Введение 4
1 Теоретические аспекты содержательной линии "Обработка числовой
информации" в курсе информатики старшей школы 6
1.1 Роль и место темы "Обработка числовой информации" в рамках курса
информатики в старшей школе 6
1.2 Содержание темы "Обработка числовой информации" на основе
анализа учебников за 10-11 классы 10
2 Методические особенности изучения темы "обработка числовой
информации" в курсе информатики старшей школы 17
2.1 Виды заданий ЕГЭ по теме «Обработка числовой информации» 17
2.2 Элективный курс «Подготовка учащихся к ЕГЭ по теме «Обработка
числовой информации»» 25
Заключение 50
Список использованных источников 52
Использование электронных таблиц упрощает работу с данными и даёт возможность получать итоги вычислений без проведения расчетов вручную, что в свою очередь позволяет сохранить время, уменьшить вероятность просчёта в любых вычислительных операциях. При вычислении какого-то выражения в электронных таблицах можно использовать различные формулы, предусмотренные самой программой или составить порядок вычисления самому, используя различные математические формулы, законы и т.д. Также, электронные таблицы используются для визуализации данных с помощью диаграмм и графиков, что способствует лучшему усвоению информации.
Работа с электронными таблицами привлекает школьников. Это объясняется тем, что в любом школьном возрасте существенную роль в общей структуре мышления играют конкретно-образные (наглядные) компоненты. Поэтому электронные таблицы изучаются в рамках школьного курса информатики, что отражено в «Обязательном минимуме содержания образования по информатике» в содержательной линии «Обработка числовой информации».
Но в связи с нехваткой учебного времени данная тема изучается в школе поверхностно. Кроме того, в рассмотренных школьных учебниках (Гейн А.Г. «Информатика», Макарова Н.В. «Информатика и ИКТ», Угринович Н.Д. «Информатика» и др.) тема «Обработка числовой информации» излагается довольно кратко.
Для решения этой проблемы мы изучили теоретические аспекты содержательной линии «Обработка числовой информации» в курсе информатики старшей школы, и на их основе разработали элективный курс по данной теме.
Объект исследования: процесс обучения информатике в школе.
Предмет исследования: методика преподавания темы «Обработка числовой информации» в курсе информатики старшей школы.
Цель исследования: раскрыть методические особенности изучения темы «Обработка числовой информации» в курсе информатики старшей школы.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить учебную и методическую литературу по теме исследования;
2. Проанализировать учебные пособия и программы по информатике с целью изучения преподавания темы «Обработка числовой информации» в курсе информатики старшей школы;
3. Рассмотреть виды заданий по теме «Обработка числовой информации» в вариантах единого государственного экзамена;
4. Разработать элективный курс по теме «Обработка числовой информации».
Методы исследования: теоретический и сравнительно-сопоставительный анализ психолого-педагогической литературы, материалов периодической печати, интернет-источников по теме исследования, обобщение.
Практическая значимость заключается в возможности использования материалов ВКР при выполнении сообщений, рефератов, выпускных и курсовых работ. Также, в разработке элективного курса «Обработка числовой информации» в рамках подготовки учащихся к ЕГЭ.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. Во введении обоснованы актуальность проблемы исследования, сформулированы цель, объект, предмет, и задачи исследования. В заключении даны выводы и обобщения по теме
Информационные технологии обретают всё большее воздействие на нашу жизнь. Увеличение потока данных, которое приводит к её удвоению каждые несколько лет, делает в ряде случаев, невозможным решение различных задач без широкого использования вычислительной техники.
Внедрение MS Excel в учебный процесс, существенно облегчит жизнь старшеклассникам в будущем, ведь сейчас, в XXI веке, уже невозможно обойтись без решения различных числовых задач, подсчёта экономических документов, автоматизированных расчётов, построения графиков и формирования отчётов. Данными знаниями, умениями, навыками могут овладеть учащиеся 10-11 классов на уроках информатики при изучении темы «Обработка числовой информации».
В процессе исследования были решены поставленные задачи и получены следующие результаты:
- определён обязательный минимум содержания темы «Обработка числовой информации»;
- выявлен уровень требований предъявляемых к предметным результатам учащихся;
- рассмотрены существующие вариативные подходы (учебные программы и пособия) к изучению темы «Обработка числовой информации»;
- описаны роль и место данной темы в курсе информатики и ИКТ старшей школы;
- рассмотрены виды заданий ЕГЭ по теме «Обработка числовой информации»;
- разработана программа элективного курса «Подготовка учащихся к ЕГЭ по теме «Обработка числовой информации»».
