Дебаты как средство установления речевого взаимодействия при обучении иностранному языку учащихся 10 класса (Новосибирский Государственный Педагогический Университет)
Работа носит методический характер.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЧЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ДЕБАТОВ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ 6
1.1. Понятие речевого взаимодействия и его роль в обучении иностранному языку в 10 классе 6
1.2 Дебаты как форма активного речевого взаимодействия 12
Выводы по главе 1 21
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ДЕБАТОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 10 КЛАССЕ 23
2.1. Анализ учебно-методического комплекса (УК Spotligt) для 10 класса 23
2.2 Разработка серии уроков с использованием дебатов на основе проанализированного УК 25
Выводы по главе 2 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 63
ПРИЛОЖЕНИЕ А 68
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 69
Научная квалификационная работа «Дебаты как средство установления речевого взаимодействия при обучении английскому языку обучающихся 10 класса» посвящена решению вопросов, связанных с результативным использованием активных форм речевого взаимодействия в процессе изучения иностранного языка. Проблема заключается в необходимости развития у обучающихся навыков речевого взаимодействия, критического мышления и языковой компетенции, что является важным компонентом современного образовательного процесса.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы. В настоящее время вопросам формирования коммуникативных компетенций у школьников уделяется значительное внимание, что обусловлено требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО). Современная образовательная парадигма ориентирована на подготовку обучающихся к активному использованию иностранного языка в различных жизненных ситуациях, что включает как повседневное общение, так и профессиональные контакты. Одним из действенных средств достижения этих целей является применение речевых взаимодействий, таких как дебаты и дискуссии, которые позволяют обучающимся не только практиковать языковые умения, но и развивать критическое мышление, аргументацию и логику. Этим обусловлено также широкое использование активных форм обучения, направленных на расширение возможностей школьников для самостоятельного речевого взаимодействия. В этой связи все большее значение приобретает применение дебатов в реальной практике как педагогической технологии, способствующей развитию языковых компетенций и социокультурных умений, необходимых для успешной коммуникации в международной среде. Дебаты позволяют учащимся применять языковые знания в условиях реальной коммуникативной практики, что существенно повышает их мотивацию к обучению и способствует более глубокому усвоению материала.
Это, в свою очередь, требует создания методических решений, направленных на интеграцию дебатов в процесс обучения английскому языку. Необходимость разработки и внедрения в учебный процесс таких форм взаимодействия обусловлена тем, что они позволяют решать сразу несколько образовательных задач: развитие речевых умений, формирование критического мышления и умения вести аргументированные обсуждения, что является неотъемлемой частью учебного процесса на этапе среднего общего образования.
Состояние изученности темы. Труды, Л. С. Выготского, И.А.Зимней, В.В.Зеньковской, Н.С.Рождественского, Е.И.Пассова внесли значимый вклад в изучение проблемы, связанной с активизацией речевой деятельности у обучающихся. Их работы содержат фундаментальные основы детской психологии в области коммуникации.
Объект исследования – процесс обучения устному иноязычному общению на уроках английского языка в 10 классе.
Предмет исследования – дебаты как средство установления речевого взаимодействия в процессе обучения английскому языку обучающихся 10 класса.
Цель исследования – теоретически обосновать и практически разработать серию уроков с применением дебатов как формы активного речевого взаимодействия для повышения уровня коммуникативной компетенции обучающихся 10 класса.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятие речевого взаимодействия и определить его роль в обучении иностранному языку в 10 классе.
2. Сравнить дебаты и дискуссию как формы активного речевого взаимодействия.
3. Проанализировать учебно-методический комплекс (УК) для 10 класса на предмет включения дебатов в процесс обучения английскому языку.
4. Разработать серию уроков с использованием дебатов, основанную на проанализированном УК.
Нормативные основы исследования. ФГОС среднего общего образования; ФРП по английскому языку.
