Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АБСУРД ЧЕЛОВЕКА В «ТРИЛОГИИ ЖИЗНИ» РОЯ АНДЕРССОНА

Работа №17542

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

культурология

Объем работы66
Год сдачи2017
Стоимость5750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
729
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
1. СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО ПОНЯТИЯ
«АБСУРД» В НАУЧНОМ ДИСКУРСЕ 10
1.1. Исследования концепта «абсурд» в гуманитарных науках 10
1.2. Исследования понятия «абсурд» в области искусства 20
2. ВИЗУАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО ПОНЯТИЯ «АБСУРД» В КИНЕМАТОГРАФЕ 26
2.1. Методологические основания в исследовании концептуального понятия «абсурд» 30
2.2. Философско-искусствоведческий анализ кинопроизведения «Трилогия
жизни» реж. Р. Андерссон 32
2.3. Анализ первой части Трилогии жизни - «Песни со второго этажа» 40
2.4. Анализ второй части Трилогии жизни - «Ты, живущий» 46
2.5. Анализ третьей части Трилогии жизни - «Голубь сидел на ветке, размышляя
о жизни» 50
Заключение
Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ А 63

Актуальность темы исследования
Значимость предпринимаемого исследования заключается в первую очередь в создании целостного представления о творчестве современного шведского режиссера Роя Андерссона. Фильмы, вошедшие в трилогию, получили признание кинематографического мира, но при всей своей сложности и неоднозначности до сих пор не стали объектами исследований, ни российского, ни зарубежного киноведения. «Трилогия жизни» вобрала в себя много различных традиций искусства и философии, но более всего она характеризуется категорией абсурда. Именно философия экзистенциализма и абсурд как художественный метод становятся и причиной, и следствием «Трилогии» Роя Андерссона, которую в прессе неслучайно назвали «экзистенциальной».
Также актуальность работы заключается в раскрытии образовательного и коммуникативного потенциала подобного направления в кинематографе. Кинематограф, синтетичный по своей природе, способен охватывать все сферы человеческой жизни в репрезентации и апеллировать ко всем человеческим чувствам в коммуникации. Сама по себе возможность познания через искусство, и в частности кино, не нова, но способность кинопроизведения быть формой передачи научного философского знания представляет исследовательский интерес.
Степень изученности «Философия абсурда» была сформулирована такими мыслителями как Ж.-П. Сартр, К. Ясперс, Г. Марсель, А. Камю. В России проблематику абсурда изложили Н. Бердяев и Л. Шестов. Также по ряду позиций к экзистенциализму могут быть отнесены такие писатели-мыслители как Ф. Достоевский и Л.Толстой. И здесь уже есть неразрывная связь с искусством. Если философия относится к теоретическому знанию, то искусство к области художественного мышления,
философия - абстрактна, искусство всегда реально. Работы названных авторов существуют на стыке философии и искусства и являются важной базой для исследования.
Категория абсурда была подвергнута всестороннему научному изучению: где само понятие абсурда является объектом изучения, а предметом являются различные сферы жизни. Например, работы Калмыкова А. А. , Лобанова Е. И. , где абсурд становится феноменом жизни политики или общества. Эти работы имеют значение для исследования в том смысле, что немалое место в «трилогии» занимает социоцентрический аспект, и понимание философии абсурдизма в контексте общественных институтов может быть полезной экстраполяцией знания.
Наиболее весомое значение имеют работы, в которых категория абсурда исследуется в областях искусства. Этот блок исследований условно делится на два типа: первый - это работы об общих закономерностях между философией абсурдизма и искусством, второй - это аналитические статьи по исследованию конкретных произведений и авторов в контексте «абсурда».
Первым типом исследований выступает статья Лень Ю. А. «Мотив абсурда в экзистенциализме и его реминисценции в искусстве постмодернизма» , в которой автор прослеживает основные мотивы абсурда в литературе XX-XXI вв.
