ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО СНИЖЕНИЮ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕВОЧЕК И МАЛЬЧИКОВ 4-5 ЛЕТ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИНСКОГО ОТНОШЕНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ МАТЕРИНСКОГО ОТНОШЕНИЯ И СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕВОЧЕК И МАЛЬЧИКОВ 4-5 ЛЕТ 8
1.1. Проблема родительского отношения в психолого-педагогической литературе 8
1.2. Характеристика тревожности как психологической категории, ее проявления у детей 4-5 лет, гендерные отличия 14
1.3. Материнское отношение как фактор ситуативной тревожности детей 4-5 лет 25
Выводы по Главе 1 30
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ МАТЕРИНСКОГО ОТНОШЕНИЯ И СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕВОЧЕК И МАЛЬЧИКОВ 4-5 ЛЕТ 32
2.1. Организация исследования 32
2.2. Анализ результатов исследования 37
2.3. Методические рекомендации педагогам с целью осуществленияими взаимодействия с девочками и мальчиками 4 -5 лет с повышенным уровнем ситуативной тревожности и оптимизации отношения матерей к
ним 49
Выводы по Главе 2 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 69
ПРИЛОЖЕНИЯ 75
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ МАТЕРИНСКОГО ОТНОШЕНИЯ И СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕВОЧЕК И МАЛЬЧИКОВ 4-5 ЛЕТ 8
1.1. Проблема родительского отношения в психолого-педагогической литературе 8
1.2. Характеристика тревожности как психологической категории, ее проявления у детей 4-5 лет, гендерные отличия 14
1.3. Материнское отношение как фактор ситуативной тревожности детей 4-5 лет 25
Выводы по Главе 1 30
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ МАТЕРИНСКОГО ОТНОШЕНИЯ И СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕВОЧЕК И МАЛЬЧИКОВ 4-5 ЛЕТ 32
2.1. Организация исследования 32
2.2. Анализ результатов исследования 37
2.3. Методические рекомендации педагогам с целью осуществленияими взаимодействия с девочками и мальчиками 4 -5 лет с повышенным уровнем ситуативной тревожности и оптимизации отношения матерей к
ним 49
Выводы по Главе 2 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 69
ПРИЛОЖЕНИЯ 75
Психология материнства является одной из наиболее сложных и при этом малоразработанных областей современной науки. Материнство изучается различными науками: историей, культурологией, медициной, физиологией, биологией, социологией, а также психологией. Актуальность исследований материнского отношения обусловлена тем, что мать и материнское отношение к ребенку оказывает непосредственное влияние на формирование личности ребенка, на развитие его способностей, умений и навыков, на его самооценку, поведение в обществе. И, безусловно, это влияние может быть благоприятным и неблагоприятным. Значимость исследования материнского отношения для детей 4-5 лет обусловлена тем, что материнское отношение исследуется в отношении детей младенческого и раннего возраста (когда формируется привязанность ребенка к матери), детей старшего дошкольного возраста (когда анализируется проблема социализированности, самооценки и прочих психологических аспектов старших дошкольников в контексте их предстоящего этапа перехода к школьному обучению), иногда в отношении подростков (материнское отношение оценивается как фактор развития личностных черт и особенностей в развитии подростка) - Н.Н. Авдеева (2006), Э. Берн (2002), А.Я. Варга (2006), Н.А. Довгая (2012), А.К. Дусавицкий (1982) и др., и крайне редко исследуется материнское отношение к детям среднего дошкольного возраста.
