Введение 3
Глава 1. Язык и речь: теоретический аспект 6
1.1 Проблема соотношения языка и речи в современной лингвистике 6
1.2 Разграничение устной и письменной речи в работах лингвистов 11
1.3. Особенности письменной речи подростков 18
1.4. Литературное творчество подростков 26
Выводы по Главе 1 37
Глава 2 Лексические средства выразительности в письменной речи подростков (на примере журнала «Костёр») 39
2.1. Литературное творчество подростков: психолого -лингвистический
аспект 39
2.2. Образные средства с семантикой «Человек» 64
2.3. Образные средства с семантикой «Окружающий мир» 73
Выводы по Главе 2 82
Заключение 85
Список литературы 87
Приложение №1 96
Приложение №2
Актуальность
В истории развития филологической науки проблема использования образных средств исследовалась многими лингвистами и литературоведами. Среди них можно отметить работы Н.Д. Арутюновой, JI.B. Балашовой, О.И. Блиновой, В.В. Виноградова, В.Г. Гака, Б.М. Гаспарова, Л.И. Ефимова, H.A. Лукьяновой, В.П. Москвина, Г. П. Скляревской, и других. Несмотря на большое количество исследований, внимание преимущественно уделялось изучению образности и средств её выражения в речи художественной, в которой она получает расширенное значение, гак как уже задана самой художественной системой, где каждый языковой элемент служит созданию образности. В последнее время исследователи все больше внимание обращают и на использование образных средств в политическом дискурсе и СМИ (М.Р. Желтухина, А.П. Чудинов и др.). В письменной речи образность и средства её выражения остаются почти не изученными. Поэтому важно проанализировать образные средства в современной письменной речи подростков, выявить их функции, а также факторы, объясняющие их появление в речи.
Цель работы состоит в том, чтобы дать многоаспектный анализ образных средств, которые подростки используют в письменной речи. Достижение поставленной цели предполагает решение нескольких задач:
1) выявить источники метафор и сравнений в письменной речи подростков; определить основные модели, по которым они строятся в письменной речи.
2) исследовать основные тематические групп сравнений, эпитетов и метафор в письменной речи; выделить наиболее приоритетные из них;
3) определить основные функции сравнений, эпитетов и метафор в письменной речи;
4) определить мотивы, которыми руководствуется пишущий при использовании образных средств в речи;
Методы исследования. Для решения поставленных задач в работе используется описательный метод, включающий приемы наблюдения, классификации, интерпретации, обобщения.
Объектом исследования является письменная речь подростков.
Предметом исследования послужили образные средства, которые используются в письменной речи подростков.
Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что в ней определяется роль использования образных средств в письменной речи подростков; исследуется функционирование в письменной речи сравнений, эпитетов, метафор, анализируется влияние на их использование прагматических факторов, в частности, мотивы, которыми руководствуется пишущий при их использовании.
Практическая значимость исследования состоит в возможности применения её результатов для дальнейшего исследования языковой картины мира и процессов её формирования.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Современная письменная речь не лишена яркости, эмоциональности, образности, которая, как правило, реализуется посредством сравнений, эпитетов и метафор.
2. В письменной речи используются преимущественно стереотипные сравнения, эпитеты и метафоры, которые известны и понятны всем участникам коммуникации, хотя встречаются и индивидуально-авторские образные средства, которые свидетельствуют о проявлении речевого творчества в поэтической сфере.
3. В сознании человека основная часть образных средств связана с определенным, «стереотипным» кругом значений, хотя за одним образом в речи может быть закреплено не одно, а несколько значений. Кроме того, в сознании человека может существовать несколько образов для одной и той же характеристики.
4. Образные средства обычно используются подростками в том случае, когда что-то выходит за рамки общепринятых норм, является нестандартным и нетипичным или представляется ему настолько важным, что необходимо акцентировать на нем внимание читающего.
5. Сравнения, эпитеты и метафоры используются подростками чаще всего с целью образной оценки человека: его внешности, интеллекта, поведения, характера, психоэмоционального состояния, способа перемещения, отношений между людьми. Кроме того, в письменной речи образные средства служат для номинации объектов жизненного пространства человека, всего того, что является для него важным, актуальным: зданий, помещений, окружающего мира ..
6. Пишущий руководствуется рядом мотивов, которые влияют па использование им образных средств в речи: желанием выплеснуть переполняющие его эмоции, похвалить себя или адресата, выразить симпатию, оценить объект характеристики в невыгодном свете.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Проведенное исследование позволило установить, что подростковая письменная речь не чужда яркости, эмоциональности, а, следовательно, и образности.
