Введение 3
Глава 1. Теоретико-правовые основы создания и функционирования Социального фонда Российской Федерации 7
1.1 История создания и правовая природа Социального фонда Российской Федерации 7
1.2 Нормативно-правовое регулирование деятельности Социального фонда Российской Федерации 14
Выводы по главе 1 25
Глава 2. Организационно-правовая характеристика Социального фонда Российской Федерации 26
2.1 Структура и система управления Социального фонда Российской Федерации 26
2.2 Задачи и функции Социального фонда Российской Федерации в системе социального обеспечения 32
Выводы по главе 2 38
Глава 3. Совершенствование деятельности Социального фонда Российской Федерации 40
3.1 Проблемы правового регулирования и практической деятельности Социального фонда Российской Федерации 40
3.2 Перспективные направления развития и оптимизации работы Социального фонда Российской Федерации 45
Выводы по главе 3 49
Заключение 51
Список использованных источников 57
Актуальность темы исследования. Современное российское общество находится в состоянии сложной трансформации, связанной с изменениями в экономической, социальной и правовой сферах. В условиях нестабильной геополитической обстановки, последствий экономических санкций и внутреннего социально-экономического давления особое значение приобретает эффективное функционирование системы социальной защиты населения. Именно от устойчивости и результативности этой системы во многом зависит качество жизни граждан, обеспечение их конституционных прав на социальную защиту, а также социальная стабильность государства в целом.
Важнейшим элементом современной системы социальной защиты Российской Федерации является Социальный фонд Российской Федерации, созданный в результате объединения Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации. Это крупнейшее за последние десятилетия преобразование в области социальной политики государства, направленное на повышение эффективности предоставления социальных услуг, сокращение административных издержек и повышение адресности социальной поддержки.
По официальным данным, в 2023 году доходы бюджета Социального фонда Российской Федерации составили 13,3 триллиона рублей, а расходы — почти 14 триллионов рублей. Эти цифры наглядно демонстрируют колоссальный масштаб социальной ответственности, взятой на себя государством. Фонд обеспечивает реализацию ключевых направлений социальной политики, включая выплату пенсий, пособий, компенсаций, социальных выплат семьям с детьми, инвалидам, безработным и другим категориям граждан. В условиях нарастающих социальных рисков, вызванных ростом уровня бедности, снижением реальных доходов населения и демографическим старением, деятельность данного фонда приобретает исключительную значимость.
Дополнительно, с начала 2023 года введены новые формы социальной поддержки населения, включая единое пособие для семей с детьми и беременных женщин, а также внедрение проактивного механизма предоставления социальных выплат без необходимости подачи заявлений. Эти меры направлены на повышение доступности социальной помощи и сокращение бюрократических процедур. Однако столь масштабные преобразования требуют не только административных усилий, но и качественного правового регулирования, позволяющего эффективно реализовать новые подходы к социальной поддержке.
Особую актуальность приобретает проблема правового обеспечения деятельности Социального фонда Российской Федерации. В ходе его работы возникают многочисленные правовые вопросы, связанные с определением статуса фонда, его прав и обязанностей, взаимодействием с другими государственными органами и учреждениями, а также обеспечением прозрачности и подотчетности использования бюджетных средств. Наличие правовых пробелов и недостаточная урегулированность отдельных аспектов деятельности фонда могут негативно сказываться на эффективности реализации социальной политики государства.
Необходимо также учитывать, что реформирование системы социальной защиты осуществляется в сложных демографических условиях. По данным Росстата, доля граждан пенсионного возраста в общей численности населения России в 2024 году составляет более 25%, а прогнозируемая нагрузка на систему пенсионного и социального обеспечения будет только возрастать. В этой связи обеспечение финансовой устойчивости фонда становится важнейшей государственной задачей, требующей совершенствования правовых и организационных механизмов его функционирования.
Таким образом, комплексное изучение правового положения, организационной структуры, задач и функций Социального фонда Российской Федерации имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение. Результаты подобного анализа могут способствовать выработке эффективных решений, направленных на повышение прозрачности, устойчивости и результативности системы социальной защиты в интересах обеспечения достойного уровня жизни граждан Российской Федерации.