Нарушения материнского отношения могут сказываться на эмоциональной сфере детей 4 -5 лет, в частности они могут вызывать их тревожность. При этом проблема эмоционального благополучия детей является важной проблемой психологической науки и практики. Важно сохранять положительное самоощущение, психологическую комфортность внутреннего состояния, спокойствие, позитивное эмоциональное отношение к себе и к окружающему миру. В дошкольном возрасте возможны искажения данных составляющих эмоционального благополучия по причине наличия у ребенка тревожности как эмоционально-личностного нарушения. Проблема эмоционального благополучия детей является важной проблемой психологической науки и практики. Важно сохранять положительное самоощущение, психологическую комфортность внутреннего состояния, спокойствие, позитивное эмоциональное отношение к себе и к окружающему миру. В дошкольном возрасте возможны искажения данных составляющих эмоционального благополучия по причине наличия у ребенка тревожности как эмоционально-личностного нарушения. Изучение тревожности детей дошкольного возраста носит прикладной характер - понимая, каковы факторы, признаки, особенности проявления у детей разного пола и пр., легче выстраивать психокоррекционный процесс. Как показал анализ литературы, тревожность чаще всего изучается в рамках определенного возраста. Так, встречается немало исследований тревожности детей старшего дошкольного возраста, а тревожность детей среднего дошкольного возраста крайне редко становится предметом изучения (Т.В. Гребенщикова (2011), Н.А. Довгая (2012), А.И. Прихожан (2000) и пр.). Если она упоминается в исследовании - то в контексте возрастных изменений в проявлении тревожности у детей (И.А. Иванова (2015), Е.И. Изотова (2015), Ю.Л. Лаптева (2017), А.Н. Нехорошкова (2014) и др.).
Проблематика гендерных различий в проявлении тревожности у детей 4-5 лет практически не исследуется -можно выделить лишь исследования, касающиеся дошкольного возраста в целом - А.И. Прихожан (2000), Л.В. Градусова (2011), эмпирическое исследование И.А. Ивановой и О.А. Никишиной (2015).
В связи с вышесказанным можно выявить противоречие между слабой разработанностью проблемы особенностей материнского отношения к детям среднего дошкольного возраста, гендерных различий в тревожности детей среднего дошкольного возраста и определяющим влиянием материнского отношение на психоэмоциональное развитие дошкольника. На основе выявленного противоречия сформулирована проблема исследования: каковы особенности педагогической работы по снижению ситуативной тревожности девочек и мальчиков 4-5 лет на основе изучения материнского отношения?...
Нарушения материнского отношения могут сказываться на эмоциональной сфере детей 4 -5 лет, в частности они могут вызывать их тревожность. При этом проблема эмоционального благополучия детей является важной проблемой психологической науки и практики. Важно сохранять положительное самоощущение, психологическую комфортность внутреннего состояния, спокойствие, позитивное эмоциональное отношение к себе и к окружающему миру. В дошкольном возрасте возможны искажения данных составляющих эмоционального благополучия по причине наличия у ребенка тревожности как эмоционально-личностного нарушения. Проблема эмоционального благополучия детей является важной проблемой психологической науки и практики. Важно сохранять положительное самоощущение, психологическую комфортность внутреннего состояния, спокойствие, позитивное эмоциональное отношение к себе и к окружающему миру. В дошкольном возрасте возможны искажения данных составляющих эмоционального благополучия по причине наличия у ребенка тревожности как эмоционально-личностного нарушения. Изучение тревожности детей дошкольного возраста носит прикладной характер - понимая, каковы факторы, признаки, особенности проявления у детей разного пола и пр., легче выстраивать психокоррекционный процесс. Как показал анализ литературы, тревожность чаще всего изучается в рамках определенного возраста. Так, встречается немало исследований тревожности детей старшего дошкольного возраста, а тревожность детей среднего дошкольного возраста крайне редко становится предметом изучения (Т.В. Гребенщикова (2011), Н.А. Довгая (2012), А.И. Прихожан (2000) и пр.). Если она упоминается в исследовании - то в контексте возрастных изменений в проявлении тревожности у детей (И.А. Иванова (2015), Е.И. Изотова (2015), Ю.Л. Лаптева (2017), А.Н. Нехорошкова (2014) и др.).
Проблематика гендерных различий в проявлении тревожности у детей 4-5 лет практически не исследуется -можно выделить лишь исследования, касающиеся дошкольного возраста в целом - А.И. Прихожан (2000), Л.В. Градусова (2011), эмпирическое исследование И.А. Ивановой и О.А. Никишиной (2015).
В связи с вышесказанным можно выявить противоречие между слабой разработанностью проблемы особенностей материнского отношения к детям среднего дошкольного возраста, гендерных различий в тревожности детей среднего дошкольного возраста и определяющим влиянием материнского отношение на психоэмоциональное развитие дошкольника. На основе выявленного противоречия сформулирована проблема исследования: каковы особенности педагогической работы по снижению ситуативной тревожности девочек и мальчиков 4-5 лет на основе изучения материнского отношения?...
