ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОПЫТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 8
1.1 Сущность понятия «эстетический опыт» 8
1.2. Особенности формирования эстетического опыта младших школьников 21
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОПЫТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 36
2.1. Педагогические условия формирования эстетического опыта младших школьников в процессе изучения сказок и рассказов 36
2.2. Диагностика уровня сформированности эстетического опыта у младших школьников в процессе изучения сказок и рассказов 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63
Актуальность исследования. Реализация культуротворческой функции образования предусматривает целенаправленное использование достижений национальной культуры в обучении и воспитании молодого поколения, а также в профессиональной подготовке педагога к этой деятельности. У младших школьников, учитывая их психолого-возрастные особенности, есть все необходимые предпосылки для формирования элементарной художественно-эстетической компетентности. Им доступно понимание разносторонних художественных ценностей. В этой возрастной период происходит их знакомство с различными видами искусства – изобразительного, музыкального, театрального, литературного. Кроме того, дети указанного возраста способны эмоционально откликаться на проявления эстетического в жизни и искусстве, выражать свои чувства в разных видах художественной деятельности. К тому же они могут оценить собственные поступки и поступки других, знают правила и нормы поведения.
У младших школьников все больше выражаются основы эстетического вкуса (чутье линии, формы, цвета, ритма и т.п.). Ребенок владеет отдельными врожденными чертами, которые способствуют формированию у него эстетических способностей: непосредственностью, эмоциональностью, искренностью, открытостью к миру, богатым воображением, фантазией. Всем своим существом он стремится к эстетическому самовыражению. В детстве эстетические способности развиваются по мере увеличения эстетических потребностей. Постепенно выделяется духовная потребность в эстетических переживаниях.
Способность воспринимать и преобразовывать действительность по законам красоты – обязательный элемент духовного богатства личности. Без эстетической воспитанности, сформированности эстетических чувств, вкусов, художественных способностей невозможно разностороннее гармоничное развитие и формирование эстетического опыта. Поэтому очень важно с того момента, когда человек начинает воспринимать окружающий мир, открыть для него все проявления прекрасного, научить видеть, чувствовать и понимать красоту, чтобы сформировать и расширять его эстетический опыт как важную составляющую духовного развития в целом.
Наиболее сензитивным в этом контексте является младший школьный возраст, когда обогащается эмоционально-чувственная сфера ребенка, формируется его эстетическое отношение к жизни, развивается восприятие и понимание прекрасного в искусстве, природе, взаимоотношениях людей. Собственно, у младшего школьника более зрелыми становятся формы моральных, эстетических и познавательных чувств (сострадание, чуткость, ответственность, взаимопонимание, переживание успеха, любознательность).
Особо ценностное содержание приобретает эстетическое воспитание и формирование эстетического опыта в педагогическом процессе начальной школы. Отсюда задача педагогов – использовать как можно больше средств для формирования художественно-эстетической компетентности младших школьников.
Проблеме эстетического воспитания, совершенствованию его содержания, а также поиску педагогических технологий, направленных на формирование художественно-эстетической компетентности детей младшего школьного возраста и их эстетического опыта посвящены научные исследования А. Богуш, И. Большаковой, И. Казмерчук, Ю. Клоковой, С. Костюк, Н. Лысенко, С. Матвиенко, Т. Пагути, М. Федоровой, А. Шевчук.
Понятие эстетического опыта занимает центральное место в категориальной структуре рецептивной эстетики. Обращаясь к эстетическому опыту, философы (Э. Гуссерль, Р. Ингарден, Х. Яусс и др.) отмечали его формообразующую черту – переживание событий встречи с необходимостью адекватного выражения акта этой встречи. Феменологический аспект эстетического опыта исследовал французский эстетик М. Дюфрен, который относил эстетический опыт исключительно к искусству, художественному освоению действительности и видел в нём «начало всех путей, которыми проходит человечество». Он был убеждён, что только эстетический опыт делает человека настоящим человеком, порождая из себя познавательные и нравственные отношения. Эстетический опыт в философии И. Канта трактовался как опыт сознания или как опыт переживания. Приобретенный эстетический опыт гармонизирует в человеке все противоположные интенции, выявляя сущностные основания бытия на глубинном, не поддающемся вербализации, уровне.
