Повышение конкурентоспособности высшего образования в России в условиях выхода на международный рынок образовательных услуг (на примере ФГАОУ ВО Сибирского федерального университета)
|
Введение 3
1. Теоретические аспекты исследования конкурентоспособности высшего
учебного заведения 6
1.1. Конкурентоспособность высшего учебного заведения и конкуренция на
современном рынке образовательных услуг страны 6
1.2. Управление конкурентоспособностью высшего учебного заведения на
рынке образовательных услуг 12
1.3. Пути совершенствования конкурентоспособности высшего учебного
заведения 21
2. Реформирование системы высшего образования в современных
экономических условиях как фактор обеспечения его конкурентоспособности 31
2.1. Реформирование системы высшего образования в России 31
2.2. Повышение конкурентоспособности ведущих ВУЗов Российской
Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров в рамках проекта 5-100 44
2.3. Программа повышения конкурентоспособности (дорожная карта)
ФГАУО ВО Сибирского федерального университета на 2016-2020 год 48
3. Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности ФГАОУ ВО Сибирского федерального университета 58
3.1 Выполнение программы развития СФУ 58
3.2 Мероприятия по повышения конкурентоспособности
СФУ 63
Выводы 74
Список использованных источников 76
1. Теоретические аспекты исследования конкурентоспособности высшего
учебного заведения 6
1.1. Конкурентоспособность высшего учебного заведения и конкуренция на
современном рынке образовательных услуг страны 6
1.2. Управление конкурентоспособностью высшего учебного заведения на
рынке образовательных услуг 12
1.3. Пути совершенствования конкурентоспособности высшего учебного
заведения 21
2. Реформирование системы высшего образования в современных
экономических условиях как фактор обеспечения его конкурентоспособности 31
2.1. Реформирование системы высшего образования в России 31
2.2. Повышение конкурентоспособности ведущих ВУЗов Российской
Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров в рамках проекта 5-100 44
2.3. Программа повышения конкурентоспособности (дорожная карта)
ФГАУО ВО Сибирского федерального университета на 2016-2020 год 48
3. Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности ФГАОУ ВО Сибирского федерального университета 58
3.1 Выполнение программы развития СФУ 58
3.2 Мероприятия по повышения конкурентоспособности
СФУ 63
Выводы 74
Список использованных источников 76
Современная система образования переживает период реформирования. Необходимость изменений обусловлена развитием современного общества, внедрением в образовательный процесс инновационных технологий, переходом к эксперименту по освоению новых стандартов общего и высшего образования на компетентностной основе. Говоря о современном этапе развития общества, экономисты часто характеризуют его как информационную экономику.
Для выживания в постоянно усложняющейся конкурентной среде вузам необходимы высококвалифицированные специалисты, способные творчески мыслить и использовать свои знания для решения задач, направленных на повышение их конкурентоспособности. В условиях развитого рынка конкурентоспособность вуза определяется его готовностью к постоянному и непрерывному инновационному процессу, основанному на использовании существующих и генерации новых знаний. Знание становится основным активом компании в конкурентной борьбе, поскольку все другие источники конкурентного преимущества - технологии, лидирующее положение на рынке, известность марки и др. Могут быть скопированы или превзойдены конкурентами. Поэтому свойство знания — неотделимость от своего носителя - создает устойчивое конкурентное преимущество, формирование и сохранение которого является одной из основных задач стратегического управления вузом. Осознание важности влияния знаний на конкурентоспособность является основой для становления нового направления в деятельности вуза — управление знаниями.
Классическая теория управления знаниями широко исследована в трудах иностранных авторов У. Букович, Дж. Робинсон, Р. Уилльямса, отечественных авторов Абдикеева Н.М., Гапоненко A.JL, В.В., Голодовой О.В., Диановой В.Ю., Королева А.П., Никулина Л.Ф., Орлова A.B. и др. Качеству образования и конкурентоспособности образовательного учреждения посвящены работы Азоева Г. JL, Баранчеева В.П., Буковича У., Глухова А. Данько Т.П., Никулина
Л.Ф., Исаевой К.В., Селянской Г.Н., и др., но до сих пор роль управления знаниями не была исследована в аспекте повышения конкурентоспособности образовательного учреждения.
Тем не менее, данная область остается пока недостаточно исследованной в научном плане. Кроме того, в России пока отсутствуют апробированные методические рекомендации по формированию и развитию конкурентоспособности высших учебных заведений. Таким образом, тема данного диссертационного исследования, посвященного формированию и развитию конкурентоспособности вуза, является актуальной для научного исследования и практического использования ее результатов.
Предмет и объект исследования. Предметом данного диссертационного исследования являются разные подходы и методы в повышении конкурентоспособности отечественного вуза в условиях выхода на международный рынок образовательных услуг. Объектом исследования конкурентоспособность Сибирского федерального университета на российском и международном рынке образовательных услуг и улучшению показатель в проекте 5-100.
Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования состоит в разработке методических рекомендаций к повышению конкурентоспособности ФГАОУ ВО СФУ на основы выполнения программы развития.
Для достижения поставленной цели в ходе теоретических и практических исследований необходимо было решить следующие задачи:
- исследовать теоретические аспекты конкурентоспособности высшего образования;
- провести анализ реформирования высшего образования в России;
- изучить особенности Российской программы по повышению конкурентоспособности высшего образования;
- изучить Российский проект 5-100 для вузов;
- проанализировать показатели ФГАОУ ВО СФУ в проекте;
предложить мероприятия по повышению конкурентоспособности СФУ.
Научная новизна исследования заключается в разработки мер по повышению конкурентоспособности ФГАОУ ВО СФУ в Российском проекте 5-100.
Практическая значимость диссертационного исследования состоит в разработке рекомендаций, направленных на улучшения показателей СФУ управления интеллектуальным капиталом и информационными ресурсами как базы знаний отечественного вуза для повышения конкурентоспособности в условиях рыночной экономики. Полученные результаты предназначены для повышения конкурентоспособности СФУ и выхода на международный рынок образовательных услуг.
Для выживания в постоянно усложняющейся конкурентной среде вузам необходимы высококвалифицированные специалисты, способные творчески мыслить и использовать свои знания для решения задач, направленных на повышение их конкурентоспособности. В условиях развитого рынка конкурентоспособность вуза определяется его готовностью к постоянному и непрерывному инновационному процессу, основанному на использовании существующих и генерации новых знаний. Знание становится основным активом компании в конкурентной борьбе, поскольку все другие источники конкурентного преимущества - технологии, лидирующее положение на рынке, известность марки и др. Могут быть скопированы или превзойдены конкурентами. Поэтому свойство знания — неотделимость от своего носителя - создает устойчивое конкурентное преимущество, формирование и сохранение которого является одной из основных задач стратегического управления вузом. Осознание важности влияния знаний на конкурентоспособность является основой для становления нового направления в деятельности вуза — управление знаниями.
Классическая теория управления знаниями широко исследована в трудах иностранных авторов У. Букович, Дж. Робинсон, Р. Уилльямса, отечественных авторов Абдикеева Н.М., Гапоненко A.JL, В.В., Голодовой О.В., Диановой В.Ю., Королева А.П., Никулина Л.Ф., Орлова A.B. и др. Качеству образования и конкурентоспособности образовательного учреждения посвящены работы Азоева Г. JL, Баранчеева В.П., Буковича У., Глухова А. Данько Т.П., Никулина
Л.Ф., Исаевой К.В., Селянской Г.Н., и др., но до сих пор роль управления знаниями не была исследована в аспекте повышения конкурентоспособности образовательного учреждения.
Тем не менее, данная область остается пока недостаточно исследованной в научном плане. Кроме того, в России пока отсутствуют апробированные методические рекомендации по формированию и развитию конкурентоспособности высших учебных заведений. Таким образом, тема данного диссертационного исследования, посвященного формированию и развитию конкурентоспособности вуза, является актуальной для научного исследования и практического использования ее результатов.
Предмет и объект исследования. Предметом данного диссертационного исследования являются разные подходы и методы в повышении конкурентоспособности отечественного вуза в условиях выхода на международный рынок образовательных услуг. Объектом исследования конкурентоспособность Сибирского федерального университета на российском и международном рынке образовательных услуг и улучшению показатель в проекте 5-100.
Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования состоит в разработке методических рекомендаций к повышению конкурентоспособности ФГАОУ ВО СФУ на основы выполнения программы развития.
Для достижения поставленной цели в ходе теоретических и практических исследований необходимо было решить следующие задачи:
- исследовать теоретические аспекты конкурентоспособности высшего образования;
- провести анализ реформирования высшего образования в России;
- изучить особенности Российской программы по повышению конкурентоспособности высшего образования;
- изучить Российский проект 5-100 для вузов;
- проанализировать показатели ФГАОУ ВО СФУ в проекте;
предложить мероприятия по повышению конкурентоспособности СФУ.
Научная новизна исследования заключается в разработки мер по повышению конкурентоспособности ФГАОУ ВО СФУ в Российском проекте 5-100.
Практическая значимость диссертационного исследования состоит в разработке рекомендаций, направленных на улучшения показателей СФУ управления интеллектуальным капиталом и информационными ресурсами как базы знаний отечественного вуза для повышения конкурентоспособности в условиях рыночной экономики. Полученные результаты предназначены для повышения конкурентоспособности СФУ и выхода на международный рынок образовательных услуг.
В ходе выполнения работы была достигнута ее основная цель, решены все поставленные задачи.
