Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Гендерные особенности девиантного поведения подростков

Работа №175487

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы55
Год сдачи2025
Стоимость1500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: сельская школа ГБУ ОО ЗО «Плодородненская Средняя Общеобразовательная Школа-Детский Сад №25» Михайловского района и ГБПОУ «МПУ».
Выборка: 200 подростков в возрасте от 12 до 18 лет.

ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ 6
1.1. Понятие и классификация девиантного поведения 6
1.2. Психологические особености подросткового возраста. Социальные и психологические факторы, влияющие на девиантное поведение подростков 9
1.3. Влияние семейных и социальных факторов на формирование девиантного поведения в подростковом возрасте: гендерные аспекты и роль культурных и социальных стереотипов.13
РАЗДЕЛ 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 28
2.1. Методология исследования 28
2.2. Результаты эмпирического исследования 35
РАЗДЕЛ 3 ТРЕНИНГОВАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНВМ ПОВЕДЕНИЕМ 40
3.1. Разработка и внедрение тренинга, для группы подростков, демонстрирующих девиантное поведение: формирующий этап иследования. 40
3.2. Обработка и анализ данных, полученных в результате проведения психокоррекционных мероприятий. 46
ВЫВОДЫ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53

Актуальность исследования. Подростковый возраст является критическим периодом в жизни человека, когда происходят значительные изменения как на физическом, так и на психологическом уровнях. В это время молодые люди начинают активно формировать свою идентичность, исследовать социальные роли и отношения, что может привести к различным формам поведения, отличающимся от общепринятых норм. Девиантное поведение, в свою очередь, представляет собой действия, которые нарушают социальные нормы и правила, и может проявляться в различных формах, таких как агрессия, правонарушения, употребление наркотиков, саморазрушительное поведение и другие. Касательно темы девиантного поведения подымали вопрос такие исследователи как Я.И. Гилинский , Е.И. Изотова , В.А. Лелеков. Так же в теме девианого поведения немалую часть занимают исследования возрастной психологии Л.С. Выготского, А.Р. Лурия.
Актуальность исследования гендерных особенностей девиантного поведения подростков обусловлена тем, что поведение мальчиков и девочек может значительно различаться не только в силу биологических факторов, но и под воздействием социальных, культурных и психологических условий. Гендерные роли, предписания и ожидания общества формируют различные модели поведения, что, в свою очередь, влияет на проявление девиантных тенденций. Например, мальчики чаще проявляют агрессивное поведение и участвуют в правонарушениях, тогда как девочки могут быть более склонны к внутренним проблемам, таким как депрессия и тревожность, что также может проявляться в девиантных формах поведения, хотя и в иной форме. Таким образом, изучение гендерных аспектов девиантного поведения подростков представляет собой важную задачу, позволяющую глубже понять механизмы, лежащие в основе девиантности, и разработать более эффективные методы ее коррекции и профилактики.
Исследование является особенно актуальным в современном обществе, где наблюдается рост случаев девиантного поведения среди молодежи, что требует глубокого понимания факторов, влияющих на это явление. Теоретические аспекты, рассматриваемые в первом разделе работы, позволяют выявить основные причины и механизмы формирования девиантного поведения, в то время как эмпирическое исследование гендерных особенностей предоставляет ценные данные о различиях в проявлении девиантного поведения у мальчиков и девочек.
Объект исследования – подростки, находящиеся в возрасте от 12 до 18 лет.
Предмет исследования – гендерные различия девиантного поведения среди подростков.
Целью исследования – является выявление и анализ различий в проявлениях девиантного поведения среди подростков в зависимости от их пола.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты девиантного поведения подростков;
2. Проанализировать психологические особенности подростков
3. Провести и разработать тренинг для сбора и анализа данных о гендерных различиях в девиантном поведении подростков;
4. разработку тренинга, направленного на снижение уровня девиантного поведения с учетом выявленных гендерных особенностей подростков.
Методы исследования: теоретические (анализ литературы, контент-анализ), практические (опрос, анкетирование, статистический анализ, картирование поведения)
1. Анализ литературы — изучение существующих теоретических и эмпирических исследований по данной проблематике, что позволило выявить основные аспекты гендерных особенностей девиантного поведения подростков.
