Формирование эстетической культуры младших школьников при изучении рассказов и сказок (Национальный Социально-Педагогический Колледж (г. Пермь))
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОПЫТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 8
1.1 Сущность понятия «эстетический опыт» 8
1.2. Особенности формирования эстетического опыта младших школьников 21
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОПЫТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 36
2.1. Педагогические условия формирования эстетического опыта младших школьников в процессе изучения сказок и рассказов 36
2.2. Диагностика уровня сформированности эстетического опыта у младших школьников в процессе изучения сказок и рассказов 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОПЫТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 8
1.1 Сущность понятия «эстетический опыт» 8
1.2. Особенности формирования эстетического опыта младших школьников 21
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОПЫТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 36
2.1. Педагогические условия формирования эстетического опыта младших школьников в процессе изучения сказок и рассказов 36
2.2. Диагностика уровня сформированности эстетического опыта у младших школьников в процессе изучения сказок и рассказов 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63
Актуальность исследования. Реализация культуротворческой функции образования предусматривает целенаправленное использование достижений национальной культуры в обучении и воспитании молодого поколения, а также в профессиональной подготовке педагога к этой деятельности. У младших школьников, учитывая их психолого-возрастные особенности, есть все необходимые предпосылки для формирования элементарной художественно-эстетической компетентности. Им доступно понимание разносторонних художественных ценностей. В этой возрастной период происходит их знакомство с различными видами искусства – изобразительного, музыкального, театрального, литературного. Кроме того, дети указанного возраста способны эмоционально откликаться на проявления эстетического в жизни и искусстве, выражать свои чувства в разных видах художественной деятельности. К тому же они могут оценить собственные поступки и поступки других, знают правила и нормы поведения.
У младших школьников все больше выражаются основы эстетического вкуса (чутье линии, формы, цвета, ритма и т.п.). Ребенок владеет отдельными врожденными чертами, которые способствуют формированию у него эстетических способностей: непосредственностью, эмоциональностью, искренностью, открытостью к миру, богатым воображением, фантазией. Всем своим существом он стремится к эстетическому самовыражению. В детстве эстетические способности развиваются по мере увеличения эстетических потребностей. Постепенно выделяется духовная потребность в эстетических переживаниях.
Способность воспринимать и преобразовывать действительность по законам красоты – обязательный элемент духовного богатства личности. Без эстетической воспитанности, сформированности эстетических чувств, вкусов, художественных способностей невозможно разностороннее гармоничное развитие и формирование эстетического опыта. Поэтому очень важно с того момента, когда человек начинает воспринимать окружающий мир, открыть для него все проявления прекрасного, научить видеть, чувствовать и понимать красоту, чтобы сформировать и расширять его эстетический опыт как важную составляющую духовного развития в целом.
Наиболее сензитивным в этом контексте является младший школьный возраст, когда обогащается эмоционально-чувственная сфера ребенка, формируется его эстетическое отношение к жизни, развивается восприятие и понимание прекрасного в искусстве, природе, взаимоотношениях людей. Собственно, у младшего школьника более зрелыми становятся формы моральных, эстетических и познавательных чувств (сострадание, чуткость, ответственность, взаимопонимание, переживание успеха, любознательность).
Особо ценностное содержание приобретает эстетическое воспитание и формирование эстетического опыта в педагогическом процессе начальной школы. Отсюда задача педагогов – использовать как можно больше средств для формирования художественно-эстетической компетентности младших школьников.
Проблеме эстетического воспитания, совершенствованию его содержания, а также поиску педагогических технологий, направленных на формирование художественно-эстетической компетентности детей младшего школьного возраста и их эстетического опыта посвящены научные исследования А. Богуш, И. Большаковой, И. Казмерчук, Ю. Клоковой, С. Костюк, Н. Лысенко, С. Матвиенко, Т. Пагути, М. Федоровой, А. Шевчук.
