Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии на занятиях логоритмикойВладимирский государственный университет

Работа №175280

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы75
Год сдачи2025
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследование: ООО «Мостик» г. Москва.
Выборка: 10 детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии.
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР РАЗВИТИЯ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ЛОГОРИТМИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СТЕРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ 7
1.1 Анализ нарушений просодической стороны речи у детей со стёртой формой дизартрии в научной литературе. 7
1.2 Понятие логопедическая ритмика, её особенности и возможности воздействия на детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии 22
Выводы по 1 главе 33
ГЛАВА 2 ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СТЕРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ 35
2.1 Методы и организация исследования нарушений просодической стороны речи детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии 35
2.2 Результаты исследования нарушений просодической стороны речи детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии 36
Выводы по 2 главе 42
ГЛАВА 3 КОРРЕКЦИЯ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ЛОГОРИТМИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СТЕРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ 43
3.1 Разработка и апробация комплекса логоритмических упражнений по устранению нарушений просодической стороны речи детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии 43
3.2 Состояние просодической стороны речи детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии после апробации комплекса логоритмических упражнений 47
Выводы по 3 главе 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 61


Актуальность выбранной темы «Развитие просодической стороны речи посредством логоритмики у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии» заключается в том, что в логопедии развитию просодической стороны речи уделяется гораздо меньше внимания, чем формированию речевых звуков. Между тем особенности развития просодии нуждаются в изучении в логопедии, поскольку она не только тесно связана со всеми компонентами языка, но и является важным, относительно самостоятельным элементом речевого поведения. Метод, основанный на развитии темповой, мелодико-интонационной стороны речи, артикуляционной практики, речевого дыхания и голосовых модуляций при устранении речевых нарушений, – логоритмический. Изучение данного метода привело к решению о создании комплекса логоритмических игр и упражнений, которые бы наиболее эффективно влияли на развитие просодических структур, таких как интонация, выразительность, темповая организация речи, способность к силовой модуляции голоса у детей старшего дошкольного возраста со скрытой формой дизартрии.
В современной общей и специальной педагогике, этим вопросом занимались многие деятели науки, такие как Г.В. Волкова, А.З. Андронова Л.З. Арутюнян, Г.Н. Иванова-Лукьянова, Н.В. Черемисина, Н.Н. Трауготт, С.Н. Цейтлин и другие. Голосовые характеристики включают высоту тона, силу, длительность и тембр. Мелодико-интонационная сторона речи – это темп, ритм и паузы. Всестороннее развитие личности ребенка происходит через постоянное общение со взрослыми и сверстниками. Необходимо научить ребенка излагать свои мысли чистым литературным языком, свободно пользоваться языком разговора (диалога) и монолога, развивать у него прочную культуру речи.


Следует отметить, что между речевой функцией, ее двигательным, исполнительным компонентом и общей двигательной системой организма существует тесная функциональная связь.
Таким образом, логоритмика может быть ведущим медиатором музыкального развития у детей с просодическими нарушениями речи в следующих случаях:
– включение элементов логоритмики в занятия музыкой и развитием речи;
– создание специальных условий в повседневной жизни детей, в том числе игр со словом и музыкой;
– проведение индивидуальных занятий по логопедическим ритмам.
Цель исследования: разработать и апробировать комплекс логоритмических упражнений для устранения нарушения просодической стороны речи детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии.
Объект исследования: дети старшего дошкольнеого возраста со стертой формой дизартрии.
Предметом исследования: методология использования логоритмики в устранении нарушения просодической стороны речи детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии.
Были определены следующие задачи выпускной квалификационной работы:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, методическую специальную литературу по данной проблеме.
2. Провести диагностику состояния просодической стороны речи детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии.
3. Разработать и апробировать комплекс логоритмических упражнений по устранению нарушений просодической стороны речи детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии.
4. Определить состояние просодической стороны речи детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии после апробации комплекса логоритмических упражнений.
Гипотеза: эффективная коррекция нарушений просодической стороны речи детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии возможна череж применение логоритмических упражнений.