Тревожность детей дошкольного возраста - это крайне актуальная проблема психологии. Под ней понимается постоянное или ситуативное проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх, тревогу в специфических социальных ситуациях. У детей 4-5 лет причина тревожности могут выступать: индивидуальные особенности личности, в частности, стремление мальчиков делать все самостоятельно и восприятие девочками помощи как проявления заботы, родительское отношение, повышенная агрессивность у мальчиков в сравнении с девочками и пр. Также фактором тревожности может выступать родительское отношение - т.е. система или совокупность эмоционального отношения к ребенку, восприятия ребенка родителем и способов поведения с ним. Отдельным видом родительского отношения является материнское отношение, которое может быть конструктивным и деструктивным - соответственно этому будет и различаться влияние матери, оказываемое на ребенка.
В рамках эмпирического исследования нами была проверена гипотеза о том, что материнское отношение может выступать как фактор ситуативной тревожности детей 4-5 лет:
1. Существуют различия в ситуативной тревожности у девочек и мальчиков 4-5 лет: мальчики более тревожны, в сравнении с девочками. Для девочки забота родителей о ней является нормой и ожидаемой формой проявления отношения, а мальчики относятся к ней как к проявлению недоверия к самостоятельности ребенка.
2. Существуют различия в материнском отношении к детям (к девочкам и мальчикам 4-5 лет), а именно, в отношении мальчиков матери более строги, так как от них ожидают больше проявлений агрессивности, а от девочек ожидают душевности, чувствительности и эмоциональности, поэтому в отношении к девочкам в большей степени проявляется принятие, в отношении к мальчикам - ограничение.
3. Существуют как прямые взаимосвязи определённых типов материнского отношения и уровня сформированности ситуативной тревожности (типы материнского отношения «отвержение», «авторитарная гиперсоциализация», «маленький неудачник»), так и обратные связи («принятие»).
4. Существуют особенности в педагогической работе по снижению ситуативной тревожности у девочек и мальчиков 4-5 лет в зависимости от уровня её сформированности.
Данная гипотеза была проверена в ходе исследования особенностей взаимосвязей материнского отношения и ситуативной тревожности девочек и мальчиков 4-5 лет. Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад № хх» г. Ачинск; в исследовании приняло участие 22 ребенка среднего дошкольного возраста (11 мальчиков и 11 девочек), 22 матери детей среднего дошкольного возраста (11 матерей мальчиков и 11 матерей девочек).
На первом этапе работы мы провели диагностическое обследование материнского отношения к мальчикам и девочкам 4 -5 лет. Для этого мы использовали методику «Опросник родительского отношения». Диагностика показала, что:
- родители девочек и мальчиков 4-5 лет демонстрируют в целом положительное отношение к ребенку (однако нередки ситуации, когда отношение к ребенку является сдержанным, умеренно позитивным), умеренную заинтересованность родителей в делах и планах ребенка, в помощи, наличие адекватной (оптимальной) психологической дистанции между родителем и ребенком, склонности к контролю ребенка, умеренную степень веры родителей в возможности, силы, таланта ребенка и пр.;
- существуют некоторые различия в материнском отношении к девочкам и мальчикам 4 -5 лет: показатели шкалы «принятие» немного выше у родителей девочек 4-5 лет, показатели шкалы «кооперация» немного выше у родителей девочек 4-5 лет, показатели шкалы «авторитарная гиперсоциализация» выше у родителей мальчиков 4-5 лет.
Также была проведена диагностика ситуативной тревожности девочек и мальчиков 4-5 лет при использовании методики Сирса, которая показала, что:
- у 18 % девочек 4-5 лет выявлен высокий уровень тревожности, у 36 % - выраженный, у 46 % - низкий; у 18 % мальчиков 4-5 лет выявлен высокий уровень тревожности, у 28 % - выраженный, у 54 % - низкий;
- ситуации игры девочки чаще мальчиков проявляют напряженность, скованность, обидчивость; в ситуации занятия девочки чаще мальчиков путаются в заданиях, имеют трудности сосредоточения, бывают плаксивы, чувствительны, а мальчики более напряжены, агрессивны, обидчивы, проявляют физиологические признаки тревожности; в ситуации самостоятельной деятельности девочки чаще мальчиков проявляют обидчивость, агрессивность, а мальчики проявляют нетерпеливость, проявляют физиологические признаки тревожности (покраснение, бледность)....