Вместе с тем не теряет своей актуальности педагогическая проблема, связанная с поиском средств, источников формирования эстетического опыта младших школьников, методического и дидактического инструментария, способствующего эстетическому обогащению учащихся начальной школы на уроках технологий, литературного чтения, русского языка. Одним из таких средств являются уроки литературы, где непосредственно изучаются рассказы и сказки, что откладывает отпечаток на младших школьников. Недостаточность теоретико-методической разработанности проблемы обусловила выбор темы нашего исследования «Формирование эстетической культуры младших школьников при изучении рассказов и сказок».
Объект исследования – формирование эстетического опыта младших школьников.
Предмет исследования – дидактический потенциал уроков уроков литературы как оптимальной среды для формирования эстетического опыта младших школьников.
Цели исследования – выявить и описать дидактический потенциал уроков при изучение сказок и рассказов, как оптимальной среды для формирования эстетического опыта младших школьников.
Для реализации поставленной цели нужно решить следующие задачи:
1. Определить сущность понятия «эстетический опыт».
2. Описать особенности формирования эстетического опыта у младших школьников.
3. Рассмотреть уроки литературы как оптимальную среду для формирования эстетического опыта младших школьников.
4. Определить педагогические условия формирования эстетического опыта младших школьников.
5. Осуществить диагностику уровня сформированности эстетического опыта у младших школьников.
6. Предложить методические рекомендации по формированию эстетического опыта у младших школьников на уроках литературы.
Для решения поставленных задач и достижения цели был использован комплекс методов исследования: теоретические: анализ научной и методической литературы по проблеме исследования; эмпирические: целенаправленное наблюдение за младшими школьниками, анализ учебно-воспитательной документации; педагогический эксперимент (констатирующий): статистические: количественный и качественный анализ экспериментальных данных.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что нами рассмотрено формирование эстетического опыта младших школьников как педагогическую проблему. Выявлено научное понимание дефиниции «эстетический опыт»; перечислены и описаны особенности формирования эстетического опыта у младших школьников; доказано, что уроки литературы являются важным средством формирования эстетического опыта у младших школьников.
Практическая значимость исследования состоит в том, что учителям и студентам, обучающимся по направлению подготовки. Начальное образование, предложены методические рекомендации по формированию эстетического опыта у младших школьников на уроках по изучению сказок и рассказов.
Структура работы: работа состоит из введения, двух разделов, выводов к ним, заключения, списка использованной литературы.
Согласно решению первой задачи, на основе анализа философских, психологических и педагогических источников нами выявлено состояние исследуемой проблемы и уточнена сущность понятия «эстетический опыт» как внутренне субъектно усвоенный, интегрированный континуум деятельностно-творческого освоения действительности.
Нами обосновано, что наиболее благоприятным для формирования эстетического опыта является младший школьный возраст, благодаря таким психологическим особенностям, как постепенный переход от синкретизма мыслей, чувств к дифференциальному восприятию действительности, познавательной активности, чувствительности к красоте, образности мышления, эмпатии, склонности к эстетическому восприятию реальных объектов, развитию творческих способностей.
Эстетический опыт младшего школьника – это интегральный компонент эстетической деятельности, который аккумулирует важнейшие духовно-практические аспекты взаимодействия ребёнка с окружающим миром и отражает личностно детерминированную систему его отношений к миру. Составляющими эстетического опыта младшего школьника являются: эстетические знания, чувства и эмоции, вкусы, интересы, идеалы.
В процессе исследования была рассмотрена трехкомпонентная структура эстетического опыта, включающая: аккумулятивный, ценностно-побудительный, творчески-результативный компоненты. Аккумулятивный включает эмоционально-положительную реакцию на объекты и явления окружающей действительности, ассоциативно-образную обработку эстетической информации, эстетические знания; ценностно-побудительный компонент – эстетические чувства к природе и искусству, эстетическую оценку объектов и явлений окружающей действительности и произведений искусства; эстетические мотивы практической деятельности; творчески-результативный компонент – художественно-творческую интерпретацию эстетических впечатлений; креативность личных поведенческих программ; экстраполяцию эстетического опыта на другие сферы жизнедеятельности с целью расширения социального опыта.
Согласно решению второй задачи, мы описали особенности формирования эстетического опыта младших школьников. Как мы убедились, формирование эстетическое опыта у младших школьников направлено на развитие полноценной личности, наделенной необходимыми эстетическими навыками и компетенциями в рамках эстетического воспитания детей. В связи с этим эстетическое воспитание находится во взаимосвязи со всеми иными видами воспитания – трудовым, нравственным, умственными т.д.
