ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПИСЬМА
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1 Психофизиологическая структура процесса письма 6
1.2 Психоречевые особенности младших школьников с общим
недоразвитием речи 11
1.3 Оптическая форма дисграфии 18
1.4 Обзор методических приемов по предупреждению и коррекции
оптической дисграфии у младших школьников 23
ГЛАВА II МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1 Организация обследования письма младших школьников 36
2.2 Результаты обследования письма младших школьников с общим
недоразвитием речи 40
2.3 Методические рекомендации по коррекции оптической дисграфии у
младших школьников с общим недоразвитием речи 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ
Современное школьное образование требовательно к качественному обучению детей, несмотря на это не успевающих учеников в начальной и средней школе всё больше и больше. Не малозначимая причина этому отсутствие сформированности навыка письма и как следствие дисграфия, которая на сегодняшний день остается актуальной проблемой.
Не сформированность навыка письма может наблюдаться и у детей с общим недоразвитием речи, и у детей без ярко выраженных нарушений. Обнаружение специфических ошибок на письме определяет необходимость
дифференцированного и комплексного подхода к коррекционной работе.
Нарушение письма имеет психолингвистическую, психологическую, нейропсихологическую, педагогическую и логопедическую направленность. Свой вклад в изучение дисграфии у младших школьников внесли такие учёные как: А.В. Ястребова, А.Н. Корнев, Ж.М. Глозман, И.Н. Садовникова, Л.Н. Ефименкова, М.Е. Хватцев, Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева, Т.В. Ахутина.
Благодаря которой осуществляется автоматизированный процесс, протекающий под кинестетическим и зрительным контролем. Нарушение любого из этих анализаторов свойственно дисграфии. В последнее время у многих младших школьников наблюдаются трудности зрительного различения букв, что приводит к оптической форме дисграфии. Примерно 70-80% школьников с трудностями усвоения школьной программы.
Существующая проблема определила тему нашей дипломной работы: «Логопедическая работа по коррекции оптической дисграфии у младших школьников с общим недоразвитием речи».
Таким образом, актуальность нашей дипломной работы определяется значимостью проблемы трудностей обучения письму младших школьников с общим недоразвитием речи, имеющих предпосылки оптической дисграфии.
Проблема - какова структура логопедической работы по коррекции оптической дисграфии у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Цель - совершенствование логопедической работы по коррекции оптической дисграфии у младших школьников с общим недоразвитием речи...
В дипломной работе раскрыты теоретические акценты проблемы письма у младших школьников с общим недоразвитием речи и отражены результаты обследования письма младших школьников с общим недоразвитием речи. Для реализации данной цели нами были решены следующие задачи:
1. Подобрать методику обследования письма у младших школьников с общим недоразвитием речи.
2. На основе анализа проведенного исследования, определить особенности письма у младших школьников с общим недоразвитием речи.
3. Разработаны методические рекомендации.
Общее недоразвитие речи у младших школьников оказывает непосредственное влияние на формирование письма. Несформированность у младших школьников с общим недоразвитием речи высших психических функций, учавствующих в процессе письма вызвает дисграфию - частичные нарушения процесса письма, которые проявляются в стойких специфических ошибках.
Свой вклад в изучение дисграфии у младших школьников внесли такие учёные как: Т.В. Ахутина, Л.Н. Ефименкова, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, И.Н. Садовникова, М.Е. Хватцев, А.В. Ястребова, Ж.М. Глозман, др.
Так, у большинства младших школьников нарушена, что вследствие приводит к оптической форме дисграфии, обусловленой, то есть. Именно эту несформированность и следует рассматривать как явную предпосылку оптической дисграфии. Этой целью было проведено обследование письма.
Обследование проводилось на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения средней образовательной школы № 40, г.
Белгорода, Белгородской области. В обследовании принимали участие 10 младших школьников второго класса с общим недоразвитием речи.
Для изучения письма у младших школьников с общим недоразвитием речи была подобрана специальная методика обследования письма О.Б. Иншаковой для выявления специфических нарушений письма.
По результатам обследования видно, что у 4 младших школьников контрольной группы, что составило 40%, выявлена легкая степень выраженности дисграфии, у 6 младших школьников контрольной группы, что составило 60%, выявлена средняя степень выраженности дисграфии с предпосылками оптической дисграфии. Тяжелой степени выраженности дисграфии не выявлено.
1. Аманатова, М.М. Справочник школьного логопеда: пособие для логопеда / М.М. Аманатова. Ростов н/Д: Гуманит. изд. центр Феникс, 2009. 318 с.
2. Ахутина Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции трудностей обучения письму. Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств / Т.В. Ахутина. СПб.: Ун-та, 2001. 125 с.
3. Ахутина, Т.В. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / Т.В. Ахутина, О.Б. Иншакова. М.: В. Секачев, 2013. 132 с.
4. Ахутина, Т.В. Нарушения письма: диагностика и коррекция. Актуальные проблемы логопедической практики / Т.В. Ахутина; под ред.М.Г. Храковской. СПб.: 2004. 246 с.
5. Ахутина, Т.В. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход / Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева. М.: ТЦ Сфера, 2015. 162 с.
6. Безруких, М.М. Трудности обучения в начальной школе / М.М. Безруких. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. 245 с.
7. Величенкова, О.А. Комплексный подход к анализу и коррекции специфических нарушений письма у учащихся младших классов общеобразовательной школы: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / О.А. Величенкова - М., 2002. 141 с.
8. Волкова, Л.С. Нарушения письменной речи. Дислексия, дисграфия: методическое наследие, логопедия, книга IV / Л.С. Волкова; под ред. Л.С. Волковой. М.: изд. центр ВЛАДОС, 2003. 303 с.
9. Волкова, Л.С. Логопедия: учебник для студентов дефектологов фак. пед. высш. учеб. заведений / Л.С. Волкова; под ред. Л.С. Волковой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. 703 с.
10. Выготский, Л.С. Письменная речь: собрание трудов / Л.С. Выготский. М.: Издательство «Лабиринт», 2001. 368 с.
11. Глозман, Ж.И. Комплексная коррекция трудностей обучения в школе / Ж.И. Глозман, А.Е. Соболева. М.: ТЦ Сфера, 2016. 162 с.
12. Гордон, Е.Б. Пространственное представление у детей: коррекция, развитие / Е.Б. Гордон, А.А. Цыганюк; под ред. Е.Д. Хомской. М.: 2007. 26 с.
13. Гурьянов, Е.В. Психология обучения письму, формирование графических навыков / Е.В. Гурьянов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. 264 с.
14. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования: методическое пособие. 3-е изд. / О.Е. Грибова. М.: АИРИ ПРЕСС, 2008. 91 с.
15. Елецкая, О.В. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями
письменной речи. - С.-П.: Речь, 2006. - 176 с...41