Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Повышение конкурентоспособности высшего образования в России в условиях выхода на международный рынок образовательных услуг (на примере ФГАОУ ВО Сибирского федерального университета)

Работа №17527

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

менеджмент

Объем работы80
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
677
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические аспекты исследования конкурентоспособности высшего
учебного заведения 6
1.1. Конкурентоспособность высшего учебного заведения и конкуренция на
современном рынке образовательных услуг страны 6
1.2. Управление конкурентоспособностью высшего учебного заведения на
рынке образовательных услуг 12
1.3. Пути совершенствования конкурентоспособности высшего учебного
заведения 21
2. Реформирование системы высшего образования в современных
экономических условиях как фактор обеспечения его конкурентоспособности 31
2.1. Реформирование системы высшего образования в России 31
2.2. Повышение конкурентоспособности ведущих ВУЗов Российской
Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров в рамках проекта 5-100 44
2.3. Программа повышения конкурентоспособности (дорожная карта)
ФГАУО ВО Сибирского федерального университета на 2016-2020 год 48
3. Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности ФГАОУ ВО Сибирского федерального университета 58
3.1 Выполнение программы развития СФУ 58
3.2 Мероприятия по повышения конкурентоспособности
СФУ 63
Выводы 74
Список использованных источников 76



Современная система образования переживает период реформирования. Необходимость изменений обусловлена развитием современного общества, внедрением в образовательный процесс инновационных технологий, переходом к эксперименту по освоению новых стандартов общего и высшего образования на компетентностной основе. Говоря о современном этапе развития общества, экономисты часто характеризуют его как информационную экономику.
Для выживания в постоянно усложняющейся конкурентной среде вузам необходимы высококвалифицированные специалисты, способные творчески мыслить и использовать свои знания для решения задач, направленных на повышение их конкурентоспособности. В условиях развитого рынка конкурентоспособность вуза определяется его готовностью к постоянному и непрерывному инновационному процессу, основанному на использовании существующих и генерации новых знаний. Знание становится основным активом компании в конкурентной борьбе, поскольку все другие источники конкурентного преимущества - технологии, лидирующее положение на рынке, известность марки и др. Могут быть скопированы или превзойдены конкурентами. Поэтому свойство знания — неотделимость от своего носителя - создает устойчивое конкурентное преимущество, формирование и сохранение которого является одной из основных задач стратегического управления вузом. Осознание важности влияния знаний на конкурентоспособность является основой для становления нового направления в деятельности вуза — управление знаниями.
Классическая теория управления знаниями широко исследована в трудах иностранных авторов У. Букович, Дж. Робинсон, Р. Уилльямса, отечественных авторов Абдикеева Н.М., Гапоненко A.JL, В.В., Голодовой О.В., Диановой В.Ю., Королева А.П., Никулина Л.Ф., Орлова A.B. и др. Качеству образования и конкурентоспособности образовательного учреждения посвящены работы Азоева Г. JL, Баранчеева В.П., Буковича У., Глухова А. Данько Т.П., Никулина
Л.Ф., Исаевой К.В., Селянской Г.Н., и др., но до сих пор роль управления знаниями не была исследована в аспекте повышения конкурентоспособности образовательного учреждения.
Тем не менее, данная область остается пока недостаточно исследованной в научном плане. Кроме того, в России пока отсутствуют апробированные методические рекомендации по формированию и развитию конкурентоспособности высших учебных заведений. Таким образом, тема данного диссертационного исследования, посвященного формированию и развитию конкурентоспособности вуза, является актуальной для научного исследования и практического использования ее результатов.
Предмет и объект исследования. Предметом данного диссертационного исследования являются разные подходы и методы в повышении конкурентоспособности отечественного вуза в условиях выхода на международный рынок образовательных услуг. Объектом исследования конкурентоспособность Сибирского федерального университета на российском и международном рынке образовательных услуг и улучшению показатель в проекте 5-100.
Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования состоит в разработке методических рекомендаций к повышению конкурентоспособности ФГАОУ ВО СФУ на основы выполнения программы развития.
Для достижения поставленной цели в ходе теоретических и практических исследований необходимо было решить следующие задачи:
- исследовать теоретические аспекты конкурентоспособности высшего образования;
- провести анализ реформирования высшего образования в России;
- изучить особенности Российской программы по повышению конкурентоспособности высшего образования;
- изучить Российский проект 5-100 для вузов;
- проанализировать показатели ФГАОУ ВО СФУ в проекте;
предложить мероприятия по повышению конкурентоспособности СФУ.
