АБСУРД ЧЕЛОВЕКА В «ТРИЛОГИИ ЖИЗНИ» РОЯ АНДЕРССОНА
|
ВВЕДЕНИЕ 5
1. СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО ПОНЯТИЯ
«АБСУРД» В НАУЧНОМ ДИСКУРСЕ 10
1.1. Исследования концепта «абсурд» в гуманитарных науках 10
1.2. Исследования понятия «абсурд» в области искусства 20
2. ВИЗУАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО ПОНЯТИЯ «АБСУРД» В КИНЕМАТОГРАФЕ 26
2.1. Методологические основания в исследовании концептуального понятия «абсурд» 30
2.2. Философско-искусствоведческий анализ кинопроизведения «Трилогия
жизни» реж. Р. Андерссон 32
2.3. Анализ первой части Трилогии жизни - «Песни со второго этажа» 40
2.4. Анализ второй части Трилогии жизни - «Ты, живущий» 46
2.5. Анализ третьей части Трилогии жизни - «Голубь сидел на ветке, размышляя
о жизни» 50
Заключение
Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ А 63
1. СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО ПОНЯТИЯ
«АБСУРД» В НАУЧНОМ ДИСКУРСЕ 10
1.1. Исследования концепта «абсурд» в гуманитарных науках 10
1.2. Исследования понятия «абсурд» в области искусства 20
2. ВИЗУАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО ПОНЯТИЯ «АБСУРД» В КИНЕМАТОГРАФЕ 26
2.1. Методологические основания в исследовании концептуального понятия «абсурд» 30
2.2. Философско-искусствоведческий анализ кинопроизведения «Трилогия
жизни» реж. Р. Андерссон 32
2.3. Анализ первой части Трилогии жизни - «Песни со второго этажа» 40
2.4. Анализ второй части Трилогии жизни - «Ты, живущий» 46
2.5. Анализ третьей части Трилогии жизни - «Голубь сидел на ветке, размышляя
о жизни» 50
Заключение
Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ А 63
Актуальность темы исследования
Значимость предпринимаемого исследования заключается в первую очередь в создании целостного представления о творчестве современного шведского режиссера Роя Андерссона. Фильмы, вошедшие в трилогию, получили признание кинематографического мира, но при всей своей сложности и неоднозначности до сих пор не стали объектами исследований, ни российского, ни зарубежного киноведения. «Трилогия жизни» вобрала в себя много различных традиций искусства и философии, но более всего она характеризуется категорией абсурда. Именно философия экзистенциализма и абсурд как художественный метод становятся и причиной, и следствием «Трилогии» Роя Андерссона, которую в прессе неслучайно назвали «экзистенциальной».
Также актуальность работы заключается в раскрытии образовательного и коммуникативного потенциала подобного направления в кинематографе. Кинематограф, синтетичный по своей природе, способен охватывать все сферы человеческой жизни в репрезентации и апеллировать ко всем человеческим чувствам в коммуникации. Сама по себе возможность познания через искусство, и в частности кино, не нова, но способность кинопроизведения быть формой передачи научного философского знания представляет исследовательский интерес.
Степень изученности «Философия абсурда» была сформулирована такими мыслителями как Ж.-П. Сартр, К. Ясперс, Г. Марсель, А. Камю. В России проблематику абсурда изложили Н. Бердяев и Л. Шестов. Также по ряду позиций к экзистенциализму могут быть отнесены такие писатели-мыслители как Ф. Достоевский и Л.Толстой. И здесь уже есть неразрывная связь с искусством. Если философия относится к теоретическому знанию, то искусство к области художественного мышления,
философия - абстрактна, искусство всегда реально. Работы названных авторов существуют на стыке философии и искусства и являются важной базой для исследования.
Категория абсурда была подвергнута всестороннему научному изучению: где само понятие абсурда является объектом изучения, а предметом являются различные сферы жизни. Например, работы Калмыкова А. А. , Лобанова Е. И. , где абсурд становится феноменом жизни политики или общества. Эти работы имеют значение для исследования в том смысле, что немалое место в «трилогии» занимает социоцентрический аспект, и понимание философии абсурдизма в контексте общественных институтов может быть полезной экстраполяцией знания.
Наиболее весомое значение имеют работы, в которых категория абсурда исследуется в областях искусства. Этот блок исследований условно делится на два типа: первый - это работы об общих закономерностях между философией абсурдизма и искусством, второй - это аналитические статьи по исследованию конкретных произведений и авторов в контексте «абсурда».
