РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «РИСУНОК С ОСНОВАМИ ПЕРСПЕКТИВЫ» НА ОСНОВЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ 5
1 Анализ понятия «изобразительные способности», основных аспектов
развития изобразительных способностей у обучающихся колледжа 7
1.1 Изобразительные способности 7
1.2 Рисунок и основы перспективы в дизайне 9
1.3 Аспекты развития изобразительных способностей у студентов и
принципы преподавания рисунка 11
2 Анализ актуальных методик преподавания дисциплины «Рисунок» и
критерии оценки изобразительных способностей 14
2.1 Актуальные методики преподавания дисциплины «Рисунок» 14
2.2 Критерии оценки работ студентов по рисунку 16
2.3 Обоснование необходимости развития изобразительных способностей у обучающихся 21
2.4 Обоснование необходимости личностно-ориентированной модели обучения 27
3 Разработка организационно-методических указаний по развитию изобразительных способностей для обучающихся и преподавателей колледжа в рамках дисциплины «Рисунок с основами перспективы на основе
личностно-ориентированной модели обучения 30
3.1 Общая структура методических указаний 30
3.2 Разработка организационно - методических указаний для
преподавателя 31
3.3 Разработка организационно - методических указаний для обучающихся 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ А Организационно-методические указания для
преподавателя по дисциплине «Рисунок с основами перспективы» на основе личностно-ориентированной модели обучения 39
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методические указания для обучающихся по дисциплине «Рисунок с основами перспективы» на основе личностно-ориентированной модели обучения 52
Современные реалии требуют подготовки дизайнера-профессионала высшего уровня. Профессионализм дизайнера включает в себя не только умение спроектировать какой-либо объект среды, но и наглядно и понятно преподнести свою идею на листе бумаги. Качество и наглядность изображения напрямую зависят от изобразительных способностей дизайнера, от уровня понимания им всех тонкостей изображения объектов на плоскости т.е. понимания законов линейно-воздушной перспективы, развитого чувства линии, симметрии и т.д.
В Красноярском педагогическом колледже №2 эта система способностей складывается при изучении различных дисциплин художественной подготовки, но базовые знания, навыки и умения закладываются при изучении дисциплины “Рисунок с основами перспективы”.
В процессе прохождения практик было выявлено, что несмотря на творческие вступительные испытания у первокурсников отмечается значительная разница в уровне художественной подготовки. У одних есть базовые навыки, другие владеют навыками изображения объектов на достаточно высоком уровне качества. Одинаковый подход к обучению всех студентов замедляет процесс развития их изобразительных способностей. Более подготовленные студенты теряют интерес к предмету, менее подготовленные не всегда успевают выполнить задания в срок и с должным качеством. Возникает необходимость оптимизации учебного процесса. Дисциплина изучается в 1, 2, 3 семестрах, и в рамках короткого учебного процесса сложно реализовать индивидуальный подход к каждому студенту, отстающим студентам сложно догнать студентов с художественным образованием или с высокими изобразительными навыками.
В учебном процессе преподавания дисциплины «Рисунок с основами перспективы» оценивание осуществляется без жестких четко сформулированных критериев, оценка работ преподавателями является субъективной и не отражает всех недостатков или достоинств работы студента, в свою очередь студенты не понимают сути своих ошибок в работах.
Чтобы повысить качество учебного процесса и добиться формализации достаточно субъективной, в любом случае, оценки творческой работы,необходимо использовать четко сформулированные критерии оценки работ, учебный процесс должен быть открытым, а студент должен четко осознавать по каким критериям оценивают его работу.
Объект:учебный процесс по дисциплине «Рисунок с основами перспективы» направления 54.02.01 Дизайн.
Предмет:изобразительные способности студентов.
Цель:разработать методические указания для обучающихся и преподавателей колледжа по развитию изобразительных способностей в рамках дисциплины «Рисунок с основами перспективы».
Задачи:
1. Проанализировать понятие «изобразительные способности», провести анализ основных аспектов развития изобразительных способностей у обучающихся колледжа.