Методологической основой исследования стали:
– теория системного подхода в решении коррекционных задач (О.Л. Алексеев, В.И. Бельтюков, Л.С. Выготский, В.В. Коркунов, Р.Е. Левина, А.Р. Лурия и другие);
– учение о поэтапном формировании умственных действий (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и другие);
– положения об особенностях формирования просодической стороны речи у детей с дизартрией (Е.Ф. Архипова, Л.В. Лопатина, Г.А. Волкова, Л.И. Белякова, Н.В. Серебрякова).
Для подтверждения выдвинутой гипотезы будут использованы следующие методы исследования:
– теоретические – анализ литературы (логопедической, психологической, педагогической) по проблеме исследования, анализ базовых понятий исследования;
– эмпирические – анализ документации, тестирование (диагностические материалы методики исследования просодической стороны речи, предложенные Е.Ф. Архиповой), педагогический эксперимент, сравнительный анализ результатов.
– статистические – качественный и количественный анализ экспериментального материала, графическое отображение результатов исследования.
Описание эмпирической базы и выборки исследования: опытно-экспериментальная работа по коррекции нарушений просодической стороны речи детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии проводилась на базе ООО «Мостик» г. Москва. В исследовании приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии. Мы выбрали именно этот вид нарушения речи, поскольку он предполагает наиболее существенные изменения в просодической стороне речи и сложнее всего поддается коррекции.
Начало исследования, сбор теоретических данных, анализ методической литературы проходили с сентября 2024 по январь 2025 года, непосредственно первичное обследование осуществлялось в феврале 2025 года, разработка и апробация комплекса осуществлялась в феврале-марте 2025 года, оценка эффективности комплекса – во время практики в апреле 2025 года. Итоговое оформление результатов исследования осуществлялось в апреле 2025 года.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования. В работе проанализированы и обобщены теоретические данные об особенностях коррекции просодической строны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии. Представлен авторский комплекс упражнений логопедической ритмики, направленных на преодоление нарушений просодической стороны речи детей старшего дошкольного возраста посредством музыки, движения и слова.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты возможно будет использовать в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения просодической стороны речи.
Структура выпускной квалификационной работы включает: введение, три главы: одну теоретическую и две практические, заключение, список литературы, состоящий из 50 источников, 2 приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Теоретический анализ проблемы развития просодической стороны речи у детей с речевыми нарушениями позволил сделать следующие выводы:
В развитии просодической стороны речи у детей дошкольного возраста наблюдаются следующие закономерности: ребенок постепенно усваивает ритмическую структуру слова; В дошкольном возрасте ребенок с трудом контролирует свой голос, испытывает трудности с изменением тона и высоты голоса; Темп речи изначально медленный, но ускоряется по мере приобретения беглой речи; Дети этого возраста нарушают порядок слогов в словах; У детей дошкольного возраста наблюдаются различные ошибки в постановке ударения; Дети усваивают интонационные закономерности предложений различной структуры только путем подражания.
Нарушения речи у детей дошкольного возраста представляют собой сложное речевое расстройство, включающее стойкие нарушения мимики, голоса, артикуляции, дыхания и просодических компонентов речи. В результате речь детей с данными нарушениями не выполняет коммуникативную функцию и не дает собеседнику информации об интонационных различиях в предложениях, об отношении говорящего к передаваемой информации. Наиболее эффективным методом устранения проблем в понимании просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями является логопедическая ритмика. Функции логопеических ритмов: определяются как оздоровительная (дыхание, моторика, сенсорные функции, укрепление опорно-двигательного аппарата), образовательная (формирование пространственных представлений), воспитательная (умственное, нравственное, эстетическое развитие, обучение правилам различных видов деятельности) и коррекционная.
По результатам исследования сделаны выводы, что для детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии характерны следующие нарушения просодической стороны речи: нарушения интонационной выразительности речи, процессов восприятия и воспроизведения разных видов интонации; низкая модуляция голоса: слабый по силе, монотонный, низкий по тону; неверная постановка или отсутствие логического акцента; недостаточный объем и сила выдоха, невозможность различения ротового и носового дыхания и выдоха, ослаблен речевой выдох; трудности в контроле темпа речи, восприятии и воспроизведении ритмических структур.