В конечном итоге было определено, что на изучение темы «Обработка числовой информации» авторы учебников на базовом уровне отводят 2 часа изучения, на профильном уровне 10 часов. В обоих случаях большая часть учебного времени тратится на практические занятия, что ещё раз подтверждает, что изучение данной темы в старшей школе предполагает практическую применимость полученных знаний.
Ключевым моментом данной работы мы считаем разработку программы элективного курса. После анализа учебников 10-11 классов различных автором на предмет включения в содержание учебников главы «Подготовка к ЕГЭ» в целом, и в частности подготовка к ЕГЭ по теме «Обработка числовой информации» мы пришли к выводу, что целесообразно разработать элективный курс по этой темы. Создание элективного курса «Подготовка учащихся к ЕГЭ по теме «Обработка числовой информации»», прежде всего, нацелено на наиболее полное изучение темы «Обработка числовой информации» и отработка умения решать старшеклассниками задания ЕГЭ по данной теме.
Применение Microsoft Excel гарантировано обучит учащихся создавать любую отчётную экономическую и финансовую документацию, строить диаграммы и графики, осуществлять обработку, анализ данных и принимать на этой основе оптимальное решение.
Результатами нашей работы могут воспользоваться учителя информатики; учащиеся для самостоятельной работы, в помощь к учебнику и систематизации знаний; студенты, обучающиеся в педагогических ВУЗах.
1. Белкова, А. Л. Диаграммы в MS Excel 2013 / А. Л. Белкова, Э. Г. Бурнаева, С. Н. Леора // Теория и практика образования в современном мире : сборник трудов конференции - СПб. : Свое издательство, 2015.- С. 166-173.
2. Бородин, М. Н. Информатика. Программы для образовательных организаций. 2-11 классы / М. Н. Бородин. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. - 576 с.
3. Босова Л. Л. Информатика. 11 класс. Базовый уровень : Учебник / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. - 256 с.
4. Буренин, С. Н. Построение графиков в среде Excel 2010 / С. Н. Буренин, О. В. Гаврилова // Распределение случайных величин : учеб. пособие. - М. : Издательство Московского гуманитарного университета, 2014. - Гл. 7. - С. 21-29.
5. Власов, А. О. Технология обработки числовой информации в профильных курсах информатики / А. О. Власов // XIX всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета : сборник трудов конференции. - 2017.- С. 35-37.
6. Гаевский, А. Ю. Информатика: 7-11 кл. : Учебное пособие / А. Ю. Гаевский. - К. : А.С.К., 2006. - 536 с.
7. Гейн, А. Г. Информатика и ИКТ. Задачник-практикум. 10-11 классы: базовый и профил. уровни / А. Г. Гейн. - М.: Просвещение, 2010. - 157 с.
8. Гейн, А. Г. Информатика и ИКТ : учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений : базовый и профил. уровни / А. Г. Гейн, А. Б. Линчак, А. И. Сенокосов, Н. А. Юнерман. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2012. - 272 с.
9. Гейн, А. Г. Информатика : учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А. Г. Гейн, А. И. Сенокосов, Н. А. Юнерман. - 6-е изд. - М. : Просвещение, 2005. - 255 с.
10. Калинин, И. А. Информатика. Углубленный уровень: учебник для 10 класса / И. А. Калинин, Н. Н. Самылкина. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 256 с.
11. Кадырова, Г. Р. Об авторской методике преподавания информатики / Г. Р. Кадырова // Электронное обучение в непрерывном образовании. - 2017. - № 1. - С. 281-285.
12. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования [Электронный ресурс] : Приказ Минобразования РФ от 18.07.2002 N 2783 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
13. Коршунов, В. А. Преимущества использования электронных таблиц при выполнении студентами письменных работ / В. А. Коршунов // Вестник образовательного консорциума среднерусский университет. Информационные технологии. - 2014. - № 4. - С. 12-23.
14. Лапчик, М. П. Теория и методика обучения информатике : Учебник / М. П. Лапчик, И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер, М. И. Рагулина и др. - М. : Издательский центр «Академия», 2008. - 592 с.
15. Макарова, Н. В. Информатика и ИКТ. 10 класс. Базовый уровень : Учебник / Ю.Ф. Титова, Г. С. Николайчук, Н. В. Макарова. - 2-е изд., доп. - СПБ. : Лидер, 2009. - 256 с.
16. Макарова, Н. В. Информатика и ИКТ. 11 класс. Базовый уровень : Учебник / Ю.Ф. Титова, Г. С. Николайчук, Н. В. Макарова. - СПБ. : Питер, 2009. - 224 с.