В письменной речи, в отличие от устной, образность является основным признаком самовыражения и эмоционального воздействия на читающего.
Основными средствами создания образности в письменной речи являются сравнения, эпитеты и метафоры, в которых отражается наивная (обиходно-бытовая) картина мира.
Основной коммуникативной целью использования образных средств в письменной речи является желание пишущего ярко оценить то, что выходит за рамки общепринятых норм, является нестандартным и нетипичным в его восприятии.
В письменной речи яркой, образной характеристике, оценке подвергается все, входящее в личную сферу говорящего, прежде всего, человек. Затем - все, что входит в окружающее его пространство, являясь для него существенным, важным.
В письменной речи по нашим наблюдениям, наиболее часто встречаются подражание авторам худ. литературы, строчки из музыкальных произведений, цитаты из электронных ресурсов.
Материал исследования показал, что подростковому возрасту свойственно подражание. Индивидуально- авторские образные средства по нашим наблюдениям, возникают крайне редко, что объясняется стремлением к ломке стереотипов и нестандартности.
В письменной речи наблюдается тенденция к тому, что образные средства возникают на основании анализа окружающего мира. На использование образных средств в речи может влияет литературная одаренность подростков. Выявлено, что при помощи образных средств подростки, как правило, не только с положительной стороны отмечают окружающий мир, но и с отрицательной.
Итогом проведенного исследования становится представление о том, что наиболее распространенными образными средствами в письменном творчестве подростков являются сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения с семантикой «Человек» и «Окружающий мир». Превалирует семантическое поле «Окружающий мир». Экспрессивная сила лексических средств образной выразительности носит ослабленный характер. Сопоставительный анализ образных средств в творчестве подростков с образными средствами, представленными в НКРЯ, доказывает их по преимуществу неоригинальный характер. Основная функция рассмотренных образных средств - иллюстративная. Эти особенности функционирующих в творчестве подростков тропов характерны как для их стихотворного, так и для прозаического творчества. Вне поля зрения остались письма подростков: анализ встречающихся в них образных средств мог бы добавить дополнительные характеристики исследуемому явлению.
1. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека / Н. Д. Арутюнова. М. : Языки русской культуры, 1999
2. Баранова Л.А. Онтология английской письменной речи. М., 1988
3. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика // М., 1989
4. Бахтин. М.М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. М, 1999.
5. Блумфилд Л. Язык. М., 1968
6. Бодуэн де Куртэне И. А. Об отношении русского письма к русскому языку // Избранные труды по общему языкознанию: В 2 т. Т.2, М. 1963
7. Валлон А. Психическое развитие ребёнка. - М., 1967. - С. 185
8. Вардзенлашвили Ж.А. Лекционный курс язык и речь. [электронный ресурс], адрес доступа: http://www.nplg.gov.ge(дата обращения24.11.2018)
9. Вахек Й. К проблеме письменного языка // Пражский лингвистический кружок. М., 1967
10. Винарская Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. // М; 1987
11. Выготский Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. М.: Изд- во АПН РСФСР, 1956
12. Гак В. Г. Метафора: универсальное и специфическое / В. Г. Гак // Метафора в языке и тексте. М.: Наука, 1988.
13. Гинзбург М.Р. Использование метафоры изменения при работе со старшими подростками [электронный ресурс] адрес доступа: http://psyjournals.ru/files/2517/psyedu_1997_n1_Ginzburg.pdf (дата обращения 12.12.2018)
14. Гаспаров Б. М. Язык, память, образ.
Лингвистика языкового существования / Б. М. Гаспаров. М. : Новое литературное обозрение, 1996
15. Губайдуллина И.И. Типология метафоры: к вопросу об основаниях // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XLII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(42). [электронный ресурс] адрес доступа: https://sibac.info/archive/guman/5(42).pdf(дата обращения: 14.12.2018)
16. Гумбольдт В. Язык и философия культуры / Прогресс, 1985 г.
17. Дупляткина Л.А. Молодежный сленг, его влияние на речь подростков [электронный ресурс] адрес доступа: https://rnfourok.ru/issledovatelskaya-rabota-molodezhniy-sleng-ego- vliyanie-na-rech-podrostkov-1073704.html(дата обращения 30.11.2018)
18. Евсеева И.В., Лузгина Т.А., Славкина И.А., Степанова Ф.В..
