма и чтения. Итоги и перспективы. Материалы 1 Международной
конференции российской ассоциации дислексии. Москва, 2004. С. 99-105.
13. Иншакова, О.Б. Использование психолого-педагогического и
нейропсихологического методов для изучения специфических нарушений
письма у младших школьников / О.Б. Иншакова, О.А. Величенкова //
Научно-теоретическая межвузовая конференция с международным участием
25-26 апреля. СПб.: ПГОУ им. А.С. Пушкина. 2000. с.79-82.
14. Киселева, Н.Ю. Формирование операций контроля при коррекции
дисграфии / Н.Ю. Киселева // Логопед. 2008. №7. с. 94-115.
15. Корнев, А.Н. Нарушение чтения и письма у детей/ А.Н. Корнеев.
СПб.: Речь, 2003. 330 с... 29


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