Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Историческое мифотворчество в контексте внутри и межэтнических коммуникация (черкесский вопрос)

Работа №175454

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

история

Объем работы40
Год сдачи2025
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исторического мифотворчества 5
1.1. Понятие мифа и мифотворчества: основные концепции 5
1.2. Исторические мифы как средство конструирования коллективной идентичности 8
1.3. Функции исторического мифотворчества в этнических и межэтнических процессах 12
Глава 2. Историческое мифотворчество в черкесском вопросе 16
2.1. Формирование мифологических представлений о черкесах в историографии 16
2.2. Мифы в национальной идентичности адыгов и его трансформация со временем 19
2.3. Политизация исторических мифов и их влияние на этнические коммуникации 23
Глава 3. Влияние мифотворчества на внутри- и межэтнические коммуникации Адыгского народа 27
3.1. Историческая память и её роль в этнополитических процессах 27
3.2. Динамика мифов в современном черкесском вопросе: влияние медиа и политических акторов 30
3.3. Пути преодоления мифологических барьеров в межэтнических отношениях 32
Заключение 36
Список использованных источников и литературы 37
Источники 37
Литература 37

Актуальность темы. Историческое мифотворчество играет значительную роль в формировании идентичности этнических сообществ, определении внутриполитических процессов и международных отношений. Вопросы мифологизации прошлого особенно актуальны в межэтническом взаимодействии, так как они формируют общественные представления и политические дискурсы. Черкесский вопрос, связанный с наследием Кавказской войны (1817–1864), депортацией и рассеянием черкесов по миру, продолжает вызывать дискуссии в научном сообществе, медиа и политике. В современных условиях его интерпретация существенно влияет на этнополитическую ситуацию на Северном Кавказе и за его пределами. Изучение динамики мифов в черкесском вопросе и поиск путей преодоления мифологических барьеров способствуют более глубокому пониманию механизмов исторической памяти и этнополитических конфликтов.
Объектом исследования является историческое мифотворчество в контексте межэтнических отношений.
Предмет исследования – роль мифов в формировании черкесского вопроса и их влияние на этнополитические процессы.
Цель работы – анализ исторических мифов, связанных с черкесским вопросом.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы исторического мифотворчества.
2. Исследовать историческое мифотворчество в черкесском вопросе.
3. Проанализировать влияние мифотворчества на внутри- и межэтнические коммуникации адыгского народа.
Хронологически исследование охватывает период с XIX века до современности, так как черкесский вопрос связан с последствиями Кавказской войны и последующей депортацией. Особое внимание уделено событиям XX и XXI веков, когда усилилось влияние исторических мифов на этнополитические процессы. Географически исследование охватывает Северный Кавказ, Турцию, Сирию, Иорданию и страны Западной Европы, где проживают крупные черкесские диаспоры.
Степень изученности проблемы. Историческое мифотворчество изучалось в трудах К.Г. Юнг, Ю.М. Лотмана и Р. Барт, Э. Хобсбаум, Ю.В. Бромлей которые рассматривали миф как элемент исторического сознания. Черкесский вопрос подробно анализировался в работах А.Г. Кудаева, А.В. Сивер и Ю.М Тхагазитов, освещавших вопросы депортации, этнической идентичности и исторической памяти. Однако влияние современных медиа и политических акторов на динамику мифов остается недостаточно исследованным, что и определяет актуальность данной работы.
Методологическая основа исследования. Исследование основано на междисциплинарном подходе, включающем исторический, политологический и культурологический анализ. В работе применяются методы исторической компаративистики, дискурс-анализа, контент-анализа медиа и кейс-анализов этнополитических конфликтов.
Источниковая база и историографический обзор. В качестве источников используются официальные документы XIX века, свидетельства современников, мемуарная литература, материалы медиа, а также научные исследования, посвященные историческому мифотворчеству. В историографическом обзоре рассматриваются труды по этнополитике Северного Кавказа, исторической памяти и информационному воздействию на этнические процессы.
Научная и практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в этнополитическом анализе, образовательных программах и для выработки стратегий межэтнического диалога. Работа способствует более глубокому пониманию механизмов мифотворчества и их влияния на социально-политические процессы.
Структура работы: введение, 3 раздела основной части, заключение, список использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Историческое мифотворчество играет ключевую роль в формировании этнической идентичности, конструировании коллективной памяти и определении внутриполитических и международных отношений. В контексте черкесского вопроса мифологизированные нарративы служат одновременно инструментом консолидации этнического сообщества и фактором, усиливающим этнополитические противоречия.
Анализ динамики мифов показывает, что их эволюция во многом определяется влиянием политических акторов и современных медиа. Информационные технологии и цифровые платформы становятся мощным механизмом распространения как объективных исторических знаний, так и идеологически окрашенных интерпретаций прошлого. Дискуссии о последствиях Кавказской войны (1817–1864), статусе черкесской диаспоры и праве на репатриацию ведутся на различных уровнях – от научного сообщества до международных дипломатических площадок.
Пути преодоления мифологических барьеров требуют комплексного подхода, включающего образовательные реформы, культурные инициативы, развитие независимой аналитики и применение правовых механизмов. Государственная политика в сфере межэтнических отношений должна быть направлена на формирование объективного исторического нарратива, признание ошибок прошлого и поиск компромиссных решений, учитывающих интересы всех сторон.
Важнейшей задачей остаётся формирование диалога, основанного на взаимном уважении и научной объективности. Без осознания сложности исторических процессов и признания многоаспектности этнополитических реалий невозможно построение устойчивых моделей межэтнического взаимодействия.



1. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авто-ров ХІІІ-ХІХ вв. / Сост. Б.К. Гарданов. Нальчик, 1974.
2. Акты, собранные Кавказскою Археографическою Комиссиею (АКАК). Т. І-ХІІ / Под ред. А. Берже. Тифлис, 1866-1904.
3. Главани, К. Описание Черкесии / К. Главани // Сб. материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, 1893. -Вып. 17.
4. Записки А. П. Ермолова. 1798–1826 гг. / Сост., подгот. текста, вступ. ст., коммент. В. А. Федорова. – М.: Высш. шк., 1991. – 463 с.
5. Материалы по истории покорения Западного Кавказа. Тифлис, 1912.
6. Потто В. А. Кавказская война в отдельных очерках, эпизодах, легендах и биографиях / В. А. Потто ; В. Потто. – Изд. 2-е. – Москва : РГБ, 2006.
7. Трагические последствия Кавказской войны для адыгов (вторая половина ХІХ – начало ХХ вв.): сб. документов и материалов / Сост. Р.Х. Гугов, Х.А. Касумов, Д.Д. Шабаев. Нальчик, 2000.


Литература

8. Адиев А. З. Этническая мобилизация на Северо-Западном Кавказе: внутренние и внешние факторы //Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2015. – №. 5. – С. 51-55.
9. Азикова Ю. М. Стратегии деполитизации «черкесского вопроса» //Научная мысль Кавказа. – 2012. – №. 2 (70). – С. 109-115.
10. Аксюмов Б. В. Этническая и гражданская идентичность в «этнических» СМИ северного Кавказа //политическое пространство и социальное время: власть символов и память поколений. – 2022. – С. 13-17.
11. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / Пер. с англ. В. Николаева; Вступ. ст. С. Баньковской. – М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2001. – 288с.
12. Бабич И. Л. Мобилизация черкесов на горизонте олимпиады 2014 года //Центральная Азия и Кавказ. – 2012. – Т. 15. – №. 2. – С. 23-39.
13. Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова.– М.: Прогресс,. 1989–616 с.
14. Басиева З. М. Черкесия в системе международных отношений: 1829-1856 гг : дис. – 2013. – 218 с.
15. Белозёрова М. В. Историческое мифотворчество и этническая идентичность у коренных народов юга России (конец 1980-х-2010-е гг.) //Миф в истории, политике, культуре. – 2019. – С. 344-348.
16. Боров А. Х. «Черкесский вопрос» как историко-политический феномен / А. Х. Боров. – Нальчик : Кабардино-Балкарский научный центр Российской академии наук, 2012. – 57 с.
17. Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса / Ю. В. Бромлей ; Послесл. Н.Я. Бромлей. – 2-е издание, дополненное. – Москва : Издательство ЛКИ, 2008. – 440 с.
18. Броневский, С. М. Новейшия известия о Кавказе , собранныя и пополненныя Семеном Броневским : в 2 т. / С. М. Броневский. – СПб. : Петерб. востоковедение, 2004. – 459 с.
19. Геллнер Э. Нации и национализм: Пер. с англ./Ред. и послесл. И. И. Крупника. – М.: Прогресс, 1991.-320 с.
20. Добаев И. П., Черноус В. В. « Черкесский вопрос» в фокусе исследовательских интересов ученых Юга России //Черкесский вопрос в России в конце ХХ начале XXI веков: геополитические легенды и историческая память. – 2013. – С. 21-26.
21. Идалов Ш. Т. Трагедия вайнахских народов 1944 года и административно-территориальные последствия их депортации //Государственное управление. Электронный вестник. – 2022. – №. 94. – С. 20-31.
22. Кудаева С. Г. Адыги (черкесы) Северо-Западного Кавказа в XIX веке: процессы трансформации и дифференциации адыгского общества / С. Г. Кудаева. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – Майкоп : Издательство «Магарин Олег Григорьевич», 2014. – 388 с.
23. Кушхабиев А. В. «Черкесский вопрос» в работах российских авторов //Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. – 2016. – №. 2. – С. 158-165.
24. Кушхабиев А. В., Озова Ф. А., Губжоков М. Н. «Черкесский вопрос» в оценках экспертов Республики Адыгея, Кабардино-Балкарской Республики и Карачаево-Черкесской Республики //Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. – 2016. – №. 4. – С. 123-129.
25. Лотман Ю. М. Миф - имя - культура / Ю. М. Лотман, Б. А. Успенский // Труды по знаковым системам. Т. 6. - Тарту, «Ученые записки Тартуского университета», вып 308. - 1973. - 282 с.