Основные задачи формирования эстетического опыта у младших школьников следующие:
‒ формирование и развитие у ребенка эстетического восприятия произведений искусства и окружающей действительности;
‒ развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания и ряда иных эстетических эмоций при созерцании прекрасного или безобразного;
‒ развитие творческих способностей личности, а также творческих задатков, заложенных в ней от рождения;
‒ развитие эстетического вкуса и эстетического опыта.
Организация процесса формирования эстетического опыта требует соблюдения ряда принципов, среди которых:
‒ принцип комплексного подхода к воспитанию и обучению;
‒ принцип взаимосвязи эстетической деятельности с повседневной жизнью;
‒ принцип соблюдения единства общего психического и художественного развития;
‒ принцип соблюдения эстетики в повседневной жизни и в обучении;
‒ принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся;
‒ принцип полифонизма деятельностных средств;
‒ принцип высокохудожественной направленности;
‒ принцип взаимосвязи процесса эстетического воспитания с национальными традициями и культурой.
Основными средствами формирования эстетического опыта выступают: разнообразные виды деятельности; окружающая среда и природа; произведения искусства; фольклор и литература.
Этапы формирования эстетического опыта принято разделять в зависимости от возраста ребенка и в зависимости от усвоения им эстетических знаний, умений и навыков. Это и нужно учитывать педагогом при организации соответствующей работы на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе – на одном из таких этапов, который определяется возрастом 6–7 лет. Младшие школьники уже способны воспринимать больше, чем заложено во внешнем изображении. То есть могут осознавать эстетический смысл произведения, понимать замысел автора. Например, при прослушивании музыкального произведения дети не просто испытывают удовольствие от гармоничного звучания музыкальных инструментов, но и могут мысленно представить картину, действия или сюжет, которые «рисует» музыка. Они «видят» эстетический смысл музыкального произведения, который в него заложил композитор.
1. Адорно Т. Эстетическая теория / Т. Адорно. – М.: Республика, 2001. 527 с.
2. Бадью А. Малое руководство по эстетике / А. Бадью. – СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2014. – 56 с.
3. Бердсли М.С. Эстетика: Проблемы философии критики / М.С. Бердсли. – Hackett Publishing Company, Inc., 1981. – 678 с.
4. Берлеант А. Историчность эстетики / А. Берлеант // Феноменология искусства. Отв.ред. K.M. Долгов. – М., 1996. – С. 241 – 261.
5. Берлеант А. Чувствительность и чувство: эстетическая трансформация человеческого мира / А. Берлеант. – Эксетер: Импринт Академик, 2010. – 232 с.
6. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства / П.Г. Богатырев // Актуальные проблемы современной фольклористики: сборник статей и материалов / сост. В. Е. Гусев. – Ленинград: Музыка, 1980. – 423 с.
7. Бычков В.В. Метафизические аспекты эстетического опыта / В.В. Бычков, Н.Б. Маньковская // Вестник славянских культур. – 2015. – № 1. – С. 161–176.
8. Вельш В. Эстетика за пределами эстетики / В. Вельш // Материалы XIII Международного конгресса эстетиков. – Хельсинки: Хельсинский Университет, 1997. – Том. III. Практическая эстетика в практике и теории / Под ред. М. Хонканен. – С. 18–37.
9. Воеводина Л.Н. Мифология как часть символического универсума / Л.Н. Воеводина // Вестник Московского государственного института культуры и искусств. – 2014. – № 5 (61). – С. 51 – 57.
10. Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. – М.: Искусство, 1986. – 574 с.
11. Гегель Г. В. Ф. Эстетика: в 2-х т. / Г.В.Ф. Гегель. – СПб.: Наука, 2001. – Т. 1. – 622 с.
12. Гольдман А.Х. Широкий взгляд на эстетический опыт / А. Х. Гольдман // журнал эстетики и искусствоведения. 2012 год. – N 71. – С. 323–333.
13. Гулыга А. В. Эстетика в свете аксиологии. Пятьдесят лет на Волхонке / А.В. Гулыга. – СПб.: Алетейя, 2000. – 447 с.
14. Гумбрехт Г.-У. Производство присутствия: чего не может передать значение / Г.-У. Гумбрехт. – М.: Новое литературное обозрение, 2006. – 184 с.
15. Гребенкина Т.Н. Формирование эстетической культуры младших школьников / Т.Н. Гребенкина, Е.А. Кувалдина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 28. – С. 187–189.
16. Гребенюк О.С. Основы педагогики индивидуальности: Учеб. пособие / О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк. – Калинингр. гос. ун-т. – Калининград, 2000. – 572 с.