Целенаправленная работа по развитию выразительных средств языка, проводимая на основе предложенного выше комплекса упражнений, окажет положительное влияние на расширение речевых навыков детей, а использование комплекса упражнений, направленных на развитие просодических компонентов, будет способствовать формированию просодической стороны речи.



1. Аксанова Т.Ю. Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с дошкольниками с ТНР / Т.Ю. Аксанова – СПб.: Детство-Пресс, 2017 – 190 с.
2. Александрова Н.Г. Ритмическое воспитание. Революция искусство – дети / Н.Г. Александрова – М.: Просвещение, 2019. – 312 с.
3. Алмазова, Е.С. Методика восстановления и развития голоса у детей / Е.С. Алмазова – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/2/0030/2_0030-1.shtml – Дата доступа: 19.03.2025.
4. Архипова Е.В. Стёртая дизартрия у детей / Архипова Е.В. – М.: АСТ: Астрель, 2017. – 331 с.
5. Архипова, Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом: Книга для логопеда / Е.Ф. Архипова – М.: Просвещение, 2019 – 109 с.
6. Аюпова, Е.Е. Логоритмика в детском саду. Программа логоритмических занятий для детей дошкольного возраста / Е.Е. Аюпова, А.Г. Степанова – Пермь, 2019. – 36 с.
7. Бабушкина Р.Л. Логопедическая ритмика. Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи / под редакцией Г.А. Волковой – СПб.: КАРО, 2015 – 74 с.
8. Белякова Л.И. Дизартрия / Белякова Л.И., Н.Н. Волоскова // Логопедия. Дизартрия. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2013 – 287 с.
9. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. / под ред. О.Г. Газенко – М.: Наука, 2020 – 494 с.
10. Бородич А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич – М.: Просвещение, 2011. – 255 с.
11. Ветлугина Н.А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр / Н.А. Ветлугина – М.: Проспект, 2019. – 248 с.
12. Винарская Е.В. Ранее речевое развитие ребёнка и проблемы дефектологии: периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка / Е.В. Винарская – М.: Проспект, 2015 – 165 с.
13. Власова, Т.М. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя / Т.М. Власова, А.Н. Пфафенродт. – М.: ВЛАДОС, 2017. – 240 с.
14. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика / Г.А. Волкова. Учеб. Для студ. Высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2022. – 272 с.
15. Волкова, Л.С. Логопедия. Методическое наследие: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи. Часть 1. Нарушения голоса. Дислалия: Пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2021 – 315 с.
16. Волосовец Т.В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова. / Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: ВЛАДОС, 2016. – 265 с.
17. Воронова А.Е. Логоритмика в речевых группах дошкольного образовательного учреждения для детей 5-7 лет / А.Е. Волкова – М.: Проспект, 2022 – 170 с.
18. Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи / Ю.Ф. Гаркуша – М.: Проспект, 2019 – 280 с.
19. Гонтаренко Н.Б. Уроки сольного пения. Вокальная практика. / Н.Б. Гонтаренко // Уроки сольного пения: вокальная практика. – Ростов н / Д: Феникс, 2015. – 189 с.
20. Гринер В.А. Логопедическая ритмика / В.А. Гринер, Н.С. Самойленко – М.: Проспект, 2021. – 54 с.
21. Гринер В.А. Ритм / В.А. Гринер – М.: Просвещение, 2018 – 80 с.
22. Дресвянников В.И. Логопедическая ритмика в системе коррекционно-воспитательной работы с заикающимися школьниками / В.И. Дресвянников // Дефектология. – 2009 – № 3 – С. 69–72.
23. Ермакова, И.И. Коррекция голоса у детей и подростков: Книга для логопеда / И.И. Ермакова – М.: Просвещение: АО «Учебная литература», 2016 – 250 с.
24. Жак – Далькроз Э. Ритм. – М. : Классика – ХХI, 2006. – 248 с.
25. Жукова Н.С. Уроки логопеда / Н.С. Жукова // Уроки логопеда: Исправление нарушений речи. – М.: Эксмо, 2019. – 120 с.
26. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) коррекционных школ: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.Г. Зикеев. – М.: Издательский центр АКАДЕМИЯ, 2009. – 200 с.
27. Ивановская Ф.А. Профилактика голосовых расстройств / Ф.А. Ивановская // Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2017 – 210 с.
