Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Мошенничество в сфере государственных оборонных заказов и государственных оборонных закупок (Московский государственный юридический университет)

Работа №175475

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

уголовное право

Объем работы107
Год сдачи2025
Стоимость2200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Есть приложение (Статистика составов преступлений коррупционной направленности с государственного оборонного заказа и государственных оборонных закупок за 2024 год).

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОШЕННИЧЕСТВА В СФЕРЕ ГОС ОБОРОН ЗАКАЗОВ И ГОС ЗАКУПОК 9
1.1 Понятие государственного оборонного заказа и государственных закупок 9
1.2 Понятие мошенничества 19
1.3. Проблемы в сфере мошеннических правонарушений в государственных закупках и государственных оборонных заказах 26
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБОРОННЫХ ЗАКАЗОВ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК 37
2.1. Анализ нормативных правовых актов, регламентирующих ответственность за преступления, совершаемые в сфере государственных закупок и государственных оборонных заказов 37
2.2. Характеристика преступлений, совершаемые в сфере государственных закупок и государственного оборонного заказа 48
2.3 Проблема толкования признаков злоупотребления и мошенничества в сфере государственных закупок. Квалифицирующие признаки мошенничества в сфере государственных оборонных заказов и государственных закупок 60
ГЛАВА 3. МЕТОДЫ БОРЬБЫ С МОШЕННИЧЕСТВОМ В СФЕРЕ ГОСОБОРОНЗАКАЗОВ И ГОС ЗАКУПОК 70
ГЛАВА 4. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 108


Актуальность темы исследования заключается в том, что мошенничество, заслуженно вызывает интерес как у правоприменителя, так и в научных кругах. Это объективно обусловлено динамично изменяющимися общественными отношениями, развитием технологий, находящими свое выражение в многообразии видов обмана и форм противодействия этим преступным проявлениям. Современные «дети лейтенанта Шмидта» давно перешагнули порог 400 сравнительно честных способов отъема денег, находящихся в арсенале их известного литературного коллеги . Традиционно мошенничества занимают одно из лидирующих мест в структуре преступности, однако материальный ущерб от этого вида хищения значительно превышает аналогичный вред от других имущественных преступлений. В свою очередь, размеры похищенных средств зачастую предполагают повышенные материальные возможности обвиняемых, соответственно, более качественный уровень защиты, практически исключающий возможность ошибок стороны обвинения, в том числе в таком значимом вопросе, как квалификация преступления.
Закупки для нужд государственных и муниципальных предприятий, а также акционерных обществ, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, являются одним из основных способов приобретения материалов, работ либо услуг за счет бюджетных средств. Ежегодно, в связи с влиянием различных факторов, в том числе увеличения потока инвестиций, положительной динамики экономики страны, потребностей общества, происходит рост расходов бюджетных денежных средств. Огромные потоки денежных средств, направляемые на удовлетворение потребностей страны и общества в виде госзакупок делают эту систему наиболее коррупционной. В действиях должностных лиц организаций, в полномочия которых входит контроль за проведением закупок, все чаще устанавливаются факты злоупотреблений положением, а также хищений выделяемых денежных средств.
«В 2024 году в сфере коррупционных преступлений в сфере оборонного заказа и оборонных закупок чаще всего применялись наказания в виде лишения свободы (как реального, так и условного) и штрафов, особенно в в части уголовно-правовых деяний в области закупок. Наиболее строгие наказания (лишение свободы) назначались по статьям 201.1, 285.4 и 304. По статьям 200.4 и 200.6 осужденные отсутствовали» .
Таким образом, анализ вышеуказанных негативных явлений является одной из самых актуальных в сегодняшнее время задач уголовно-правовой науки.
