Гендерные особенности девиантного поведения подростков
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: сельская школа ГБУ ОО ЗО «Плодородненская Средняя Общеобразовательная Школа-Детский Сад №25» Михайловского района и ГБПОУ «МПУ».
Выборка: 200 подростков в возрасте от 12 до 18 лет.
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ 6
1.1. Понятие и классификация девиантного поведения 6
1.2. Психологические особености подросткового возраста. Социальные и психологические факторы, влияющие на девиантное поведение подростков 9
1.3. Влияние семейных и социальных факторов на формирование девиантного поведения в подростковом возрасте: гендерные аспекты и роль культурных и социальных стереотипов.13
РАЗДЕЛ 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 28
2.1. Методология исследования 28
2.2. Результаты эмпирического исследования 35
РАЗДЕЛ 3 ТРЕНИНГОВАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНВМ ПОВЕДЕНИЕМ 40
3.1. Разработка и внедрение тренинга, для группы подростков, демонстрирующих девиантное поведение: формирующий этап иследования. 40
3.2. Обработка и анализ данных, полученных в результате проведения психокоррекционных мероприятий. 46
ВЫВОДЫ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
База исследования: сельская школа ГБУ ОО ЗО «Плодородненская Средняя Общеобразовательная Школа-Детский Сад №25» Михайловского района и ГБПОУ «МПУ».
Выборка: 200 подростков в возрасте от 12 до 18 лет.
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ 6
1.1. Понятие и классификация девиантного поведения 6
1.2. Психологические особености подросткового возраста. Социальные и психологические факторы, влияющие на девиантное поведение подростков 9
1.3. Влияние семейных и социальных факторов на формирование девиантного поведения в подростковом возрасте: гендерные аспекты и роль культурных и социальных стереотипов.13
РАЗДЕЛ 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 28
2.1. Методология исследования 28
2.2. Результаты эмпирического исследования 35
РАЗДЕЛ 3 ТРЕНИНГОВАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНВМ ПОВЕДЕНИЕМ 40
3.1. Разработка и внедрение тренинга, для группы подростков, демонстрирующих девиантное поведение: формирующий этап иследования. 40
3.2. Обработка и анализ данных, полученных в результате проведения психокоррекционных мероприятий. 46
ВЫВОДЫ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
Актуальность исследования. Подростковый возраст является критическим периодом в жизни человека, когда происходят значительные изменения как на физическом, так и на психологическом уровнях. В это время молодые люди начинают активно формировать свою идентичность, исследовать социальные роли и отношения, что может привести к различным формам поведения, отличающимся от общепринятых норм. Девиантное поведение, в свою очередь, представляет собой действия, которые нарушают социальные нормы и правила, и может проявляться в различных формах, таких как агрессия, правонарушения, употребление наркотиков, саморазрушительное поведение и другие. Касательно темы девиантного поведения подымали вопрос такие исследователи как Я.И. Гилинский , Е.И. Изотова , В.А. Лелеков. Так же в теме девианого поведения немалую часть занимают исследования возрастной психологии Л.С. Выготского, А.Р. Лурия.
Актуальность исследования гендерных особенностей девиантного поведения подростков обусловлена тем, что поведение мальчиков и девочек может значительно различаться не только в силу биологических факторов, но и под воздействием социальных, культурных и психологических условий. Гендерные роли, предписания и ожидания общества формируют различные модели поведения, что, в свою очередь, влияет на проявление девиантных тенденций. Например, мальчики чаще проявляют агрессивное поведение и участвуют в правонарушениях, тогда как девочки могут быть более склонны к внутренним проблемам, таким как депрессия и тревожность, что также может проявляться в девиантных формах поведения, хотя и в иной форме. Таким образом, изучение гендерных аспектов девиантного поведения подростков представляет собой важную задачу, позволяющую глубже понять механизмы, лежащие в основе девиантности, и разработать более эффективные методы ее коррекции и профилактики.
Исследование является особенно актуальным в современном обществе, где наблюдается рост случаев девиантного поведения среди молодежи, что требует глубокого понимания факторов, влияющих на это явление. Теоретические аспекты, рассматриваемые в первом разделе работы, позволяют выявить основные причины и механизмы формирования девиантного поведения, в то время как эмпирическое исследование гендерных особенностей предоставляет ценные данные о различиях в проявлении девиантного поведения у мальчиков и девочек.
Объект исследования – подростки, находящиеся в возрасте от 12 до 18 лет.
Предмет исследования – гендерные различия девиантного поведения среди подростков.
Целью исследования – является выявление и анализ различий в проявлениях девиантного поведения среди подростков в зависимости от их пола.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты девиантного поведения подростков;
2. Проанализировать психологические особенности подростков
3. Провести и разработать тренинг для сбора и анализа данных о гендерных различиях в девиантном поведении подростков;
4. разработку тренинга, направленного на снижение уровня девиантного поведения с учетом выявленных гендерных особенностей подростков.