2. Проанализировать актуальные методики преподавания дисциплины «Рисунок» и критерии оценки изобразительных способностей.
3. Разработать методические указания для обучающихся и преподавателей колледжа по развитию изобразительных способностей в рамках дисциплины «Рисунок с основами перспективы» на основе личностно-ориентированной модели обучения.
В результате выполнения выпускной квалификационной работы на тему «Развитие изобразительных способностей обучающихся колледжа в процессе изучения дисциплины «Рисунок с основами перспективы»на основе личностно-ориентированной модели обучения» по направлению 54.02.01 «Дизайн (по отраслям)» в Красноярском педагогическом колледже № 2 были выполнены следующие задачи:
1. Проанализировано понятие «изобразительные способности», проведен анализ основных аспектов развития изобразительных способностей у обучающихся колледжа.
2. Проанализированы актуальные методики преподавания дисциплины «Рисунок» и критерии оценки изобразительных способностей
3. Разработаны методические указания по развитию изобразительных способностей для обучающихся и преподавателей колледжа в рамках дисциплины «Рисунок с основами перспективы» на основе личностно-ориентированной модели обучения.
Результатом являются:
1) Организационно-методические указания для преподавателя;
2) Методические указания для студентов по развитию изобразительных способностей в процессе освоения дисциплины «Рисунок с основами перспективы»
В результате применения методических разработок формализуются критерии оценки учебных работ по рисунку, у студентов появится понимание требований к работам и мотивация к саморазвитию.
1. Шадриков В.Д. Ментальное развитие человека / В.Д. Шадриков - М.: Аспект Пресс, 2007. - 284 с.
2. Толочек В. А. Фундаментальные и прикладные исследования
современной психологии: результаты и перспективы развития [Электронный ресурс]: / Отв. ред. А. Л. Журавлёв, В. А. Кольцова // Сайт института психологии РАН - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017. - С. 1265 - 1272- Режим доступа:
http://www.ipras.ru/engine/documents/document12436.pdf
3. Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. - Минск, 2006. - с. 259-260.
4. Шлеюк С.Г. Принципы преподавания дисциплины «Рисунок»: методические указания для преподавателей к практическим занятиям по дисциплине «Рисунок» / С.Г. Шлеюк - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2009 - 15 с.
5. Сенько Д. С. Особенности преподавания рисунка в системе подготовки дизайнера [Электронный ресурс]: / Д.С. Сенько // Научная электронная библиотека - Витебск.: Искусство и культура, 2013 - 7 с. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=22016927
6. Бакиева О.А. Методика преподавания изобразительного искусства: учебное пособие. [Электронный ресурс]: / О.А. Бакиева // Сайт Библиотечно- музйный комплекс ТЮМГУ - Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2012. - 222 с. - Режим доступа: http://tmnlib.ru/jirbis/files/upload/jirbis_data/ibc/books/13.pdf
7. Жданова Н.И. Методика обучения академическому рисунку.
[Электронный ресурс]: / Н.И. Жданова // Сайт ст. преподавателя кафедры ДПИ Ждановай Н.И. - 2015 - Режим доступа:
https://zhdanovani.wordpress.com/2015/02/15/методика-обучения- академическому-ри/
8. Чистов П. Д. Особенности методов преподавания тонального рисунка в условиях специфики факультета изобразительного искусства и народных ремесел педвуза: автореферат дис. кандидата педагогических наук
[Электронный ресурс]: / Моск. пед. гос. ун-т. //Сайт Российской
государственной библиотеки - Москва, 2004. - 16 с. - Режим доступа: https://dlib.rsl.ru/viewer/01003249666#?page=3
9. Рабочая программа дисциплины «Академический рисунок» направления подготовки 54.03.01 Дизайн(по отраслям)[Электронный ресурс]: Сайт Южно-Российского гуманитарного института // - Режим доступа:
http://urgi-stv.ru/sveden/Annot/GD/RP_akadem_akadem_ris_GD_o_2015.pdf
10. Программа творческого вступительного испытания по дисциплине «Рисунок» для абитуриентов, поступающих на обучение по направлению подготовки «Дизайн архитектурной среды» [Электронный ресурс]: // Сайт Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета- Режим доступа: https://abit.knastu.ru/files/forms/30_3.pdf
11. Критерии оценивания профессионального и творческого вступительных испытаний на направления подготовки Дизайн, Монументально-декоративное искусство, Графика (ИДК) [Электронный ресурс]: //Сайт приемной комиссии Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна - Режим доступа: http://prouniver.ru/uploads/priecom/2017/Kriterii_rzhik.pdf
12. Основы преподавания учебного рисунка: учебное пособие для студентов 1-3 курсов инженерно-педагогического факультета // СФУ ИППС - Красноярск, 2010 - 60 с.