Научная новизна исследования заключается в разработки мер по повышению конкурентоспособности ФГАОУ ВО СФУ в Российском проекте 5-100.
Практическая значимость диссертационного исследования состоит в разработке рекомендаций, направленных на улучшения показателей СФУ управления интеллектуальным капиталом и информационными ресурсами как базы знаний отечественного вуза для повышения конкурентоспособности в условиях рыночной экономики. Полученные результаты предназначены для повышения конкурентоспособности СФУ и выхода на международный рынок образовательных услуг.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе выполнения работы была достигнута ее основная цель, решены все поставленные задачи.
В магистерской работе рассмотрено реформирование высшего образования в России, и запуск Правительством РФ проект 5-100 по повышению конкурентоспособности высшего образования в условиях выхода на международный рынок образовательных услуг. Текущее состояние высшего образования в России, и тенденции его развития на ближайшие годы. Сделано обоснование необходимости пересмотра плана развития университета, предложены мероприятия по повышению показателей, а так же предложен проект для развития кадрового потенциала СФУ.
В работе была проведена оценка конкурентоспособности высшего образования в России в целом, и Сибирского федерального университета в частности. Изучен план мероприятий развития университета на 2016-2020г. Была рассмотрена динамика развития и проведен анализ текущих показателей университете в проекте 5-100.
В магистерской диссертации разработан конкретный проект по открытию центра дополнительного образования на базе СФУ, для дальнейшего развития университета. В ходе его реализации были учтены сильные и слабые стороны СФУ. Выбран вид стратегии и разработан план реализации проекта. Даны конкретные руководства к действию для реализации проекта и собран необходимый пакет документов.
Таким образом, при реализации проекта ФГАОУ ВО СФУ сможет:
- развить кадровый потенциал университета;
- увеличить общее число публикация в научных журналах НПР;
- а так же выходу публикационной научной деятельности на международный уровень;
- развить программу международной и внутри российской академической мобильности НПР в форме стажировок и повышения квалификации;
- сформировать у ППС достаточную компетенцию, позволяющую вести совместную работу над проектами, грантами и научными исследованиями с международными партнерами СФУ;
- подготовить и внедрить новые инновационные образовательные программы на английском языке, модули магистерских программ для академического обмена, и новые программы двойных дипломов для аспирантов;
- увеличит долю обучающихся иностранных студентов в университете;
- повысить конкурентоспособность СФУ на глобальных рынках образовательных услуг, и повысить показатели университета в мировых рейтингах;
Реализация данного проекта поспособствует улучшению и закреплению позицию СФУ в Российском проекте для Вузов 5-100 так же повышению ряда количественных показателей:
- Академическую мобильность студентов и ППС;
- Долю публикаций на одного преподавателя (в научных и международных журналах);
- Количество образовательных программ на английском языке;
- Сотрудничество с ведущими международными партнерами СФУ в разработке совместных проектах и грантах;
- СФУ сможет повысить свои позиции в российских и международных рейтингах.



1) Абрамов, А. А. Сертификация продукции и услуг/ А.А. Абрамов. - Москва: Ось-89, 2007.
2) Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика/ Г.Л. Азоев.
- Москва: Центр экономики и маркетинга, 2012
3) Амбарцумян К. А. Методы оптимизации качества надежности и эффективности процессов создания и освоения новой продукции/ К.А. Амбарцумян. - Москва: Знание, 2009
4) Афанасьева Т.П., Караваева Е.В., Канукоева А.Ш., Лазарев В.С., Немова Т.В. Методические рекомендации по разработке и реализации на основе деятельностно-компетентностного подхода образовательных программ ВПО, ориентированных на ФГОС третьего поколения. Серия «Инновационный Университет». М.: Изд-во МГУ, 2007. - 96 с.
5) Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг: учебник для вузов.3е изд. / под ред. Г. Л. Багиева. СПб.: Питер, 2006.
6) Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: методическое пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 2009. - 72 с.
7) Болотов В.А. Ефремова Н.Ф. Системы оценки качества образования: учеб. пособие. М.: Логос: Университетская книга, 2007. - 192 с.
8) Букович У. Управление знаниями: руководство к действию/ У. Букович. - Москва: ИНФРА_М, 2010.