Методы исследования: теоретические (анализ литературы, контент-анализ), практические (опрос, анкетирование, статистический анализ, картирование поведения)
1. Анализ литературы — изучение существующих теоретических и эмпирических исследований по данной проблематике, что позволило выявить основные аспекты гендерных особенностей девиантного поведения подростков.
2. Опросы и анкетирование — сбор первичных данных о проявлении девиантного поведения среди подростков, с учетом их гендерных особенностей.
3. Контент-анализ — анализ социальных и культурных факторов, влиящих на проявление девиантного поведения, используя материал из различных источников, включая исследовательские статьи и отчеты.
4. Статистический анализ — обработка и интерпретация собранных данных с целью выявления статистически значимых различий между группами.
Экспериментальная база исследования: Исследование проводилось на базе сельской школы ГБУ ОО ЗО «Плодородненская Средняя Общеобразовательная Школа-Детский Сад №25» Михайловского района и ГБПОУ «МПУ». Выборку составили 200 подростков в возрасте от 12 до 18 лет, из которых 100 составляли мальчики, а 100 – девочки. В процессе 50 подростков прошли полуструктурированное интервью, проводилось наблюдение за 30 подростками в их естественной среде, 40 подростков находились на групповом обсуждение общих тем и мнений, 200 подростков прошли анкетирование с закрытыми и открытыми вопросами для оценки девиантного поведения.
Практическое значение: методические и теоретические аспекты данной работы полезны в предотвращении и купирование девиантного поведения подростков.
Апробация результатов исследования: результаты исследования будут апробированы в рамках учебных курсов и семинаров, проводимых для студентов и специалистов в области психологии и педагогики. Запланирована презентация полученных данных на научных конференциях, а также публикация в специализированных научных журналах с целью донести практическую значимость и новизну результатов. Также ожидается проведение круглых столов с участием практиков, работающих в области профилактики и коррекции девиантного поведения среди подростков, для обсуждения применения разработанных программ в реальных условиях.
Структура работы: работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка литературы.
Актуальность исследования гендерных особенностей девиантного поведения подростков обусловлена тем, что поведение мальчиков и девочек может значительно различаться не только в силу биологических факторов, но и под воздействием социальных, культурных и психологических условий. Гендерные роли, предписания и ожидания общества формируют различные модели поведения, что, в свою очередь, влияет на проявление девиантных тенденций. Например, мальчики чаще проявляют агрессивное поведение и участвуют в правонарушениях, тогда как девочки могут быть более склонны к внутренним проблемам, таким как депрессия и тревожность, что также может проявляться в девиантных формах поведения, хотя и в иной форме. Таким образом, изучение гендерных аспектов девиантного поведения подростков представляет собой важную задачу, позволяющую глубже понять механизмы, лежащие в основе девиантности, и разработать более эффективные методы ее коррекции и профилактики.
Исследование является особенно актуальным в современном обществе, где наблюдается рост случаев девиантного поведения среди молодежи, что требует глубокого понимания факторов, влияющих на это явление. Теоретические аспекты, рассматриваемые в первом разделе работы, позволяют выявить основные причины и механизмы формирования девиантного поведения, в то время как эмпирическое исследование гендерных особенностей предоставляет ценные данные о различиях в проявлении девиантного поведения у мальчиков и девочек.
Объект исследования – подростки, находящиеся в возрасте от 12 до 18 лет.
Предмет исследования – гендерные различия девиантного поведения среди подростков.
Целью исследования – является выявление и анализ различий в проявлениях девиантного поведения среди подростков в зависимости от их пола.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты девиантного поведения подростков;
2. Проанализировать психологические особенности подростков
3. Провести и разработать тренинг для сбора и анализа данных о гендерных различиях в девиантном поведении подростков;
4. разработку тренинга, направленного на снижение уровня девиантного поведения с учетом выявленных гендерных особенностей подростков.
Методы исследования: теоретические (анализ литературы, контент-анализ), практические (опрос, анкетирование, статистический анализ, картирование поведения)
1. Анализ литературы — изучение существующих теоретических и эмпирических исследований по данной проблематике, что позволило выявить основные аспекты гендерных особенностей девиантного поведения подростков.
2. Опросы и анкетирование — сбор первичных данных о проявлении девиантного поведения среди подростков, с учетом их гендерных особенностей.
3. Контент-анализ — анализ социальных и культурных факторов, влиящих на проявление девиантного поведения, используя материал из различных источников, включая исследовательские статьи и отчеты.
4. Статистический анализ — обработка и интерпретация собранных данных с целью выявления статистически значимых различий между группами.