В рамках эмпирического исследования нами была проверена гипотеза о том, что материнское отношение может выступать как фактор ситуативной тревожности детей 4-5 лет:
1. Существуют различия в ситуативной тревожности у девочек и мальчиков 4-5 лет: мальчики более тревожны, в сравнении с девочками. Для девочки забота родителей о ней является нормой и ожидаемой формой проявления отношения, а мальчики относятся к ней как к проявлению недоверия к самостоятельности ребенка.
2. Существуют различия в материнском отношении к детям (к девочкам и мальчикам 4-5 лет), а именно, в отношении мальчиков матери более строги, так как от них ожидают больше проявлений агрессивности, а от девочек ожидают душевности, чувствительности и эмоциональности, поэтому в отношении к девочкам в большей степени проявляется принятие, в отношении к мальчикам - ограничение.
3. Существуют как прямые взаимосвязи определённых типов материнского отношения и уровня сформированности ситуативной тревожности (типы материнского отношения «отвержение», «авторитарная гиперсоциализация», «маленький неудачник»), так и обратные связи («принятие»).
4. Существуют особенности в педагогической работе по снижению ситуативной тревожности у девочек и мальчиков 4-5 лет в зависимости от уровня её сформированности.
Данная гипотеза была проверена в ходе исследования особенностей взаимосвязей материнского отношения и ситуативной тревожности девочек и мальчиков 4-5 лет. Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад № хх» г. Ачинск; в исследовании приняло участие 22 ребенка среднего дошкольного возраста (11 мальчиков и 11 девочек), 22 матери детей среднего дошкольного возраста (11 матерей мальчиков и 11 матерей девочек).
На первом этапе работы мы провели диагностическое обследование материнского отношения к мальчикам и девочкам 4 -5 лет. Для этого мы использовали методику «Опросник родительского отношения». Диагностика показала, что:
- родители девочек и мальчиков 4-5 лет демонстрируют в целом положительное отношение к ребенку (однако нередки ситуации, когда отношение к ребенку является сдержанным, умеренно позитивным), умеренную заинтересованность родителей в делах и планах ребенка, в помощи, наличие адекватной (оптимальной) психологической дистанции между родителем и ребенком, склонности к контролю ребенка, умеренную степень веры родителей в возможности, силы, таланта ребенка и пр.;
- существуют некоторые различия в материнском отношении к девочкам и мальчикам 4 -5 лет: показатели шкалы «принятие» немного выше у родителей девочек 4-5 лет, показатели шкалы «кооперация» немного выше у родителей девочек 4-5 лет, показатели шкалы «авторитарная гиперсоциализация» выше у родителей мальчиков 4-5 лет.
Также была проведена диагностика ситуативной тревожности девочек и мальчиков 4-5 лет при использовании методики Сирса, которая показала, что:
- у 18 % девочек 4-5 лет выявлен высокий уровень тревожности, у 36 % - выраженный, у 46 % - низкий; у 18 % мальчиков 4-5 лет выявлен высокий уровень тревожности, у 28 % - выраженный, у 54 % - низкий;
- ситуации игры девочки чаще мальчиков проявляют напряженность, скованность, обидчивость; в ситуации занятия девочки чаще мальчиков путаются в заданиях, имеют трудности сосредоточения, бывают плаксивы, чувствительны, а мальчики более напряжены, агрессивны, обидчивы, проявляют физиологические признаки тревожности; в ситуации самостоятельной деятельности девочки чаще мальчиков проявляют обидчивость, агрессивность, а мальчики проявляют нетерпеливость, проявляют физиологические признаки тревожности (покраснение, бледность)....
Подобные работы
- Эмоциональное взаимодействие матери и ребенка младенческого
возраста в контексте нарушения сна
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - ОПТИМИЗАЦИЯ САМООТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2018