Эффективность борьбы с хищениями бюджетных средств в сфере государственных закупок может быть достигнута лишь при условии усиленного контроля в уже известных ключевых областях, а также своевременного анализа текущей ситуации и выявления новых потенциальных рисков. Важно не только выявлять нарушения, но и предотвращать их на стадии планирования закупок. Для этого необходимо проводить тщательную проверку участников закупки, что включает в себя анализ их финансовой отчетности, репутации и опыта работы. Это позволит исключить недобросовестных подрядчиков, которые могут быть вовлечены в схемы хищения. Также стоит обратить внимание на необходимость обеспечения независимости тех лиц, которые отвечают за контроль качества проведения закупок. Это может быть достигнуто через создание специализированных независимых органов, обладающих полномочиями для проведения проверок и аудитов. Кроме того, стоит внедрить современные технологии, такие как блокчейн, для обеспечения прозрачности и отслеживаемости всех этапов закупок. Это позволит создать надежную систему, в которой все действия будут записываться и становиться доступными для анализа. Также важно развивать систему обучения для государственных служащих, чтобы они могли лучше понимать и выявлять возможные нарушения. Не менее важным аспектом является вовлечение общественности в процесс контроля за расходованием бюджетных средств. Создание платформ для обратной связи и информирования граждан о ходе государственных закупок повысит уровень доверия к системе и позволит выявлять нарушения на ранних стадиях. Таким образом, комплексный подход, включающий усиление контроля, применение новых технологий и активное участие общества, поможет значительно повысить эффективность противодействия хищениям бюджетных средств в сфере государственных закупок.
Целью исследования является комплексное исследование мошенничества в сфере государственных оборонных заказов и государственных оборонных закупок.
Чтобы достигнуть цели исследования нужно найти решение следующих задач:
- определить понятие мошенничества;
- проанализировать понятие государственных оборонных заказа и государственных закупок;
- выявить проблему толкования признаков злоупотребления и мошенничества в сфере государственных закупок и валифицирующие признаки мошенничества в сфере государственных оборон заказов и государственных закупок;
- провести анализ нормативных правовых актов, регламентирующих ответственность за преступления, совершаемые в сфере государственных закупок и государственных оборонных заказов;
- охарактеризовать преступления, совершаемые в сфере государственных закупок и государственных оборонных заказов;
- охарактеризовать проблемы в сфере мошеннических правонарушений в государственных закупках и государственных оборонных заказах;
- изучить методы борьбы с мошенничеством в государственных закупках и государственных оборонных заказах;
- рассмотреть зарубежный опыт.
Объект исследования - общественные отношения, возникающие в процессе осуществления мошенничества в сфере государственных оборон заказов и государственных оборонных закупок.
Предмет исследования – правовые нормы, устанавливающие ответственность за мошенничество в сфере государственных оборон заказов и государственных оборонных закупок.
Степень научной разработанности темы обусловлена значимостью данной темы для уголовно-правовых, процессуальных, экономических и других наук и находит свое отражение в работах Н.А. Анчабадзе, С.В. Васюкова, В.И. Добровольского, С.М. Кочои, А.А. Лебедева, И.М. Мишиной, В.И. Тюнина и других ученых.
Теоретическое исследование строилось на: общих положениях теории научного познания общественных процессов и правовых явлений, в основе которых лежат диалектический метод познания, а также исследовательские методы: общенаучные (анализ, синтез, системно-структурный подход, индукция, дедукция и др.) и частно-научные (формально-юридический, статистический, социологический).
Нормативная база исследования основывается на Конституции РФ, действующем отечественном уголовном, уголовно-процессуальном законодательстве; Указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, ведомственных нормативных актах правоохранительных органов.
Эмпирическая база исследования включает статистические данные о состоянии преступности, а также результаты проведенного анализа и обобщения материалов судебной практики.
Положения, выносимые на защиту:
1. Квалификация каждого конкретного мошенничества, по сути, предполагает решение одного очевидного вопроса: какой метод, предложенный законодателем, выбрать. В свою очередь, следует иметь в виду, что обман имеет место всегда, поскольку объективно невозможно говорить о мошенничестве при отсутствии обязательства, взятого на себя злоумышленником, которое он, желая получить доступ к имуществу или правам на него, на самом деле не намеревался выполнять.
2. В связи с широкой распространенностью коррупционных проявлений в сфере государственных закупок фокус законодателя в области уголовно-правового регулирования в последние годы был направлен на создание комплекса специальных запретов, адресатами которых стали участники общественных отношений в указанной сфере: лица, представляющие заказчика (ст. 200.4, ч. 4 - 6 ст. 200.5 УК РФ); лица, представляющие поставщика (подрядчика, исполнителя) (ст. 201.1, 285.4 УК РФ); иные участники общественных отношений в сфере закупок (ч. 1 - 3 ст. 200.5, ст. 200.6, 304 УК РФ).