Целью данной дипломной работы является комплексное исследование правового положения, структуры, задач и функций Социального фонда Российской Федерации, а также выявление направлений совершенствования его деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
проанализировать историю создания и правовую природу Социального фонда Российской Федерации;
исследовать нормативно-правовое регулирование деятельности Социального фонда Российской Федерации;
рассмотреть организационную структуру и систему управления Социального фонда Российской Федерации;
определить основные задачи и функции Социального фонда Российской Федерации в системе социального обеспечения;
выявить проблемы правового регулирования и практической деятельности Социального фонда Российской Федерации;
предложить перспективные направления развития и оптимизации работы Социального фонда Российской Федерации.
Объектом исследования является система социального обеспечения в Российской Федерации.
Предметом исследования выступают правовые и организационные аспекты деятельности Социального фонда Российской Федерации.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы познания: анализ, синтез, индукция, дедукция, системный и функциональный подходы. Также используются специальные юридические методы: формально-юридический, сравнительно-правовой, историко-правовой и метод правового моделирования.
Информационную базу исследования составляют нормативно-правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность СФР, официальные статистические данные, отчеты СФР, материалы научных публикаций, а также данные, размещенные на официальных сайтах государственных органов.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе рассматриваются теоретико-правовые основы создания и функционирования СФР. Вторая глава посвящена организационно-правовой характеристике СФР, его структуре, задачам и функциям. В третьей главе анализируются проблемы правового регулирования и практической деятельности СФР, а также предлагаются направления совершенствования его работы. В заключении подводятся итоги исследования и формулируются основные выводы.
Таким образом, исходя из изученной информации, можно сделать следующие выводы.
Современные социально-экономические процессы в Российской Федерации формируют устойчивый запрос на повышение эффективности государственной социальной политики, обеспечение социальной справедливости и доступности мер социальной поддержки для граждан. Демографические вызовы, нестабильность экономической ситуации, рост социальной дифференциации и снижение реальных доходов населения требуют системных реформ в сфере социального обеспечения. В этих условиях важнейшую роль приобретает деятельность Социального фонда Российской Федерации, созданного в результате объединения двух крупнейших государственных институтов социальной сферы — Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Результаты проведенного исследования позволяют сделать комплексные выводы о правовом статусе, структуре, задачах и функциях Социального фонда Российской Федерации, а также определить ключевые проблемы его функционирования и перспективные направления дальнейшего развития.
Прежде всего, следует отметить, что создание единого Социального фонда Российской Федерации стало важным этапом в оптимизации системы государственного социального обеспечения. Многолетняя практика существования двух самостоятельных фондов показала наличие существенных недостатков, включая дублирование функций, избыточную административную нагрузку, финансовую несбалансированность и фрагментарность предоставления социальных услуг. Проведенное реформирование позволило консолидировать финансовые и организационные ресурсы, унифицировать процессы предоставления социальных выплат, сократить издержки на содержание административного аппарата и обеспечить более эффективное управление государственными программами социальной поддержки.
Правовой статус СФР, как государственного внебюджетного фонда, обладающего публично-правовыми функциями, закреплен в Федеральном законе от 14 июля 2022 года № 236-ФЗ. Данный акт в совокупности с другими нормативно-правовыми документами создает правовые основания для осуществления фондом своей деятельности в сфере обязательного пенсионного страхования, социального страхования и предоставления государственных социальных услуг. Вместе с тем, проведенный анализ позволил выявить отдельные пробелы и противоречия в законодательстве, в частности, связанные с нечеткостью правового регулирования порядка назначения проактивных выплат, отсутствием единых стандартов межведомственного информационного взаимодействия и недостаточной проработкой вопросов цифровой безопасности.
Анализ организационно-правовой структуры Фонда показал, что его деятельность строится на принципах централизации управления и функционального распределения полномочий между центральным аппаратом, территориальными органами и клиентскими службами. При этом было установлено, что действующая система управления требует дальнейшего совершенствования, связанного с укреплением вертикали власти, улучшением координации между уровнями управления, а также расширением полномочий территориальных подразделений с целью повышения оперативности и качества предоставляемых услуг.