Понятие эстетического опыта занимает центральное место в категориальной структуре рецептивной эстетики. Обращаясь к эстетическому опыту, философы (Э. Гуссерль, Р. Ингарден, Х. Яусс и др.) отмечали его формообразующую черту – переживание событий встречи с необходимостью адекватного выражения акта этой встречи. Феменологический аспект эстетического опыта исследовал французский эстетик М. Дюфрен, который относил эстетический опыт исключительно к искусству, художественному освоению действительности и видел в нём «начало всех путей, которыми проходит человечество». Он был убеждён, что только эстетический опыт делает человека настоящим человеком, порождая из себя познавательные и нравственные отношения. Эстетический опыт в философии И. Канта трактовался как опыт сознания или как опыт переживания. Приобретенный эстетический опыт гармонизирует в человеке все противоположные интенции, выявляя сущностные основания бытия на глубинном, не поддающемся вербализации, уровне.
Вместе с тем не теряет своей актуальности педагогическая проблема, связанная с поиском средств, источников формирования эстетического опыта младших школьников, методического и дидактического инструментария, способствующего эстетическому обогащению учащихся начальной школы на уроках технологий, литературного чтения, русского языка. Одним из таких средств являются уроки литературы, где непосредственно изучаются рассказы и сказки, что откладывает отпечаток на младших школьников. Недостаточность теоретико-методической разработанности проблемы обусловила выбор темы нашего исследования «Формирование эстетической культуры младших школьников при изучении рассказов и сказок».
Объект исследования – формирование эстетического опыта младших школьников.
Предмет исследования – дидактический потенциал уроков уроков литературы как оптимальной среды для формирования эстетического опыта младших школьников.
Цели исследования – выявить и описать дидактический потенциал уроков при изучение сказок и рассказов, как оптимальной среды для формирования эстетического опыта младших школьников.
Для реализации поставленной цели нужно решить следующие задачи:
1. Определить сущность понятия «эстетический опыт».
2. Описать особенности формирования эстетического опыта у младших школьников.
3. Рассмотреть уроки литературы как оптимальную среду для формирования эстетического опыта младших школьников.
4. Определить педагогические условия формирования эстетического опыта младших школьников.
5. Осуществить диагностику уровня сформированности эстетического опыта у младших школьников.
6. Предложить методические рекомендации по формированию эстетического опыта у младших школьников на уроках литературы.
Для решения поставленных задач и достижения цели был использован комплекс методов исследования: теоретические: анализ научной и методической литературы по проблеме исследования; эмпирические: целенаправленное наблюдение за младшими школьниками, анализ учебно-воспитательной документации; педагогический эксперимент (констатирующий): статистические: количественный и качественный анализ экспериментальных данных.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что нами рассмотрено формирование эстетического опыта младших школьников как педагогическую проблему. Выявлено научное понимание дефиниции «эстетический опыт»; перечислены и описаны особенности формирования эстетического опыта у младших школьников; доказано, что уроки литературы являются важным средством формирования эстетического опыта у младших школьников.
Практическая значимость исследования состоит в том, что учителям и студентам, обучающимся по направлению подготовки. Начальное образование, предложены методические рекомендации по формированию эстетического опыта у младших школьников на уроках по изучению сказок и рассказов.
Структура работы: работа состоит из введения, двух разделов, выводов к ним, заключения, списка использованной литературы.
У младших школьников все больше выражаются основы эстетического вкуса (чутье линии, формы, цвета, ритма и т.п.). Ребенок владеет отдельными врожденными чертами, которые способствуют формированию у него эстетических способностей: непосредственностью, эмоциональностью, искренностью, открытостью к миру, богатым воображением, фантазией. Всем своим существом он стремится к эстетическому самовыражению. В детстве эстетические способности развиваются по мере увеличения эстетических потребностей. Постепенно выделяется духовная потребность в эстетических переживаниях.
Способность воспринимать и преобразовывать действительность по законам красоты – обязательный элемент духовного богатства личности. Без эстетической воспитанности, сформированности эстетических чувств, вкусов, художественных способностей невозможно разностороннее гармоничное развитие и формирование эстетического опыта. Поэтому очень важно с того момента, когда человек начинает воспринимать окружающий мир, открыть для него все проявления прекрасного, научить видеть, чувствовать и понимать красоту, чтобы сформировать и расширять его эстетический опыт как важную составляющую духовного развития в целом.