В магистерской работе рассмотрено реформирование высшего образования в России, и запуск Правительством РФ проект 5-100 по повышению конкурентоспособности высшего образования в условиях выхода на международный рынок образовательных услуг. Текущее состояние высшего образования в России, и тенденции его развития на ближайшие годы. Сделано обоснование необходимости пересмотра плана развития университета, предложены мероприятия по повышению показателей, а так же предложен проект для развития кадрового потенциала СФУ.
В работе была проведена оценка конкурентоспособности высшего образования в России в целом, и Сибирского федерального университета в частности. Изучен план мероприятий развития университета на 2016-2020г. Была рассмотрена динамика развития и проведен анализ текущих показателей университете в проекте 5-100.
В магистерской диссертации разработан конкретный проект по открытию центра дополнительного образования на базе СФУ, для дальнейшего развития университета. В ходе его реализации были учтены сильные и слабые стороны СФУ. Выбран вид стратегии и разработан план реализации проекта. Даны конкретные руководства к действию для реализации проекта и собран необходимый пакет документов.
Таким образом, при реализации проекта ФГАОУ ВО СФУ сможет:
- развить кадровый потенциал университета;
- увеличить общее число публикация в научных журналах НПР;
- а так же выходу публикационной научной деятельности на международный уровень;
- развить программу международной и внутри российской академической мобильности НПР в форме стажировок и повышения квалификации;
- сформировать у ППС достаточную компетенцию, позволяющую вести совместную работу над проектами, грантами и научными исследованиями с международными партнерами СФУ;
- подготовить и внедрить новые инновационные образовательные программы на английском языке, модули магистерских программ для академического обмена, и новые программы двойных дипломов для аспирантов;
- увеличит долю обучающихся иностранных студентов в университете;
- повысить конкурентоспособность СФУ на глобальных рынках образовательных услуг, и повысить показатели университета в мировых рейтингах;
Реализация данного проекта поспособствует улучшению и закреплению позицию СФУ в Российском проекте для Вузов 5-100 так же повышению ряда количественных показателей:
- Академическую мобильность студентов и ППС;
- Долю публикаций на одного преподавателя (в научных и международных журналах);
- Количество образовательных программ на английском языке;
- Сотрудничество с ведущими международными партнерами СФУ в разработке совместных проектах и грантах;
- СФУ сможет повысить свои позиции в российских и международных рейтингах.
В магистерской работе рассмотрено реформирование высшего образования в России, и запуск Правительством РФ проект 5-100 по повышению конкурентоспособности высшего образования в условиях выхода на международный рынок образовательных услуг. Текущее состояние высшего образования в России, и тенденции его развития на ближайшие годы. Сделано обоснование необходимости пересмотра плана развития университета, предложены мероприятия по повышению показателей, а так же предложен проект для развития кадрового потенциала СФУ.
В работе была проведена оценка конкурентоспособности высшего образования в России в целом, и Сибирского федерального университета в частности. Изучен план мероприятий развития университета на 2016-2020г. Была рассмотрена динамика развития и проведен анализ текущих показателей университете в проекте 5-100.
В магистерской диссертации разработан конкретный проект по открытию центра дополнительного образования на базе СФУ, для дальнейшего развития университета. В ходе его реализации были учтены сильные и слабые стороны СФУ. Выбран вид стратегии и разработан план реализации проекта. Даны конкретные руководства к действию для реализации проекта и собран необходимый пакет документов.
Таким образом, при реализации проекта ФГАОУ ВО СФУ сможет:
- развить кадровый потенциал университета;
- увеличить общее число публикация в научных журналах НПР;
- а так же выходу публикационной научной деятельности на международный уровень;
- развить программу международной и внутри российской академической мобильности НПР в форме стажировок и повышения квалификации;
- сформировать у ППС достаточную компетенцию, позволяющую вести совместную работу над проектами, грантами и научными исследованиями с международными партнерами СФУ;
- подготовить и внедрить новые инновационные образовательные программы на английском языке, модули магистерских программ для академического обмена, и новые программы двойных дипломов для аспирантов;
- увеличит долю обучающихся иностранных студентов в университете;
- повысить конкурентоспособность СФУ на глобальных рынках образовательных услуг, и повысить показатели университета в мировых рейтингах;
Реализация данного проекта поспособствует улучшению и закреплению позицию СФУ в Российском проекте для Вузов 5-100 так же повышению ряда количественных показателей:
- Академическую мобильность студентов и ППС;
- Долю публикаций на одного преподавателя (в научных и международных журналах);
- Количество образовательных программ на английском языке;
- Сотрудничество с ведущими международными партнерами СФУ в разработке совместных проектах и грантах;
- СФУ сможет повысить свои позиции в российских и международных рейтингах.
Подобные работы
- РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