28. Каракулова Е.В. Коррекционная фонологоритмика: учебно-методическое пособие / Е.В. Каракулова. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 2018. – 111 с.
29. Колганова В.С. Нейропсихологические занятия с детьми / В.С. Колганова // Нейропсихологические занятия с детьми: D 2 ч. Ч. 1 / Валентина Колганова, Елена Пивоварова, Сергей Колганов, Ирина Фридрих. – М.: АЙРИС – пресс, 2017. – 416 с.
30. Константин Ушинский: Воспитать ребёнка как? / Ушинский Константин Дмитриевич: Воспитать ребёнка как? // Составитель Елена Филиппова. – М.: АСТ, 2014. – 380 с.
31. Конорова Е.В. Ритмика в театральной школе. Изд. 2, доп. / Е.В. Конорова – М.: Проспект, 2018 – 139 с.
32. Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей 3-4 лет с тяжёлым нарушением речи / Е.В. Кузнецова – М.: ГНОМ и Д., 2014 – 127 с.
33. Лопатина Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стёртой дизартрии): учебное пособие / Л.В.Лопатина, Н.В. Серебрякова – СПб.: Изд. «Союз», 2020. – 192 с.
34. Логопедическая ритмика. Учебно-методическое пособие. / Логопедическая ритмика: учеб. – метод. пособие, авт.-сост. А.А. Кочарян. – Минск: БГПУ, 2008. – 52 с.
35. Мария Монтессори: Мой метод / Монтессори М. Мой метод: начальное обучение / Мария Монтессори. – М.: Астрель: АСТ, 2006. – 349 с.
36. Микляева Н.В. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ: Пособие для воспитателей и логопедов – 2 – е изд. / Н.В. Микляева, О.А. Полозова, Ю.Н. Родионова – М.: Айрис – пресс, 2015. – 112 с.
37. Музыка и движение / Бекина С.И. Музыка и движение: (Упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет). Из опыта работы муз. руководителей дет. садов / Авт.-сост.: С.И. Бекина, Т.М. Ломова, Е.Н. Соковнина. – М.: Просвещение, 2013. – 208 с.
38. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекции / Л.А. Зайцева, И.С. Зайцев, С.Ф. Левяш, И.Н. Ясова // Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция: Учеб. – метод пособие – Минск: БГПУ им М. Танка, 2021 – 74 с.
39. Новиковская О.А. Логоритмия для дошкольников в играх и упражнениях / О.А. Новиковская – М.: Проспект, 2022 – 130 с.
40. Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика. Диагностика и коррекция произвольных движений у детей, страдающих заиканием. Методические рекомендации / Н.А. Рычкова. – М.: Гном и Д, 2018. – 32 с.
41. Сохин Ф.А. Осознание речевой деятельности детьми дошкольного возраста / Ф.А. Сохин // Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. – М.: Проспект, 2022. – 329 с.
42. Тарасова К.В. Воспроизведение звукового ритма дошкольного возраста / К.В. Тарасова // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии – 2018 – №2. – С. 82-99.
43. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) / Е.И. Тихеева – М.: Просвещение, 2011. –159 с.
44. Харитонова Е.А. Логопедическая ритмика (раздел «Теоретические основы логопедической ритмики») : курс лекций / Е.А. Харитонова; Министерство образования Республики Беларусь, Учреждение образования «Витебский государственный университет имени П. М. Машерова», Кафедра коррекционной работы. – Витебск : ВГУ имени П. М. Машерова, 2021. – 43 с.
45. Федоренко Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев – М.: Просвещение, 2018. – 239 с.
46. Филатова Ю.О. Логоритмика / Ю.О. Филатова, Н.Н. Гончарова, Е.В. Прокопенко – М.: Оформление ООО «Национальный книжный центр», 2016 – 209 с.
47. Флерина Е.А. О руководстве восприятием дошкольника в процессе обучения / Е.А. Флёрина // Советская педагогика. – 2012. – № 12. – С. 4-78.
48. Швачкин Н.Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие / Составление К.Ф. Седова – М.: Лабиринт, 2014. – 330 с.
49. Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. – М.: Издательский центр «Академия», 2021. – 240 с.
50. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи / Г.Р. Шашкина – М.: Академия, 2019 – 178 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