Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования культурно
исторического комментирования в процессе начального литературного образования (на материале устаревшей лексики) 9
1.1. Теоретические предпосылки использования культурно
исторического комментирования в процессе начального литературного образования 9
1.2. Устаревшая лексика художественных текстов как источник
культурно-исторической информации 18
Глава 2. Содержание опытно-экспериментальной работы по использованию культурно-исторического комментирования в процессе работы с устаревшей лексикой на уроках литературного чтения 24
2.1. Опыт работы с устаревшей лексикой на уроках в начальной
школе 24
2.2. Организация экспериментальной работы по проблеме исследования 33
Заключение 49
Библиографический список 51
Литературное чтение - один из основных предметов начальной школы. Современная методическая наука рассматривает сегодня литературное чтение не только как предмет, обеспечивающий формирование функционального навыка чтения, но и как возможность более широкого литературного образования младшего школьника: развитие читательского кругозора, формирование эмоционально-волевых и нравственных качеств ребенка, развитие культуры восприятия художественного текста. Средством реализации указанных задач является реализация культуроведческого аспекта в процессе начального литературного образования.
Проблема реализации культуроведческого аспекта в процессе литературного образования в начальной школе относится к числу наиболее актуальных. Анализ лингвометодических источников демонстрирует, что данный аспект на уроках литературного чтения находит свою реализацию в процессе решения «следующих задач: ознакомление учащихся с культурой России, истоками этой культуры и ее достижениями, воспитание у школьников чувства национальной гордости посредством изучения литературы. В связи с этим учеными предпринимаются попытки рассматривать тексты художественных произведений в историко-культурологическом аспекте, в тесной связи с развитием культуры. Изучение художественного текста должно базироваться на культурном контексте, рассматриваться как составная часть общекультурного процесса» (О.Н. Левушкина, Т.В. Яковлева, В.В. Демичева). Но, несмотря на очевидную актуальность данной проблемы, в методической литературе не представлено лингвокультурологическое комментирование художественных текстов, изучаемых в начальной школе. Анализ педагогической и методической литературы свидетельствует о том, что данный аспект является мало разработанным. В то время как тексты произведений, изучаемых в начальной школе, включают большое количество лексем, требующих пояснения.
В последние годы активно развивается новая отрасль языкознания, именуемая лингвокультурологией, объектом изучения которой, во-первых, является национально-культурная специфика языка, во-вторых, в рамках которой изучаются проблемы соотношения языка и культуры, языка и менталитета народа, проблемы отражения в языке национальной культуры. Методы и приемы, используемые в лингвокультурологии, находят свое применение и при анализе текстов художественных произведений, в том числе и изучаемых в начальной школе. Свидетельством этого являются работы, в которых анализируются возможности анализа текстов художественных произведений в культурно-историческом аспекте, в тесной связи с развитием культуры (В.В. Демичева, Т.В. Яковлева, О.Н. Левушкина, О.И. Еременко, С.В. Лихачев и др.)..
Современная лингводидактика активно развивает мысль о культурноформирующей функции филологического образования, в связи с чем родной язык рассматривается как средство приобщения к национальной культуре. В языке и через язык выявляются и познаются национальная психология, характер народа, особенности его мышления и художественного творчества.
Ценным лексическим материалом, позволяющим формировать представление о языке как национальном и культурном феномене, является этнокультуроведческая лексика, которая в значительном количестве представлена на страницах современных учебников по чтению для начальной школы.
Одной из групп этнокультуроведческой лексики являются устаревшие наименования. Следует отметить, что несмотря на отнесение к «периферии»
и «пассивному пласту лексики», историзмы и архаизмы достаточно активно
используются в современной речевой практике, в художественных и публицистических текстах, поскольку в этих словах отразилась и сохранилась историческая и культурная память народа. И сами эти слова, будучи тесно связанными с конкретной исторической эпохой, стали символами важных событий и известны среди носителей языка. Многие устаревшие слова сохранились в языковом сознании благодаря тому, что они встречаются в текстах художественных произведений (в произведениях устного народного творчества, текстах древнерусской литературы, в произведениях русской классической литературы, которая в ХХ в. способствовала сохранению многих традиционных ценностей русской культуры, потому что стала подлинным национальным достоянием и всегда имела массового читателя).
Многие из таких произведений изучаются в курсе литературного чтения в начальной школе. И на страницах этих произведений в большом количестве встречается устаревшая лексика, которая требует особого внимания
при проведении словарной работы. Однако методика такой работы...