Первым типом исследований выступает статья Лень Ю. А. «Мотив абсурда в экзистенциализме и его реминисценции в искусстве постмодернизма» , в которой автор прослеживает основные мотивы абсурда в литературе XX-XXI вв.
Исследования второго типа - статьи Чернышевой А. В. , Алесенковой В. Н. Эти работы имеют значимость для исследования в русле традиции: в формировании анализируемых фильмов большое влияние имело как творчество Альбера Камю, так и теория театра Бертольда Брехта.
Творчество Роя Андерссона не имеет широкого исследовательского освещения. Упоминание о «Трилогии жизни» находится лишь в статье Кобленковой Д. В. «Шведская сатира XXI века: темы, поэтика, мораль» , в которой автор называет произведения режиссера в контексте комического. Это важное дополнение в анализе произведения, так как смеховой аспект является важным свойством феномена абсурда. Также в статье Лимонченко В. В. «В какой мере является творческим человеческое присутствие?» находится упоминание о «Трилогии» в контексте мотивов истории и современности - эти аспекты повторяют значимость социоцентрического компонента в произведении.
В иностранной литературе творчество режиссера идет в общем контексте современного североевропейского кинематографа - это сборник статей «Страсть к реальному» Гётеборгского университета. Но есть работы, сосредоточенные именно на творчестве Андерссона. Это книга Урсулы Линквист «Песни со второго этажа Р. Андерссона: созерцание искусства существования» : монография сильна своей знаточеской составляющей - фактов создания произведений Трилогии, интервью автора произведения, но слаба в аналитическом отношении - автор делает упор на традицию, не объясняя ее смысловую значимость. Но статья Линквист «Кинематографическая поэзия Роя Андерссона и призрак Сесара Вальехо» оказалась значимой, в ней автор проводит параллель художественных идей произведений шведского режиссера и перуанского поэта.
Публицистическое освещение «Трилогии жизни» дается в журнале «Искусство кино» и в газете «Ведомости». В статье Зары Абдуллаевой по случаю выхода последней части трилогии дается аналитическая попытка дать характеристику художественному образу произведений режиссера. Автор статьи «Ведомостей» Олег Зинцов дает свою интерпретацию «Трилогии жизни» как музею антропологии - то есть проводит параллель между кинопроизведением и научным институтом.
Поскольку «Трилогия жизни» полностью (с совокупности всех трех частей) не была объектом научного исследования, то данная работа может служить вкладом в систематическое изучение творчества режиссера Р. Андерссона.
Объектом исследования является «Трилогия жизни» Роя Андерссона
Предмет исследования - кинопроизведение «Трилогия жизни» в контексте философии абсурда.
Цель - выявить специфику визуализации категории абсурда в кинематографическом произведении Роя Андерссона.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Изучить основные идеи, характеристики и тенденции понятия «абсурд»;
Выявить особенности реминисценции категории абсурдного в искусстве;
Экстраполировать изученный материал на кинопроизведения Р. Андерссона и в связи с этим дать общую характеристику творчества режиссера;
Провести методологический анализ выбранных для исследования произведений Р. Андерссона.
Методология, используемая для решения поставленных в работе задач, обосновывается объектом и предметом исследования, которые требуют комплексного подхода в своем анализе. В работе использован метод философско-искусствоведческого анализа современной теории искусства В.И. Жуковского и Н.П. Копцевой. («Теория изобразительного искусства», «Визуальная сущность религии»). Также инструментарием для работы был выбран герменевтический и диалектический методы исследования.
Гипотеза
Практическое исследование конкретных произведений, имеющее своим основанием теоретическую базу, должно продемонстрировать коммуникативный потенциал кино как область философского познания.
Теоретическая и практическая значимость
Исследование может быть полезно в качестве дополнения к теоретической базе знаний о природе кинематографа и коммуникативных возможностей кинопроизведения как носителя философских концепций. Результаты исследования также могут дополнить учебный материал дисциплин, связанных с изучением социологии, культурологии и мирового кинематографа.
Значимость предпринимаемого исследования заключается в первую очередь в создании целостного представления о творчестве современного шведского режиссера Роя Андерссона. Фильмы, вошедшие в трилогию, получили признание кинематографического мира, но при всей своей сложности и неоднозначности до сих пор не стали объектами исследований, ни российского, ни зарубежного киноведения. «Трилогия жизни» вобрала в себя много различных традиций искусства и философии, но более всего она характеризуется категорией абсурда. Именно философия экзистенциализма и абсурд как художественный метод становятся и причиной, и следствием «Трилогии» Роя Андерссона, которую в прессе неслучайно назвали «экзистенциальной».