17. Давыдова Ю.В. Эмоциональный интеллект: сущностные признаки, структура и особенности проявления в подростковом возрасте / Ю.В. Давыдова // Научная библиотека диссертаций и авторефератов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: disserCat
18. Джей М. Опыт эстетический и опыт исторический: констелляция XXI века / М. Джей // Новое литературное обозрение. – 2009. – № 99. – С. 10–22.
19. Дзыкевыч С.А. Эстетические категории как необходимые формы теоретического знания / С.А. Дзыкевыч // Вестник Костромского государственного университета им. H.A. Некрасова. – 2010. – Т.16. – №1. – С. 142–146.
20. Долгов K.M. Реконструкция эстетического в западноевропейской и русской культуре / К.М. Долгов. – М.: Прогресс, 2004. – 1035 с.
21. Дотоль И.В. Эстетический опыт как форма проявления автономности современного человека / И.В. Дотоль // Труды Братского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2007. – Т.1. – С. 156–160.
22. Драное A.B. Эстетический опыт / А.В. Драное // Современное зарубежное литературоведение: Энциклопедия. Словарь-справочник. – М., 1999. – С. 167–171.
23. Дьюи Дж. Искусство как опыт / Дж. Дьюи. – Тарчер Периги, 2005. – 371 с.
24. Дюфренн М. Феноменология эстетического опыта / М. Дюфренн. – Северо-Западный университет. Пресса, 1973. – 578 с.
25. Золотухина-Аболина Е.В. О специфике высших духовных ценностей / Е.В. Золотухина-Аболина // Философские науки. – 1987. – № 4. – С. 11–19.
26. Зорилова Л.С. Духовные основы становления музыкальной школы эпохи возрождения в Западной Европе / Л.С. Зорилова // Вестник Московского государственного института культуры и искусств. – 2015. – № 5 (67). – С. 83–89.
27. Ингарден Р. Эстетический опыт и эстетический объект / Р. Ингарден // Философия и феноменологические исследования. – 1961. – Том. XXI. – № 3. – С. 289–313.
28. Каган М.С. Искусство как феномен культуры / М.С. Каган // Искусство в системе культуры: [сборник статей] / АН СССР, Научный совет по истории мировой культуры, Секция по теоретическим проблемам культуры; сост. и отв. ред. М.С. Каган. – Ленинград: Наука: Ленингр. отд-ние, 1987. – 398 с.
29. Каган М.С. Философская теория ценности / М.С. Каган. – СПб.: Петрополис, 1997. – 205 с.
30. Кант И. Сочинения: в 8-ми т. / И. Кант. – М.: Чоро, 1994. – Т.5. – 414 с.
31. Картавцева М.Т. Влияние на психическое развитие ребёнка-младший школьника комплексного обучения на материале фольклора / М.Т. Картавцева // Вестник Московского государственного института культуры и искусств. – 2006. – № 2. – С. 73–78.
32. Картавцева М.Т. Сущность и содержание музыкально-творческого развития детей / М.Т. Картавцева // Вестник Московского государственного института культуры и искусств. – 2007. – № 4. – С. 171–175.
33. Кенник В. Основывается ли традиционная эстетика на ошибке? / В. Кенник // Американская философия искусства: основные концепции второй половины ХХ века антиэссенциализм, перцептуализм, институционализм. Антология / пер с англ.; под ред. Б. Дземидока и Б. Орлова. – Екатеринбург: Деловая книга, 1997. – С. 87–112.
34. Кирсанова Н.Н. Общекультурная функция языка искусства / Н.Н. Кирсанова // Искусство в системе культуры: [сборник статей] / АН СССР, Научный совет по истории мировой культуры, Секция по теоретическим проблемам культуры ; сост. и отв. ред. М.С. Каган. – Ленинград: Наука: Ленингр. отд-ние, 1987. – 432 с.
35. Краткий словарь по эстетике: книга для учителя / [Акиньшина Е.Л., Аронов В.Р., Афасижев М.Н. и др.]; под ред. М.Ф. Овсянникова. – Москва: Просвещение, 1983. – 224 с.
36. Кривцун О.А. Эстетика / О.А. Кривцун. – М.: Юрайт, 2014. – 549 с.
37. Кэрролл Н. Современные подходы к эстетическому опыту / Н.Кэрролл // Журнал эстетики и искусствоведения. – 2013. –№ 70. – С. 165–177.
