Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования культурно
исторического комментирования в процессе начального литературного образования (на материале устаревшей лексики) 9
1.1. Теоретические предпосылки использования культурно
исторического комментирования в процессе начального литературного образования 9
1.2. Устаревшая лексика художественных текстов как источник
культурно-исторической информации 18
Глава 2. Содержание опытно-экспериментальной работы по использованию культурно-исторического комментирования в процессе работы с устаревшей лексикой на уроках литературного чтения 24
2.1. Опыт работы с устаревшей лексикой на уроках в начальной
школе 24
2.2. Организация экспериментальной работы по проблеме исследования 33
Заключение 49
Библиографический список 51
Литературное чтение - один из основных предметов начальной школы. Современная методическая наука рассматривает сегодня литературное чтение не только как предмет, обеспечивающий формирование функционального навыка чтения, но и как возможность более широкого литературного образования младшего школьника: развитие читательского кругозора, формирование эмоционально-волевых и нравственных качеств ребенка, развитие культуры восприятия художественного текста. Средством реализации указанных задач является реализация культуроведческого аспекта в процессе начального литературного образования.
Проблема реализации культуроведческого аспекта в процессе литературного образования в начальной школе относится к числу наиболее актуальных. Анализ лингвометодических источников демонстрирует, что данный аспект на уроках литературного чтения находит свою реализацию в процессе решения «следующих задач: ознакомление учащихся с культурой России, истоками этой культуры и ее достижениями, воспитание у школьников чувства национальной гордости посредством изучения литературы. В связи с этим учеными предпринимаются попытки рассматривать тексты художественных произведений в историко-культурологическом аспекте, в тесной связи с развитием культуры. Изучение художественного текста должно базироваться на культурном контексте, рассматриваться как составная часть общекультурного процесса» (О.Н. Левушкина, Т.В. Яковлева, В.В. Демичева). Но, несмотря на очевидную актуальность данной проблемы, в методической литературе не представлено лингвокультурологическое комментирование художественных текстов, изучаемых в начальной школе. Анализ педагогической и методической литературы свидетельствует о том, что данный аспект является мало разработанным. В то время как тексты произведений, изучаемых в начальной школе, включают большое количество лексем, требующих пояснения.
В последние годы активно развивается новая отрасль языкознания, именуемая лингвокультурологией, объектом изучения которой, во-первых, является национально-культурная специфика языка, во-вторых, в рамках которой изучаются проблемы соотношения языка и культуры, языка и менталитета народа, проблемы отражения в языке национальной культуры. Методы и приемы, используемые в лингвокультурологии, находят свое применение и при анализе текстов художественных произведений, в том числе и изучаемых в начальной школе. Свидетельством этого являются работы, в которых анализируются возможности анализа текстов художественных произведений в культурно-историческом аспекте, в тесной связи с развитием культуры (В.В. Демичева, Т.В. Яковлева, О.Н. Левушкина, О.И. Еременко, С.В. Лихачев и др.)..
Современная лингводидактика активно развивает мысль о культурноформирующей функции филологического образования, в связи с чем родной язык рассматривается как средство приобщения к национальной культуре. В языке и через язык выявляются и познаются национальная психология, характер народа, особенности его мышления и художественного творчества.
Ценным лексическим материалом, позволяющим формировать представление о языке как национальном и культурном феномене, является этнокультуроведческая лексика, которая в значительном количестве представлена на страницах современных учебников по чтению для начальной школы.
Одной из групп этнокультуроведческой лексики являются устаревшие наименования. Следует отметить, что несмотря на отнесение к «периферии»
и «пассивному пласту лексики», историзмы и архаизмы достаточно активно
используются в современной речевой практике, в художественных и публицистических текстах, поскольку в этих словах отразилась и сохранилась историческая и культурная память народа. И сами эти слова, будучи тесно связанными с конкретной исторической эпохой, стали символами важных событий и известны среди носителей языка. Многие устаревшие слова сохранились в языковом сознании благодаря тому, что они встречаются в текстах художественных произведений (в произведениях устного народного творчества, текстах древнерусской литературы, в произведениях русской классической литературы, которая в ХХ в. способствовала сохранению многих традиционных ценностей русской культуры, потому что стала подлинным национальным достоянием и всегда имела массового читателя).