Наиболее сензитивным в этом контексте является младший школьный возраст, когда обогащается эмоционально-чувственная сфера ребенка, формируется его эстетическое отношение к жизни, развивается восприятие и понимание прекрасного в искусстве, природе, взаимоотношениях людей. Собственно, у младшего школьника более зрелыми становятся формы моральных, эстетических и познавательных чувств (сострадание, чуткость, ответственность, взаимопонимание, переживание успеха, любознательность).
Особо ценностное содержание приобретает эстетическое воспитание и формирование эстетического опыта в педагогическом процессе начальной школы. Отсюда задача педагогов – использовать как можно больше средств для формирования художественно-эстетической компетентности младших школьников.
Проблеме эстетического воспитания, совершенствованию его содержания, а также поиску педагогических технологий, направленных на формирование художественно-эстетической компетентности детей младшего школьного возраста и их эстетического опыта посвящены научные исследования А. Богуш, И. Большаковой, И. Казмерчук, Ю. Клоковой, С. Костюк, Н. Лысенко, С. Матвиенко, Т. Пагути, М. Федоровой, А. Шевчук.
Понятие эстетического опыта занимает центральное место в категориальной структуре рецептивной эстетики. Обращаясь к эстетическому опыту, философы (Э. Гуссерль, Р. Ингарден, Х. Яусс и др.) отмечали его формообразующую черту – переживание событий встречи с необходимостью адекватного выражения акта этой встречи. Феменологический аспект эстетического опыта исследовал французский эстетик М. Дюфрен, который относил эстетический опыт исключительно к искусству, художественному освоению действительности и видел в нём «начало всех путей, которыми проходит человечество». Он был убеждён, что только эстетический опыт делает человека настоящим человеком, порождая из себя познавательные и нравственные отношения. Эстетический опыт в философии И. Канта трактовался как опыт сознания или как опыт переживания. Приобретенный эстетический опыт гармонизирует в человеке все противоположные интенции, выявляя сущностные основания бытия на глубинном, не поддающемся вербализации, уровне.
Вместе с тем не теряет своей актуальности педагогическая проблема, связанная с поиском средств, источников формирования эстетического опыта младших школьников, методического и дидактического инструментария, способствующего эстетическому обогащению учащихся начальной школы на уроках технологий, литературного чтения, русского языка. Одним из таких средств являются уроки литературы, где непосредственно изучаются рассказы и сказки, что откладывает отпечаток на младших школьников. Недостаточность теоретико-методической разработанности проблемы обусловила выбор темы нашего исследования «Формирование эстетической культуры младших школьников при изучении рассказов и сказок».
Объект исследования – формирование эстетического опыта младших школьников.
Предмет исследования – дидактический потенциал уроков уроков литературы как оптимальной среды для формирования эстетического опыта младших школьников.
Цели исследования – выявить и описать дидактический потенциал уроков при изучение сказок и рассказов, как оптимальной среды для формирования эстетического опыта младших школьников.
Для реализации поставленной цели нужно решить следующие задачи:
1. Определить сущность понятия «эстетический опыт».
2. Описать особенности формирования эстетического опыта у младших школьников.
3. Рассмотреть уроки литературы как оптимальную среду для формирования эстетического опыта младших школьников.
4. Определить педагогические условия формирования эстетического опыта младших школьников.
5. Осуществить диагностику уровня сформированности эстетического опыта у младших школьников.
6. Предложить методические рекомендации по формированию эстетического опыта у младших школьников на уроках литературы.
Для решения поставленных задач и достижения цели был использован комплекс методов исследования: теоретические: анализ научной и методической литературы по проблеме исследования; эмпирические: целенаправленное наблюдение за младшими школьниками, анализ учебно-воспитательной документации; педагогический эксперимент (констатирующий): статистические: количественный и качественный анализ экспериментальных данных.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что нами рассмотрено формирование эстетического опыта младших школьников как педагогическую проблему. Выявлено научное понимание дефиниции «эстетический опыт»; перечислены и описаны особенности формирования эстетического опыта у младших школьников; доказано, что уроки литературы являются важным средством формирования эстетического опыта у младших школьников.