Комплексный анализ задач и функций СФР позволил установить, что Фонд охватывает все ключевые направления социальной политики государства: обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, предоставление государственных пособий и мер социальной поддержки малообеспеченным и социально уязвимым категориям граждан. Однако при практической реализации этих функций сохраняются существенные проблемы, в частности, сложности в применении проактивных механизмов предоставления социальных выплат, отсутствие единой цифровой платформы, обеспечивающей полное межведомственное взаимодействие, и сохраняющееся цифровое неравенство между регионами.
Важным направлением повышения эффективности деятельности Фонда является цифровизация государственных услуг. Внедрение цифровых технологий и развитие информационных систем позволяют значительно повысить доступность социальных услуг, сократить сроки их предоставления, минимизировать издержки и повысить прозрачность в сфере реализации государственных программ. Вместе с тем, на текущем этапе цифровизации характерны определенные проблемы, связанные с недостаточным правовым регулированием вопросов обработки и защиты персональных данных, отсутствием комплексного решения проблемы цифрового неравенства, а также нехваткой высококвалифицированных кадров в сфере цифровой трансформации социальных услуг.
Также особого внимания заслуживает деятельность СФР в сфере персонифицированного учета застрахованных лиц. Ведение и актуализация данных о трудовой деятельности граждан, страховом стаже и уплаченных страховых взносах является важнейшей задачей, обеспечивающей справедливость и точность при определении пенсионных прав и назначении социальных выплат. Однако анализ показывает, что механизм межведомственного взаимодействия по вопросам учета информации требует дальнейшего совершенствования, в том числе в части интеграции с системами ФНС России, органов ЗАГС и других федеральных ведомств.
Рассмотрение вопросов финансового обеспечения деятельности СФР позволило установить, что несмотря на передачу функций администрирования страховых взносов Федеральной налоговой службе, Фонд сохраняет важные компетенции в части учета и анализа поступлений, контроля за расходованием средств бюджета и формирования отчетности. Бюджетная политика Фонда должна быть ориентирована на обеспечение финансовой устойчивости системы социального обеспечения, оптимизацию расходования средств и сокращение дефицита бюджета.
На основе проведенного исследования сформулированы следующие рекомендации:
1. Совершенствование нормативно-правовой базы деятельности СФР:
Разработать и внести изменения в Федеральный закон от 14.07.2022 № 236-ФЗ, дополнив его положениями о правовых основах реализации проактивных мер социальной поддержки без подачи заявлений, включая четкий порядок межведомственного взаимодействия и обмена информацией.
Внести изменения в Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», установив специальные нормы, регулирующие защиту персональных данных при предоставлении проактивных государственных услуг и обработке сведений в рамках деятельности СФР.
Разработать подзаконные нормативные акты, регламентирующие единые технологические стандарты для интеграции информационных систем СФР с системами ФНС, органов ЗАГС, МВД России и других ведомств.
2. Рекомендации по оптимизации организационно-управленческой структуры:
Провести анализ эффективности функционирования территориальных органов СФР и рассмотреть возможность расширения их полномочий для ускорения процедур предоставления социальных выплат.
Совершенствовать систему внутреннего контроля за деятельностью территориальных органов путем внедрения автоматизированных аналитических инструментов мониторинга финансово-хозяйственной деятельности и соблюдения сроков предоставления государственных услуг.
Ввести обязательную ежегодную независимую внешнюю оценку качества предоставляемых СФР услуг с публикацией открытых отчетов о результатах.
3. Рекомендации по развитию цифровой инфраструктуры:
Ускорить внедрение единой цифровой платформы предоставления государственных социальных услуг на базе ЕГИССО, обеспечивающей межведомственное взаимодействие и проактивное назначение выплат.
Внести изменения в Бюджетный кодекс РФ и Федеральный закон № 236-ФЗ, закрепив положение о создании и финансировании комплексной программы цифровизации СФР на долгосрочный период.
Разработать нормативные акты, предусматривающие субсидирование расходов на цифровую инфраструктуру в слаборазвитых регионах для устранения цифрового неравенства.
4. Рекомендации по совершенствованию администрирования страховых взносов:
Установить в рамках взаимодействия с ФНС России четкий порядок передачи и обработки данных о страховых взносах, с целью повышения достоверности информации при ведении персонифицированного учета.