Методология проведенного исследования. Теоретические методы: анализ зарубежной и отечественной литературы по лингвистике, педагогике и методике обучения иностранным языкам, с акцентом на использование дебатов и дискуссий в образовательном процессе; анализ и обобщение зарубежного и отечественного опыта в области применения речевого взаимодействия (дебатов) для развития языковой компетенции и критического мышления; теоретическое обобщение полученной информации и выявление ключевых подходов к использованию дебатов в обучении английскому языку. Эмпирические методы: Разработка учебных материалов по использованию дебатов на уроках английского языка в 10 классе.
Теоретические основы исследования. Коммуникативный подход (Г.А. Китайгородская, Р.П. Мильруд, Е.И. Пассов, Г.В. Рогова, В.В. Рыжов, Е.Г. Тарева, А.В. Щепилова, А.Н. Щукин); теория и методика обучения иностранным языкам (И.Л. Бим, Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез, П.Б. Гурвич, И.А. Зимняя, Н.Ф. Коряковцева, М.В. Ляховицкий, А.А. Миролюбов, Е.И. Пассов, И.В. Рахманов, И.Д. Салистра, Г.В. Сороковых, С.К. Фоломкина, А.Н. Шамов, С.Ф. Шатилов, В.С. Цетлин, А.Н. Щукин и др.).
Практическая значимость результатов работы заключается в разработке серии уроков по английскому языку для 10 класса с использованием дебатов. Данный учебный материал может быть использован учителями в практике преподавания для повышения уровня речевых навыков и мотивации обучающихся к изучению английского языка. Также результаты исследования могут быть полезны для разработки программ повышения квалификации учителей иностранных языков, направленных на освоение инновационных методов обучения.
Структура ВКР. ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Выпускная квалификационная работа посвящена актуальной теме, связанной с использованием дебатов как средства установления речевого взаимодействия при обучении английскому языку обучающихся 10 класса. В результате проведенного теоретического и практического исследования, основанного на достижениях современной лингвистики, педагогики и методики обучения иностранным языкам, доказано, что технология дебатов способствует формированию и развитию коммуникативной компетенции обучающихся, включая умения аудирования, говорения, чтения и письма, а также развивает навыки аргументации и критического мышления.
В ходе исследования уточнены понятия «речевое взаимодействие» и «коммуникативная компетенция», которые следует рассматривать как способность обучающихся активно и эффективно участвовать в процессе обмена информацией в условиях реального общения, применяя полученные языковые знания и навыки в социокультурных контекстах.
Установлено, что использование технологии дебатов в образовательном процессе способствует:
• развитию коммуникативной компетенции;
• повышению мотивации обучающихся к изучению иностранного языка за счет актуальных и интересных тем;
• формированию умений взаимодействовать в рамках различных коммуникативных ролей.
Обучение с применением дебатов основано на следующих специфических принципах:
1. Принцип речемыслительной активности – акцент на реальных коммуникативных задачах.
2. Принцип ситуативности – использование разнообразных речевых ситуаций.
3. Принцип новизны – постоянное обновление содержания для поддержания интереса.
4. Принцип создания образовательной среды – индивидуальный подход и вовлечение всех обучающихся.
Одним из условий успешной реализации технологии дебатов следует считать правильную организацию учебного процесса: предварительное планирование, работу с аутентичными текстами, четкое распределение ролей и этапов, а также структурированное проведение мероприятий. Методика проведения дебатов представляет собой комплекс образовательных мероприятий, направленных на развитие языковых и речевых умений через чтение, анализ текстов, подготовку аргументов и публичное выступление.
В ВКР установлено, что использование дебатов как педагогической технологии позволяет эффективно формировать речевую активность обучающихся, улучшать их языковую подготовку и критическое мышление. В экспериментальной части исследования разработана серия уроков с использованием дебатов, основанных на материалах УК «Английский язык. 10 класс». Данная методика включает следующие элементы:
• цели (развитие критического мышления и коммуникативных умений);
• принципы (речемыслительная активность, ситуативность, новизна);
• содержание (актуальные темы, соответствующие учебной программе);
• технологии (работа с аутентичными текстами, анализ, подготовка аргументов).