Практическая значимость исследования состоит в том, что учителям и студентам, обучающимся по направлению подготовки. Начальное образование, предложены методические рекомендации по формированию эстетического опыта у младших школьников на уроках по изучению сказок и рассказов.
Структура работы: работа состоит из введения, двух разделов, выводов к ним, заключения, списка использованной литературы.
Согласно решению первой задачи, на основе анализа философских, психологических и педагогических источников нами выявлено состояние исследуемой проблемы и уточнена сущность понятия «эстетический опыт» как внутренне субъектно усвоенный, интегрированный континуум деятельностно-творческого освоения действительности.
Нами обосновано, что наиболее благоприятным для формирования эстетического опыта является младший школьный возраст, благодаря таким психологическим особенностям, как постепенный переход от синкретизма мыслей, чувств к дифференциальному восприятию действительности, познавательной активности, чувствительности к красоте, образности мышления, эмпатии, склонности к эстетическому восприятию реальных объектов, развитию творческих способностей.
Эстетический опыт младшего школьника – это интегральный компонент эстетической деятельности, который аккумулирует важнейшие духовно-практические аспекты взаимодействия ребёнка с окружающим миром и отражает личностно детерминированную систему его отношений к миру. Составляющими эстетического опыта младшего школьника являются: эстетические знания, чувства и эмоции, вкусы, интересы, идеалы.
В процессе исследования была рассмотрена трехкомпонентная структура эстетического опыта, включающая: аккумулятивный, ценностно-побудительный, творчески-результативный компоненты. Аккумулятивный включает эмоционально-положительную реакцию на объекты и явления окружающей действительности, ассоциативно-образную обработку эстетической информации, эстетические знания; ценностно-побудительный компонент – эстетические чувства к природе и искусству, эстетическую оценку объектов и явлений окружающей действительности и произведений искусства; эстетические мотивы практической деятельности; творчески-результативный компонент – художественно-творческую интерпретацию эстетических впечатлений; креативность личных поведенческих программ; экстраполяцию эстетического опыта на другие сферы жизнедеятельности с целью расширения социального опыта.
Согласно решению второй задачи, мы описали особенности формирования эстетического опыта младших школьников. Как мы убедились, формирование эстетическое опыта у младших школьников направлено на развитие полноценной личности, наделенной необходимыми эстетическими навыками и компетенциями в рамках эстетического воспитания детей. В связи с этим эстетическое воспитание находится во взаимосвязи со всеми иными видами воспитания – трудовым, нравственным, умственными т.д.
Основные задачи формирования эстетического опыта у младших школьников следующие:
‒ формирование и развитие у ребенка эстетического восприятия произведений искусства и окружающей действительности;
‒ развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания и ряда иных эстетических эмоций при созерцании прекрасного или безобразного;
‒ развитие творческих способностей личности, а также творческих задатков, заложенных в ней от рождения;
‒ развитие эстетического вкуса и эстетического опыта.
Организация процесса формирования эстетического опыта требует соблюдения ряда принципов, среди которых:
‒ принцип комплексного подхода к воспитанию и обучению;
‒ принцип взаимосвязи эстетической деятельности с повседневной жизнью;
‒ принцип соблюдения единства общего психического и художественного развития;
‒ принцип соблюдения эстетики в повседневной жизни и в обучении;
‒ принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся;
‒ принцип полифонизма деятельностных средств;
‒ принцип высокохудожественной направленности;
‒ принцип взаимосвязи процесса эстетического воспитания с национальными традициями и культурой.
Основными средствами формирования эстетического опыта выступают: разнообразные виды деятельности; окружающая среда и природа; произведения искусства; фольклор и литература.
Этапы формирования эстетического опыта принято разделять в зависимости от возраста ребенка и в зависимости от усвоения им эстетических знаний, умений и навыков. Это и нужно учитывать педагогом при организации соответствующей работы на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе – на одном из таких этапов, который определяется возрастом 6–7 лет. Младшие школьники уже способны воспринимать больше, чем заложено во внешнем изображении. То есть могут осознавать эстетический смысл произведения, понимать замысел автора. Например, при прослушивании музыкального произведения дети не просто испытывают удовольствие от гармоничного звучания музыкальных инструментов, но и могут мысленно представить картину, действия или сюжет, которые «рисует» музыка. Они «видят» эстетический смысл музыкального произведения, который в него заложил композитор.