Исследования второго типа - статьи Чернышевой А. В. , Алесенковой В. Н. Эти работы имеют значимость для исследования в русле традиции: в формировании анализируемых фильмов большое влияние имело как творчество Альбера Камю, так и теория театра Бертольда Брехта.
Творчество Роя Андерссона не имеет широкого исследовательского освещения. Упоминание о «Трилогии жизни» находится лишь в статье Кобленковой Д. В. «Шведская сатира XXI века: темы, поэтика, мораль» , в которой автор называет произведения режиссера в контексте комического. Это важное дополнение в анализе произведения, так как смеховой аспект является важным свойством феномена абсурда. Также в статье Лимонченко В. В. «В какой мере является творческим человеческое присутствие?» находится упоминание о «Трилогии» в контексте мотивов истории и современности - эти аспекты повторяют значимость социоцентрического компонента в произведении.
В иностранной литературе творчество режиссера идет в общем контексте современного североевропейского кинематографа - это сборник статей «Страсть к реальному» Гётеборгского университета. Но есть работы, сосредоточенные именно на творчестве Андерссона. Это книга Урсулы Линквист «Песни со второго этажа Р. Андерссона: созерцание искусства существования» : монография сильна своей знаточеской составляющей - фактов создания произведений Трилогии, интервью автора произведения, но слаба в аналитическом отношении - автор делает упор на традицию, не объясняя ее смысловую значимость. Но статья Линквист «Кинематографическая поэзия Роя Андерссона и призрак Сесара Вальехо» оказалась значимой, в ней автор проводит параллель художественных идей произведений шведского режиссера и перуанского поэта.
Публицистическое освещение «Трилогии жизни» дается в журнале «Искусство кино» и в газете «Ведомости». В статье Зары Абдуллаевой по случаю выхода последней части трилогии дается аналитическая попытка дать характеристику художественному образу произведений режиссера. Автор статьи «Ведомостей» Олег Зинцов дает свою интерпретацию «Трилогии жизни» как музею антропологии - то есть проводит параллель между кинопроизведением и научным институтом.
Поскольку «Трилогия жизни» полностью (с совокупности всех трех частей) не была объектом научного исследования, то данная работа может служить вкладом в систематическое изучение творчества режиссера Р. Андерссона.
Объектом исследования является «Трилогия жизни» Роя Андерссона
Предмет исследования - кинопроизведение «Трилогия жизни» в контексте философии абсурда.
Цель - выявить специфику визуализации категории абсурда в кинематографическом произведении Роя Андерссона.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Изучить основные идеи, характеристики и тенденции понятия «абсурд»;
Выявить особенности реминисценции категории абсурдного в искусстве;
Экстраполировать изученный материал на кинопроизведения Р. Андерссона и в связи с этим дать общую характеристику творчества режиссера;
Провести методологический анализ выбранных для исследования произведений Р. Андерссона.
Методология, используемая для решения поставленных в работе задач, обосновывается объектом и предметом исследования, которые требуют комплексного подхода в своем анализе. В работе использован метод философско-искусствоведческого анализа современной теории искусства В.И. Жуковского и Н.П. Копцевой. («Теория изобразительного искусства», «Визуальная сущность религии»). Также инструментарием для работы был выбран герменевтический и диалектический методы исследования.
Гипотеза
Практическое исследование конкретных произведений, имеющее своим основанием теоретическую базу, должно продемонстрировать коммуникативный потенциал кино как область философского познания.
Теоретическая и практическая значимость
Исследование может быть полезно в качестве дополнения к теоретической базе знаний о природе кинематографа и коммуникативных возможностей кинопроизведения как носителя философских концепций. Результаты исследования также могут дополнить учебный материал дисциплин, связанных с изучением социологии, культурологии и мирового кинематографа.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итоги, стоит еще раз сказать, что область искусства, и в частности искусства кинематографа, обладает глубоким познавательным потенциалом, дает возможность многомерного исследования жизни, исследования разными способами. Мной был выбран способ абсурдизации. В ходе теоретической части исследования, я пришла к выводу, что концептуальное понятие «абсурд» выходит за рамки словарного определения (бессмыслицы, нелепости) и может работать как метод и принцип построения произведения, и трансформироваться в определенную модель мироотношения.