3. В российском уголовном праве отсутствует собственное учение о материальном ущербе, причиненном в результате совершения преступления. Для квалификации преступлений используются гражданско-правовые институты вреда, убытков, реального ущерба, упущенной выгоды и т.п., которые по своей правовой природе предназначены для реализации целей гражданского законодательства и в ряде случаев мало подходят для реализации целей уголовного законодательства. Термины «реальный ущерб» и «упущенная выгода» используются в гражданском законодательстве не сами по себе, а во взаимосвязи, контексте и только применительно к институту возмещения убытков, который является одним из способов защиты гражданских прав (ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации) и не имеет никакого отношения к уголовному законодательству.
4. Действующее законодательство содержит детализированный механизм проведения государственных (муниципальных) закупок, а также закрепляет способы воздействия на недобросовестных участников данной процедуры, способы мошенничества в контрактной системе совершенствуются пропорционально модернизации законодательства.
5. Причинно-следственная связь между нарушением виновным законодательства о контрактной системе и незаконным перечислением государственных денежных средств опосредуется реализацией административно-распорядительных полномочий компетентным должностным лицом. Предоставляемые уполномоченному должностному лицу результаты своих технических действий сотрудник контрактной службы документально оформляет.
Представленная работа состоит из оглавления, четырех глав, заключения и списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключение проведенного исследования сформулируем следующие выводы:
Квалификация мошенничества – сложная задача, требующая тщательного анализа фактических обстоятельств дела и выбора соответствующей статьи УК РФ. Центральный вопрос при квалификации – определение конкретного способа обмана, использованного злоумышленником, и его соответствия законодательным формулировкам. Законодатель, как правило, описывает различные виды мошенничества, акцентируя внимание на специфических методах, используемых преступником: это могут быть обманные обещания, подделка документов, использование подставных лиц, злоупотребление доверием и многое другое. Выбор правильной статьи напрямую влияет на тяжесть наказания и, соответственно, на судьбу обвиняемого.
Суть мошенничества всегда сводится к обману, направленному на завладение чужим имуществом или правами на него. Однако простое обмана недостаточно для квалификации деяния как мошенничества. Ключевым элементом является наличие умысла – злоумышленник осознанно вступает в договорные отношения, не имея намерения исполнить взятые на себя обязательства. Это принципиальное отличие мошенничества от других преступлений против собственности, таких как кража или грабеж, где воля потерпевшего играет второстепенную роль. В мошенничестве же волеизъявление потерпевшего, основанное на обмане, является необходимым условием совершения преступления. Злоумышленник использует доверие потерпевшего, искусственно создавая иллюзию законности своих действий. Рассмотрим волевую составляющую подробнее. Мошенничество предполагает активное действие обвиняемого, направленное на введение потерпевшего в заблуждение. Это может быть как устное враньё, так и предоставление ложной информации в письменном виде, использование поддельных документов или иных средств обмана. Если же потерпевший сам добровольно и осознанно передает имущество (права), полностью понимая его рискованность и не будучи введен в заблуждение, то в этом случае признаки мошенничества отсутствуют.
Конкуренция между статьями УК РФ при квалификации мошенничества возникает в ситуациях, когда деяние может быть квалифицировано по нескольким статьям, предусматривающим различную меру наказания. В таких случаях выбор определенной статьи осуществляется судом с учетом всех обстоятельств дела и принципа соответствия наказания тяжести преступления. Важно подчеркнуть, что конкуренция статей не всегда означает недопустимость квалификации по нескольким статьям одновременно, если это соответствует фактическим обстоятельствам дела и законодательству. Например, мошенничество может быть сопряжено с использованием поддельных документов, что влечёт дополнительную квалификацию по статье, предусматривающей ответственность за подделку документов. В итоге решение о квалификации принятия на себе судом и основано на тщательном анализе всех фактов и применении норм уголовного закона.