Современный русский язык: Курс лекций / И.В.Евсеева, Т.А.Лузгина, И.А.Славкина, Ф.В.Степанова; Под ред. И.А.Славкиной; Сибирский федеральный ун-т.Красноярск,2007. [электронный ресурс] адрес доступа: http://scicenter.online/yazyik-russkiy-scicenter/sovremennyiy- russkiy-yazyik-kurs-lektsiy.html( дата обращения 28.09.2018)
19. Жабицкая Л.Г. Теория и методика анализа художественного текста: пространственный аспект / Кишинев: Штиинца, 1974.
20. Жинкин. Механизмы речи / М.: Издательство Академии педагогических наук, 1958.
21. Звегинцев Вл.А. Язык и лингвистическая теория. М.: Эдиториал
УРСС, 2001. [электронный ресурс] адрес доступа: http://www.ae-
lib.org.ua/texts/zvegintsev language_and_linguistic_theory ru.htm (дата
обращения 05.11.2018)
22. Зубкова Т.И. Об одной стратегии языкового развития // Международная конференция «Ребенок в современном мире» /СПб., 1993. Т. 3.
23. Китайгородская М. В., Розанова Н.Н. Тема пищи в повседневной разговорной речи: характеристики еды сквозь призму актуальных противопоставлений / М. В. Китайгородская, Н. Н. Розанова // Московский лингвистический журнал. 2003. №2
24. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем / Дж. Лакофф, М. Джонсон. М. : Едиториал УРСС, 2004.
25. Левин Ю.И. Русская метафора: синтез, семантика, трансформация / Ю. И. Левин // Уч. Записки Тартуского ун-та, 1969. Выи. 236. Ч. IV. Тарту, 1960. С. 280-305
26. Леонтьев А.А. Некоторые вопросы лингвистической теории письма // Вопросы общего языкознания. М., 1964
27. Лингвистический энциклопедический словарь. М. : Сов. энциклопедия, 1990.
28. Лотман Ю.М. Сборник работ //Таллинн, 1992
29. Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования / А. Р. Лурия. — М. : Академия, 2002. — 352 с.
30. Маранцман Е.К. Методическая система развития образного и концептуального мышления школьников в процессе изучения литературных произведений [Текст] : автореф. дис. ... док. пед. наук / Е.К. Маранцман. - СПб : [б. и.], 2001.
31. Маслова В. А. Учение И.А. Бодуэна де Куртенэ о природе языка и его сущности [электронный ресурс] адрес: https://cyberleninka.ru/article/n/ucheme -i-a-boduena-de-kurtene-o-prirode-
yazyka-i-ego-suschnosti (дата обращения 05.12.2018)
32. Материалы международной научной конференции Проблемы онтолингвистики 2012. [электронный ресурс] адрес доступа: http://libed.ru/konferencii-psihologiya (дата обращения 02.12.2018)
33. Москвин В.П. Русская метафора. Семантическая, структурная, функциональная классификация: учеб. пособие к спецкурсу по стилистике. - Волгоград: Перемена, 1997. - 91 с. 6.
34. Москвин В.П. Русская метафора: параметры классификации // НДВШ. Филол. науки, 2000. - № 2. - С. 66. 7.
35. Николаева Т.М. Письменная речь и специфика её изучения // Вопросы языкознания №3 1961
36. Овчинникова И.Г. Ассоциативный механизм в речемыслительной деятельности [Текст] : автореф. дис. ... док. пед. наук / И.Г. Овчинникова. - СПб : 2003
37. Парамонова Л. Г. Становление звукопроизношения в онтогенезе: норма и патология // Материалы международной научной конференции: Проблемы онтолингвистики-2013 / Спб; 2013.
38. Пережогина Т.А. Аспекты изучения проблемы соотношения устной и письменной речи электронный ресурс дата обращения 29.11.2018
39. Пережогина Т.А. Фонологическая характеристика флексий существительных // Вестник ВолГУ. Сер. 2, Языкознание. Вып. 3 2003 - 2004
40. Петрова. З.Ю «Материалы к словарю метафор и сравнений русской литературы...// Вопросы психолингвистики - №5 1988.
41. Петрова З.Ю. Регулярная метафорическая многозначность в русском языке как проявление системности метафоры // Проблемы структурной лингвистики. 1985-1987. - М.: Прогресс, 1989.
42. Пиаже Ж. «Речь и мышление ребенка» М; 1994.
