Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Продуктивные словообразовательные модели в современном русском языке (на материале периодических изданий «Тайны XX века», «Тайны СССР»)

Работа №175287

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы53
Год сдачи2021
Стоимость4390 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МОДЕЛИ В СОВРЕМЕННОМ
РУССКОМ ЯЗЫКЕ - ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 6
1.1. Предмет словообразования - понятие, дефиниция термина с точки
зрения различных подходов в современной лингвистике 6
1.2. Понятие «словообразовательной модели» в современной
лингвистике 8
1.3. Продуктивные и непродуктивные словообразовательные модели в
современном русском языке 16
Выводы 26
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МОДЕЛЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ ПУБЛИЦИСТИКЕ 28
2.1. Особенности публицистического стиля в современном русском языке 28
2.2. Продуктивные и непродуктивные словообразовательные модели
русского языка на страницах современных журналов 31
Выводы 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ

Язык любого народа находится в постоянном движении, он непрерывно развивается, изменяется, имея свое настоящее, прошлое и будущее. Развитие языка зависит от его способности к созданию новых слов. Создание новых слов происходит, потому что у людей возникает потребность выражать новые понятия, участвовать в процессе коммуникации. Это результат развития науки, техники, культуры, общественных отношений и многого другого. Появление новых слов в языке происходит разными путями: путем заимствования из других языков, в результате появления новых значений уже существующих в языке слов и при помощи добавления различных формантов: суффиксов, приставок и т.д. к уже существующим в языке производящим основам или словам. Обогащение словаря - это один из важнейших факторов развития языка, свидетельство его динамического характера.
Кроме того, язык вырабатывает на протяжении всего своего развития определенные модели, по которым строится новая лексика. Однако лингвистических исследований по словообразовательным моделям недостаточно в современной науке. Поэтому изучение образования языковых моделей в русском языке является актуальным.
Теоретическую основу исследования составляют лингвистические работы русских лингвистов, посвященные изучению словообразовательных моделей (В.Н. Немченко, Н.М. Шанский, Е.А. Земская, В.В. Виноградов, И.С. Улуханов, М.С. Малеева, В.И. Кодухов, В.А. Белошапкова, Б.Н. Головин, Н.А. Янко-Триницкая, А.И. Моисеев, З.А. Потиха).
Цель работы - провести анализ современных словообразовательных моделей в русском языке и в связи с этим выявить наиболее общие закономерности развития словообразовательной системы современного русского языка, проследить активизацию отдельных звеньев словообразовательной системы.
В соответствии с данной целью в работе предполагается решить следующие задачи:
1) провести обзор теоретических работ, посвященных изучению словообразовательных моделей в современной лингвистике;
2) дать определение понятию «словообразовательной модели» в современной лингвистике на основе реферативного обзора;
3) проанализировать словообразовательные модели с точки зрения их продуктивности в современном русском языке;
4) представить лексемы разных частей речи путем сплошной выборки из текстов печатных журналов «Тайны ХХ века», «Тайны СССР»;
5) проанализировать продуктивные и непродуктивные
словообразовательные модели русского языка на страницах современных журналов.
Объект исследования - словообразовательные модели современного русского языка.
Предмет исследования - продуктивные и непродуктивные словообразовательные модели русского языка в современной публицистике.
Основным методом исследования является описательный, предполагающий анализ языковых факторов, их классификацию, типологическое обобщение.
Теоретическая значимость работы заключается в сопоставительном анализе классификаций словообразовательных моделей XX и XXI вв.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в курсах современного русского языка.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Объём работы составляет 55 страниц. Список литературы включает 55 наименований.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В современной лингвистической литературе термин «словообразовательная модель» понимается по-разному, зачастую соотносится с понятием «словообразовательный тип». При этом языковеды либо включают несколько моделей в состав одного типа, либо наоборот. В то же время, достаточно часто, эти понятия не дифференцируются (например, в работах И.С. Улуханова). Поэтому в нашей работе мы решили словообразовательную модель считать синонимичным понятием к словообразовательному типу.
