Дебаты как средство установления речевого взаимодействия при обучении иностранному языку учащихся 10 класса (Новосибирский Государственный Педагогический Университет)
|
Работа носит методический характер.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЧЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ДЕБАТОВ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ 6
1.1. Понятие речевого взаимодействия и его роль в обучении иностранному языку в 10 классе 6
1.2 Дебаты как форма активного речевого взаимодействия 12
Выводы по главе 1 21
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ДЕБАТОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 10 КЛАССЕ 23
2.1. Анализ учебно-методического комплекса (УК Spotligt) для 10 класса 23
2.2 Разработка серии уроков с использованием дебатов на основе проанализированного УК 25
Выводы по главе 2 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 63
ПРИЛОЖЕНИЕ А 68
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 69
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЧЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ДЕБАТОВ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ 6
1.1. Понятие речевого взаимодействия и его роль в обучении иностранному языку в 10 классе 6
1.2 Дебаты как форма активного речевого взаимодействия 12
Выводы по главе 1 21
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ДЕБАТОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 10 КЛАССЕ 23
2.1. Анализ учебно-методического комплекса (УК Spotligt) для 10 класса 23
2.2 Разработка серии уроков с использованием дебатов на основе проанализированного УК 25
Выводы по главе 2 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 63
ПРИЛОЖЕНИЕ А 68
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 69
Научная квалификационная работа «Дебаты как средство установления речевого взаимодействия при обучении английскому языку обучающихся 10 класса» посвящена решению вопросов, связанных с результативным использованием активных форм речевого взаимодействия в процессе изучения иностранного языка. Проблема заключается в необходимости развития у обучающихся навыков речевого взаимодействия, критического мышления и языковой компетенции, что является важным компонентом современного образовательного процесса.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы. В настоящее время вопросам формирования коммуникативных компетенций у школьников уделяется значительное внимание, что обусловлено требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО). Современная образовательная парадигма ориентирована на подготовку обучающихся к активному использованию иностранного языка в различных жизненных ситуациях, что включает как повседневное общение, так и профессиональные контакты. Одним из действенных средств достижения этих целей является применение речевых взаимодействий, таких как дебаты и дискуссии, которые позволяют обучающимся не только практиковать языковые умения, но и развивать критическое мышление, аргументацию и логику. Этим обусловлено также широкое использование активных форм обучения, направленных на расширение возможностей школьников для самостоятельного речевого взаимодействия. В этой связи все большее значение приобретает применение дебатов в реальной практике как педагогической технологии, способствующей развитию языковых компетенций и социокультурных умений, необходимых для успешной коммуникации в международной среде. Дебаты позволяют учащимся применять языковые знания в условиях реальной коммуникативной практики, что существенно повышает их мотивацию к обучению и способствует более глубокому усвоению материала.
Это, в свою очередь, требует создания методических решений, направленных на интеграцию дебатов в процесс обучения английскому языку. Необходимость разработки и внедрения в учебный процесс таких форм взаимодействия обусловлена тем, что они позволяют решать сразу несколько образовательных задач: развитие речевых умений, формирование критического мышления и умения вести аргументированные обсуждения, что является неотъемлемой частью учебного процесса на этапе среднего общего образования.
Состояние изученности темы. Труды, Л. С. Выготского, И.А.Зимней, В.В.Зеньковской, Н.С.Рождественского, Е.И.Пассова внесли значимый вклад в изучение проблемы, связанной с активизацией речевой деятельности у обучающихся. Их работы содержат фундаментальные основы детской психологии в области коммуникации.
Объект исследования – процесс обучения устному иноязычному общению на уроках английского языка в 10 классе.
Предмет исследования – дебаты как средство установления речевого взаимодействия в процессе обучения английскому языку обучающихся 10 класса.
Цель исследования – теоретически обосновать и практически разработать серию уроков с применением дебатов как формы активного речевого взаимодействия для повышения уровня коммуникативной компетенции обучающихся 10 класса.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятие речевого взаимодействия и определить его роль в обучении иностранному языку в 10 классе.