Также было выяснено, что абсурд не ограничен сферой таких искусств, как театр и литература, он возник и на ранних этапах развития кинематографа. И важно отметить, что абсурд не является прерогативой конкретного направления или страны в истории кино, но, тем не менее, закон абсурда накладывает на произведение ряд уникальных свойств, ведущих к своеобразному миропониманию. Своеобразие заключается в том, чтобы не исключать из понимания иррациональное, фантастическое и мифическое, а наоборот рассматривать это как определенные пути познания.
В ходе практической части работы были, во-первых, доказаны теоретические основания жизнеспособности абсурда, во-вторых, была выведена художественная идея кинопроизведения, которое не было подвергнуто исследованиям российским киноведением.
Абсурд как способ познания, принцип которого строится на алогизмах и выявлении смысла алогичного, показал свою эффективность в исследовании выбранного произведения. Нужно отметить, что произведение способно само говорить, каким путем идти к раскрытию его художественного потенциала. Так, произведение «Трилогия жизни» само указало на выбор предмета исследования.
Принцип абсурда в построении произведения эффективен по причине своей универсальности, смежности с универсальными понятиями - такими как «конфликт», «противоречие», «иррациональность», «метафоричность», «аллегоричность», «гротеск». Так или иначе, образное мышление всегда вбирает в себя абсурд той или иной гранью, степенью меры проявления.



1. Абдуллаева 3. Странники. «Голубь сидел на ветке, размышляя о жизни», реж.
Рой Андерссон // Искусство кино - 2014.URL:
http://kinoart.ru/archive/2014/10/stranniki-golub-sidel-na-vetke-razmyshlyaya-o-zhiz
ni-rezhisser-roj-andersson
2. Агафонова Н. А. Общая теория кино и основы анализа фильма. — Тесей, 2008. — 390 с.
3. Алесенкова В. Н. Эстетика эпического театра Брехта, абсурда и постмодернизма в постдраматическом театре. Тамбов: Грамота, 2015. № 11 (61): в 3-х ч. Ч. II. C. 26-29. URL: http://www. gramota.net/materials/3/2015/11 -2/
4. Андерссон Р. Юмор - единственное, что помогает выжить. [эл. ресурс]. Режим доступа:
http://www.interviewrussia.ru/movie/roy-andersson-yumor-edinstvennoe-chto-pomog
aet-vyzhit
5. Арабов Ю.Н. «Кинематограф и теория восприятия», — М.: ВГИК, 2003.
6. Арнхейм Р. Кино как искусство. М., Издательство иностранной литературы, 1960. - 206 с.
7. Базен, А. Что такое кино? Сборник статей. Пер. с фран. В. Бажовича (книга I) и Я. Эпштейн (книги II, III, IV). - М.: Искусство, 1972 - 384 с.
8. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. 2-е изд. М.: Худож. лит., 1990. 543 с.
9. Белякова, Л.М. Герменевтический анализ текста как ядро изучения искусства // Ярославский педагогический вестник - 2011 - № 4 - Том 1 (Гуманитарные науки) - С. 266-269.
10. Бергсон А. Смех. М.: Искусство, 1992. 182 с.
11. Брехт Б. Театр. Пьесы. Статьи. Высказывания. В пяти томах. — М.: Искусство, 1963.
12. Буренина О. Что такое абсурд, или по следам Мартина Эсслина // Абсурд и вокруг: Сб. статей / Отв. ред. О. Буренина. - М.: Языки славянской культуры, 2004.
13. Великовский С.И. Мифология абсурда // Литературная газета. -1960.-№72.-С. 5.
14. Вёльфлин Г. Искусство Италии и Германии эпохи Ренессанса. — Л., 1934. — 392 с.
15. Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусств. — 290 с.
16. Виноградов, В.В. Влияние «нового романа» на экспериментальный кинематограф А. Рене // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. № 2-2 - 2011 - С. 32-38.
17. Виноградов В.В. Натуралистический гротеск // Избранные труды. Поэтика русской литературы. — М., 1976. — 21 с.
18. Вокуев Н.Е. «Полное затмение»: фильм Андрея Лошака как зерка- ло русского абсурда. // Человек. Культура. Образование. № 4 (6) - 2012 - С. 168-177.
19. Гадамер, Г.-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики. М.: Прогресс - 1988.
20. Делез Ж. «Кино», — М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2013. —560 с.
21. Европейская культура: XXI век / под ред. Е. В. Водопьяновой. М.; СПб.: Нестор-История, 2013. — 480 с.
22. Ждан В.И. Эстетика экрана и взаимодействие искусств. М.: Искусство, 1987.
23. Жуковский, В.И. Визуальная сущность религии. Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2006. - 461 с.
24. Жуковский В. И. Искусство Возрождения: учебное пособие/ Жуковский В. И.; Краснояр. Гос. Ун-т. — Красноярск, 2006. — 299 с.
25. Жуковский В.И., Копцева Н.П. «Пропозиции теории изобразительного искусства», — Красноярск, 2004. — 266 с.
26. Жуковский В. И. Теория изобразительного искусства. — Алетейя, 2011. — 536 с.
27. Зинцов О. Шведский классик Рой Андерссон превратил кино в музей //
Ведомости - 2015.
URE:https://www.vedomosti.m/lifestyle/articles/2015/07/06/599450-shvedskii-klass
ik-roi-andersson-prevratil-kino-v-muzei
28. Калмыков А. А. Логика абсурда в современной политике // Вестник РГГУ. Серия «Политология. социально-коммуникативные науки. № 1 (123) - 2014 - С. 37-46.
29. Камю А. Творчество и свобода. Сборник. Пер. с франц. / Составление и предисловие. К. Долгова. Комментарий С. Зенкина. —. М.: Радуга, 1990. — 608 с.
30. Камю А. Шведские речи. [эл. ресурс]. Режим доступа:
http: //lib .ru/INPROZ/KAMU/shwed.txt
31. Клюев Е. Теория литературы абсурда. М.: УРАО, 2000. — 104 с.
32. Клюева Л.Б. «Проблемы стиля в экранных искусствах», — М.: ГИТР, 2007. — 148 с.
33. Кобленкова Д. В. Шведская сатира XXI века: темы, поэтика, мораль. Вестник Нижегородского Университета им. Н. И. Лобачевского. № 2 (2) - 2015 - С. 99-104.
34. Косилова, Е. О национальных традициях в абсурде. [эл. ресурс]. Режим доступа: http: // fege.narod.ru / scriptorium / natio. html.
35. Кракауэр 3. «Природа фильма. Реабилитация физической реальности», —М.:
Искусство, 1974.
36. Кьеркегор С. Страх и трепет. Пер. с дат.-Изд. 2-е, дополненное и исправленное. - М.: Культурная революция, 2010. - 488 с.
37. Лень Ю. А. Мотив абсурда в экзистенциализме и его реминисценции в искусстве постмодернизма // Первый шаг в науку-2009: Сборник материалов международного форума студенческой и учащейся молодежи. Т. 1. - Минск, 2009. - С. 56—58.
38. Лимонченко В. В. В какой мере является творческим человеческое присутствие? // Творчество как национальная стихия. Смысл творчества: инновации и Dasein: межд. конф. (Санкт-Петербургский государственный экономический университет совместно с Российским философским обществом и Обществом русской философии при Украинском философском фонде, 16-17 июня 2016, Санкт-Петербург)
39. Лобанова Е. И. Абсурдизм как общественное явление современности: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук. РОАТ МИИТ, Москва, 2013.