Кроме того, в данной ВКР были описаны продуктивные и непродуктивные словообразовательные модели, полученные путем сплошной выборки из текстов печатных журналов «Тайны ХХ века», «Тайны СССР». Публицистические тексты данных журналов, на наш взгляд, наиболее приемлемы в качестве материала для исследования продуктивных и непродуктивных словообразовательных моделей, так как именно публицистика отражает все изменения, происходящие в языке, синтезируя в себе лексику разных «функционально-смысловых типов речи».
Было составлено типологическое описание и проведен лингвистический анализ 576 словообразовательных моделей и словообразовательных процессов в современном журнально-публицистическом дискурсе.
Исследование показало:
1. В представленных журналах наиболее частотными являются четыре части речи - имя существительное (224), имя прилагательное (229), глагол (79) и наречие (44).
2. В современных словообразовательных моделях наблюдается рост количества заимствований в морфемах.
3. Большая часть словообразовательных моделей, описанная в классификации Шанского в 70-е г.г., сохраняет свою продуктивность, однако некоторые модели сегодня становятся менее продуктивными. Это связано, прежде всего, с появлением в современном русском языке заимствованных аналогов, более простых в образовании, то есть закон экономии приводит к изменению словообразовательного состава русского языка и, к сожалению, уменьшению исконно-русских моделей.



1. Аверьянова А. П. Как образуются слова. Книга для учащихся. - М. - Л., «Просвещение», [Ленингр. отд-ние ], 1966. - 71 с.
2. Арутюнова Н.Д. Очерки по словообразованию в современном испанском языке. - М.: Наука, 1961. - 198с.
3. Арутюнова Н.Д. Проблемы морфологии и словообразования: (На
материале испанского языка). - М.: Языки славянских культур, 2007. 288 с.
4. Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Логос, 2003. - 304 с.
5. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М. И. Современный русский язык: Учебник / Под редакцией Н.С. Валгиной. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2002. - 528 с.
6. Виноградов В.В. Об основном словарном фонде и его словообразующей роли в истории языка. «Известия АН СССР», ОЛЯ, 1951, т. 10, вып. 3. - 227 с.
7. Головин Б.Н. Введение в языкознание. Изд. 3-е, испр. Учеб. пособие для филол. специальностей ун-тов и пед. ин-тов. М., «Высш. школа», 1977. - 311 с.
8. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. - М: Логос,
2010. - 432 с.
9. Грамматика современного русского литературного языка / АН СССР, Ин - т рус. яз.; [отв. ред. Н. Ю. Шведова]. - Москва.: Наука, 1970. -767 с.
10. Жиленкова И.И. Введение в языкознание: учеб.-метод. Пособие по курсу/ И.И. Жиленкова. - Белгород: ООО «Эпицентр», 2018. - 100 с.
11. Жукова Т.В. Словообразовательный тип и многозначное производное слово как системные взаимодетерминанты (на материале отыменных существительных с суффиксом -ник): автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук: 10.02.01 / Жукова Татьяна Валериевна; Кемеров. гос. ун-т. - Кемерово, 2002. - 24 с.
12. Жукова Т.В. Словообразовательный тип как языковая прототипическая категория // Межвузовский сборник научных трудов «Языковая личность. Текст как реальность: содержание и форма. Единицы языка и язык текста». Тула: ТГПУ, 2000. - С. 2 - 11.
13.Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование: Учеб. пособие / Е.А. Земская. - 7-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2012. - 328 с.
14.Земская Е.А., Кубрякова Е.С. Проблемы словообразования на современном этапе (в связи с XII Международной конференцией лингвистов) // Вопросы языкознания. - 1978. - № 6. - С. 112 - 123.
15. Камчатков А.М. Введение в языкознание: Учеб. пособие/ А.М. Камчатков, Н.А. Николина. - 10-е изд., стереотип. - М.: Флинта: Наука,
2011. - 232 с.
