Правовое регулирование социального обеспечения граждан, принявших под опеку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Забайкальский государственный университет)
|
Объект исследования - Государственное учреждение социального обcлуживания «Черновский комплексный центр социального обслуживания населения «Берегиня» Забайкальского края (г. Чита).
Введение 3
1. Социальная работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей 6
1.1 Основные понятия и значение социального обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей 6
1.2 Нормативно-правовая база, регламентирующая социальную работу с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей 11
1.3 Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей 17
2. Государственная политика, основные гарантии и юридическая помощь детям, оставшихся без попечения родителей 24
2.1 Государственные гарантии по социальной поддержке и оказанию юридической помощи детям, оставшимся без попечения родителей24
2.2 Государственная семейная политика в Российской Федерации 30
2.3 Характеристика деятельности центра социального обслуживания населения «Берегиня» Забайкальского края 36
Заключение 40
Список использованных источников 43
Введение 3
1. Социальная работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей 6
1.1 Основные понятия и значение социального обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей 6
1.2 Нормативно-правовая база, регламентирующая социальную работу с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей 11
1.3 Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей 17
2. Государственная политика, основные гарантии и юридическая помощь детям, оставшихся без попечения родителей 24
2.1 Государственные гарантии по социальной поддержке и оказанию юридической помощи детям, оставшимся без попечения родителей24
2.2 Государственная семейная политика в Российской Федерации 30
2.3 Характеристика деятельности центра социального обслуживания населения «Берегиня» Забайкальского края 36
Заключение 40
Список использованных источников 43
Трансформация российского общества сопровождается значительными дисфункциональными изменениями социальных институтов. Наиболее острой проблемой, которая в современных условиях приобретает все более важное значение, является институциализация детства. Нестабильность этого института сопровождается усилением такого негативного процесса как сиротство.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являются высоко уязвимой социальной группой. Эта группа занимает особое место в структуре социально незащищенных категорий населения, и прежде всего потому, что статус социально незащищенных предоставляется им временно, до достижения ими совершеннолетия, тогда как социальные проблемы депривации, недосоциализации и недостаточной квалификации членов этой группы сопровождают их жизнь гораздо дольше.
Воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, в государственных учреждениях не способно полностью реализовать их интересы и права. Отрицательный социальный опыт, эмоциональнопсихическая неразвитость, нереализованная потребность ребенка в родительской любви и привязанности, и, как следствие, искажение самосознания и деформация личности, это все оказывает влияние на дальнейшую жизнь ребенка.
Ребенок, будучи лишен родительского попечения, отдается на попечение государства. Государство обеспечивает замену уход за таким ребенком. Существующая система работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в государственных учреждениях зависит от множества факторов объективного и субъективного характера и не всегда способствует успешной адаптации личности на всех её возрастных этапах.
Для этого в государственных учреждениях на практике используют технологии социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Существует несколько основных социальных технологий, активно применяемых с детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, это диагностика, социальная адаптация и коррекция.
Сугубо специфический опыт различных учреждений социального обслуживания не позволяет составить однозначно заданную программу деятельности, поэтому технологии адаптируются к условиям того учреждения, в котором они должны применяться. В то же время имеющийся опыт конкретного учреждения позволяет обогатить практику применения технологий социальной работы и оптимизировать их для более широкого круга условий реализации.
Проблема сиротства – актуальная проблема современной России и нашего региона в частности. По итогам министерства образования Забайкальского края по итогам в 2024 году на территории проживает 7301 детей из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в то время, как в 2023 году на территории Забайкальского края проживало 7410 детей .
Изучив данную статистику, можно сделать вывод, что тема выпускной квалификационной работы является актуальной и по сей день.
Цель исследования: проанализировать реализацию технологий социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Для достижения данной цели необходимо поставить ряд задач:
1. Изучить основные понятия и значения социального обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей;
2. Изучить нормативно-правовую базу, регламентирующую социальную работу с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей;
3. Изучить формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
4. Дать характеристику деятельности центра социального обслуживания населения;
5. Проанализировать гарантии по социальной поддержке и оказания юридической помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
6. Рассмотреть государственную семейную политику в РФ.
Объект исследования: социальная работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Предмет исследования: технологии социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являются высоко уязвимой социальной группой. Эта группа занимает особое место в структуре социально незащищенных категорий населения, и прежде всего потому, что статус социально незащищенных предоставляется им временно, до достижения ими совершеннолетия, тогда как социальные проблемы депривации, недосоциализации и недостаточной квалификации членов этой группы сопровождают их жизнь гораздо дольше.
Воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, в государственных учреждениях не способно полностью реализовать их интересы и права. Отрицательный социальный опыт, эмоциональнопсихическая неразвитость, нереализованная потребность ребенка в родительской любви и привязанности, и, как следствие, искажение самосознания и деформация личности, это все оказывает влияние на дальнейшую жизнь ребенка.
Ребенок, будучи лишен родительского попечения, отдается на попечение государства. Государство обеспечивает замену уход за таким ребенком. Существующая система работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в государственных учреждениях зависит от множества факторов объективного и субъективного характера и не всегда способствует успешной адаптации личности на всех её возрастных этапах.
Для этого в государственных учреждениях на практике используют технологии социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Существует несколько основных социальных технологий, активно применяемых с детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, это диагностика, социальная адаптация и коррекция.
Сугубо специфический опыт различных учреждений социального обслуживания не позволяет составить однозначно заданную программу деятельности, поэтому технологии адаптируются к условиям того учреждения, в котором они должны применяться. В то же время имеющийся опыт конкретного учреждения позволяет обогатить практику применения технологий социальной работы и оптимизировать их для более широкого круга условий реализации.
Проблема сиротства – актуальная проблема современной России и нашего региона в частности. По итогам министерства образования Забайкальского края по итогам в 2024 году на территории проживает 7301 детей из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в то время, как в 2023 году на территории Забайкальского края проживало 7410 детей .
Изучив данную статистику, можно сделать вывод, что тема выпускной квалификационной работы является актуальной и по сей день.
Цель исследования: проанализировать реализацию технологий социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Для достижения данной цели необходимо поставить ряд задач:
1. Изучить основные понятия и значения социального обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей;
2. Изучить нормативно-правовую базу, регламентирующую социальную работу с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей;
3. Изучить формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
4. Дать характеристику деятельности центра социального обслуживания населения;
5. Проанализировать гарантии по социальной поддержке и оказания юридической помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
6. Рассмотреть государственную семейную политику в РФ.
Объект исследования: социальная работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Предмет исследования: технологии социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Выполнение задач выпускной квалификационной работы позволяет сделать ряд выводов относительно сиротства в современной России.
Прежде всего, важно отметить, что понимание сиротства как социальной проблемы предполагает, что отношение к сиротам формируется контексте отношении к детям вообще. Ребенок в настоящее время воспринимаются как носитель уникального человеческого капитала, а состояние сиротства препятствует дальнейшему его инвестированию, получению выгод и преимуществ. Оно может быть как биологическим, так и социальным.
Конкретно для современной России важность решения проблем сиротства заключается в необходимости преодоления их социальной исключенное из общества, реализации их инклюзии за счет инструментария, сформированного социальными науками. Можно сказать, что сейчас процесс инклюзии детей-сирот наиболее эффективно осуществляется через семейные формы их воспитания, а не через их проживание в специализированных государственных учреждениях, так как именно такой способ позволяет, с одной стороны, обеспечить наиболее естественное и эффективное вхождение в общество, где большая часть детей воспитывается в семьях, с другой стороны, позволяет полноценно реализоваться приемным родителям как субъектам детско- родительских отношений. При этом, в настоящее время в стране наблюдается снижение числа детей, передаваемых в семьи (усыновление, опека и попечительство). Опека и попечительство остаются наиболее распространенными формами устройства детей. Можно предположить, что такое явление возникает из-за общего снижения уровня доходов населения, что порождает социальные риски - с одной стороны, кровные родители становятся неспособными заботиться о своих детях, с другой стороны, потенциальные приемные родители не реализуют своего потенциала из-за негативного прогноза по содержанию возможных приемных детей в семье.
Среди категорий населения, нуждающихся в особой общественно-государственной заботе, особое место занимают дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. На всех этапах жизни все дети нуждаются в помощи. Обычно ее оказывает семья. Ребенок же, не имеющий родителей, осваивает социальные роли и нравственные нормы за годы пребывания в государственных учреждениях или в замещающей семье. В современном обществе особенно остро встала проблема социальной адаптации и успешной интеграции в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Технологии социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей - это комплекс мероприятий, разработанный специалистами, направленный на овладение ребенком социальными нормами, эмоциональное развитие ребенка, формирование фундаментальных ценностей человека в межличностных отношениях. На начальном этапе работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, необходимо правильно подобрать технологии работы. Чаще всего используются диагностика, социальная адаптация и коррекция. Данные технологии были описаны в работе. Приведенные выше технологии социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, для наиболее эффективной работы, применяют в данном порядке, так как между ними прослеживается взаимосвязь. Невозможно приступить к следующей технологии, не реализовав предыдущую. Правильное применение технологий социальной работы в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, позволило изменить к лучшему положение детей-сирот, преодолеть негативные отклонения в его социальном функционировании.