40. Лотман Ю. М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. — Таллин.: Ээсти Рамаат, 1973. — 92 с.
41. Муриан В. «Кино: методология исследования», — Искусство, 1984. — 270 с.
42. Новикова В.Ю. Языковой абсурд как лингвистическое явление. [эл. ресурс]. URL: http: //fege.narod.ru/librarium/novikova.htm
43. Пигулевский В. О. Ирония и вымысел: от романтизма к постмодернизму. Ростов-на-Дону: Изд-во "Фолиант", 2002. — 418 с.
44. Платон. Собрание сочинений. В 4 т. / Под общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи. (Серия «Философское наследие»). — М.: Мысль. 1990 - 94.
45. Плахов А. Режиссеры настоящего: Радикалы и минималисты. Пальмира, 2017 - 319 с.
46. Погребняк Г. П. Авторський кінематограф у контексті філософіі'
екзистенціалізму. // Науковий вісник Киівського национального університету театру, кіно і телебачення імені І. К. Карпенка-Карого. - 2014. - Вип. 15. - С. 82-88. - Режим доступа: http://nbuv. gov.ua/UJRN/Nvkkarogo_ 2014_15_12
47. Померанц Г. Язык абсурда // Померанц Г. Выход из транса. М., 1995.
48. Сартр, Ж.-П. Избранные произведения. / Ж.-П. Сартр - М.,1992.
49. Сафонова Л.В. Теории абсурда: от Кафки до Камю и Сартра. // Научное
сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXVIII межд. студ. науч.-практ. конф. № 1(38).
URL: http: //sibac.info/archive/guman/ 1(38).pdf
50. Современный философский словарь. - Лондон - М., 1998. - С. 13-14.
51. Суминова Т. Н. Авторское кино в контексте современных трансформаций семиотического пространства. // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. № 3 (71) - 2016 - С. 79-83.
52. Тарасова М. В. Теория и практика диалога зрителя и произведения искусства. — Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2015. — 236 с.
53. Хайдеггер М. Исток художественного творения / М. Хайдеггер. - М. : Академический проект, 2008. - 528 с.
54. Хренов Н. А. Кинематографическая танатология. // Отечественные записки. № 5 (56) - 2013.
55. Хренов Н. А. Образы «Великого разрыва». — М.: Прогресс-Традиция, 2008. - 536 с.
56. Чернышева А. В. Абсурд реальности или реальность абсурда: феномен одиночества в романе А. Камю «Посторонний». Тамбов: Грамота, 2013. № 5 (31): в 2-х ч. Ч. II. C. 196-200. URL: http://www.gramota.net/materials/3/2013/5-2/
57. Шкловский В. Б. О теории прозы. - М., 1983. - С. 9-25.
58. Шопенгауэр А. Новые Paralipomena // Шопенгауэр А. Собрание сочинений в 6-ти т. М., 1999-2001.
59. Эсслин Мартин. Театр абсурда. - СПб.: Балтийские сезоны, 2010. - 528 с.
60. Ahlbeck T. Det stora allvaret : en studie i Roy Anderssons bildvarld. // Lunds universitet. Institutionen for konstvetenskap, 1995.
61. Andrew K. Nestingen, Trevor G. Elkington, eds. Transnational Cinema in a Global North: Nordic Cinema in Transition. Wayne State University Press, 2005.
62. Bergdahl G. Roy Andersson, Stasi och sanningen. Helsingborgs Dagblad, 2004.
63. Lindqvist U. Roy Andersson's Cinematic Poetry and The Spectre of Cesar Vallejo. // Scandinavian-Canadian Studies. №19 (2) - 2010, pp. 200-229.
64. Lindqvist U. Roy Andersson's Songs from the second floor: Contemplating the art of existence. — Seattle: University of Washington press, 2016. — 198 p.
65. Passionen for det reala: nya rum Goteborgs universitet. - 2010. - 350 s. - ISBN 978-91-978475-1-3


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