43. Поспелова С. Н. Направления и методы изучения детской речи в отечественной и зарубежной лингвистике // Молодой ученый. — 2015. — №10. — [электронный ресурс] адрес доступа:
https://moluch.ru/archive/90/18743/(дата обращения 13.11.2018)
44. Рубинштейн. С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1998. [электронный ресурс] адрес доступа: http://azps.ru/hrest/28/9093598.html (дата обращения 18.11.2108)
45. Сиротина О.Б. Система функциональных стилей современного русского языка // Функциональные стили и формы речи / Под ред. О.Б. Сиротиной. Саратов, 1993.
46. Слобин Д. Когнитивные предпосылки развития грамматики // Психолингвистика. М., 1 984.
47. Словарь литературоведческих терминов [электронный ресурс] адрес доступа: https://literary_criticism.academic.ru(дата обращения 12.12.2018)
48. Соссюр де Ф. Курс общей лингвистики / Изд. Уральского ун-та 1999.
49. Трошева Т.Б. Устная речь //Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М.Н. Кожиной. М., 2003.
50. Фрумкина Р.М. Психолингвистика. М., 2001.
51. Цейтлин С.Н. Направления и аспекты изучения детской речи // Детская речь как предмет лингвистического исследования / СПб., 2004
52. Цейтлин С. Н. Индивидуальная языковая система ребенка: некоторые штрихи к портрету // Материалы международной научной конференции : Проблемы онтолингвистики-2013 / СПб; 2013.
53. Целикова Е.И. Творческая способность читателя -школьника как методическая проблема [электронный ресурс] адрес доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=28905074(дата обращения 12.12.2018)
54. Чувакин. А.А. Основы филологии - Уч. пособие. - М., 2012.
55. Чуковский. К.И. От двух до пяти // Собрание сочинений в 15 т. Т. 2: [электронный ресурс] адрес доступа: http://www.chukfamily.ru/Kornei/Prosa/Ot2do5/Posleslovie. (дата обращения 02.11.2018)
56. Шестакова Э.Г. Оксюморон как категория поэтики (на материале русской поэзии XIX - первой трети XX веков). - Донецк: НОРД- ПРЕСС, 2009
57. Ширяев Е.Н. Культура речи // Русский язык: Энцикл. /Гл. ред. Ю.Н. Караулов. 2-е изд. перераб. и доп. М., 1977
58. Щерба О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании [электронный ресурс] адрес доступа http://philology.ru/linguistics 1/shcherba -74a.htm (дата обращения
30.11.2018)
59. Якобсон Р.О. Избранные работы / Прогресс 1985
60. Bates E., Bretherton I., Snyder L. From First Words to Grammar: individual differences and dissociable mechanisms. Cambridge, 1988.
61. D.Ingram First Language Acquisition: Method, Description and Explanation //Cambridge University Press; 1989.
62. McIntosh A. The analysis of written middle English // Translations of Philological Society. Oxford, 1956
63. Tomasello M. Constructing a Language: A Usage-Based Theory of Language Acquisition. Harvard University Press, 2003.
Список источников языкового матер иала
1. Абрамов А. Государство, или Дневник проигравшего [электронный ресурс] адрес доступа: https://www.litres.ru/(дата обращения 30.11.2018)
2. Алексеева Е.В. Приуныло сердце-солнышко проигравшего [электронный ресурс] адрес доступа: https://www.stihi.ru/2012/08/19/5843(дата обращения 01.12.2018)
3. Алексеенко Н. Волшебный полёт [электронный ресурс] адрес доступа: https://www.litres.ru/(дата обращения 24.11.2018)
4. Астафьев В.П. Васюткино озеро [электронный ресурс] адрес доступа: https://www.litres.ru/(дата обращения 11.11.2018)
5. Астафьев В.П. Последний поклон [электронный ресурс] адрес доступа: https://www.litres.ru/(дата обращения 20.11.2018)
6. Большаков В. Однополчане / Валерий Большаков. - Москва: Эксмо: Яуза, 2017
7. Боярский М. «Тень удачи» [электронный ресурс] адрес доступа: https://www.litres.ru/(дата обращения 18.11.2018)
8. Ветлисов Е. Приключения Электроника [электронный ресурс] адрес доступа: https://www.litres.ru/(дата обращения 27.11.2018)