Перспективность настоящей ВКР заключается в том, что результаты исследования могут быть отражены в теоретическом курсе методики обучения иностранным языкам, найти применение при решении вопросов организации учебного процесса, а также в разработке программ повышения квалификации учителей. Предложенные методические рекомендации могут быть использованы для внедрения активных форм обучения, направленных на подготовку обучающихся к реальной межкультурной коммуникации.
1. Антонова К.В. Применение метода дискуссии на уроках английского языка в старших классах средней школы /К.В. Антонова, Е.Б. Володарская// Политехническая весна. Гуманитарные науки: Материалы Всероссийской научно-практической студенческой конференции, Санкт-Петербург, 27–28 марта 2020 года / под общей ред. Н.И. Алмазовой, Ф.И. Валиевой. Санкт-Петербург: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», 2020. С. 19-24.
2. Барабанова В.Н. Проблемные ситуации на уроках английского языка (методическая разработка) /В.Н. Барабанова// Вестник Белгородского института развития образования. 2016. № 2. С. 91-95.
3. Волков В.П. Активизация речевого взаимодействия на уроках иностранного языка /В.П. Волков// Материалы 69-й научно-практической конференции студентов и аспирантов: сборник научных статей: в 2 частях, Мичуринск, 21–23 марта 2017 года. Часть I. Мичуринск: Мичуринский государственный аграрный университет, 2017. С. 73-76.
4. Володина О.В. Дебаты на уроке иностранного языка как продуктивная технология комплексного формирования дискурсивной компетенции и коммуникативной культуры будущего специалиста /О.В. Володина// Педагогические мастерские: Сборник научных трудов. Выпуск 10. Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2020. С. 20-22. EDN JNQUPO.
5. Герасимова В.О. Дебаты как средство обучения говорению на уроках английского языка /В.О. Герасимова// Адресуется научным сотрудникам, преподавателям, аспирантам, студентам. Сборник издается в соответствии с оригиналом, подготовленным редакционной коллегией, при участии издательства. 2024. С. 62.
6. Глаголева Р.И. Работа с текстом на уроке иностранного языка /Р.И. Глаголева// Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 4. С. 42-44.
7. Гусева С.Г. Дебаты: за и против: учеб. пособие для студентов старшей и высшей школы, изучающих английский язык /С.Г. Гусева, С.А. Филон. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2014. 59 с.
8. Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку /И.А. Зимняя. М.: Русский язык, 1989. 219 с.
9. Кабирова Г.Р. Использование метода «дебаты» при обучении английскому языку /Г.Р. Кабирова// Трибуна ученого. 2020. № 12. С. 1-4.
10. Кадацких А.А. Приемы обучения говорению на уроках иностранного языка в средней школе /А.А. Кадацких// ББК 1 Н 34. С. 2484.
11. Казакова В.К. Критерии отбора текстов-дебатов для аудирования /В.К. Казакова// Казанская наука. 2016. № 1. С. 86-88.
12. Каримова А.А. Организационно-методические условия совершенствования навыков диалогической речи у обучающихся старших классов посредством использования технологии «Дебаты» на уроках английского языка /А.А. Каримова, О.В. Хасанова, Ф.И. Хасанова// Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2018. № 1. С. 118-129.
13. Калабина Д.А. Речевое взаимодействие учителя и ученика в рамках педагогического дискурса /Д.А. Калабина. [Рекомендовано к изданию Ученым советом факультета иностранных языков и лингводидактики Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского]. 2022. С. 92.
14. Коваленко А.В. Использование драматизации в обучении речевому взаимодействию на уроках иностранного языка в школе /А.В. Коваленко// Язык и культура (Новосибирск). 2014. № 10. С. 41-46.
15. Круглякова Е.Д. Интерактивные формы обучения на уроке английского языка как средство формирования коммуникативной компетенции /Е.Д. Круглякова// Обучение иностранным языкам-современные проблемы и решения. 2020. С. 297-300.
16. Лихачева Т.Ю. Этапы работы с текстом и формирование различных технологий извлечения информации из текста на уроке иностранного языка /Т.Ю. Лихачева// Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 4. С. 68-71.
