Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Совершенствование речевой культуры младших школьников в процессе лексической работы на уроках русского языка (ортологический аспект)

Работа №175305

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы52
Год сдачи2019
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Лингвистические основы совершенствования речевой культу­ры младших школьников 8
1.1. Сущность понятия «речевая культура» 8
1.2. Ортологический аспект речевой культуры 12
1.3. Характеристика лексических норм русского литературного язы­ка 16
Глава 2. Методические основы совершенствования речевой культуры младших школьников в процессе лексической работы
2.1. Содержание и организация лексической работы на уроках русского
языка в начальной школе
2.2. Содержание экспериментально-методической работы и анализ ее
22 результатов 27
Заключение 49
Библиографический список
Приложение 78

Стандарты второго поколения ставят перед учителем начальной школы следующие цели: обеспечить готовность учащихся к дальнейшему образова­нию, т.е. сформировать умение участвовать в диалоге, строить беседу с учё­том ситуации общения при соблюдении норм литературного языка, состав­лять несложные устные и письменные монологические высказывания. И по­этому на современном этапе развития методической науки приоритетной становится система коммуникативно-функционального изучения родного языка, когда приоритетной задачей языкового образования рассматривается формирование коммуникативной компетенции обучающихся. В соответствии с этой задачей уже на начальной ступени образования учащиеся должны овладеть знаниями, приобрести умения и навыки, необходимые им для эф­фективного общения.
Ученые-методисты отмечают, что формирование коммуникативной компетенции следует начинать с овладения первым и наиболее важным уровнем речевой культуры - правильностью речи. Правильность речи со­ставляет так называемый ортологический компонент речевой культуры (гр. ortos - прямой, правильный + гр. logos - слово, учение). Несомненно, что со­временное языковое образование требует прежде всего усвоения норм рус­ского литературного языка, к так как овладеть родным языком значит прежде всего овладеть его нормами - лексическими, фонетическими, орфоэпически­ми, грамматическими и т.п.
Однако нормативный аспект пока не нашел должного отражения в ныне действующих программах начального языкового образования и в учеб­ных книгах, используемых в начальной школе. И поэтому на уроках в начальной школе мало внимания уделяется ортологической работе, направ­ленной на овладение различными нормами литературного языка. В основ­ном учителя занимаются формированием орфографических и пунктуацион­ных навыков, то есть проблемой овладения младшими школьниками норма­ми письменной речи. Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена необходимостью организации на уроках русского языка специ­альной лексической работы, направленной на овладение детьми ортологиче­скими нормами литературного языка. Нормативность - обязательный при­знак литературного языка, который изучается в школе, и поэтому сознатель­ное и глубокое овладение литературным языком предполагает обязательное овладение его нормами...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Вопросы развития речи являются наиболее актуальными в современ­ном обучении русскому языку. Одна из ведущих задач начальной школы - формирование языковой, а на этой основе и коммуникативной компетенции. Языковое образование и речевое развитие учащихся должно строиться, прежде всего, на овладении школьниками языковой нормой параллельно с усвоением лингвистических знаний. Актуальность этой задачи диктуется жизнью: уровень развития навыков связной речи учащихся продолжает оста­ваться низким. Ученые, занимающиеся исследованием детской речи (М.Р. Львов, М.С. Соловейчик и др.) указывают, что речевые нарушения в выска­зываниях детей однотипны и повторяются из поколения в поколение. В речи младших школьников встречается достаточно большое количество наруше­ний лексических и фразеологических норм. Одна из причин - недостаточная разработка методики овладения нормами русского литературного языка в начальной школе.
Ортология основывается на признании учеными принципиальной воз­можности регулировать социальную речевую деятельность. Норма - основ­ной признак русского литературного языка. Произношение, выбор слов, упо­требление грамматических форм - все это подчинено в русском языке из­вестным нормам. Несмотря на некоторые колебания и неизбежную изменчи­вость в связи с развитием языка и его взаимодействием с диалектами, нормы литературного языка являются единственным условием его существования: без них литературный язык не мог бы сохраняться. Отсюда проистекает необходимость укрепления норм литературной речи, важность борьбы за чи­стоту и правильность языка.
Современный этап развития русского литературного языка характери­зуется следующими процессами: широким притоком терминологической лексики и фразеологии; иноязычными заимствованиями разных типов; даль­нейшим усвоением литературным языком социально - ограниченного или диалектного по своему происхождению речевого материала; стилистически­ми перемещениями и сдвигами, связанными с развитием средств массовой коммуникации и информации. Воспитание и обогащение индивидуального культурного и языкового опыта каждого человека - задача лингвистов, пре­подавателей, учителей словесников...


1. Алексеенко Л.И. Формирование речевой культуры младших школь­ников в процессе работы над устной речью / Л.И. Алексеенко // Занковские чтения на Белгородчине: материалы региональных занковских чтений, посвященных 105-летию со дня рождения Л.В. Занко- ва. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2007. - С. 94-101.
2. Архипова А.В. Проблемы речевого развития младших школьников: автореф. дисс... доктора пед. наук. - М., 1998. - 37 с.
3. Атрощенко Т.А. Использование субъектного опыта ученика при ра­боте над словом на уроках русского языка / Т.А. Атрощенко // Начальная школа. - № 12. - 2000. - С. 35-39.
4. Бондалетов В.Д. Стилистика русского языка: учебное пособие / В.Д. Бондалетов, С.С. Вартапетова, Э.Я. Кушлина Я.Л. Леонова / Под ред. Н.М. Шанского. - Л.: Наука, 2009. - 455 с.
5. Бредихина С.В. На ошибках учимся / С.В. Бредихина // Начальная школа. - 2002. - № 7. - С. 55 - 58.
5. Бронникова Ю.О. Формирование культуры речи младших школьни­ков / Ю.О. Бронникова // Начальная школа. - 2003. - № 10. - С. 41 -
45.
6. Бутузова И.Д. Лексическая работа на уроках русского языка и чте­ния / И.Д. Бутузова // Начальная школа. - 1992. - № 1. - С. 14-19.
7. Васильева А.Н. Основы культуры речи / А.Н. Васильева. - М., 2009. - 262 с.
8. Введенская Л.А. Культура речи / Л.А. Введенская. - Ростов-на-Дону, 2012. - 211 с.
9. Виноградов В.В. Проблемы культуры речи и некоторые задачи рус­ского языкознания // Вопросы языкознания. - 1964. - № 3. - С. 9.
10. Винокур Г.О. Культура языка / Г.О. Винокур. - М., 2000. - 164 с.
11. Воителева Т.М. Русский язык и культура речи / Т.М. Воителева, Е.С. Антонова. - М.: Академия, 2012. - 400 с.
12. Вульфсон Р.А. Упражнения по лексике и фразеологии / Р.А. Вуль­фсон, М.В. Соколова, З.Г. Ямпольская. - М.: Просвещение, 2001. - 239 с.
13. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский // Собр. соч. В 6-ти т. - Т.2. - М., 1982. - 504 с.
14. Гайдаш Ю.В. Некоторые проблемы формирования культуры речи младших школьников / Ю.В. Гайдаш // Современное русское языко­знание и дидактика: сборник материалов Международной научно-­практической конференции. - М., 2003. - С. 266-270.
15. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном фор­мировании умственных действий // Исследование мышления в со­ветской психологии. - М., 1986...90


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