Методика преподавания темы «Обработка числовой информации» в курсе информатики старшей школы
|
Введение 4
1 Теоретические аспекты содержательной линии "Обработка числовой
информации" в курсе информатики старшей школы 6
1.1 Роль и место темы "Обработка числовой информации" в рамках курса
информатики в старшей школе 6
1.2 Содержание темы "Обработка числовой информации" на основе
анализа учебников за 10-11 классы 10
2 Методические особенности изучения темы "обработка числовой
информации" в курсе информатики старшей школы 17
2.1 Виды заданий ЕГЭ по теме «Обработка числовой информации» 17
2.2 Элективный курс «Подготовка учащихся к ЕГЭ по теме «Обработка
числовой информации»» 25
Заключение 50
Список использованных источников 52
1 Теоретические аспекты содержательной линии "Обработка числовой
информации" в курсе информатики старшей школы 6
1.1 Роль и место темы "Обработка числовой информации" в рамках курса
информатики в старшей школе 6
1.2 Содержание темы "Обработка числовой информации" на основе
анализа учебников за 10-11 классы 10
2 Методические особенности изучения темы "обработка числовой
информации" в курсе информатики старшей школы 17
2.1 Виды заданий ЕГЭ по теме «Обработка числовой информации» 17
2.2 Элективный курс «Подготовка учащихся к ЕГЭ по теме «Обработка
числовой информации»» 25
Заключение 50
Список использованных источников 52
Использование электронных таблиц упрощает работу с данными и даёт возможность получать итоги вычислений без проведения расчетов вручную, что в свою очередь позволяет сохранить время, уменьшить вероятность просчёта в любых вычислительных операциях. При вычислении какого-то выражения в электронных таблицах можно использовать различные формулы, предусмотренные самой программой или составить порядок вычисления самому, используя различные математические формулы, законы и т.д. Также, электронные таблицы используются для визуализации данных с помощью диаграмм и графиков, что способствует лучшему усвоению информации.
Работа с электронными таблицами привлекает школьников. Это объясняется тем, что в любом школьном возрасте существенную роль в общей структуре мышления играют конкретно-образные (наглядные) компоненты. Поэтому электронные таблицы изучаются в рамках школьного курса информатики, что отражено в «Обязательном минимуме содержания образования по информатике» в содержательной линии «Обработка числовой информации».
Но в связи с нехваткой учебного времени данная тема изучается в школе поверхностно. Кроме того, в рассмотренных школьных учебниках (Гейн А.Г. «Информатика», Макарова Н.В. «Информатика и ИКТ», Угринович Н.Д. «Информатика» и др.) тема «Обработка числовой информации» излагается довольно кратко.
Для решения этой проблемы мы изучили теоретические аспекты содержательной линии «Обработка числовой информации» в курсе информатики старшей школы, и на их основе разработали элективный курс по данной теме.
Объект исследования: процесс обучения информатике в школе.
Предмет исследования: методика преподавания темы «Обработка числовой информации» в курсе информатики старшей школы.
Цель исследования: раскрыть методические особенности изучения темы «Обработка числовой информации» в курсе информатики старшей школы.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить учебную и методическую литературу по теме исследования;
2. Проанализировать учебные пособия и программы по информатике с целью изучения преподавания темы «Обработка числовой информации» в курсе информатики старшей школы;
3. Рассмотреть виды заданий по теме «Обработка числовой информации» в вариантах единого государственного экзамена;
4. Разработать элективный курс по теме «Обработка числовой информации».
Методы исследования: теоретический и сравнительно-сопоставительный анализ психолого-педагогической литературы, материалов периодической печати, интернет-источников по теме исследования, обобщение.
Практическая значимость заключается в возможности использования материалов ВКР при выполнении сообщений, рефератов, выпускных и курсовых работ. Также, в разработке элективного курса «Обработка числовой информации» в рамках подготовки учащихся к ЕГЭ.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. Во введении обоснованы актуальность проблемы исследования, сформулированы цель, объект, предмет, и задачи исследования. В заключении даны выводы и обобщения по теме
Работа с электронными таблицами привлекает школьников. Это объясняется тем, что в любом школьном возрасте существенную роль в общей структуре мышления играют конкретно-образные (наглядные) компоненты. Поэтому электронные таблицы изучаются в рамках школьного курса информатики, что отражено в «Обязательном минимуме содержания образования по информатике» в содержательной линии «Обработка числовой информации».
Но в связи с нехваткой учебного времени данная тема изучается в школе поверхностно. Кроме того, в рассмотренных школьных учебниках (Гейн А.Г. «Информатика», Макарова Н.В. «Информатика и ИКТ», Угринович Н.Д. «Информатика» и др.) тема «Обработка числовой информации» излагается довольно кратко.
Для решения этой проблемы мы изучили теоретические аспекты содержательной линии «Обработка числовой информации» в курсе информатики старшей школы, и на их основе разработали элективный курс по данной теме.
Объект исследования: процесс обучения информатике в школе.
Предмет исследования: методика преподавания темы «Обработка числовой информации» в курсе информатики старшей школы.
Цель исследования: раскрыть методические особенности изучения темы «Обработка числовой информации» в курсе информатики старшей школы.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить учебную и методическую литературу по теме исследования;
2. Проанализировать учебные пособия и программы по информатике с целью изучения преподавания темы «Обработка числовой информации» в курсе информатики старшей школы;
3. Рассмотреть виды заданий по теме «Обработка числовой информации» в вариантах единого государственного экзамена;
4. Разработать элективный курс по теме «Обработка числовой информации».