38. Кэрролл Н. Эстетический опыт / Н. Кэрролла // Журнал эстетики. – 2002. – № 42 (2). – С. 145–168.
39. Ландгребе Л. Что такое эстетический опыт? / Л. Ландгребе // Современная западноевропейская и американская эстетика: сб. переводов / под общ. ред. Е. Г. Яковлева. – М.: Университет, 2002. – С. 206–223.
40. Лосев А.Ф. История эстетических категорий / А.Ф. Лосев, В.П. Шестаков. – М.: Искусство, 1965. – 374 с.
41. Любимова Ю.С. Народное декоративно-прикладное искусство в эстетическом воспитании младших школьников: учеб.-метод. пособие / Ю.С. Любимова; под науч. ред. В.В. Буткевич. – Минск: БГПУ, 2004. – 37 с.
42. Любімава Ю.С. Ці ведаеш ты?: творчыя заданні па курсу «Дэкаратыў на прыкладное мастацтва»/ Ю.С. Любимова // Пачатк. шк. – 2004. – № 5. – С. 13.
43. Мельников М.Н. Формообразующая роль внеэстетических функций некоторых жанров фольклора / М.Н. Мельников // Полифункциональность фольклора: сборник научных трудов / Новосибирский государственный педагогический институт; [редкол.: М.Н. Мельников (отв. ред.) и др.]. Новосибирск: НГПИ, 2013. – С. 8–27.
44. Mитиас М.Х. Что делает эстетический опыт? / М. Х. Митиас. – Амстердам: Родопи, 1988. – 154 с.
45. Мур Р. Эстественная красота: теория эстетики за пределами искусства / Р. Мур. – Ontario: Broadview Press, 2008. – 272 с.
46. Радеев А.Е. О том, что значит говорить «да» (по Ницше и не только) / А.Е. Радеев // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 17. Философия. Конфликтология. Культурология. Религиоведение. – 2015. – Вып. 1. – С. 140–147.
47. Радеев А.Е. Что же имеется в виду под опытом, когда мы называем его эстетическим? / А.Е. Радеев // Вестник СПбГУ. Серия 17. Философия. Конфликтология. Культурология. Религиоведение. – 2016. – Вып. 4. – С. 53–62.
48. Раджендра Кумар Шарма. Социологические методы и техники / Шарма Кумар Раджендра. – Atlantic Publishers & Dist., 1997. – 445 с.
49. Рансьер Ж. Разделяя чувственное / Ж Рансьер. – СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2007. – 264 с.
50. Столович Л.Н. Культура художественная и культура эстетическая / Л.Н. Столович // Искусство в системе культуры / АН СССР, Научный совет по истории мировой культуры, Секция по теоретическим проблемам культуры ; сост. и отв. ред. М.С. Каган. – Ленинград: Наука: Ленингр. отд-ние, 1987. – 674 с.
51. Тарасов В.А. Искусство как «код» культуры / В.А. Тарасов // Искусство в системе культуры: [сборник статей] / АН СССР, Научный совет по истории мировой культуры, Секция по теоретическим проблемам культуры ; сост. и отв. ред. М.С. Каган. – Ленинград: Наука: Ленингр. отд-ние, 1987. – 427 с.
52. Чистов К.В. Этническая общность, этническое сознание и некоторые проблемы духовной культуры / К.В. Чистов // Советская этнография, 2002. – № 3. – С. 73 – 87.
53. Чужа Н.П. Формування естетичного досвіду молодших школярів засобами українських народних паремій / Н.П. Чужа / Автореферат дисертації на здобуття ступеня канд. пед.. наук,13.00.07 – теорія і методика виховання. – К., 2018. – 23 с.
54. Шустерман Р. Прагматическая эстетика. Живая красота, переосмысление искусства / Р. Шустерман. – М.: Канон+, 2012. – 408 с.
55. Эстетика без искусства? Перспективы развития: сборник статей / отв. ред. Н. В. Голик. – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2010. 200 с.
56. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. – М., 2013. – 1022 с.
57. Эстетическое воспитание школьников: вопросы теории и методики: Педагогика / под ред. М. Д. Таборидзе. – Москва, 2018. – 104 с.
58. Эстетическое развитие школьников / Педагогика / А.И. Буров, Т.Ф. Завадская, В.В. Колокольникова и др. / Под ред. А.И. Бурова, Б.Т. Лихачева. –. Москва, 2014. – 304 с.
59. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника: психологический очерк / П.М. Якобсон. – Москва: «Просвещение», 2006. – 291 с.