Нами обосновано, что наиболее благоприятным для формирования эстетического опыта является младший школьный возраст, благодаря таким психологическим особенностям, как постепенный переход от синкретизма мыслей, чувств к дифференциальному восприятию действительности, познавательной активности, чувствительности к красоте, образности мышления, эмпатии, склонности к эстетическому восприятию реальных объектов, развитию творческих способностей.
Эстетический опыт младшего школьника – это интегральный компонент эстетической деятельности, который аккумулирует важнейшие духовно-практические аспекты взаимодействия ребёнка с окружающим миром и отражает личностно детерминированную систему его отношений к миру. Составляющими эстетического опыта младшего школьника являются: эстетические знания, чувства и эмоции, вкусы, интересы, идеалы.
В процессе исследования была рассмотрена трехкомпонентная структура эстетического опыта, включающая: аккумулятивный, ценностно-побудительный, творчески-результативный компоненты. Аккумулятивный включает эмоционально-положительную реакцию на объекты и явления окружающей действительности, ассоциативно-образную обработку эстетической информации, эстетические знания; ценностно-побудительный компонент – эстетические чувства к природе и искусству, эстетическую оценку объектов и явлений окружающей действительности и произведений искусства; эстетические мотивы практической деятельности; творчески-результативный компонент – художественно-творческую интерпретацию эстетических впечатлений; креативность личных поведенческих программ; экстраполяцию эстетического опыта на другие сферы жизнедеятельности с целью расширения социального опыта.
Согласно решению второй задачи, мы описали особенности формирования эстетического опыта младших школьников. Как мы убедились, формирование эстетическое опыта у младших школьников направлено на развитие полноценной личности, наделенной необходимыми эстетическими навыками и компетенциями в рамках эстетического воспитания детей. В связи с этим эстетическое воспитание находится во взаимосвязи со всеми иными видами воспитания – трудовым, нравственным, умственными т.д.
Основные задачи формирования эстетического опыта у младших школьников следующие:
‒ формирование и развитие у ребенка эстетического восприятия произведений искусства и окружающей действительности;
‒ развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания и ряда иных эстетических эмоций при созерцании прекрасного или безобразного;
‒ развитие творческих способностей личности, а также творческих задатков, заложенных в ней от рождения;
‒ развитие эстетического вкуса и эстетического опыта.
Организация процесса формирования эстетического опыта требует соблюдения ряда принципов, среди которых:
‒ принцип комплексного подхода к воспитанию и обучению;
‒ принцип взаимосвязи эстетической деятельности с повседневной жизнью;
‒ принцип соблюдения единства общего психического и художественного развития;
‒ принцип соблюдения эстетики в повседневной жизни и в обучении;
‒ принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся;
‒ принцип полифонизма деятельностных средств;
‒ принцип высокохудожественной направленности;
‒ принцип взаимосвязи процесса эстетического воспитания с национальными традициями и культурой.
Основными средствами формирования эстетического опыта выступают: разнообразные виды деятельности; окружающая среда и природа; произведения искусства; фольклор и литература.
Этапы формирования эстетического опыта принято разделять в зависимости от возраста ребенка и в зависимости от усвоения им эстетических знаний, умений и навыков. Это и нужно учитывать педагогом при организации соответствующей работы на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе – на одном из таких этапов, который определяется возрастом 6–7 лет. Младшие школьники уже способны воспринимать больше, чем заложено во внешнем изображении. То есть могут осознавать эстетический смысл произведения, понимать замысел автора. Например, при прослушивании музыкального произведения дети не просто испытывают удовольствие от гармоничного звучания музыкальных инструментов, но и могут мысленно представить картину, действия или сюжет, которые «рисует» музыка. Они «видят» эстетический смысл музыкального произведения, который в него заложил композитор.