Также актуальность работы заключается в раскрытии образовательного и коммуникативного потенциала подобного направления в кинематографе. Кинематограф, синтетичный по своей природе, способен охватывать все сферы человеческой жизни в репрезентации и апеллировать ко всем человеческим чувствам в коммуникации. Сама по себе возможность познания через искусство, и в частности кино, не нова, но способность кинопроизведения быть формой передачи научного философского знания представляет исследовательский интерес.
Степень изученности «Философия абсурда» была сформулирована такими мыслителями как Ж.-П. Сартр, К. Ясперс, Г. Марсель, А. Камю. В России проблематику абсурда изложили Н. Бердяев и Л. Шестов. Также по ряду позиций к экзистенциализму могут быть отнесены такие писатели-мыслители как Ф. Достоевский и Л.Толстой. И здесь уже есть неразрывная связь с искусством. Если философия относится к теоретическому знанию, то искусство к области художественного мышления,
философия - абстрактна, искусство всегда реально. Работы названных авторов существуют на стыке философии и искусства и являются важной базой для исследования.
Категория абсурда была подвергнута всестороннему научному изучению: где само понятие абсурда является объектом изучения, а предметом являются различные сферы жизни. Например, работы Калмыкова А. А. , Лобанова Е. И. , где абсурд становится феноменом жизни политики или общества. Эти работы имеют значение для исследования в том смысле, что немалое место в «трилогии» занимает социоцентрический аспект, и понимание философии абсурдизма в контексте общественных институтов может быть полезной экстраполяцией знания.
Наиболее весомое значение имеют работы, в которых категория абсурда исследуется в областях искусства. Этот блок исследований условно делится на два типа: первый - это работы об общих закономерностях между философией абсурдизма и искусством, второй - это аналитические статьи по исследованию конкретных произведений и авторов в контексте «абсурда».
Первым типом исследований выступает статья Лень Ю. А. «Мотив абсурда в экзистенциализме и его реминисценции в искусстве постмодернизма» , в которой автор прослеживает основные мотивы абсурда в литературе XX-XXI вв.
Исследования второго типа - статьи Чернышевой А. В. , Алесенковой В. Н. Эти работы имеют значимость для исследования в русле традиции: в формировании анализируемых фильмов большое влияние имело как творчество Альбера Камю, так и теория театра Бертольда Брехта.
Творчество Роя Андерссона не имеет широкого исследовательского освещения. Упоминание о «Трилогии жизни» находится лишь в статье Кобленковой Д. В. «Шведская сатира XXI века: темы, поэтика, мораль» , в которой автор называет произведения режиссера в контексте комического. Это важное дополнение в анализе произведения, так как смеховой аспект является важным свойством феномена абсурда. Также в статье Лимонченко В. В. «В какой мере является творческим человеческое присутствие?» находится упоминание о «Трилогии» в контексте мотивов истории и современности - эти аспекты повторяют значимость социоцентрического компонента в произведении.
В иностранной литературе творчество режиссера идет в общем контексте современного североевропейского кинематографа - это сборник статей «Страсть к реальному» Гётеборгского университета. Но есть работы, сосредоточенные именно на творчестве Андерссона. Это книга Урсулы Линквист «Песни со второго этажа Р. Андерссона: созерцание искусства существования» : монография сильна своей знаточеской составляющей - фактов создания произведений Трилогии, интервью автора произведения, но слаба в аналитическом отношении - автор делает упор на традицию, не объясняя ее смысловую значимость. Но статья Линквист «Кинематографическая поэзия Роя Андерссона и призрак Сесара Вальехо» оказалась значимой, в ней автор проводит параллель художественных идей произведений шведского режиссера и перуанского поэта.
Публицистическое освещение «Трилогии жизни» дается в журнале «Искусство кино» и в газете «Ведомости». В статье Зары Абдуллаевой по случаю выхода последней части трилогии дается аналитическая попытка дать характеристику художественному образу произведений режиссера. Автор статьи «Ведомостей» Олег Зинцов дает свою интерпретацию «Трилогии жизни» как музею антропологии - то есть проводит параллель между кинопроизведением и научным институтом.
Поскольку «Трилогия жизни» полностью (с совокупности всех трех частей) не была объектом научного исследования, то данная работа может служить вкладом в систематическое изучение творчества режиссера Р. Андерссона.
Объектом исследования является «Трилогия жизни» Роя Андерссона
Предмет исследования - кинопроизведение «Трилогия жизни» в контексте философии абсурда.
