ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 10
ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ТАЛАНТЛИВЫМИ ДЕТЬМИ И МОЛОДЕЖЬЮ
РАЗДЕЛ II АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С 29
ТАЛАНТЛИВЫМИ ДЕТЬМИ И МОЛОДЕЖЬЮ В ШЕБЕКИНСКОМ РАЙОНЕ БЕЛГОРОДСКОЙ
ОБЛАСТИ
РАЗДЕЛ III НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ 50 С ТАЛАНТЛИВЫМИ ДЕТЬМИ И МОЛОДЕЖЬЮ В ШЕБЕКИНСКОМ РАЙОНЕ БЕЛГОРОДСКОЙ
ОБЛАСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЯ 86
Актуальность темы исследования. Выявление, отбор, социально-педагогическая поддержка одаренных талантливых детей и молодежи - одно из важнейших направлений государственной молодежной политики, а также государственной политики в сфере образования, ориентированных на создание условий и возможностей для успешной социализации, эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала.
Своевременная профессиональная диагностика, создание условий для стимулирования ребенка и молодого человека к различным видам деятельности, их поддержка не только в отношении выдающихся способностей, но и во всех остальных аспектах развития, воспитания, в конечном итоге - создание благоприятных условий трудовой деятельности и жизнеобеспечения на этапе профессионального и личного становления могут и должны стать общегосударственной задачей, объединяющей для решения семью, государственные институты, общественные организации, фонды, инициативы заинтересованных граждан.
На сегодняшний день поддержка талантливых детей и молодежи осуществляется путем проведения всевозможных конкурсов и фестивалей, олимпиад, участия молодежи в тематических сменах в лагерях областного и всероссийского значения, учреждения молодежных премий за достигнутые результаты, направления талантливой молодежи на слеты, форумы, конференции различных уровней и направлений, проведение молодежных культурно-массовых и гражданско-патриотических мероприятий, проведение спортивных турниров. Реализация этих направлений идет в значительной мере через городские, районные и муниципальные программы. В форме кружков и секций сосредоточены уникальные возможности по развитию творческих способностей, обучающихся в различных областях: научно - технической, культурной, художественной, эколого-биологической, спортивной, туристско-краеведческой, военно-патриотической, научной, учебно-исследовательской и другой деятельности. Таким образом, государственная система досуговых учреждений также служит формой поддержки и развития одаренных детей.
Главный же пробел сегодняшнего состояния работы с одаренными детьми - это именно ее весьма бессистемный характер. На практике почти весь опыт организации работы талантливыми детьми и молодежью накоплен во всевозможных центрах научного, научно -технического или художественного творчества молодежи, но работают подобные центры в основном на эмпирической базе, без опоры на сколько-нибудь серьезные социологические, физиологические и психолого-педагогические исследования...
Работа с талантливыми детьми и молодежью ведется на разных уровнях государственного управления в сфере образования и молодёжной политики, в чем и состоит главная проблема: при организации работы отсутствует системность. Наиболее разработанной на сегодняшний день является общенациональная система выявления и развития молодых талантов, которая формируется как совокупность институтов, программ и мероприятий. К основным формам поддержки талантливой молодежи в России относятся стипендии, гранты, конкурсы научных работ, олимпиады, конкурсы инновационных проектов, конкурсы научно -технического творчества
Несмотря на то, что процесс идентификации талантливых детей и молодежи предполагает наличие определенных проблем на различных этапах, эффективность работы, по данным проведенных исследований, обеспечивается: владением методологической основой для работы с
талантливыми людьми, наличием соответствующих материалов, поддержкой со стороны образовательных учреждений, школы, местных органов образования и молодежной политики, стимулированием талантливых детей и молодежи и мотивация на достижение высоких результатов в той или иной сфере.
На сегодняшний день приоритетной является задача выявления таланта (одаренности) на ранних этапах становления личности среди различных слоёв населения с целью наиболее полного использования их способностей для устойчивого инновационного развития, что определяется в официальных документах на уровне постановлений Правительства и государственных программ. В частности, в рамках приоритетного национального проекта «Образование» Указом Президента РФ определены мерах государственной поддержки талантливой молодежи...
1. Об образовании в Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018 № 337-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2018. - № 32.
2. О внесении изменений в некоторые указы Президента Российской Федерации [Электронный ресурс] : Указ Президента Российской Федерации от 27 ноября 2018 г. N 673 // информационно-правовой портал ГАРАНТ. - Режим доступа: http://base.garant.ru/72113342/#ixzz5dF6iNwNH.