Методы исследования: теоретический и сравнительно-сопоставительный анализ психолого-педагогической литературы, материалов периодической печати, интернет-источников по теме исследования, обобщение.
Практическая значимость заключается в возможности использования материалов ВКР при выполнении сообщений, рефератов, выпускных и курсовых работ. Также, в разработке элективного курса «Обработка числовой информации» в рамках подготовки учащихся к ЕГЭ.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. Во введении обоснованы актуальность проблемы исследования, сформулированы цель, объект, предмет, и задачи исследования. В заключении даны выводы и обобщения по теме
Информационные технологии обретают всё большее воздействие на нашу жизнь. Увеличение потока данных, которое приводит к её удвоению каждые несколько лет, делает в ряде случаев, невозможным решение различных задач без широкого использования вычислительной техники.
Внедрение MS Excel в учебный процесс, существенно облегчит жизнь старшеклассникам в будущем, ведь сейчас, в XXI веке, уже невозможно обойтись без решения различных числовых задач, подсчёта экономических документов, автоматизированных расчётов, построения графиков и формирования отчётов. Данными знаниями, умениями, навыками могут овладеть учащиеся 10-11 классов на уроках информатики при изучении темы «Обработка числовой информации».
В процессе исследования были решены поставленные задачи и получены следующие результаты:
- определён обязательный минимум содержания темы «Обработка числовой информации»;
- выявлен уровень требований предъявляемых к предметным результатам учащихся;
- рассмотрены существующие вариативные подходы (учебные программы и пособия) к изучению темы «Обработка числовой информации»;
- описаны роль и место данной темы в курсе информатики и ИКТ старшей школы;
- рассмотрены виды заданий ЕГЭ по теме «Обработка числовой информации»;
- разработана программа элективного курса «Подготовка учащихся к ЕГЭ по теме «Обработка числовой информации»».
В конечном итоге было определено, что на изучение темы «Обработка числовой информации» авторы учебников на базовом уровне отводят 2 часа изучения, на профильном уровне 10 часов. В обоих случаях большая часть учебного времени тратится на практические занятия, что ещё раз подтверждает, что изучение данной темы в старшей школе предполагает практическую применимость полученных знаний.
Ключевым моментом данной работы мы считаем разработку программы элективного курса. После анализа учебников 10-11 классов различных автором на предмет включения в содержание учебников главы «Подготовка к ЕГЭ» в целом, и в частности подготовка к ЕГЭ по теме «Обработка числовой информации» мы пришли к выводу, что целесообразно разработать элективный курс по этой темы. Создание элективного курса «Подготовка учащихся к ЕГЭ по теме «Обработка числовой информации»», прежде всего, нацелено на наиболее полное изучение темы «Обработка числовой информации» и отработка умения решать старшеклассниками задания ЕГЭ по данной теме.
Применение Microsoft Excel гарантировано обучит учащихся создавать любую отчётную экономическую и финансовую документацию, строить диаграммы и графики, осуществлять обработку, анализ данных и принимать на этой основе оптимальное решение.
Результатами нашей работы могут воспользоваться учителя информатики; учащиеся для самостоятельной работы, в помощь к учебнику и систематизации знаний; студенты, обучающиеся в педагогических ВУЗах.
Внедрение MS Excel в учебный процесс, существенно облегчит жизнь старшеклассникам в будущем, ведь сейчас, в XXI веке, уже невозможно обойтись без решения различных числовых задач, подсчёта экономических документов, автоматизированных расчётов, построения графиков и формирования отчётов. Данными знаниями, умениями, навыками могут овладеть учащиеся 10-11 классов на уроках информатики при изучении темы «Обработка числовой информации».
В процессе исследования были решены поставленные задачи и получены следующие результаты:
- определён обязательный минимум содержания темы «Обработка числовой информации»;
- выявлен уровень требований предъявляемых к предметным результатам учащихся;
- рассмотрены существующие вариативные подходы (учебные программы и пособия) к изучению темы «Обработка числовой информации»;
- описаны роль и место данной темы в курсе информатики и ИКТ старшей школы;
- рассмотрены виды заданий ЕГЭ по теме «Обработка числовой информации»;
- разработана программа элективного курса «Подготовка учащихся к ЕГЭ по теме «Обработка числовой информации»».
В конечном итоге было определено, что на изучение темы «Обработка числовой информации» авторы учебников на базовом уровне отводят 2 часа изучения, на профильном уровне 10 часов. В обоих случаях большая часть учебного времени тратится на практические занятия, что ещё раз подтверждает, что изучение данной темы в старшей школе предполагает практическую применимость полученных знаний.
Ключевым моментом данной работы мы считаем разработку программы элективного курса. После анализа учебников 10-11 классов различных автором на предмет включения в содержание учебников главы «Подготовка к ЕГЭ» в целом, и в частности подготовка к ЕГЭ по теме «Обработка числовой информации» мы пришли к выводу, что целесообразно разработать элективный курс по этой темы. Создание элективного курса «Подготовка учащихся к ЕГЭ по теме «Обработка числовой информации»», прежде всего, нацелено на наиболее полное изучение темы «Обработка числовой информации» и отработка умения решать старшеклассниками задания ЕГЭ по данной теме.
Применение Microsoft Excel гарантировано обучит учащихся создавать любую отчётную экономическую и финансовую документацию, строить диаграммы и графики, осуществлять обработку, анализ данных и принимать на этой основе оптимальное решение.
Результатами нашей работы могут воспользоваться учителя информатики; учащиеся для самостоятельной работы, в помощь к учебнику и систематизации знаний; студенты, обучающиеся в педагогических ВУЗах.