Разработать механизм оперативного обмена сведениями о задолженности и недоимках по страховым взносам между ФНС и СФР, что позволит Фонду эффективнее прогнозировать финансовые потоки и оптимизировать бюджетные расходы.
5. Рекомендации в части повышения доступности и качества социальных услуг:
Ввести обязательное использование принципа «одного окна» во всех территориальных органах и клиентских службах СФР для упрощения получения гражданами комплексных социальных услуг.
Разработать и реализовать федеральную программу по повышению финансовой грамотности населения в сфере пенсионного и социального обеспечения, включая проведение информационных кампаний и обучающих мероприятий.
Усилить контроль за качеством предоставляемых услуг через регулярное проведение социологических исследований и мониторинга удовлетворенности граждан.
Таким образом, поставленная в исследовании цель — комплексный анализ правового положения, структуры, задач и функций Социального фонда Российской Федерации, а также выработка рекомендаций по совершенствованию его деятельности — достигнута в полном объеме. Выявленные проблемы и обозначенные направления их решения позволяют определить вектор дальнейшего развития системы социального обеспечения в России, способствующий улучшению качества жизни населения, обеспечению социальной стабильности и реализации принципов социальной справедливости в условиях современных вызовов.
Результаты работы могут быть использованы в научной деятельности, при разработке проектов нормативно-правовых актов, а также в практической работе государственных органов, занимающихся вопросами социальной защиты населения. Повышение эффективности деятельности Социального фонда Российской Федерации должно стать одним из приоритетных направлений государственной социальной политики, ориентированной на обеспечение достойного уровня жизни и социальной безопасности граждан Российской Федерации.
1. Всеобщая декларация прав прав человека. Принята и провозглашена Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года // https://docs.cntd.ru/document/1900204.
2. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года (с изменениями на 4 октября 2022 года) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/9004937, свободный. – (дата обращения: 16.05.2025).
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая, третья и четвертая): федер. закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 27.11.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
4. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 27.11.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. – № 31. – Ст. 3823.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая): федер. закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 27.11.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. – № 31. – Ст. 3824.
6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая). Глава 34 «Страховые взносы» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000. – № 32. – Ст. 3340.
7. Трудовой кодекс Российской Федерации: федер. закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 27.11.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 1 (ч. I). – Ст. 3.
8. Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2022. – № 29. – Ст. 5274.
9. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (ред. от 27.11.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2013. – № 52 (ч. I). – Ст. 6965.
10. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ред. от 27.11.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. – № 51. – Ст. 4832.
11. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (ред. от 27.11.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. – № 31. – Ст. 3803.
12. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (ред. от 27.11.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2007. – № 1 (ч. I). – Ст. 18.
13. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (ред. от 27.11.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1999. – № 29. – Ст. 3699.
14. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 30. – Ст. 3033.
15. Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. – № 19. – Ст. 2071.
16. Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 14. – Ст. 1409.
17. Федеральный закон от 27 ноября 2023 г. № 542-ФЗ «О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2023. – № 48. – Ст. 6625.
18. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2022 г. № 2210 «Об утверждении Положения о Социальном фонде Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2022. – № 51. – Ст. 9150.
Специальная и учебная литература
19. Аверин А. Н., Понеделков А. В., Козаков Б. А. Пенсионное обеспечение и пенсионное страхование в российской пенсионной системе // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2025. №1. С. 79-84
20. Аверин А. Н., Понеделков А. В., Полешко В. В. Социальная составляющая расходов бюджетной системы Российской Федерации // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2024. №4. С. 171-176
21. Аверин А. Н., Понеделков А. В., Рябчевский А. Н. Социальные услуги в системе социального обслуживания // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2025. – №. 1. – С. 159-165.
22. Аверин А. Н., Понеделков А. В., Стригуненко Ю. В., Северин И. В. Анализ социальных расходов российского государства на ближайшие три года // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2024. №2. С. 13-17
23. Агафонова А. А., Мухаметшина К. Р. Реформирование социальных фондов Российской Федерации // Экономика и социум. 2022. №12-1 (103). С. 1242-1248
24. Анбрехт Т. А. Социальная защита отдельных категорий граждан : учебное пособие для среднего профессионального образования / Т. А. Анбрехт. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 199 с.