Многие из таких произведений изучаются в курсе литературного чтения в начальной школе. И на страницах этих произведений в большом количестве встречается устаревшая лексика, которая требует особого внимания
при проведении словарной работы. Однако методика такой работы...
1. Бунеев Р.Н. Программа по чтению и начальному литературному образованию для 1-4 кл. общеобразовательной школы / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева //
Начальная школа плюс До и После. – 2010. - № 12. – С. 4-11.
2. Бунеева Е.В. Уроки литературного чтения в 1-4 классах: методические рекомендации для учителя / Е.В. Бунеева. - М.: Академия, 2010. – 211 с.
3. Бухалов А.В. Устаревшая лексика как лингвистическая составляющая этнокультуроведческого подхода в обучении русскому языку / А.В. Бухалов
// Вестник Московского государственного гуманитарного университета
им. М.А. Шолохова. – М.: МГГУ, 2012. - № 1. – С. 74-83.
4. Васильева Е.Ю. Культуроведческие аспекты литературного образования в
начальной школе / Е.Ю. Васильева // Языковое и литературное образование в современном обществе – 2012: сборник научных статей по итогам
Всероссийской научно-практической конференции. – СПб.: САГА, 2012. –
С. 234-247.
5. Вороничев О.Е. Методы изучения разнотипной устаревшей лексики на
этапе лингвостилистического анализа историко-художественных произведений / О.Е. Вороничев // Начальная школа плюс До и После. – 2002. - №
4. - С. 44-47.
6. Грищенко С.В. Изучение устаревшей лексики в начальной школе: методический поиск / С.В. Грищенко // Проблемы и перспективы дошкольного
и начального образования: современный научный поиск: материалы междунар. науч.-практической конф., посвящ. 35-летию факультета педагогики и психологии. – Курск: Курск. гос. ун-т, 2013. – С. 129-134.
7. Демичева В.В. Использование элементов этимологического и семантического анализов на уроках чтения / В.В. Демичева // Начальная школа. –
1998. - № 1. – С. 45-48.
8. Демичева В.В. К проблеме лингвокультурологического анализа произведений русской классики (на материале пролога к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила») / В.В. Демичева // Текст в лингвистической теории
и в методике преподавания филологических дисциплин: материалы 3-ей
Междунар. науч. конференции. - В 2-х ч. - Ч.2. - Мозырь: МГУ, 2005. - С.
36-38.
9. Демичева В.В. Использование лингвокультурологического комментирования при изучении в начальной школе произведений 19 века (на материале сказки П.П. Ершова) / В.В. Демичева // Языковое и литературное образование в современном обществе – 2012: сборник научных статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции. – СПб.: САГА,
2012. – С. 248-254.
10. Демичева В.В. Реализация лингвокультурологического подхода на уроках литературного чтения / В.В. Демичева, О.И. Еременко, Т.В. Яковлева
// Начальная школа. – 2014. - № 6. – С. 27-31.
11. Денисова А.В. «Черная курица, или Подземные жители» А. Погорельского в историко-культурном контексте / А.В. Денисова // Языковое и литературное образование в современном обществе – 2012: сборник научных
статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции. –
СПб.: САГА, 2012. – С. 253-255.
12. Донская Т.К. Слово о родном русском языке / Т.К. Донская. – СПб.: Сударыня, 2004. – 244 с.
13.Еременко О.И. Лингвокультурологический подход в изучении русского
языка в начальной школе (на материале фразеологизмов) / О.И. Еременко,
В.В. Демичева // Фразеология, познание и культура: материалы международной научно-практической конференции. – Белгород: Изд-во БелГУ,
2010. – С. 325-329.
14.Еременко О.И. Реализация культуроведческого аспекта на уроках литературного чтения в начальной школе (на материале поэтонимов) / О.И. Еременко // Языковое и литературное образование в современном обществе –
2012: сборник научных статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции. – СПб.: САГА, 2012. – С. 263-270.
15.Ефоросинина Л.А. Литературное чтение в свете современных требований /
Л.А. Ефросинина // Начальная школа. – 2010. - № 11. – С. 73-77... 48