2. Опросы и анкетирование — сбор первичных данных о проявлении девиантного поведения среди подростков, с учетом их гендерных особенностей.
3. Контент-анализ — анализ социальных и культурных факторов, влиящих на проявление девиантного поведения, используя материал из различных источников, включая исследовательские статьи и отчеты.
4. Статистический анализ — обработка и интерпретация собранных данных с целью выявления статистически значимых различий между группами.
Экспериментальная база исследования: Исследование проводилось на базе сельской школы ГБУ ОО ЗО «Плодородненская Средняя Общеобразовательная Школа-Детский Сад №25» Михайловского района и ГБПОУ «МПУ». Выборку составили 200 подростков в возрасте от 12 до 18 лет, из которых 100 составляли мальчики, а 100 – девочки. В процессе 50 подростков прошли полуструктурированное интервью, проводилось наблюдение за 30 подростками в их естественной среде, 40 подростков находились на групповом обсуждение общих тем и мнений, 200 подростков прошли анкетирование с закрытыми и открытыми вопросами для оценки девиантного поведения.
Практическое значение: методические и теоретические аспекты данной работы полезны в предотвращении и купирование девиантного поведения подростков.
Апробация результатов исследования: результаты исследования будут апробированы в рамках учебных курсов и семинаров, проводимых для студентов и специалистов в области психологии и педагогики. Запланирована презентация полученных данных на научных конференциях, а также публикация в специализированных научных журналах с целью донести практическую значимость и новизну результатов. Также ожидается проведение круглых столов с участием практиков, работающих в области профилактики и коррекции девиантного поведения среди подростков, для обсуждения применения разработанных программ в реальных условиях.
Структура работы: работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Теоретический аспект нашего исследования показал, что девиантное поведение в подростковом возрасте является многогранным явлением, обусловленным как индивидуальными, так и социальными факторами. Подростковый возраст характеризуется значительными физическими, эмоциональными и социальными изменениями, которые могут способствовать возникновению девиантных проявлений. Важным аспектом является то, что гендерные различия в девиантном поведении подростков проявляются на различных уровнях: от индивидуальных характеристик и стереотипов до социального окружения и культурных норм. Девиантное поведение у мальчиков и девочек может отличаться как по форме, так и по причинам, что подчеркивает необходимость учета гендерных особенностей при изучении данного явления.
Эмпирическое исследование, проведенное в рамках данной работы, подтвердило существование значительных различий в девиантном поведении между мальчиками и девочками. В частности, было установлено, что мальчики чаще проявляют внешне ориентированные формы девиантного поведения, такие как агрессия, вандализм и правонарушения, тогда как девочки чаще склонны к внутренне ориентированным формам, таким как депрессия, тревожность и социальная изоляция. Эти различия могут быть связаны с социальными ожиданиями и стереотипами, которые определяют, как мальчики и девочки должны вести себя в обществе. Например, мальчиков часто поощряют к проявлению агрессии и доминирования, тогда как девочкам чаще навязываются роли заботливых и эмоционально стабильных личностей. Эти гендерные стереотипы могут оказывать значительное влияние на то, как подростки воспринимают свое поведение и как они реагируют на социальные нормы.
Далее, в исследовании были рассмотрены программы коррекции и профилактики девиантного поведения. Успешные программы должны учитывать гендерные особенности подростков и адаптироваться к их специфическим потребностям. Например, программы, направленные на работу с мальчиками, могут акцентироваться на развитии навыков управления гневом и решении конфликтов, в то время как программы для девочек могут включать элементы работы с самооценкой, эмоциональным состоянием и социальными навыками. Применение гендерно чувствительных подходов в коррекционных программах может существенно повысить их эффективность и помочь подросткам справиться с девиантными проявлениями.
Кроме того, важным аспектом является взаимодействие с родителями и другими значимыми взрослыми. Программы, направленные на обучение родителей навыкам эффективного общения и поддержки, могут помочь в создании более благоприятной атмосферы для развития подростков, что, в свою очередь, может снизить риск возникновения девиантного поведения. Важно также учитывать влияние сверстников и социальной среды, в которой подростки находятся, поскольку именно в этом возрасте формируются ключевые социальные связи и идентичность.