Экспериментальная база исследования: Исследование проводилось на базе сельской школы ГБУ ОО ЗО «Плодородненская Средняя Общеобразовательная Школа-Детский Сад №25» Михайловского района и ГБПОУ «МПУ». Выборку составили 200 подростков в возрасте от 12 до 18 лет, из которых 100 составляли мальчики, а 100 – девочки. В процессе 50 подростков прошли полуструктурированное интервью, проводилось наблюдение за 30 подростками в их естественной среде, 40 подростков находились на групповом обсуждение общих тем и мнений, 200 подростков прошли анкетирование с закрытыми и открытыми вопросами для оценки девиантного поведения.
Практическое значение: методические и теоретические аспекты данной работы полезны в предотвращении и купирование девиантного поведения подростков.
Апробация результатов исследования: результаты исследования будут апробированы в рамках учебных курсов и семинаров, проводимых для студентов и специалистов в области психологии и педагогики. Запланирована презентация полученных данных на научных конференциях, а также публикация в специализированных научных журналах с целью донести практическую значимость и новизну результатов. Также ожидается проведение круглых столов с участием практиков, работающих в области профилактики и коррекции девиантного поведения среди подростков, для обсуждения применения разработанных программ в реальных условиях.
Структура работы: работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка литературы.
Теоретический аспект нашего исследования показал, что девиантное поведение в подростковом возрасте является многогранным явлением, обусловленным как индивидуальными, так и социальными факторами. Подростковый возраст характеризуется значительными физическими, эмоциональными и социальными изменениями, которые могут способствовать возникновению девиантных проявлений. Важным аспектом является то, что гендерные различия в девиантном поведении подростков проявляются на различных уровнях: от индивидуальных характеристик и стереотипов до социального окружения и культурных норм. Девиантное поведение у мальчиков и девочек может отличаться как по форме, так и по причинам, что подчеркивает необходимость учета гендерных особенностей при изучении данного явления.
Эмпирическое исследование, проведенное в рамках данной работы, подтвердило существование значительных различий в девиантном поведении между мальчиками и девочками. В частности, было установлено, что мальчики чаще проявляют внешне ориентированные формы девиантного поведения, такие как агрессия, вандализм и правонарушения, тогда как девочки чаще склонны к внутренне ориентированным формам, таким как депрессия, тревожность и социальная изоляция. Эти различия могут быть связаны с социальными ожиданиями и стереотипами, которые определяют, как мальчики и девочки должны вести себя в обществе. Например, мальчиков часто поощряют к проявлению агрессии и доминирования, тогда как девочкам чаще навязываются роли заботливых и эмоционально стабильных личностей. Эти гендерные стереотипы могут оказывать значительное влияние на то, как подростки воспринимают свое поведение и как они реагируют на социальные нормы.
Далее, в исследовании были рассмотрены программы коррекции и профилактики девиантного поведения. Успешные программы должны учитывать гендерные особенности подростков и адаптироваться к их специфическим потребностям. Например, программы, направленные на работу с мальчиками, могут акцентироваться на развитии навыков управления гневом и решении конфликтов, в то время как программы для девочек могут включать элементы работы с самооценкой, эмоциональным состоянием и социальными навыками. Применение гендерно чувствительных подходов в коррекционных программах может существенно повысить их эффективность и помочь подросткам справиться с девиантными проявлениями.
Кроме того, важным аспектом является взаимодействие с родителями и другими значимыми взрослыми. Программы, направленные на обучение родителей навыкам эффективного общения и поддержки, могут помочь в создании более благоприятной атмосферы для развития подростков, что, в свою очередь, может снизить риск возникновения девиантного поведения. Важно также учитывать влияние сверстников и социальной среды, в которой подростки находятся, поскольку именно в этом возрасте формируются ключевые социальные связи и идентичность.
В заключение, исследование гендерных особенностей девиантного поведения подростков подчеркивает важность комплексного подхода к пониманию и коррекции данного явления. Гендерные различия в девиантном поведении необходимо учитывать как в научных исследованиях, так и в практической деятельности, связанной с профилактикой и коррекцией девиантного поведения. Создание эффективных программ, учитывающих гендерные аспекты, может стать залогом успешной работы с подростками, способствуя их гармоничному развитию и снижению уровня девиантных проявлений.
Таким образом, данная работа не только освещает теоретические и практические аспекты гендерных особенностей девиантного поведения подростков, но и подчеркивает необходимость дальнейших исследований в этой области. Углубленное изучение гендерных различий в девиантном поведении может помочь в разработке более эффективных методов работы с подростками, что, в свою очередь, будет способствовать созданию более безопасной и поддерживающей среды для их развития. Важно, чтобы специалисты, работающие с подростками, были осведомлены о гендерных аспектах и учитывали их в своей практике, что позволит более эффективно реагировать на потребности каждого подростка и предотвращать девиантные проявления на ранних стадиях.