На основе проведенного анализа процесса закупки товаров, работ и услуг можно сделать вывод, что данный процесс представляет собой комплекс договорных и иных обязательств, которые формируются между заказчиком и участниками закупки. Эти обязательства приводят к возникновению и прекращению прав собственности, а также других вещных прав на объекты закупки, которые приобретаются с целью удовлетворения государственных нужд. Объектами закупки могут быть не только физические вещи, такие как оборудование или материалы, но и иное имущество, включая недвижимость. Кроме того, к объектам закупки относятся имущественные права, которые могут включать лицензии или патенты, а также результаты выполненных работ, например, строительство или ремонт, и услуги, которые могут быть предоставлены различными организациями или индивидуальными предпринимателями. Важно отметить, что закупка может охватывать и такие аспекты, как интеллектуальная собственность, что подразумевает приобретение прав на использование определенных технологий, программного обеспечения или других объектов, защищенных авторским правом.
Это может быть особенно актуально в сфере высоких технологий и инноваций, где интеллектуальная собственность играет ключевую роль в развитии и конкурентоспособности. В процессе закупки также следует учитывать различные этапы, начиная от планирования и подготовки документации, до проведения торгов и заключения контрактов. Каждый из этих этапов требует внимательного подхода и соблюдения законодательства, что обеспечивает прозрачность и эффективность процесса. Таким образом, закупка товаров, работ и услуг – это многогранный процесс, который не только способствует удовлетворению потребностей государства, но и играет важную роль в экономическом развитии страны, обеспечивая создание новых рабочих мест, развитие инфраструктуры и внедрение инновационных решений.
Проблема дифференциации между злоупотреблением полномочиями при осуществлении закупок (ст. 200.4 УК РФ) и мошенничеством (ст. 159 УК РФ) является крайне актуальной и сложной. Ее обострение обусловлено, прежде всего, неадекватной оценкой законодателем степени общественной опасности деяний, квалифицируемых по статье 200.4 УК РФ. Размещение этой статьи в главе 22 УК РФ ("Преступления в сфере экономической деятельности") существенно снизило ее превентивный потенциал. Данное размещение создает неясность в правоприменительной практике, поскольку смешивает преступления, направленные против государственных интересов, с преступлениями, направленными против частной собственности. Это затрудняет квалификацию, так как грани между злоупотреблением и мошенничеством часто размыты, особенно в случаях сложных схем закупок. Существенным аспектом является субъект преступления. Статья 200.4 УК РФ предполагает широкий круг субъектов, включая государственных и муниципальных служащих, участников процесса закупок, и не ограничивается только предпринимателями. Тем не менее, именно отсутствие предпринимательского статуса у многих субъектов становится катализатором споров о квалификации. Аргумент о том, что «совершение преступления против собственности лицом, соответствующего статуса не имеющим, не заслуживает того, чтобы распространять на данное преступление льготный процессуальный режим» звучит правдоподобно, но практически не учитывает специфику государственных закупок и их масштабы. Льготный процессуальный режим часто связан с наличием определённых обстоятельств (например, явка с покаянием), а не исключительно с предпринимательским статусом. Поэтому отсутствие льготного режима не является достаточным основанием для отнесения деяния к ст. 200.4 УК РФ. Выбор законодателем именно такого подхода к криминализации злоупотреблений в сфере закупок связан, как правильно отмечается, с общей тенденцией к ослаблению позиций государства в экономической сфере. Это проявляется в усилении роли частного сектора и порой – в недостаточном контроле со стороны государства за соблюдением законодательства при осуществлении государственных и муниципальных закупок.
В результате, возникают пробелы в законодательстве, которые используются для извлечения выгоды отдельными группами лиц, и на фоне этого недостаточно эффективно функционируют механизмы предотвращения злоупотреблений. Необходимо отметить, что слабый контроль за процессом закупок способствует коррупции и неэффективному использованию бюджетных средств. Для повышения эффективности борьбы с злоупотреблениями в сфере закупок необходимо уточнение диспозиций статьи 200.4 УК РФ, более четкое разграничение с мошенничеством с учетом специфики государственных закупок, усиление контроля со стороны специальных органов, а также развитие прозрачных и эффективных механизмов государственных закупок. Необходима проработка вопроса о введении административной ответственности за менее тяжкие правонарушения в этой сфере, что позволит разгрузить уголовную юстицию и сосредоточить усилия на раскрытии и расследовании более серьезных преступлений. Кроме того, важно укрепить кадровый потенциал контролирующих органов, обеспечив их высококвалифицированными специалистами в области государственных закупок и финансового права. Только комплексный подход к решению этой проблемы может привести к снижению уровня преступности и повышению эффективности использования государственных средств.