3. О Национальном координационном совете по поддержке молодых талантов России [Электронный ресурс] : проект приказа Министерства просвещения РФ (подготовлен Минпросвещением России 17.10.2018) // информационно-правовой портал ГАРАНТ. - Режим доступа: http ://www. garant. ru/products/ipo/prime/doc/56670503/# ixzz5dF ARibU4.
4. Концепция общенациональной системы выявления и развития
молодых талантов [Электронный ресурс] : утв. Президентом Российской Федерации от 3 апреля 2012 г. № Пр-827 // информационно-правовой портал «Законы, кодексы и нормативно-правовые акты в Российской Федерации». - Режим доступа: http ://lega lacts.ru/doc/kontseptsija-obshchenatsionalnoi-
sistemy-vyjavlenija- i-razvitija-molodykh/
5. Стратегия развития дошкольного, общего и дополнительного
образования Белгородской области на 2013 - 2020 годы [Электронный
ресурс] : Постановление Правительства Белгородской области от 28 октября 2013 г. № 431-пп // Департамент образования Белгородской области: офиц. сайт : [сайт]. - Режим доступа:
https://образование31.рф/assets/content/postanovleшya/431-pp.pdf
6. О реализации в Белгородской области национального приоритетного проекта «Образование» [Электронный ресурс] : Постановление Правительства Белгородской области от 31 января 2006 года № 8-пп // информационно-правовой портал ГАРАНТ. - Режим доступа: http ://base. garant. ru/26308458/.
7. Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов на 2015 - 2020 годы в Белгородской области [Электронный ресурс] : Распоряжение Правительства Белгородской области от 7 декабря 2015 г. № 633-рп // Инфопортал Управления образования г. Белгорода: офиц. сайт : [сайт]. - Режим доступа: https://www.beluo31.ru/doc/633pp.pdf.
8. Стратегия социально-экономического развития муниципального образования «Шебекинский район и город Шебекино» Белгородской области на период до 2025 года [Электронный ресурс] : Решение Муниципального совета муниципального района «Шебекинский район и г. Шебекино» Белгородской обл. от 23.04.2015 № 6 // информационный портал Белгородской области: офиц. сайт : [сайт]. - Режим доступа: http ://belgorod.regnews. org/doc/nq/zw. htm
9. Об утверждении муниципальной программы Шебекинского
района «Развитие образования Шебекинского района на 2014-2020 годы» [Электронный ресурс] : Постановление администрации Шебекинского района от 26 ноября 2013 г. № 1572. // Управление обр азования
Шебекинского района : офиц. сайт : [сайт]. - Режим доступа:
http://uosheb.ucoz.ru/load/programma_razvitija_obrazovanija_shebekinskogo_rajo na_na_2014_2020_g/1-1-0-316.
10. О создании муниципального ресурсного центра по
дополнительному образованию на базе МБУ ДО «ДЮЦ «Развитие» и «МБОУ СОШ № 5 с УИОП» [Электронный ресурс] : Приказ Управления образования Шебекинского района от 23 ноября 2015 г. № 1502. : офиц. сайт : [сайт]. - Режим доступа:
http://shebdeti.ucoz.net/municipalnyj_centr_po_rabote_s_odarjonnymi_detmi- p.pdf.
11. Программа ресурсного центра поддержки одаренных и талантливых детей на базе МБОУ «СОШ № 5 с УИОП» на 2017-2020 уч.год
80 [Электронный ресурс] // МБОУ «СОШ № 5 с УИОП» г. Шебекино : офиц. сайт : [сайт]. - Режим доступа: http://school5.edu.ru/odarenniye_i_slabiye.html.
12. План программы ресурсного центра поддержки одаренных и
талантливых детей [Электронный ресурс] // МБОУ «СОШ № 5 с УИОП» г. Шебекино : офиц. сайт : [сайт]. - Режим доступа:
http://school5.edu.ru/odarenniye_i_slabiye.html.
13. Итоговый отчет муниципального казенного учреждения
«Управление образования Шебекинского района Белгородской области» о результатах анализа состояния и перспектив развития системы образов ания за 2017 год [Электронный ресурс] / Управление образования Шебекинского района Белгородской области: офиц. сайт : [сайт]. - Режим доступа: http ://uosheb .ucoz. ru/_ld/5/524 2017.pdf
14. Отчет о деятельности муниципального казённого учреждения
«Управление культуры, молодежной политики и туризма Шебекинского
района Белгородской области» за 2017 год [Электронный ресурс] // МКУ «Управление культуры, молодежной политики и туризма Шебекинского
района Белгородской области» : офиц. сайт : [сайт]. - Режим доступа: http://shebkult.ru/uchrezhdenie/dokumenty/otchety/.
15. Айзенк, Г. Новые IQ тесты [Текст] / Г. Айзенк. - М.: ЭКСМО, 2013. - 193 с...68