Цель - выявить специфику визуализации категории абсурда в кинематографическом произведении Роя Андерссона.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Изучить основные идеи, характеристики и тенденции понятия «абсурд»;
Выявить особенности реминисценции категории абсурдного в искусстве;
Экстраполировать изученный материал на кинопроизведения Р. Андерссона и в связи с этим дать общую характеристику творчества режиссера;
Провести методологический анализ выбранных для исследования произведений Р. Андерссона.
Методология, используемая для решения поставленных в работе задач, обосновывается объектом и предметом исследования, которые требуют комплексного подхода в своем анализе. В работе использован метод философско-искусствоведческого анализа современной теории искусства В.И. Жуковского и Н.П. Копцевой. («Теория изобразительного искусства», «Визуальная сущность религии»). Также инструментарием для работы был выбран герменевтический и диалектический методы исследования.
Гипотеза
Практическое исследование конкретных произведений, имеющее своим основанием теоретическую базу, должно продемонстрировать коммуникативный потенциал кино как область философского познания.
Теоретическая и практическая значимость
Исследование может быть полезно в качестве дополнения к теоретической базе знаний о природе кинематографа и коммуникативных возможностей кинопроизведения как носителя философских концепций. Результаты исследования также могут дополнить учебный материал дисциплин, связанных с изучением социологии, культурологии и мирового кинематографа.
Подводя итоги, стоит еще раз сказать, что область искусства, и в частности искусства кинематографа, обладает глубоким познавательным потенциалом, дает возможность многомерного исследования жизни, исследования разными способами. Мной был выбран способ абсурдизации. В ходе теоретической части исследования, я пришла к выводу, что концептуальное понятие «абсурд» выходит за рамки словарного определения (бессмыслицы, нелепости) и может работать как метод и принцип построения произведения, и трансформироваться в определенную модель мироотношения.
Также было выяснено, что абсурд не ограничен сферой таких искусств, как театр и литература, он возник и на ранних этапах развития кинематографа. И важно отметить, что абсурд не является прерогативой конкретного направления или страны в истории кино, но, тем не менее, закон абсурда накладывает на произведение ряд уникальных свойств, ведущих к своеобразному миропониманию. Своеобразие заключается в том, чтобы не исключать из понимания иррациональное, фантастическое и мифическое, а наоборот рассматривать это как определенные пути познания.
В ходе практической части работы были, во-первых, доказаны теоретические основания жизнеспособности абсурда, во-вторых, была выведена художественная идея кинопроизведения, которое не было подвергнуто исследованиям российским киноведением.
Абсурд как способ познания, принцип которого строится на алогизмах и выявлении смысла алогичного, показал свою эффективность в исследовании выбранного произведения. Нужно отметить, что произведение способно само говорить, каким путем идти к раскрытию его художественного потенциала. Так, произведение «Трилогия жизни» само указало на выбор предмета исследования.
Принцип абсурда в построении произведения эффективен по причине своей универсальности, смежности с универсальными понятиями - такими как «конфликт», «противоречие», «иррациональность», «метафоричность», «аллегоричность», «гротеск». Так или иначе, образное мышление всегда вбирает в себя абсурд той или иной гранью, степенью меры проявления.
Также было выяснено, что абсурд не ограничен сферой таких искусств, как театр и литература, он возник и на ранних этапах развития кинематографа. И важно отметить, что абсурд не является прерогативой конкретного направления или страны в истории кино, но, тем не менее, закон абсурда накладывает на произведение ряд уникальных свойств, ведущих к своеобразному миропониманию. Своеобразие заключается в том, чтобы не исключать из понимания иррациональное, фантастическое и мифическое, а наоборот рассматривать это как определенные пути познания.
В ходе практической части работы были, во-первых, доказаны теоретические основания жизнеспособности абсурда, во-вторых, была выведена художественная идея кинопроизведения, которое не было подвергнуто исследованиям российским киноведением.
Абсурд как способ познания, принцип которого строится на алогизмах и выявлении смысла алогичного, показал свою эффективность в исследовании выбранного произведения. Нужно отметить, что произведение способно само говорить, каким путем идти к раскрытию его художественного потенциала. Так, произведение «Трилогия жизни» само указало на выбор предмета исследования.
Принцип абсурда в построении произведения эффективен по причине своей универсальности, смежности с универсальными понятиями - такими как «конфликт», «противоречие», «иррациональность», «метафоричность», «аллегоричность», «гротеск». Так или иначе, образное мышление всегда вбирает в себя абсурд той или иной гранью, степенью меры проявления.