17. Масленкова, В. А. Учебный элемент по теме: «Построение диаграмм различных типов» / В. А. Масленкова, Я. А. Бондарева,Д. А. Пешкова // Педагогика высшей школы. - 2016. - №3. - С. 41-44.
18. Ноговицына, Л. А. Обучение студентов технического профиля в работе в электронных таблицах / Л. А. Ноговицына // Наука и образование: новое время. - 2015. - № 1. - С. 239-240.
19. Поляков, К. Ю. Информатика. Углублённый уровень учебник для 10 класса: в 2 ч. Ч. 2 / К. Ю. Поляков, Е. А. Еремин. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 304 с.
20. РЕШУ ЕГЭ [Электронный ресурс] : Образовательный портал для подготовки к экзаменам. - Режим доступа: https://inf-ege.sdamgia.ru
21 Садулаева, Б. С. Изучение технологии обработки числовой информации в школьном курсе информатики / Б. С. Садулаева, А. С. Мицехаджиева // Современное состояние и пути развития науки XXI века : сборник трудов конференции. - 2017. - С. 55-58.
22. Семакин, И. Г. Информатика. 11-й класс : Учебник / И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер. - 2-е изд. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 139 с.
23. Семакин, И. Г. Информатика и ИКТ. Задачник-практикум : в 2 т. - Т. 2 / Л. А. 3алогова [и др]. ; под ред. И. Г. Семакина, К. Хеннера. - 4-е изд. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 294 с.
24. Семакин, И. Г. Информатика и ИКТ : учебник для 9 класса / И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова. - 5-е изд. - М. : БИНОМ. Лаборатория званий, 2012. - 341 с.
25. Семакин, И. Г. Преподавание базового курса информатики в средней школе : Методическое пособие / И. Г. Семакин, Т. Ю. Шеина. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. - 540 с.
26. Смолянинова, О. Г. Организация учебного процесса бакалавров/магистров педагогики в модульной кредитно-рейтинговой системе обучения / О.Г. Смолянинова, Е.В. Достовалова, О.А. Савельева; Сибирский федеральный ун-т. - Красноярск, 2009. — 294 с.
27. Стеценко, А. А. Программирование в среде электронных таблиц
MICROSOFT EXCEL / А. А. Стеценко // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 11 - 1. - С. 117-118.
28. Теплякова, Е. В. План-конспект урока информатики в 10 классе по теме «Обработка числовой информации» // Вестник ТОГИРРО. - 2014. - №1. - С. 89-90.
29. Ткаченко, О. Н. Инструментальные средства визуализации с использованием инфографики / О. Н. Ткаченко // Art-Visualis : сборник трудов конференции. - 2016. - С. 44-50.
30. Троякова, О. А. Программные средства обработки числовой информации в обучении бакалавров направления подготовки «экология и природопользование» / О. А. Троякова // Juvenis scientia. - 2017. - №6. - С. 49-51.
31. Тюрина, П. О. Методическая поддержка раздела «Обработка числовой информации» / П.О. Тюрина, Миллер Т. А. // Фундаментальная наука и технологии - перспективные разработки: сборник трудов конференции. - 2016. - С. 31-34.
32. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования [Электронный ресурс. : Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 N 1312- Приказ Минобразования ред. от 01.02.2012 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
33. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
общего образования [Электронный ресурс] : Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413-Приказ Минобрнауки России ред. от 29.06.2017 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru.
34. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс] : Приказ Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 - Приказ
Минобразования России ред. от 07.06.2017 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
35. Фиошин, М.Е. Информатика и ИКТ. 10-11 кл. Профильный уровень. В 2 ч Ч. 1. : 10 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений /М. Е. Фиошин, А. А. Рессин, С. М. Юнусов. - М. : Дрофа, 2008. - 255 с.
36. Угринович, Н. Д. Информатика. 10-11 классы. Базовый уровень : примерная рабочая программа / Н. Д. Угринович, М. С. Цветкова, И. Ю. Хлобыстова. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. - 49 с.
37. Угринович, Н. Д. Информатика и ИКТ : учебник для 9 класса / Н. Д. Угринович. - 6-е изд. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 295 с.
38. Угринович, Н. Д. Информатика. 10 класс. Базовый уровень : Учебник /
Н. Д. Угринович.- М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. -288 с.
39. Элективные курсы в профильном обучении [Электронный ресурс] :
Письмо Минобразования РФ от 13.11.2003 N 14-51-277/13 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru.
40. Юнусов, С. М. Информатика и ИКТ. 10-11 классы. Профильный уровень : программа УМК М. Е. Фиошина, А. А. Рессина, С. М. Юнусова для общеобразовательных учреждений / С. М. Юнусов. - М. : Дрофа, 2010. - 160 с.