16. Карпов А.К. Современный русский язык: Словообразование:
Морфология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 192 с.
17. Касаткин Л.Л. Краткий справочник по современному русскому языку: Учеб. пособие / Л. Л. Касаткин, Е. В. Клобуков, П. А. Лекант; под ред. П. А. Леканта. - 4-е изд., - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010. - 400 с.
18. Кодухов В.И. Введение в языкознание: учеб. для студентов пед. ин-тов по
спец. №2101 «Рус. яз. и лит.» - 2-е изд., перераб. и доп. - М:
Просвещение, 1987. - 288 с.
19. Купина Н.А. Стилистика современного русского языка: учебник для бакалавров/ Н.А. Купина, Т.В. Матвеева. - М.: Издательство Юрайт, 2013. - 415 с.
20. Лекант П.А. Современный русский язык: учебник для бакалавров / П. А. Лекант, Е. И. Диброва, Л. Л. Касаткин, Е. В. Клобуков; под ред. П. А. Леканта. - 5-е изд. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - 559 с.
21. Лопатин В.В. Русская словообразовательная морфемика. Проблемы и принципы описания/ В.В. Лопатин; АН СССР, Ин-т рус. яз. - Москва: Наука, 1977. - 315 с.
22. Малеева М.С. Суффиксальная словообразовательная модель: (На
материале имен существительных с усеченной производящей основой современного русского языка): автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук: 660 / Малеева Маргарита Сергеевна; Воронежский гос. ун -т. - Орел, 1968. - 19 с.
23. Малышева Е.Г. Современный русский язык. Морфемика.
Словообразование. Морфология: учеб. - метод. комплекс/ Е. Г. Малышева, О. С. Рогалева. 3-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА, 2014. - 328 с.
24. Маслов Ю.С. Введение в языкознание: Учеб. для филол. спец. вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 1987. - 272 с.
25. Моисеев А.И. Основные вопросы словообразования в современном русском литературном языке: Учеб. пособие [для вузов] / А. И. Моисеев; ЛГУ им. А. А. Жданова. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. - 206 с.
26. Мусатов В.Н. Русский язык: морфемика, морфонология,
словообразование: учеб. пособие/ В.Н. Мусатов. - М.: Флинта: Наука, 2010. - 360 с.
27. Немченко В.Н. Современный русский язык. Словообразование: Учеб. пособие для филол. спец. ун-тов. - М.: Высш. шк., 1984. - 255 с.
28. Николина Н.А. Словообразование современного русского языка: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Н.А. Николина, Е.А. Фролова, М.М. Литвинова. - М.: ИЦ «Академия, 2005. - 160 с.
29. Патиниоти А.В. Словообразовательный тип: динамика структуры и функции: Монография / Под ред. Т.Х. Каде. - Краснодар: КубГУ, КСЭИ, 2001. - 83 с.
30. Потиха З.А. Современное русское словообразование. Пособие для учителя. М., «Просвещение», 1970.
31. Реформатский А.А. Введение в языковедение / Под ред. В. А. Виноградова. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 536 с.
32. Рождественский Ю.В., Блинов А.В. Введение в языкознание: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений/ Ю.В. Рождественский, А.В. Блинов; Предисл. Ю.А. Бельчикова; Под ред. А.А. Волкова. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 336 с.
33. Розенталь Д.Э. Современный русский язык/ Д.Э Розенталь, И. Б. Голуб, М.А. Теленкова. - 11-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2010. - 448 с.
34. Русская грамматика: в 2 т. / АН СССР, Ин-т рус. яз.; [гл. ред. Н. Ю. Шведова]. - М.: Наука, 1980.
35. Современный русский литературный язык: Учеб. пособие для студентов
пед. ин-тов по спец. №2116 «Рус. яз. и лит. в нац. школе.» / Н. М. Шанский, А.Н. Тихонов, А. В. Филиппов, С. И. Небыкова, Д. И.