9) Бурлюкина Е.В. Маркетинговое управление востребованностью специалистов в системе высшего профессионального образования: автореф. дис... канд. экон. наук. Пенза, 2006
10) Воронина Т.П. Информационное общество: сущность, черты,
проблемы/ Т.П. Воронина. - Москва: ЦАГИ, 2015.
11) Воронина Т.П. Информационное общество: сущность, черты,
проблемы/ Т.П. Воронина. - Москва: ЦАГИ, 2005.
12) Гаврилова Т.А. Базы знаний интеллектуальных систем/ Т.А. Гаврилова. - СПб: Питер, 2000.
13) Гладышевский, А. И., Формирование производственного потенциала: анализ и прогнозирование: учебник/ А.И. Гладышевский. - Москва: Наука, 2005
14) Голик А. Система внешних факторов конкурентоспособности вуза // Высшее образование в России. 2007. № 7. С. 131-135.
15) Губарев В.В. Системное представление о качестве образования // Стандарты и качество. - 2009. - N 1(30). С. 69-76
16) Гурков И.Б. Инновационное развитие и конкурентоспособность. Очерки развития российских предприятий/ И.Б. Гурков. - Москва: ТЕСИС, 2003.
17) Гурков И.Б. Инновационное развитие и конкурентоспособность. Очерки развития российских предприятий/ И.Б. Гурков. - Москва: ТЕСИС, 2003.
18) Ефремов, B.C. Стратегическое планирование в бизнес-системах: учебник/ В.С. Ефремов. - Москва: Финпресс, 2008
19) Ефремов, B.C. Стратегическое планирование в бизнес-системах: учебник/ В.С. Ефремов. - Москва: Финпресс, 2001
20) Зимняя И.А., .Лаптева М.Д., Мазаева И.А., Морозова Н.А.
Инновационно-компетентностная образовательная программа по учебной дисциплине: опыт проектирования. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2013. - 111 с.
21) ИСО 9001-2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. - М.: Изд-во стандартов, 2001. - 25 с.
22) Качество образования // Высшее образование в России. 2006. № 7. С. 152-155.
23) Козлов А.В. Стратегическое планирование и управление
предприятием/ А.В. Козлов. - Москва: Наука, 1999.
24) Козлов А.В. Стратегическое планирование и управление
предприятием/ А.В. Козлов. - Москва: Наука, 1999.
25) Комплексная оценка высшего учебного заведения: Учебн. Пособие // В.Г.Наводнов, Е.Н. Геворкян, Г.Н. Мотова, М.В. Петропаловский - М., Йошкар-Ола: Науч.-информ. центр гос. аккредитации, 2001. - 192с.
26) Кононенко И. Метод экспресс-анализа уровня конкурентоспособности продукции / И. Кононенко. - Москва: Экономика Украины, 2008.
27) Кононенко И. Метод экспресс-анализа уровня конкурентоспособности продукции / И. Кононенко. - Москва: Экономика Украины, 2008.
28) Королев А.П. Корпоративные системы управления знаниями/ А.П. Королев. - Москва: Экономика, 2001.
29) Королев А.П. Корпоративные системы управления знаниями/ А.П. Королев. - Москва: Экономика, 2009.
30) Корчагова Л.А. Оценка конкурентоспособности вуза // Маркетинга в России и за рубежом. 2007. № 5. С. 48-54.
31) Мариничева М. Советы консультанта: управление знаниями - этапы внедрения./ М. Маринечева. - Москва: НИМБ, 2005
32) Менар, К. Экономика организаций: учебник/ К. Менар. - Москва: ИНФРА - М, 1996. -160 с.
33) Мильнер, Б.З. Теория организаций: учебник/ Б.З. Мильнер. - Москва: ИНФРА-М, 1998. - 144 с.
34) Михайлов О. В. Основы мировой конкурентоспособности/ О.В. Михайлов. - Москва: Издательство «Познавательная книга плюс», 1999.
35) Мохначев С.А. Современные тенденции развития управления конкурентоспособностью вуза // Маркетинг в России и за рубежом. 2008. № 1. С. 67-71.
36) Никандров Н. Д. Россия: социализация воспитания на рубеже тысячелетий/ Н.Д. Никандров. - Москва: Пед. общество России, 2006.
37) Николаева Т.П. Информационная экономика: тенденции развития за рубежом и в России/ Т.П. Николаева. - СПб: Наука, 2005.