9. Высоцкий В. Где центр? [электронный ресурс] адрес доступа: https://www.litres.ru/(дата обращения 22.11.2018)
10. Гоголь Н.В. Мертвые души[электронный ресурс] адрес доступа: https://www.litres.ru/(дата обращения 20.11.2018)
11. Горький М. Макар Чудра [электронный ресурс] адрес доступа: https://www.litres.ru/(дата обращения 10.11.2018)
12. Ершов П. Конёк-Горбунок [электронный ресурс] адрес доступа: https://www.litres.ru/(дата обращения 12.11.2018)
13. Журнал «Костёр» [электронный ресурс] адрес доступа: http://www.kostyor.ru/ (дата обращения 30.11.2018)
14. Салтыков-Щедрин Невинные рассказы/Запутанная история //Худ.лит. 1965
15. Семёнов Г.С. Не из проветренных квартир [электронный ресурс] адрес доступа: https://www.litres.ru/(дата обращения 30.11.2018)
16. Карпеко В. Песня об иве [электронный ресурс] адрес доступа: https://www.litres.ru/(дата обращения 30.11.2018)
17. Краснова Э. Мамины нежные руки// [электронный ресурс] адрес доступа: https://www.chitalnya.ru/work/1854527/(дата обращения 30.11.2018)
18. Козлов С. Чудесные облака [электронный ресурс] адрес доступа: https://www.litres.ru/(дата обращения 12.11.2018)
19. Кугушева Н.П. Проржавленные дни. Собрание стихотворений / Водолей. М. 2011
20. Мартин Ф. Монеу Неофициальная биография денег [электронный ресурс] адрес доступа: https://www.litres.ru/(дата обращения 12.11.2018)
21. Многоликая Т. [электронный ресурс] адрес доступа: https://www.inpearls.ru/273128 (дата обращения 11.11.2018)
22. Мультипликационный фильм Ми-Ми-Мишки [электронный ресурс] адрес доступа: https://www.youtube.com/?gl=RU&hl=ru(дата обращения 22.11.2018)
23. Мультипликационный фильм «Трям! Здравствуйте!» [электронный ресурс] адрес доступа: https://www.youtube.com/?gl=RU&hl=ru(дата обращения 22.11.2018)
24. Мясникова В. Моё вдохновение [электронный ресурс] адрес доступа: https://www.litres.ru/(дата обращения 22.11.2018)
25. Национальный корпус русского языка [электронный ресурс] адрес доступа: http://www.ruscorpora.ru/(дата обращения 22.11.2018)
26. Осеева О. Динка прощается с детством. // М.: Эксмо, 2003.
27. Песня «Сплин» Среди зимы [электронный ресурс] адрес доступа: https://www.youtube.com/?gl=RU&hl=ru(дата обращения 02.11.2018)
28. Пришвин В.Д. Невидимый град [электронный ресурс] адрес доступа: https://www.litres.ru/(дата обращения 12.11.2018)
29. Пушкин А.С. Сказка о царе Салтане [электронный ресурс] адрес доступа: https://www.litres.ru/(дата обращения 12.11.2018)
30. Рождественский В. Старый Веймар [электронный ресурс] адрес доступа: https://www.litres.ru/(дата обращения 12.11.2018)
31. Реклама кондиционера «Весенняя свежесть» [электронный ресурс] адрес доступа: https://rozetka.com.ua/silan_9000100527699/p6569650/review/(дата обращения 02.11.2018)
32. Тынянов Ю.Н. Пушкин // Худ.лит. 1987
33. Чиграков С. Вот и пуля просвистела [электронный ресурс] адрес доступа: https://www.youtube.com/?gl=RU&hl=ru(дата обращения 02.11.2018)
34. Шекспир В. Сонет №130 [электронный ресурс] адрес доступа: https://www.litres.ru/(дата обращения 12.11.2018)
35. Шеридан С. Останусь светом вдалеке, или я знаю, ты - ангел, я знаю, ты есть [электронный ресурс] адрес доступа: https://www.litres.ru/(дата обращения 12.11.2018)
36. Шеховцов А. Серебрятся капельки росы [электронный ресурс] адрес доступа: https://www.stihi.ru/2018/09/27/2216(дата обращения 12.11.2018)
37.Электронный ресурс Жемчужины мысли [электронный ресурс] адрес доступа: https://www.inpearls.ru/(дата обращения 02.11.2018)
38.Эргле М. Всему виной твои глаза [электронный ресурс] адрес доступа: https://www.stihi.ru/2018/09/27/2216(дата обращения 12.11.2018)
39. Ярмарка Мастеров [электронный ресурс] адрес доступа: https://www.livemaster.ru/item/28311167-ukrasheniya-sapfirovaya-reka- kole-iz-bisera (дата обращения 12.11.2018)