В заключение, исследование гендерных особенностей девиантного поведения подростков подчеркивает важность комплексного подхода к пониманию и коррекции данного явления. Гендерные различия в девиантном поведении необходимо учитывать как в научных исследованиях, так и в практической деятельности, связанной с профилактикой и коррекцией девиантного поведения. Создание эффективных программ, учитывающих гендерные аспекты, может стать залогом успешной работы с подростками, способствуя их гармоничному развитию и снижению уровня девиантных проявлений.
Таким образом, данная работа не только освещает теоретические и практические аспекты гендерных особенностей девиантного поведения подростков, но и подчеркивает необходимость дальнейших исследований в этой области. Углубленное изучение гендерных различий в девиантном поведении может помочь в разработке более эффективных методов работы с подростками, что, в свою очередь, будет способствовать созданию более безопасной и поддерживающей среды для их развития. Важно, чтобы специалисты, работающие с подростками, были осведомлены о гендерных аспектах и учитывали их в своей практике, что позволит более эффективно реагировать на потребности каждого подростка и предотвращать девиантные проявления на ранних стадиях.
Таким образом, работа над темой гендерных особенностей девиантного поведения подростков должна продолжаться, и дальнейшие исследования могут пролить свет на новые аспекты этого сложного и многогранного явления. Важно, чтобы общество, образовательные учреждения и семьи работали вместе, чтобы создать условия, способствующие здоровому развитию подростков и минимизирующие риск возникновения девиантного поведения.



1. Азарова Л. А., Сятковский В. А. Психология девиантного поведения. – 2008. URL: https://elib.bsu.by/handle/123456789/14887
2. Акимова А. С. и др. Психологические факторы проявления агрессии у подростков с девиантным поведением: выпускная бакалаврская работа по направлению подготовки: 37.03. 01-Психология. – 2024. URL: https://vital.lib.tsu.ru/vital/access/services/Download/vital:20599/SOURCE01
3. Ахметшина И. А. Педагогика и психология девиантного поведения. – Scientific magazine" Kontsep, 2018. URL: https://books.google.com/books?hl=ru&lr=&id=OD5wDwAAQBAJ&oi=fnd&pg=PA99&ots=GdsFrNkL0U&sig=MyMTN3eGlgVCoM8fj1jusEhODaM
4. Бедулина Г. Ф., Погодина Е. К. Социально-педагогическая профилактика отклоняющегося поведения: учеб.-метод. комплекс // Минск: БГПУ. – 2013. – Т. 214. URL: http://elib.bspu.by/bitstream/doc/5111/1/СПП УМК Бедулина Погодина ГРИФ УМО.pdf
5. Белова Е. Г. Девиантное и агрессивное поведение подростков: гендерные различия // Вестник магистратуры. – 2015. – №. 6-1 (45). – С. 125-128. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deviantnoe-i-agressivnoe-povedenie-podrostkov-gendernye-razlichiya
6. Бондаренко И. Н., Глушкова О. В. тическая библиография научных статей в избранных психологических периодических изданиях за 2008 год («Психологические проблемы детей с девиантным поведением»). – 2010. URL: https://psyjournals.ru/serialpublications/pj/archive/2010_1/33247
7. Бочкарникова Э. Г., Николаева А. А., Савченко И. А. Особенности межличностных конфликтов вызванных девиантным поведением подростков // Педагогика и просвещение. – 2018. – №. 4. – С. 104-110. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-mezhlichnostnyh-konfliktov-vyzvannyh-deviantnym-povedeniem-podrostkov
8. Бычкова Е. С., Лыткина А. В. ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ // Образование и общество. – 2019. – №. 3. – С. 120-127. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44098045
9. Горьковая И. А. Направления профилактики противоправного поведения подростков в России // Психология человека в образовании. – 2020. – Т. 2. – №. 3. – С. 265-276. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/napravleniya-profilaktiki-protivopravnogo-povedeniya-podrostkov-v-rossii
10. Грибанова Д. Я., Парфенова Н. Б. Гендерные особенности склонности к девиациям в подростковом возрасте // ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ: ИССЛЕДОВАНИЯ, ПРОФИЛАКТИКА, ПРЕОДОЛЕНИЕ. – 2020. – С. 54-59. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43053469
11. Джолиев И. М. О. и др. Использование игровых видов спорта для профилактики и коррекции девиантного поведения у подростков // Управление образованием: теория и практика. – 2024. – Т. 14. – №. 10-1. – С. 153-161. URL: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1766