2. Сравнить дебаты и дискуссию как формы активного речевого взаимодействия.
3. Проанализировать учебно-методический комплекс (УК) для 10 класса на предмет включения дебатов в процесс обучения английскому языку.
4. Разработать серию уроков с использованием дебатов, основанную на проанализированном УК.
Нормативные основы исследования. ФГОС среднего общего образования; ФРП по английскому языку.
Методология проведенного исследования. Теоретические методы: анализ зарубежной и отечественной литературы по лингвистике, педагогике и методике обучения иностранным языкам, с акцентом на использование дебатов и дискуссий в образовательном процессе; анализ и обобщение зарубежного и отечественного опыта в области применения речевого взаимодействия (дебатов) для развития языковой компетенции и критического мышления; теоретическое обобщение полученной информации и выявление ключевых подходов к использованию дебатов в обучении английскому языку. Эмпирические методы: Разработка учебных материалов по использованию дебатов на уроках английского языка в 10 классе.
Теоретические основы исследования. Коммуникативный подход (Г.А. Китайгородская, Р.П. Мильруд, Е.И. Пассов, Г.В. Рогова, В.В. Рыжов, Е.Г. Тарева, А.В. Щепилова, А.Н. Щукин); теория и методика обучения иностранным языкам (И.Л. Бим, Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез, П.Б. Гурвич, И.А. Зимняя, Н.Ф. Коряковцева, М.В. Ляховицкий, А.А. Миролюбов, Е.И. Пассов, И.В. Рахманов, И.Д. Салистра, Г.В. Сороковых, С.К. Фоломкина, А.Н. Шамов, С.Ф. Шатилов, В.С. Цетлин, А.Н. Щукин и др.).
Практическая значимость результатов работы заключается в разработке серии уроков по английскому языку для 10 класса с использованием дебатов. Данный учебный материал может быть использован учителями в практике преподавания для повышения уровня речевых навыков и мотивации обучающихся к изучению английского языка. Также результаты исследования могут быть полезны для разработки программ повышения квалификации учителей иностранных языков, направленных на освоение инновационных методов обучения.
Структура ВКР. ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы. В настоящее время вопросам формирования коммуникативных компетенций у школьников уделяется значительное внимание, что обусловлено требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО). Современная образовательная парадигма ориентирована на подготовку обучающихся к активному использованию иностранного языка в различных жизненных ситуациях, что включает как повседневное общение, так и профессиональные контакты. Одним из действенных средств достижения этих целей является применение речевых взаимодействий, таких как дебаты и дискуссии, которые позволяют обучающимся не только практиковать языковые умения, но и развивать критическое мышление, аргументацию и логику. Этим обусловлено также широкое использование активных форм обучения, направленных на расширение возможностей школьников для самостоятельного речевого взаимодействия. В этой связи все большее значение приобретает применение дебатов в реальной практике как педагогической технологии, способствующей развитию языковых компетенций и социокультурных умений, необходимых для успешной коммуникации в международной среде. Дебаты позволяют учащимся применять языковые знания в условиях реальной коммуникативной практики, что существенно повышает их мотивацию к обучению и способствует более глубокому усвоению материала.
Это, в свою очередь, требует создания методических решений, направленных на интеграцию дебатов в процесс обучения английскому языку. Необходимость разработки и внедрения в учебный процесс таких форм взаимодействия обусловлена тем, что они позволяют решать сразу несколько образовательных задач: развитие речевых умений, формирование критического мышления и умения вести аргументированные обсуждения, что является неотъемлемой частью учебного процесса на этапе среднего общего образования.
Состояние изученности темы. Труды, Л. С. Выготского, И.А.Зимней, В.В.Зеньковской, Н.С.Рождественского, Е.И.Пассова внесли значимый вклад в изучение проблемы, связанной с активизацией речевой деятельности у обучающихся. Их работы содержат фундаментальные основы детской психологии в области коммуникации.