Проблема мошенничества в сфере государственных закупок – это сложный клубок взаимосвязанных проблем, требующий комплексного и многоуровневого решения, выходящего далеко за рамки простого ужесточения уголовного наказания. Усиление уголовной ответственности, безусловно, является важным элементом борьбы с мошенничеством, но само по себе оно не способно искоренить проблему. Зачастую, жестокие санкции оказываются неэффективными из-за сложностей в доказывании преступлений, коррумпированности самих правоохранительных органов или недостаточной квалификации следователей в специфике закупочной деятельности. Более того, излишнее ужесточение может привести к нежелательным последствиям, таким как отказ добросовестных компаний от участия в тендерах, что в итоге может привести к снижению конкуренции и росту цен. Эффективная борьба с коррупцией в госзакупках требует системного подхода, включающего в себя ряд взаимодополняющих мер. В первую очередь, необходима детальная ревизия и модернизация законодательной базы, регулирующей государственные закупки. Это включает в себя не только уточнение формулировок, исключающих возможности для манипуляций, но и внедрение современных электронных систем, обеспечивающих максимальную прозрачность всех этапов закупочного процесса. Например, широкое внедрение blockchain-технологий позволяет обеспечить неизменяемость и доступность информации о всех участниках, ставках и результатах тендера. Далее, крайне важна роль правоохранительных органов и контролирующих структур. Необходимо повышение квалификации сотрудников, специализирующихся на расследовании преступлений в сфере госзакупок, включая обучение методам выявления скрытых схем мошенничества, использование современных аналитических инструментов, позволяющих выявить подозрительные сделки на ранних стадиях. Также важным является обеспечение независимости и беспристрастности работы контролирующих органов, недопущение политического влияния на их деятельность. Это требует, в том числе, прозрачного механизма назначения и ротации руководящего состава. Нельзя недооценивать и роль общественности. Активное гражданское общество, обладающее правом доступа к информации о государственных закупках и возможностью её анализа, является важнейшим инструментом контроля. Для этого необходимы открытые и доступные базы данных о всех тендерах, простые и понятные механизмы подачи жалоб и обращений, а также гарантии защиты "визионеров" от возможных преследований. Наконец, повышение правовой грамотности участников закупочной деятельности – от представителей государственных органов до коммерческих компаний – является неотъемлемой частью борьбы с коррупцией.



1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 № 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2001 - № 52 (ч. I). - Ст. 4921.
3. УК Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) // Официальный Интернет-портал правовой информации / www.pravo.gov.ru/ (дата обращения 10.12.2024)
4. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // «Российская газета». – N 80. – 12.04.2013.
5. Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» // «Собрание законодательства РФ», 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7600.
6. Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // Собрание законодательства РФ. 2011. N 30 (ч. 1), ст. 4571; 2019. N 31, ст. 4422.
7. Федеральный закон от 23.04.2018 г. № 111-ФЗ «О внесении изменений в УК Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2018. - № 18. - ст. 2581.
8. Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2021. N 27. Ст. 5351.
9. Указ Президента РФ от 16.08.2021 N 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы» // СЗ РФ. 2021. N 34. Ст. 6170.
10. Постановление Правительства РФ от 27.01.2022 N 60 "О мерах по информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по организации в ней документооборота, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации"// СПС «КонсультантПлюс».
11. Приказ Министра обороны РФ от 31.08.2015 N 502 «Об утверждении формы выписки из контракта, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, а также порядка ее представления головным исполнителем поставок продукции по государственному оборонному заказу, исполнителем, участвующим в поставках продукции по государственному оборонному заказу, в уполномоченный банк» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.09.2015 N 39047) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.10.2015.
12. Паспорт проекта федерального закона N 410960-7 «О внесении изменений в УК Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (в целях усиления ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд)». URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/410960-7 (дата обращения: 21.05.2025).
13. УК РСФСР в редакции 1922 г. URL: http://www.law.edu.ru/norm/norm.asp?normID=1241523&subID=100096269,100096272#text (дата обращения: 21.05.2025). Документ утратил силу
Учебная и научная литература

14. Акопджанова М.О. Новеллы уголовного законодательства о противодействии преступности в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Российская юстиция. 2018. N 7. С. 27 - 29;
15. Аснис А.Я. Новеллы УК об ответственности за злоупотребления в сфере публичных закупок: предыстория и проблемы квалификации // Российское конкурентное право и экономика. 2018. N 4. С. 34 - 43;
16. Андреева Л.В. Понятие контрактной системы и основные правила ее функционирования // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. N 11. С. 3 - 16.
