Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения младшими школьниками устаревшей лексики с использованием лингвокультурологического комментария 10
1.1. Устаревшие слова как компонент лексической системы русского языка 10
1.2. Лингвокультурологический комментарий как один из методов изучения устаревшей лексики 18
1.3. Устаревшие слова ЛСГ «Жилище», требующие лингвокультурологического комментирования 23
Глава 2. Содержание работы по освоению младшими школьниками устаревшей лексики с учетом лингвокультурологического комментария 34
2.1. Аспектный анализ программ и учебников для начальной
школы по русскому языку и литературному чтению 34
2.2. Проблема освоения младшими школьниками устаревшей
лексики в процессе языкового образования младших школьников (обзор методической литературы) 45
2.3. Экспериментальная работа по использованию лингвокультурологического комментирования при усвоении младшими школьниками устаревших слов ЛСГ «Жилище» 51
Заключение 70
Библиографический список 74
Приложение 80
Актуальность. В системе ценностей и приоритетов культуры, имеющей многоуровневый характер, особое место, благодаря своей природе, способам существования и потенциальным возможностям, занимает язык. Как феномен культуры язык многомерен, что порождает множество подходов к его преподаванию в школе.
Сама природа слова, его связь с окружающим миром требует вдумчивого и осмысленного подхода к работе над лексикой русского языка. Через родное слово, как отмечал К.Д. Ушинский, отражается вся история духовной жизни народа. Поэтому, на наш взгляд, так важно с самого начала обучения ребенка в школе раскрыть «загадки» и возможности родного языка, привить интерес к нему, формировать и развивать чувство слова.
Русский язык и литературное чтение, являясь дисциплинами гуманитарного цикла, направлены на формирование духовного мира человека, именно они остаются основным каналом социализации личности, приобщения к ценностям человеческой культуры, накопленным предыдущими поколениями. Будучи формой социальной памяти, средством отражения национальной культуры народа, средством выражения его самости, язык заключает в себе богатейшие, неисчерпаемые воспитательные возможности, позволяющие непосредственно влиять на формирование личности обучаемых любого возраста.
В Федеральном государственном образовательном стандарте общего начального образования четко обозначено, что процесс обучения всем предметам направлен на формирование учебной деятельности ребёнка, то есть на формирование системы учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результаты...
Актуальность выбора данной темы обусловленатем, что само существование устаревшей лексикиубедительно доказывает, что язык как систе- манаходится в постоянном движении, развитии, асамым подвижным уровнем языка является лексика:она в первую очередь реагирует на все изменения вобществе, так как в отличие от фонетики играмматики непосредственно обращена ^действительности.
Судьбу слов определяет не «возраст», а ихиспользование в речи: те, которые называютжизненно важные, необходимые понятия, веками нестареют; другие архаизуются довольно быстро, мыперестаём их употреблять, потому что исчезаютсами понятия, которые этими словамиобозначаются. Проблема формирования у школьников взгляда на язык как составляющую культуры народа - одна из актуальнейших в современной методике русского языка и литературного чтения. Одним из компонентов, отражающих связь языка, культуры и народа является устаревшая лексика.
В работе мы, опираясь на лингвистическую литературу, определили теоретические основы изучения устаревшей лексики, охарактеризовали основные группы лексики: историзмы и архаизмы, определили характер и особенности лингвокульутроведческого комментирования и рассмотрели устаревшие слова лексико-семантической группы «жилище», встречающиеся в текстах учебников по русскому языку, литературе и литературному чтению для начальной школы. Необходимость обращения к историко-культурному комментированию обусловлена тем, что многие слова с национально-культурным компонентом в значении называют важнейшие понятия русской действительности прошлых эпох, и поэтому важно, чтобы учащиеся не только усвоили семантику таких наименований, но осознали роль этих явлений, понятий в русской жизни, русской истории...
1. Алефиренко Н.Ф. Лингвокультурология. Ценностно-смысловое пространство
/Н.Ф. Алефиренко. - М.: Флинта: Наука, 2010.
2. Ардентов, Б.П. Общее языкознание: Курс лекций /Б.П. Ардентов - Кишинев,
1970. – 211с.
3. Атрощенкова Т.А. Использование субъектного опыта ученика при работе над
словом на уроках русского языка /Т.А. Атрощенкова //Начальная школа. –
2000. - №12. - С.35-36.
4. Бабайцева В.В. Современный русский язык. В 3-х ч. Ч I. /В.В. Бабайцева,
Л.Ю. Максимов – М.: Просвещение, 1981. -287с.
5. Байбурин А. Полузабытые слова и значения. Словарь русской культуры 18-
19 вв. /А. Байбурин, Л. Беловинский, Ф. Конт. – Санкт-Петербург. - 2004. -
679с.
6. Баранов, М.Т. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для
студ. высш. пед. учеб. завед. /М.Т. Бараноа, Н.А. Ипполитова, Т.Н. Ладыженская / Под. ред. М.Т. Баранова. - М.: Академия, 2010. - 361 с
7. Белянская З.Ф. Устаревшая лексика современного русского языка (историзмы) //Автореф. дис. … канд. филол. наук. - Л., 1978. -13с.
8. Быстрова Е.А. Обучение русскому языку в школе: учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов /Е.А. Быстрова, С.И. Львова, В.И.
Капинос, М.М. Разумовская – М.: Дрофа, 2014. -412с.
9. Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке: учебное
пособие для студентов филологических факультетов /Н.С. Валгина – М: Издво Владос, 2011. – 213с.
10.Васильева Е.Ю. Культурологические аспекты литературного образования в
начальной школе /Е.Ю. Васильева //Языковое и литературное образование в
современном обществе -2012: сб. научных статей по итогам Всероссийской
научно-практической конференции – СПб.: САГА, 2012. С.243–245.
11.Вежбицкая А. Понимание культуры через посредство ключевых слов / А.
Вежбицкая – М.: Языки славянской культуры, 2007. – 309с.
12.Верещагин Е.М. Язык и культура /Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров – М.:
Инурин, 2005. – 1038с.
13.Воробьев В. В. Лингвокультурология. Теория и методы /В.В. Воробьев. – М.,
1997. – 234с.
14.Выготский Л.С. Избранные психологические исследования /Л.С. Выготский -
М.: Просвещение,1956. -268 с.
15.Демичева В.В Словарь - справочник к урокам чтения (в помощь учителю
начальной школы) /В.В. Демичева, Т.В. Яковлева, О.И. Еременко О.И.- Белгород, Изд-во Белгородского педуниверситета, 1995. – 72с... 60