25. Брызгалов Д. В. Общественный запрос на модернизацию социальной поддержки граждан в Российской Федерации // Экономика. Налоги. Право. – 2024. – Т. 17. – №. 2. – С. 71-83.
26. Владимирова А. С., Халилова Н. Р. Объединение пенсионного фонда и фонда социального страхования Российской Федерации: преимущества и недостатки // Вестник науки. 2024. №12 (81). С. 469-473
27. Воронцова М. В. Социальная защита и социальное обслуживание населения : учебник для среднего профессионального образования / М. В. Воронцова, В. Е. Макаров ; под редакцией М. В. Воронцовой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 332 с.
28. Гонтарь Н.Н. Особенности трансформации публично-правовых отношений в результате слияния пенсионного фонда и фонда социального страхования в социальный фонд России // Образование и право. 2023. №5. С. 260-264
29. Дюдюн Т. Ю., Варлыгина Е. А. Система социального обеспечения населения в России: современный взгляд, проблемы финансового обеспечения и пути их решения // Наука и образование сегодня. – 2024. – №. 1 (78). – С. 11-16.
30. Ибрамхалилов С.М. Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации: экономико-правовой аспект // Образование и право. 2023. №12. С. 648-652
31. Козаева О. Т. Проблемы предоставления социальной поддержки гражданам в Российской Федерации и пути их преодоления // Вестник экономической безопасности. – 2024. – №. 3. – С. 197-200.
32. Миропольская Н. В. Социальное страхование : учебное пособие для вузов / Н. В. Миропольская, Л. М. Сафина ; под редакцией Л. М. Сафиной. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 149 с.
33. Никишина Е. С. Социальный Фонд России как институт реализации государственной социальной политики // Образование и право. – 2024. – №. 2. – С. 28-31.
34. Роик В. Д. Социальная защита отдельных категорий граждан. Качество жизни пожилого населения : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. Д. Роик. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 400 с.
35. Романов В.А., Ахмедова Б.К. Новая эра российской пенсионной системы: слияние пенсионного фонда России и фонда социального страхования -шаг к повышению бюджетной эффективности // Вестник экспертного совета. 2023. №1 (32). С. 50-55
36. Романова Е. А. Формы социального обеспечения в российской федерации // Вестник науки. – 2024. – Т. 2. – №. 10 (79). – С. 302-305.
37. Савин С. В., Степанов В. С. Трансформация социальных основ конституционного строя Российской Федерации в современных условиях // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2024. – №. 5-3 (92). – С. 79-82.
38. Савцова А. В., Паценко О. Н., Дейч Ю. Р. Прогноз показателей пенсионного обеспечения Российской Федерации и моделирование его финансового состояния на 2022–2035 гг. // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. – 2024. – №. 6. – С. 139-146.
39. Третьякова Н. А., Левченко М. И., Пономарев О. В. Социальный фонд Российской Федерации: регулирование, предпосылки и перспективы // Право и государство: теория и практика. 2023. №5 (221). С. 154-156
40. Фадеева В А., Борина Е В., Старцева С В. Социальный фонд России // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2023. №10-2 (85). С. 29-31
41. Филиппова М.В. Право социального обеспечения : учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. В. Филиппова [и др.] ; под редакцией М. В. Филипповой. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 451 с.
42. Шорникова Н. Ю., Приймак С. А. Финансирование социальной защиты населения // Редакционная коллегия. – 2025. – С. 258.
Интернет-ресурсы
43. Годовой отчет за 2021 год. Пенсионный фонд Российской Федерации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pfr.gov.ru/ (дата обращения: 16.05.2025).
44. Объединение ФСС и ПФР в 2023 — что изменилось после слияния [Электронный ресурс] // БухЭксперт8. – URL: https://buhexpert8.ru/zkn-bu/zp-otchetnost-buhuchet/obedinenie-fss-i-pfr-v-2023-godu.html (дата обращения: 11.05.2025).
45. Социальный фонд России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sfr.gov.ru/ (дата обращения: 11.05.2025).