38) Новосадов С. Повышение конкурентоспособности предприятий текстильной промышленности // Маркетинг. № 4. 2007.
39) О задачах высших учебных заведений по переходу на уровневую систему высшего профессионального образования / Выступление начальника Управления учреждений образования Рособразования П.Ф.Анисимова // Протокол заседания коллегии от 26 января 2010 года № 1.
40) Окрепилов В. В. Управление качеством/ В.В. Окрепилов. - Москва: Экономика, 2008.
41) Осипов Г.С. Приобретение знаний интеллектуальными системами/ Г.С. Осипов. - Москва: Наука. Физматлит, 2007.
42) Перекалина Н. С. Качество в системе маркетинга/ Н.С. Перекалина. - Москва: «Система», 2010.
43) Пешкова Е. П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы/ Е.П. Пешкова. - Москва: «Экспертное бюро», 2006.
44) Портер М. Конкуренция / М. Портер. - Москва: Издательский дом «Вильяме», 2008.
45) Постановление Правительства России от 16 марта 2013 г. № 211 "О мерах государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров"
46) Приказ Минобрнауки России от 22 апреля 2013 г. № 296 «О перечне требований к отбору вузов для получения ими государственной поддержки в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров»
47) Приказ Минобрнауки России от 22 апреля 2013 г. № 296 «О перечне требований к отбору вузов для получения ими государственной поддержки в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров»
48) Приказ Минобрнауки России от 29 апреля 2013 г. № 325 «О проведении в 2013 году конкурса на предоставление государственной поддержки ведущим университетам Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров»
49) Приказ Минобрнауки России от 29 апреля 2013 г. № 325 «О проведении в 2013 году конкурса на предоставление государственной поддержки ведущим университетам Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров»
50) Распоряжение Минобрнауки России от 2 апреля 2013 г. № Р-53 «Об утверждении методических рекомендаций по представлению ведущими российскими университетами отчетов в международные рейтинговые агентства»
51) Распоряжение Правительства России от 29 октября 2012 г. № 2006¬р об утверждении плана мероприятий по развитию ведущих университетов, предусматривающих повышение их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров
52) Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции/ Дж. Робинсон. - Москва: Прогресс, 1996.
53) Сазонов Б.А., Караваева Е.В., Максимов Н.И. Методические рекомендации по применению системы зачетных единиц (ECTS) при разработке и реализации программ высшего профессионального образования в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов - М.: Изд-во МГУ, 2011. - 104 с.
54) Сайт Британского совета, представительство в России г. Москва (электронный ресурс) https://www.britishcouncil.ru
55) Сайт Министерство образование и науки РФ, Проект 5-10 (электронный ресурс) http://5top100.ru
56) Сайт Сибирского федерального университета (электронный ресурс) http://www.sfu-kras.ru
57) Система менеджмента качества в техническом вузе: Опыт Новосибирского государственного технического университета. Конференция ЮНЕСКО. // А.С. Востриков, Н. В. Пустовой, Ю. А. Афанасьев // Унив.упр. : практика и анализ. - 2003. - № 2. - С. 78-85.
58) Солонин С.И., Кортов С.В. Качество образования: проблемы и задачи изменения Качество образования: проблемы и задачи изменения внутренней среды ВУЗа // Управление качеством образования. - 2003. - N 2 (25).
59) Справка «О разработке и внедрении внутривузовской системы управления качеством образования в высших учебных заведениях. На примере Московского государственного института стали и сплавов (технологического университета)
60) Стариков В.В. Бенчмаркинг — путь к совершенству // Маркетинг в России и зарубежом. № 4. 2010
61) СТО 4.2-22-2009 система менеджмента качества. Руководящие указания по устойчивому развитию [Электронный ресурс]: Стандарт JIS/TR Q 0005:2005] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
62) Фатхутдинов Р. Управление конкурентоспособностью вуза // Высшее образование в России. 2006. № 9. С. 37-38.
63) Феденко Л. ФГОС как механизм проектирования образовательного потенциала страны // Просвещение: Информационно-публицистический бюллетень. - Выпуск № 27, декабрь 2009. - С. 2-3
64) Фишман Б.Е., Сидорик Е.В. Изучение мнения работодателей о качестве подготовки выпускников вузов. // Современные проблемы науки и образования, 2012. № 6. (приложение «Педагогические науки»)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