Таким образом, работа над темой гендерных особенностей девиантного поведения подростков должна продолжаться, и дальнейшие исследования могут пролить свет на новые аспекты этого сложного и многогранного явления. Важно, чтобы общество, образовательные учреждения и семьи работали вместе, чтобы создать условия, способствующие здоровому развитию подростков и минимизирующие риск возникновения девиантного поведения.
Эмпирическое исследование, проведенное в рамках данной работы, подтвердило существование значительных различий в девиантном поведении между мальчиками и девочками. В частности, было установлено, что мальчики чаще проявляют внешне ориентированные формы девиантного поведения, такие как агрессия, вандализм и правонарушения, тогда как девочки чаще склонны к внутренне ориентированным формам, таким как депрессия, тревожность и социальная изоляция. Эти различия могут быть связаны с социальными ожиданиями и стереотипами, которые определяют, как мальчики и девочки должны вести себя в обществе. Например, мальчиков часто поощряют к проявлению агрессии и доминирования, тогда как девочкам чаще навязываются роли заботливых и эмоционально стабильных личностей. Эти гендерные стереотипы могут оказывать значительное влияние на то, как подростки воспринимают свое поведение и как они реагируют на социальные нормы.
Далее, в исследовании были рассмотрены программы коррекции и профилактики девиантного поведения. Успешные программы должны учитывать гендерные особенности подростков и адаптироваться к их специфическим потребностям. Например, программы, направленные на работу с мальчиками, могут акцентироваться на развитии навыков управления гневом и решении конфликтов, в то время как программы для девочек могут включать элементы работы с самооценкой, эмоциональным состоянием и социальными навыками. Применение гендерно чувствительных подходов в коррекционных программах может существенно повысить их эффективность и помочь подросткам справиться с девиантными проявлениями.
Кроме того, важным аспектом является взаимодействие с родителями и другими значимыми взрослыми. Программы, направленные на обучение родителей навыкам эффективного общения и поддержки, могут помочь в создании более благоприятной атмосферы для развития подростков, что, в свою очередь, может снизить риск возникновения девиантного поведения. Важно также учитывать влияние сверстников и социальной среды, в которой подростки находятся, поскольку именно в этом возрасте формируются ключевые социальные связи и идентичность.
В заключение, исследование гендерных особенностей девиантного поведения подростков подчеркивает важность комплексного подхода к пониманию и коррекции данного явления. Гендерные различия в девиантном поведении необходимо учитывать как в научных исследованиях, так и в практической деятельности, связанной с профилактикой и коррекцией девиантного поведения. Создание эффективных программ, учитывающих гендерные аспекты, может стать залогом успешной работы с подростками, способствуя их гармоничному развитию и снижению уровня девиантных проявлений.
Таким образом, данная работа не только освещает теоретические и практические аспекты гендерных особенностей девиантного поведения подростков, но и подчеркивает необходимость дальнейших исследований в этой области. Углубленное изучение гендерных различий в девиантном поведении может помочь в разработке более эффективных методов работы с подростками, что, в свою очередь, будет способствовать созданию более безопасной и поддерживающей среды для их развития. Важно, чтобы специалисты, работающие с подростками, были осведомлены о гендерных аспектах и учитывали их в своей практике, что позволит более эффективно реагировать на потребности каждого подростка и предотвращать девиантные проявления на ранних стадиях.
Таким образом, работа над темой гендерных особенностей девиантного поведения подростков должна продолжаться, и дальнейшие исследования могут пролить свет на новые аспекты этого сложного и многогранного явления. Важно, чтобы общество, образовательные учреждения и семьи работали вместе, чтобы создать условия, способствующие здоровому развитию подростков и минимизирующие риск возникновения девиантного поведения.
Подобные работы
- ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ И ИХ УЧЁТ В ШКОЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2021 - Особенности воспитания подростков с девиантным поведением (Психолого-педагогические исследования групп риска девиантного поведения, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2021 - ОСОБЕННОСТИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ИЗ СЕМЕЙ С РАЗНЫМИ СТИЛЯМИ ВОСПИТАНИЯ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2018 - Гендерные различия в проявлении девиантности у подростков
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017 - Гендерные особенности девиантного поведения в пубертатный период
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2023 - Гендерные особенности подростков с предрасположенностью к девиантному поведению
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5350 р. Год сдачи: 2022 - Психологическая коррекция девиантного поведения подростков (Брянский Государственный Университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 900 р. Год сдачи: 2024 - ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ СО СКЛОННОСТЬЮ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ У ПОДРОСТКОВ СО СКЛОННОСТЬЮ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