Объект исследования – процесс обучения устному иноязычному общению на уроках английского языка в 10 классе.
Предмет исследования – дебаты как средство установления речевого взаимодействия в процессе обучения английскому языку обучающихся 10 класса.
Цель исследования – теоретически обосновать и практически разработать серию уроков с применением дебатов как формы активного речевого взаимодействия для повышения уровня коммуникативной компетенции обучающихся 10 класса.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятие речевого взаимодействия и определить его роль в обучении иностранному языку в 10 классе.
2. Сравнить дебаты и дискуссию как формы активного речевого взаимодействия.
3. Проанализировать учебно-методический комплекс (УК) для 10 класса на предмет включения дебатов в процесс обучения английскому языку.
4. Разработать серию уроков с использованием дебатов, основанную на проанализированном УК.
Нормативные основы исследования. ФГОС среднего общего образования; ФРП по английскому языку.
Методология проведенного исследования. Теоретические методы: анализ зарубежной и отечественной литературы по лингвистике, педагогике и методике обучения иностранным языкам, с акцентом на использование дебатов и дискуссий в образовательном процессе; анализ и обобщение зарубежного и отечественного опыта в области применения речевого взаимодействия (дебатов) для развития языковой компетенции и критического мышления; теоретическое обобщение полученной информации и выявление ключевых подходов к использованию дебатов в обучении английскому языку. Эмпирические методы: Разработка учебных материалов по использованию дебатов на уроках английского языка в 10 классе.
Теоретические основы исследования. Коммуникативный подход (Г.А. Китайгородская, Р.П. Мильруд, Е.И. Пассов, Г.В. Рогова, В.В. Рыжов, Е.Г. Тарева, А.В. Щепилова, А.Н. Щукин); теория и методика обучения иностранным языкам (И.Л. Бим, Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез, П.Б. Гурвич, И.А. Зимняя, Н.Ф. Коряковцева, М.В. Ляховицкий, А.А. Миролюбов, Е.И. Пассов, И.В. Рахманов, И.Д. Салистра, Г.В. Сороковых, С.К. Фоломкина, А.Н. Шамов, С.Ф. Шатилов, В.С. Цетлин, А.Н. Щукин и др.).
Практическая значимость результатов работы заключается в разработке серии уроков по английскому языку для 10 класса с использованием дебатов. Данный учебный материал может быть использован учителями в практике преподавания для повышения уровня речевых навыков и мотивации обучающихся к изучению английского языка. Также результаты исследования могут быть полезны для разработки программ повышения квалификации учителей иностранных языков, направленных на освоение инновационных методов обучения.
Структура ВКР. ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Выпускная квалификационная работа посвящена актуальной теме, связанной с использованием дебатов как средства установления речевого взаимодействия при обучении английскому языку обучающихся 10 класса. В результате проведенного теоретического и практического исследования, основанного на достижениях современной лингвистики, педагогики и методики обучения иностранным языкам, доказано, что технология дебатов способствует формированию и развитию коммуникативной компетенции обучающихся, включая умения аудирования, говорения, чтения и письма, а также развивает навыки аргументации и критического мышления.
В ходе исследования уточнены понятия «речевое взаимодействие» и «коммуникативная компетенция», которые следует рассматривать как способность обучающихся активно и эффективно участвовать в процессе обмена информацией в условиях реального общения, применяя полученные языковые знания и навыки в социокультурных контекстах.
Установлено, что использование технологии дебатов в образовательном процессе способствует:
• развитию коммуникативной компетенции;
• повышению мотивации обучающихся к изучению иностранного языка за счет актуальных и интересных тем;
• формированию умений взаимодействовать в рамках различных коммуникативных ролей.
Обучение с применением дебатов основано на следующих специфических принципах:
1. Принцип речемыслительной активности – акцент на реальных коммуникативных задачах.