Изаренков; Под ред. Н. М. Шанского. - 2-е изд., перераб. - Л.:
Просвещение, Ленингр. отд-ние, 1988. - 671 с.
36. Современный русский язык. Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.». В 3 ч. Ч. 2. Словообразование. Морфология / Н. М. Шанский, А.Н. Тихонов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1987. - 256 с.
37. Современный русский язык: Учеб. для филол. спец. ун-тов/ В.А. Белошапкова, Е.А. Брызгунова, Е.А. Земская и др.; Под ред. В.А. Белошапковой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк., 1989. - 800 с.
38. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. В 2 ч. Ч. 1. Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Морфемика. Словообразование / [Е. И. Диброва, Л.Л. Касаткин, Н.А. Николина, И.И. Щеболева]; под ред. Е. И. Дибровой. - 4-е изд., перераб. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 480 с.
39. Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. Учебное пособие для студентов филол. специальностей пед. ин-тов. Изд. 2-е, перераб. М., «Просвещение», 1975. - 271 с.
40. Тайны ХХ века. - 2020. - № 52. - 40 с.
41. Тайны ХХ века. - 2021. - № 3. - 40 с.
42. Тайны СССР. - 2020. - № 25. - 39 с.
43. Тайны СССР. - 2021. - № 1. - 39 с.
44. Таскаева А.В. Введение в языкознание: вопросы для самоподготовки,
практические задания, таблицы и схемы: учеб. пособие/ А.В. Таскаева, А.Ю. Епимахова, - Челябинск: ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского, 2019. - 140 с.
45. Тихонов А.Н. Новый словообразовательный словарь русского языка для всех, кто хочет быть грамотным / А.Н. Тихонов. - Москва: АСТ, 2014. - 639 с.
46. Тихоновская Л.Е. Словообразовательная модель с семантикой образного сравнения в русской глагольной лексике / Л.Е. Тихоновская// Преподавание русского языка в школе и вузе в контексте межкультурной коммуникации. - М.: РЕМДЕР, 2010. - С. 508 - 513.
47. Тихоновская Л.Е. Словообразовательная модель с семантикой образного сравнения как средство речевого развития учащихся 5-6 классов: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: 13.00.02/ Тихоновская Лилия Евгеньевна; Моск. пед. гос. ун-т. - М., 2017. - 26 с.
48. Тихоновская Л.Е. Изучение семантики словообразовательной модели / Л.Е. Тихоновская // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: сборник материалов XXVIII Международной научно - практической конференции / под общ. ред. С.С. Чернова. - Новосибирск: ЦРНС, 2014. - С. 106 - 111.
49. Тихоновская Л.Е. Изучение словообразовательной модели как средство речевого развития учащихся / А.П. Еремеева, Л.Е. Тихоновская // Наука и школа. - 2017. - № 2. - С. 144 - 147.
50. Тихоновская Л.Е. Методика изучения словообразовательной модели как средства речевой деятельности (новые технологии преподавания) / Л.Е. Тихоновская // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: сборник материалов XLIV Международной научно - практической конференции / Под общ. ред. С.С. Чернова. - Новосибирск: ЦРНС, 2015. - С. 174 - 178.
51. Улуханов И.С. Словообразовательная семантика в русском языке и принципы ее описания / И.С. Улуханов; АН СССР, Ин-т рус. яз. - М.: «Наука», 1977. - 256 с.
52. Филиппова Л.С. Современный русский язык. Морфемика. Словообразование: учеб. пособие. / Л.С. Филиппова. - М.: Флинта: Наука, 2009. - 248 с.
53. Шанский Н.М. Очерки по русскому словообразованию и лексикологии. - Москва: Учпедгиз, 1959. - 246 с.
54. Шанский Н.М. Очерки по русскому словообразованию. - Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1968. - 310 с.
55. Янко-Триницкая Н.А. Словообразование в современном русском языке. - М:. Издательство «Индрик», 2001. - 504 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