17. Аснис А.Я. Новеллы УК об ответственности за злоупотребления в сфере публичных закупок: предыстория и проблемы квалификации // Российское конкурентное право и экономика. 2018. N 4. С. 34 - 43.
18. Акопджанова М.О. Новеллы уголовного законодательства о противодействии преступности в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Российская юстиция. 2018. N 7. С. 27 - 29.
19. Андреева Л.В. Государственные закупки в России: правовое регулирование и меры по его совершенствованию: Монография. М.: Проспект, 2019. 402 с.
20. Архипов А. Хищение, совершенное с использованием своего служебного положения // Уголовное право. 2016. N 6. С. 13 - 17.
21. Бавсун М.В. (Не)равенство граждан перед уголовным законом // Научный вестник Омской академии МВД России. 2018. N 1. С. 6.
22. Белов В.Е. Концептуальные проблемы формирования и функционирования контрактной системы в сфере закупок в России: Монография. М.: Юстицинформ, 2018. С. 291.
23. Бавсун М.В. Дифференциация уголовной ответственности за преступления против собственности: современное состояние и перспективы развития // Законы России: опыт, анализ, практика. 2016. N 6. С. 3 - 7.
24. Белоусова К.А. Оценочные категории в праве: вопросы теории и практики: Дис. ... докт. юрид. наук. Белгород, 2017. 437 с.
25. Белов В.Е. Контрактная система в сфере закупок как объект межотраслевых научных исследований // Финансовое право. 2019. N 7. С. 9 – 13.
26. Бавсун М.В., Борков В.Н. Новые уголовно-правовые меры охраны отношений в сфере закупок для государственных нужд // Современное право. 2018. N 9. С. 90 – 94.
27. Баргаев Д.К. Современное состояние уголовно-правовой конфискации имущества // Полицейская и следственная деятельность. 2022. N 2. С. 50-65.
28. Борков В.Н. Злоупотребление в сфере закупок (ст. 200.4 УК РФ) и мошенничество // Уголовное право. 2018. N S4. С. 29 - 32;
29. Бекренев Л.Л. Прогнозируемые проблемы правоприменения статьи 200.4 УК Российской Федерации // Юридическая наука. 2019. N 7. С. 51 - 54.
30. Варданян А. В. Влияние научно-технического прогресса на модернизацию общетеоретических положений криминалистики / А. В. Варданян // Криминалистика: актуальные вопросы теории и практики: сб. мат-лов междунар. науч.-практ. конф. Ростов н/Д., 2019. С. 3-8.
31. Волков К.А. Уголовная политика и судебная практика // Российский судья. 2019. N 2. С. 34 - 38.
32. Гладких В.И. Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (ст. 200.4 УК РФ): теоретический анализ // Российская юстиция. 2019. N 3. С. 51 - 54;
33. Гребенщиков П., Яни П. Ответственность за преступления, совершаемые в сфере государственного оборонного заказа // Законность. 2018. N 5. С. 44 – 47.
34. Грузинская Е.И., Рудаков А.Е. Злоупотребление в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (ст. 200.4 УК РФ): анализ признаков состава преступления // Российский правовой журнал. 2020. N 1. С. 74 - 77;
35. Долотов Р.О., Квасникова П.А. Биржевые облигации как предмет хищения, злоупотребления полномочиями и манипулирования рынком: проблемы квалификации // Уголовное право. 2025. N 1. С. 36-50.
36. Завьялова Е. В. Мошенничество с использованием электронных средств платежа (ст. 159.3 УК РФ) // Молодой ученый. 2020. № 23 (313). С. 219-222.
37. Ильф И., Петров Е. Золотой теленок. М.: Neoclassic, 2020. 643 с.
38. Иншаков С.М., Казакова В.А. Антикоррупционный правовой механизм: межотраслевые коллизии // Журнал российского права. 2023. N 9. С. 119 - 121.
39. Кашанина Т.В. Правовые понятия как средство выражения содержания права // Советское государство и право 1981. N 1. С. 36 - 44.
40. Колпакиди А.И., Прудникова Е.А. Двойной заговор. Тайны сталинских репрессий. М.: Олма Медиа Групп, 2006. 410 с.