13. Руженская К.П. Критерии оценки работ студентов по рисунку / К.П. Руженская // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики - Тамбов: Грамота, 2009. № 3 (4) - C. 157 - 159
14. Проблемы академического рисунка в современной системе образования: материалы Всерос. науч.-практ. конф., 24-28 окт. 2016, г. Омск /
Омск. гос. технич. ун-т, Институт дизайна и технологий - Омск: ОмГТУ, 2016. - 150 с.
15. Использование современных технологий по реализации учебной деятельности студентов техникума при изучении «Рисунка и живописи» / В.И. Болотова, Н.В. Бычкова // сборник статей 19 Международной научно-практической конференции «Worldscience: problemsandinnovations» часть 3 - Пенза: МЦНС Наука и просвещение - 2017 - 319 с.
16. Ломако В. А. Инновационные подходы преподавания рисунка и живописи в колледже искусств // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - С. 1041-1045
17. Плетнев И.Г. Актуальные проблемы методики преподавания рисунка в высшем учебном заведении // Журнал «Образование. Наука. Инновации: южное измерение» - Ростов-на-Дону: Южный Федеральный ун-т - №41 - 2015 - С.153-157
18. Этапы изучения рисунка и живописи в дизайн-образовании / В. В. Бердышев, Н. А. Захаров, В. В. Кучеровская // Журнал «Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки» - Псков - 2012 - С. 151-155
19. Чистов П.Д. Особенности методов преподавания тонального рисунка в условиях специфики факультета изобразительного искусства и народных ремесел педвуза / Дис. канд. пед. наук - Москва - 2004 - 190 c
20. Методика преподавания рисунка: учебно-метод. пособие / М.А. Кречетова ; Моск. гос. ун-т печати имени Ивана Федорова. -М. : МГУП имени Ивана Федорова, 2016. - 26 с.
21. Методика преподавания изобразительного искусства: учебно-методическим пособием / сост. А.М. Осипов, Е.О. Щербакова - Кемерово: Кемеровский областной художественный колледж, 2015 - 58 с.
22. Методические указания для выполнения практических аудиторных и домашних работ по дисциплине «Рисунок» [Электронный ресурс]:/ сост.
В.В. Богомазова // Институт архитектуры, строительства и энергетики - Режим доступа: http://asf.vlsu.ru/files/files/arh/met_risynok.pdf
23. Кравцов Е. М. Перспектива [Электронный ресурс] / Е. М. Кравцов//
Записки художника - 2013 - Режим доступа:
http://evgenkravtsov.blogspot.ru/2013/06/blog-post_6.html
24. Дюбоск Дуг. Как рисовать перспективу / Дуг Дюбоск - Минск: ООО «Попурри» - 2001 - 64 с.
25. Ли Н. Г. Рисунок. Основы академического рисунка [Электронный ресурс]: / Н.Г. Ли // Онлайн библиотека - М.: Эксмо, 2007 - 480 с - Режим доступа: http://www.barius.ru/biblioteka/book/3644
26. Девид Браун Учитесь рисовать перспективу / Пер. с англ. Н. В. Кремко; - Минск: ООО «Попурри» - 2002. - 48 с.