2. Принцип ситуативности – использование разнообразных речевых ситуаций.
3. Принцип новизны – постоянное обновление содержания для поддержания интереса.
4. Принцип создания образовательной среды – индивидуальный подход и вовлечение всех обучающихся.
Одним из условий успешной реализации технологии дебатов следует считать правильную организацию учебного процесса: предварительное планирование, работу с аутентичными текстами, четкое распределение ролей и этапов, а также структурированное проведение мероприятий. Методика проведения дебатов представляет собой комплекс образовательных мероприятий, направленных на развитие языковых и речевых умений через чтение, анализ текстов, подготовку аргументов и публичное выступление.
В ВКР установлено, что использование дебатов как педагогической технологии позволяет эффективно формировать речевую активность обучающихся, улучшать их языковую подготовку и критическое мышление. В экспериментальной части исследования разработана серия уроков с использованием дебатов, основанных на материалах УК «Английский язык. 10 класс». Данная методика включает следующие элементы:
• цели (развитие критического мышления и коммуникативных умений);
• принципы (речемыслительная активность, ситуативность, новизна);
• содержание (актуальные темы, соответствующие учебной программе);
• технологии (работа с аутентичными текстами, анализ, подготовка аргументов).
Перспективность настоящей ВКР заключается в том, что результаты исследования могут быть отражены в теоретическом курсе методики обучения иностранным языкам, найти применение при решении вопросов организации учебного процесса, а также в разработке программ повышения квалификации учителей. Предложенные методические рекомендации могут быть использованы для внедрения активных форм обучения, направленных на подготовку обучающихся к реальной межкультурной коммуникации.
В ходе исследования уточнены понятия «речевое взаимодействие» и «коммуникативная компетенция», которые следует рассматривать как способность обучающихся активно и эффективно участвовать в процессе обмена информацией в условиях реального общения, применяя полученные языковые знания и навыки в социокультурных контекстах.
Установлено, что использование технологии дебатов в образовательном процессе способствует:
• развитию коммуникативной компетенции;
• повышению мотивации обучающихся к изучению иностранного языка за счет актуальных и интересных тем;
• формированию умений взаимодействовать в рамках различных коммуникативных ролей.
Обучение с применением дебатов основано на следующих специфических принципах:
1. Принцип речемыслительной активности – акцент на реальных коммуникативных задачах.
2. Принцип ситуативности – использование разнообразных речевых ситуаций.
3. Принцип новизны – постоянное обновление содержания для поддержания интереса.
4. Принцип создания образовательной среды – индивидуальный подход и вовлечение всех обучающихся.
Одним из условий успешной реализации технологии дебатов следует считать правильную организацию учебного процесса: предварительное планирование, работу с аутентичными текстами, четкое распределение ролей и этапов, а также структурированное проведение мероприятий. Методика проведения дебатов представляет собой комплекс образовательных мероприятий, направленных на развитие языковых и речевых умений через чтение, анализ текстов, подготовку аргументов и публичное выступление.
В ВКР установлено, что использование дебатов как педагогической технологии позволяет эффективно формировать речевую активность обучающихся, улучшать их языковую подготовку и критическое мышление. В экспериментальной части исследования разработана серия уроков с использованием дебатов, основанных на материалах УК «Английский язык. 10 класс». Данная методика включает следующие элементы:
• цели (развитие критического мышления и коммуникативных умений);
• принципы (речемыслительная активность, ситуативность, новизна);
• содержание (актуальные темы, соответствующие учебной программе);
• технологии (работа с аутентичными текстами, анализ, подготовка аргументов).
Перспективность настоящей ВКР заключается в том, что результаты исследования могут быть отражены в теоретическом курсе методики обучения иностранным языкам, найти применение при решении вопросов организации учебного процесса, а также в разработке программ повышения квалификации учителей. Предложенные методические рекомендации могут быть использованы для внедрения активных форм обучения, направленных на подготовку обучающихся к реальной межкультурной коммуникации.