41. Курбанов М.С.-М. Объективные признаки составов преступлений в сфере осуществления государственных закупок // Научный вестник Омской академии МВД России. 2016. N 3. С. 7 – 10.
42. Ким, Андрей. Содержание и сущность мошенничества в системе закупок для государственных и муниципальных нужд / Андрей Ким. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2022. – № 50 (445). – С. 257-259.
43. Косыгин В.Е. Мошенничество с использованием электронных средств платежа: некоторые проблемы правоприменения // Молодой ученый. 2020. №1. С. 173-177.
44. Корноухов В.Е. Методика расследования преступлений: теоретические основы: монография. М.: Норма, 2016. 224 с.
45. Любый И.А. Проблемные вопросы субъективного состава ст. 200.4 УК РФ // Российская юстиция. 2020. N 2. С. 27 – 29.
46. Любый И.А. Ответственность за нарушения условий и отказ от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу как уголовно-правовое средство обеспечения национальной оборонной политики // Российский следователь. 2023. N 10. С. 39 - 41.
47. Самсонов В.Н. Развитие уголовного законодательства об ответственности за преступления при осуществлении государственных закупок // Российский следователь. 2024. N 6. С. 32 - 36.
48. Слободчикова А.В., Кернякевич П.С. Преимущества и недостатки интернет – банкинга // Вектор экономики. 2017. № 4. С. 16-17.
49. Соловьев О.Г., Князьков А.А. К вопросу об отдельных дефектах конструкции состава преступления о подкупе работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок (ст. 200.5 УК РФ) // Российский правовой журнал. 2020. N 1. С. 70 - 73;
50. Тасалов Ф.А. Контрактная система в сфере государственных закупок России и США: сравнительно-правовое исследование: Монография. М.: Проспект, 2016. 327 с.
51. Тесленко А.В. Уголовно наказуемое ограничение конкуренции: закон, теория, практика: монография. Москва: Проспект, 2023. 272 с.
52. Третьякова Е.И. Новые виды мошенничества: о необходимости формирования методики расследования // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях: Сборник материалов XXIII международной научно-практической конференции. В 2-х томах. 2018. С. 122-125.
53. Хабриева Т.Я. Коррупция и право: доктринальные подходы к постановке проблемы // Журнал российского права. 2012. N 6. С. 5 - 17.
54. Чорновол Е.П. Понятие контрактной системы России в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Право и экономика. 2015. N 4. С. 42 - 46.
55. Шурпаев Ш.М. Некоторые особенности специального субъекта преступлений, предусмотренных статьями 200.4 и 200.5 УК РФ // Российский юридический журнал. 2021. N 6. С. 34 - 40.
56. Шергин Р.Ю. Сложности квалификации мошенничества // Законность. 2018. N 8. С. 57 - 59.
57. Шахова, М. В. Способы мошенничества при участии в государственных (муниципальных) закупках / М. В. Шахова. // Молодой ученый. 2023. N 8 (455). С. 203-204.
58. Яковлева Л.В. Уголовное и административное право: современные проблемы взаимосвязи // Уголовное право в системе межотраслевых связей: проблемы теории и правоприменения: материалы XIII Российского конгресса уголовного права, состоявшегося 26 - 27 мая 2022 г. М., 2022.
59. Яни П. Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием // Законность. 2017. N 11. С. 33-37.
60. Яни П.С., Филатова М.А. Мошенничество и сделка // Российская юстиция. 2018. N 3. С. 11-15.
61. Яни П. Предпринимательские преступления против собственности // Законность. 2017. N 1. С. 48 – 52.

Интернет-ресурсы

62. Аферисты бьют рекорды. Генпрокуратура сообщила о росте числа мошенничеств// Российская газета - Федеральный выпуск № 225(8279) [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://rg.ru/2020/10/06/genprokuratura-soobshchila-o-roste-chisla-moshennichestv.html (дата обращения 21.05.2025)
63. Бакрадзе А.А. Теоретические основы уголовно-правовой охраны собственности от преступлений, совершаемых путем обмана или злоупотребления доверием: монография [Электронный ресурс] / Бакрадзе А.А. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. С. 73-74. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15473 (дата обращения 21.05.2025)
64. Безналичность пересекла половинный рубеж: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/newspaper/2021/02/01/6013b4319a7947262326b784 (дата обращения 21.05.2025)
65. Бюджетные деньги утекают за границу [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rusplt.ru/society/byudjetnyie-dengi-utekayut-zagranitsu-16774.html#(дата обращения 21.05.2025).