Государственная политика в сфере защиты прав детей-сирот реализуется не только на уровне федерации, но и на уровне регионов. Так, нормативно правовую основу политики в сфере социального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в составляют законы округа, а также постановления окружного Правительства. Данные акты направлены на конкретизацию содержания полномочий субъекта федерации в данной сфере, определяют порядок межведомственного взаимодействия и нормативы отчислении из бюджетов различных уровней на исполнение конкретных полномочий по социальному обеспечению.
Регион постепенно снижает численность детей-сирот, находящихся в специализированных учреждениях, путем развития семейных форм устройства детей.
Анализ нормативно-правовых основ социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, показывает, что в Российской Федерации на данный момент задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального и социального развития детей-сирот. Для этого предусматривается комплексное осуществление мероприятий, как на федеральном, так и на региональном уровне субъектов федерации.
Прежде всего, важно отметить, что понимание сиротства как социальной проблемы предполагает, что отношение к сиротам формируется контексте отношении к детям вообще. Ребенок в настоящее время воспринимаются как носитель уникального человеческого капитала, а состояние сиротства препятствует дальнейшему его инвестированию, получению выгод и преимуществ. Оно может быть как биологическим, так и социальным.
Конкретно для современной России важность решения проблем сиротства заключается в необходимости преодоления их социальной исключенное из общества, реализации их инклюзии за счет инструментария, сформированного социальными науками. Можно сказать, что сейчас процесс инклюзии детей-сирот наиболее эффективно осуществляется через семейные формы их воспитания, а не через их проживание в специализированных государственных учреждениях, так как именно такой способ позволяет, с одной стороны, обеспечить наиболее естественное и эффективное вхождение в общество, где большая часть детей воспитывается в семьях, с другой стороны, позволяет полноценно реализоваться приемным родителям как субъектам детско- родительских отношений. При этом, в настоящее время в стране наблюдается снижение числа детей, передаваемых в семьи (усыновление, опека и попечительство). Опека и попечительство остаются наиболее распространенными формами устройства детей. Можно предположить, что такое явление возникает из-за общего снижения уровня доходов населения, что порождает социальные риски - с одной стороны, кровные родители становятся неспособными заботиться о своих детях, с другой стороны, потенциальные приемные родители не реализуют своего потенциала из-за негативного прогноза по содержанию возможных приемных детей в семье.
Среди категорий населения, нуждающихся в особой общественно-государственной заботе, особое место занимают дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. На всех этапах жизни все дети нуждаются в помощи. Обычно ее оказывает семья. Ребенок же, не имеющий родителей, осваивает социальные роли и нравственные нормы за годы пребывания в государственных учреждениях или в замещающей семье. В современном обществе особенно остро встала проблема социальной адаптации и успешной интеграции в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Технологии социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей - это комплекс мероприятий, разработанный специалистами, направленный на овладение ребенком социальными нормами, эмоциональное развитие ребенка, формирование фундаментальных ценностей человека в межличностных отношениях. На начальном этапе работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, необходимо правильно подобрать технологии работы. Чаще всего используются диагностика, социальная адаптация и коррекция. Данные технологии были описаны в работе. Приведенные выше технологии социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, для наиболее эффективной работы, применяют в данном порядке, так как между ними прослеживается взаимосвязь. Невозможно приступить к следующей технологии, не реализовав предыдущую. Правильное применение технологий социальной работы в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, позволило изменить к лучшему положение детей-сирот, преодолеть негативные отклонения в его социальном функционировании.
Государственная политика в сфере защиты прав детей-сирот реализуется не только на уровне федерации, но и на уровне регионов. Так, нормативно правовую основу политики в сфере социального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в составляют законы округа, а также постановления окружного Правительства. Данные акты направлены на конкретизацию содержания полномочий субъекта федерации в данной сфере, определяют порядок межведомственного взаимодействия и нормативы отчислении из бюджетов различных уровней на исполнение конкретных полномочий по социальному обеспечению.
Регион постепенно снижает численность детей-сирот, находящихся в специализированных учреждениях, путем развития семейных форм устройства детей.
Анализ нормативно-правовых основ социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, показывает, что в Российской Федерации на данный момент задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального и социального развития детей-сирот. Для этого предусматривается комплексное осуществление мероприятий, как на федеральном, так и на региональном уровне субъектов федерации.