17. Магомедова А.М.С. Технологии формирования коммуникативной компетенции обучающихся на уроках английского языка на старшем этапе /А.М.С. Магомедова, Г.М. Рабаданов// Вестник науки. 2024. Т. 2, № 12 (81). С. 857-862.
18. Малявина Т.П. Урок-диалог как основная форма урока в старших классах общеобразовательной средней школы /Т.П. Малявина// Жанрово-стилевой подход в преподавании русского языка и культуры речи: Сборник научных статей и методических рекомендаций по материалам Всероссийской научно-практической конференции, Иваново, 28–29 марта 2013 года / сост. и науч. ред. И.А. Сотова (отв. ред.), Э.В. Кромер, М.М. Меликян. Иваново: Ивановский государственный университет, 2013. С. 30-34. EDN ZGTGDF.
19. Мильруд Р.П. Навыки и умения в обучении иноязычному говорению /Р.П. Мильруд// Иностранные языки в школе. 1999. № 1. С. 26-35.
20. Михайлова И.В. Дебаты при обучении речевому взаимодействию на уроке иностранного языка в старших классах: дис. /И.В. Михайлова. 2016.
21. Никонова Т.Е. Технология «Дебаты» на уроках английского языка /Т.Е. Никонова// Сборник научных трудов SWorld. 2013. Т. 19, № 1. С. 38-40.
22. Оберемко О.Г. Методика обучения старшеклассников аудированию и говорению на материале дебатов /О.Г. Оберемко, В.К. Казакова// Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-5. С. 251-259.
23. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению /Е.И. Пассов. 2-е изд. М.: Просвещение, 1991. 223 с.
24. Павлова Н.Д. Речевое взаимодействие в неформальном повседневном дискурсе: интенциональный аспект /Н.Д. Павлова, В.А. Афиногенова, Т.А. Гребенщикова// Психологический журнал. 2017. Т. 38, № 5. С. 41-54.
25. Попыванова У.А. Речевое взаимодействие обучающихся на уроке иностранного языка: развитие умений диалогического общения /У.А. Попыванова, О.С. Федотова// Совершенствование форм и методов обучения иностранным языкам: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Рязань, 22 апреля 2020 года / под ред. Г.А. Плюхиной, П.В. Куксы. Рязань: федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Рязанское высшее воздушно-десантное ордена Суворова дважды Краснознаменное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова» Министерства обороны Российской Федерации, 2020. С. 226-229. EDN LOBYCU.
26. Сабитова В.Е. Дебаты как обучающая ситуация с использованием речевой тактики дискредитации /В.Е. Сабитова// ББК 81.2-9я431 В 74. 2019. С. 81.
27. Самойлова И.Ю. Речевое взаимодействие в сфере академического дискурса /И.Ю. Самойлова, Н.Г. Музыченко// Вестник Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Серия 3. Филология. Педагогика. Психология. 2019. Т. 9, № 1. С. 33-40.
28. Сердюк А.А. Преодоление языкового барьера посредством групповой работы на уроке иностранного языка /А.А. Сердюк, А.О. Таксанова, Е.А. Стуколова// Вестник Саратовского областного института развития образования. 2020. № 2. С. 76-80.
29. Халикова Д.В. Использование технологии «Дебаты» на уроках английского языка как средства развития умений говорения /Д.В. Халикова// Закономерности и тенденции инновационного. 2017. С. 93.
30. Хамитова Д.М. Дискуссия как метод формирования коммуникативных навыков в старших классах средней школы /Д.М. Хамитова, Т.И. Нурушева// Sciences of Europe. 2021. № 82-3. С. 44-46.
31. Чалый В.В. Говорящий и слушающий в процессе речевого взаимодействия /В.В. Чалый// Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2008. № 6. С. 34-36.
32. Чеманова Т.В. Актуализация когнитивно-речевого взаимодействия коммуникантов в диалогических и условно-диалогических текстах: дис. … канд. филол. наук /Т.В. Чеманова. 2005.
33. Шубина Е.В. Дебаты как эффективный метод обучения иностранному языку /Е.В. Шубина, И.М. Васильянова// Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского. 2020. С. 518-524.