66. Главный информационно-аналитический центр МВД: Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://мвд.рф/folder/101762?ysclid=l1b71o2vob (дата обращения: 21.05.2025).
67. Официальный отзыв Верховного Суда РФ от 01.08.2017 N 3-ВС-5725/17 «На проект федерального закона «О внесении изменений в УК Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте - Режим доступа: http://asozd.duma.gov.ru/ (дата обращения: 21.05.2025).
68. Путин оценил защиту от мошенников в сфере жилья и в Интернете [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://rg.ru/2021/12/09/putin-ocenil-zashchitu-grazhdan-ot-moshennikov-v-sfere-zhilia-i-internete.html (дата обращения: 21.05.2025).
69. Смоляков П.Н. Ответственность за нарушения в сфере государственного оборонного заказа [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=CJI&n=146592&dst=1000000001&cacheid=D6F78C99979A735222E6B319D8F9AEE4&mode=splus&rnd=1RUTqlUiPQyzeov4#X8lTqlU0zWI9ISCq (дата обращения: 21.05.2025).
70. Судебная статистика РФ [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://stat.xn----7sbqk8achja.xn--p1ai/stats/ug/t/14/s/17?ysclid=maxsf7g5ui627051362. (дата обращения 21.05.2025).
71. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг развития системы государственных и корпоративных закупок в Российской Федерации за 2019 год». 2020. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ach.gov.ru/upload/iblock/fea/fea86920fc7f4c8b39262ce74beb32d8.pdf (дата обращения: 21.05.2025).
72. Agreement on Government Procurement. 1981. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.wto.org/english/tratop_e/gproc_e/gp_gpa_e.htm (дата обращения: 21.05.2025).
73. UNCITRAL Model Law on Procurement of Goods, Construction and Services with Guide to Enactment. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://uncitral.un.org/sites/uncitral.un.org/files/media-documents/uncitral/en/ml-procure.pdf. (дата обращения: 21.05.2025).
74. Federal Acquisition Regulation (FAR), 48 CFR 101 et seq. In this report, we cite directly to FAR part/subpart/section numbers rather than to the CFR. The FAR is available online and for downloading at [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://acquisition.gov/far/index.html. (дата обращения: 21.05.2025).


Судебная практика

75. О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30 ноября 2017 г. № 48 // Российская газета от 12 января 2017.
76. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30 ноября 2017 г. N 48 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате» // Официальный Интернет-портал правовой информации / www.pravo.gov.ru/ (дата обращения 21.05.2025).
77. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» // Российская газета. 2013. 17 июля.
78. Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 21.03.2023 N 25-УД22-38-К4 // СПС «КонсультантПлюс».
79. Постановление Президиума Верховного суда Чувашской Республики от 4 августа 2017 г. N 44-У-57/2017 // Официальный Интернет-портал правовой информации / www.pravo.gov.ru/ (дата обращения 21.05.2025).
80. Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 06.09.2022 N 77-4278/2022 // СПС «КонсультантПлюс».
81. Приговор Зимовниковского районного суда Ростовской области от 30 сентября 2015 г. // Архив следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ростовской области.
82. Постановление Октябрьского районного суда г. Ижевска о возвращении уголовного дела прокурору от 6 июля 2018 г. по делу N 1-73/2018 // СПС «КонсультантПлюс»
83. Апелляционное постановление Верховного Суда Удмуртской Республики от 18 сентября 2018 г. по делу N 22-1600 // СПС «КонсультантПлюс»
84. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // СПС «Консультант плюс».
85. Обзор судебной практики гарнизонных военных судов по уголовным делам и материалам за первое полугодие 2022 года, утвержденный Постановлением президиума Южного окружного военного суда 15 июля 2022 года № 13. URL: http://yovs.ros.sudrf.ru/modules.php?name=sud_community&id=312 (дата обращения: 21.05.2025).
86. Разъяснения о том, что такое корыстная или иная личная заинтересованность, изложены в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 г. N 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» // СПС «КонсультантПлюс»

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