12. Замотаева О. Н. Ценностные основания девиантного поведения подростков : дис. – Саранск : [Мордов. гос. ун-т им. НП Огарева], 2004. URL: https://static.freereferats.ru/_avtoreferats/01002739366.pdf
13. Клёцкина А. А. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Направление подготовки 44.03. 05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ). URL: https://bgpu.ru/sveden/files/63_B1.V.03.DV.03.02_Predupreghdenie_i_korrekciya_deviantnogo_povedeniya_u_detey_i_podrostkov_(1).pdf
14. Кузнецова А. А. Психолого-педагогическая технология коррекции отклоняющегося поведения педагогически запущенных подростков посредством библиотерапии // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2015. – №. 3 (27). – С. 119-125. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskaya-tehnologiya-korrektsii-otklonyayuschegosya-povedeniya-pedagogicheski-zapuschennyh-podrostkov
15. Маланова К. О. Гендерная идентичность подростков с девиантным поведением // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза. – 2012. – С. 239-240. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26676050
16. Михайлычева И. В. Копинг-поведение младших подростков с различными рисками девиантного поведения // дисс.... канд. психол. наук/Михайлычева ИВ-Иваново. – 2008. – С. 3. URL: http://irbis.gnpbu.ru/Aref_2008/Mihailicheva_I_V_2008.pdf
17. Нефедова А. В. Психология девиантного поведения: курс лекций. – 2015. URL: https://dspace.www1.vlsu.ru/bitstream/123456789/4256/1/01430.pdf
18. Павлова А. В. Тренинг эмоциональной устойчивости как метод работы с подростками, склонными к девиантному поведению : дис. – Сибирский федеральный университет; Лесосибирский педагогический институт—филиал СФУ, 2017. URL: https://elib.sfu-kras.ru/bitstream/handle/2311/68588/a_.i._1.pdf?sequence=1
19. Петрова Е. Г., Новиков О. А. Теоретические аспекты изучения агрессивного и аутоагрессивного поведения у девиантных подростков // Редакционная коллегия. – 2019. – С. 268. URL: https://www.academia.edu/download/60012268/2019_0320190715-100167-1gkhbv1.pdf#page=268
20. Позднякова М. О. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОБРАЗА ТЕЛЕСНОГО" Я" У ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ // Психология и педагогика в Крыму: пути развития. – 2019. – №. 2. – С. 288-300. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41027338
21. РЕСПУБЛИКИ К. Ч. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации. – 2018. URL: http://www.povyshenie09.ru/images/doc/Programs/063.pdf
22. Собкин В. С. и др. Методические рекомендации по профилактике аддиктивного поведения (табакокурение, употребление алкоголя, и других психоактивных веществ) среди обучающихся основной и старшей школы // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2022. – Т. 22. – №. 1. – С. 95-104. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48614853
23. Сухарева Н. Ф., Зуйкина Е. А. Гендерные аспекты девиантного поведения в подростковом возрасте // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. – 2013. – №. 1. – С. 104-109. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22954208
24. Усова О. В. и др. Девиантное поведение подростков как проявление индивидуальной аномии: социальный и гендерный аспекты проблемы // Образование и наука. – 2021. – Т. 23. – №. 5. – С. 164-192. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deviantnoe-povedenie-podrostkov-kak-proyavlenie-individualnoy-anomii-sotsialnyy-i-gendernyy-aspekty-problemy
25. Чигаева В. Ю., Грабчук К. М., Булдыгина Л. М. Исследование склонностей к девиантному поведению у подростков, оставшихся без попечения родителей и проживающих в детском доме (гендерный аспект) // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – №. 2-2. – С. 522-522. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24921386
26. Шлычков В. Р. Реализация программ по формированию здорового образа жизни как важнейшее направление общей профилактики девиантного поведения молодёжи // Мероприятие проведено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 19-013-2002319 от 13.03. 2019. – 2019. – С. 476. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_40447669_45551431.pdf#page=476
27. Янышева В. А. Системно-психологическая коррекция асоциальной групповой активности подростков : дис. – М., 2008, 2008. URL: http://www.rd.uniyar.ac.ru/upload/iblock/aac/02080120.pdf


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