26. Маковская Д. В. Виктимизация черкесского вопроса //ББК 66.49 я 73 П 776 Редакционная коллегия: АВ Баранов (отв. ред.), ВВ Касьянов (отв. ред.), ЛН Гарас, ЕФ Кринко, ДВ Маковская. – 2017. – С. 303.
27. Мелетинский Е. М. Общее понятие мифа и мифологии //Мифологический словарь. – 1991. – С. 653-658.
28. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа / Е.М. Мелетинский. - М.: Наука, 1976. - 407 с.
29. Попков Ю. В. «Почва» в этничности: традиции отечественного народоведения в испытании «перестройкой» и постмодернизмом (постановка проблемы) //Новые исследования Тувы. – 2023. – №. 1. – С. 137-153
30. Прасолов Д. Н. Коммеморативные практики в современной Кабардино-Балкарии //Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. – 2017. – №. 2. – С. 67-82
31. Рикер, П. Герменевтика. Этика. Политика / П. Рикер ; Редакционная коллегия: В.С. Степин (главный редактор), Н.С. Автономова, Н.В. Мотрошилова, А.М. Руткевич; Отв. редактор и автор послесловия И.С. Вдовина - (Российская Академия наук, Институт философии). – Москва : АО «KAMI», 1995. – 161 с.
32. Рыжов И. В., Бородина М. Ю. Черкесская диаспора в ближневосточных государствах: история и современность //Труды Института востоковедения РАН. – 2017. – №. 5. – С. 423-436.
33. Савва М. В. Современная этнополитика исторических мифов (на примере Кавказской войны) //Вестник Российской нации. – 2014. – №. 1. – С. 87-101.
34. Садовой А. Н. Историческое мифотворчество в структуре этнологической экспертизы: к проблеме разграничения этнического процесса и социальных технологий //Миф в истории, политике, культуре. – 2019. – С. 398-402.
35. Сивер А. В. Шапсуги: Этническая история и идентификация. Нальчик: Полиграфсервис и Т. 2002. – 216 с.:
36. Смит Э. Д. Мифы и память нации. Oxford univ. press, 1999.–288 p //Символическая политика. – 2015. – №. 3. – С. 155-170.
37. Ставицкий А. В. Смысл и причины исторического мифотворчества //Миф в истории, политике, культуре. – 2019. – С. 134-137.
38. Тасиц К. И. Использование Грузией «черкесского вопроса» в информационной войне против России //Дневник АШПИ. – 2012. – №. 28. – С. 131.
39. Тетуев А. И. Национальная политика на Северном Кавказе: политические и социально-экономические предпосылки межнационального согласия (1990-е-начало XXI в.) //Дис.... д-ра ист. наук. Нальчик. – 2006.- 210 с.
40. Тимижев Х. Т., Бозиева Н. Б. Изучение литературы черкесского зарубежья в историко-культурном контексте стран проживания северокавказской диаспоры //Russian Linguistic Bulletin. – 2022. – №. 5 (33). – С. 1..
41. Титов В. В. Политика памяти и формирование национальногосударственной идентичности в России: роль институтов культуры и массмедиа //Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2016. – №. 3. – С. 45-57.
42. Тхагазитов Ю. М. Адыги (черкесы) и казаки в истории и политике России: опыт нравственного прочтения //Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. – 2021. – №. 1. – С. 111-113.
43. Хантингтон С.П.. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон ; [пер. с англ. Т. Велимеева]. – Москва : АСТ : АСТ Москва, 2006. – 573 с.
44. Хобсбаум Э. Изобретение традиции // Вестник Евразии. 2000. № 1. С. 48.
45. Цибенко В. В. Восприятие» Кавказской войны» в западной и турецкой историографии //Электронный журнал» Кавказология». – 2017. – №. 4. – С. 84-94.
46. Цибенко В. В., Тлостнаков А. А. Репатриация черкесов как ресурс политической мобилизации: транснациональный подход //Власть. – 2021. – №. 1. – С. 261-270.
47. Шебзухова Т. А., Вартумян А. А., Васильева И. А. Северный Кавказ в геополитической стратегии России //Современная наука и инновации. – 2024. – №. 3. – С. 202-210.
48. Шлегель Ф. Ш. Эстетика. Философия. Критика. В 2-х т. Т. 1. /Вступ. статья, пер. с нем. Ю. Н. Попова; Примеч. Ал. В. Михайлова и Ю. Н. Попова.–М.: Искусство, 1983.– 479 с.
49. Шмитт К. Понятие политического // Вопросы социологии. 1992. № 1. С. 37 – 60
50. Юнг К. Г. Архетип и символ / К. Г. Юнг. – М. : Renaissance; Jv ewo – s&d, 1991. – 304 c.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