ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СВЯЗИ ВОСПРИЯТИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ВУЗА И МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ 11
1.1 Понятие и подходы к изучению корпоративной культуры 11
1.2 Особенности корпоративной культуры вуза 23
1.3 Особенности исследования мотивации учения студентов 27
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СВЯЗИ ВОСПРИЯТИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ВУЗА И МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ 39
2.1 Организация и методы исследования 39
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 50
2.3 Рекомендации руководству факультета психологии педагогического
института НИУ "БелГУ" по оптимизации корпоративной культуры 80
2.4 Тренинг формирования учебно-профессиональной мотивации
студентов факультета психологии 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 103
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 107
ПРИЛОЖЕНИЯ 115
Приложение 1. Диагностические методики в порядке их предъявления... 115
Приложение 2. Сводные таблицы полученных данных 129
Приложение 3. Результаты статистической обработки данных 151
Актуальность исследования проблемы обусловлена происходящими в России образовательными реформами. Конкуренция за привлечение студентов вынуждает вузы обращаться к технологиям построения имиджа, который бы выгодно отличал их на рынке образовательных услуг. Так, в перечне основных документов, опубликованных на официальном сайте Национального исследовательского университета "БелГУ", представлена "Программа повышения конкурентоспособности Белгородского
государственного национального исследовательского университета среди ведущих мировых научно-образовательных центров на 2013-17 гг. и на перспективу до 2020 года".
Ключевую роль в решении проблемы повышения
конкурентоспособности вуза, по мнению ряда ученых (О. В. Горшкова [15], М. А. Мазниченко, Г.И. Мальцева и др.), играет корпоративная культура. На основании этого считаем, что в указанную Программу университета необходимо внести соответствующий раздел, посвященный корпоративной культуре вуза. Разработку рекомендаций по ее оптимизации необходимо строить в том числе на основании исследований восприятия корпоративной культуры вуза студентами. Ключевая роль студентов в данном случае обусловлена их двойственным положением: в качестве потребителей образовательных услуг вуза и в качестве носителей корпоративной культуры вуза.
Существует объективная потребность общества не только в профессионально квалифицированных работниках, но вместе с тем и в социально компетентных выпускниках вузов. Корпоративная культура высшего учебного заведения может служить ресурсом, создающим ценностно-смысловой и нормативный базис для воспитания личности, обладающей не только высоким уровнем профессиональной культуры, но и мотивационной готовностью к участию в социально-значимой деятельности, социальной ответственностью, навыками социальной адаптации и интеграции [4].
В процессе обучения происходит социализация студента, формирование его мировоззрения и идентификация с вузом. Высшая школа является культуроформирующей организацией, поскольку именно в ее стенах вчерашние школьники усваивают модели поведения в трудовом коллективе, образцы отношения к своему труду, которые они станут в дальнейшем с той или иной степенью осознанности транслировать в общество по завершении своего обучения. В этой связи актуальным является изучение связи восприятия корпоративной культуры вуза и мотивации учения студентов...
Анализ современного состояния проблемы связи восприятия корпоративной культуры вуза и мотивации учения студентов показал ее актуальность для психологической науки и практики (О.И. Пантюшина, С.А. Липатов и др.). Исследования в области корпоративной культуры становятся все более популярными, поскольку их результаты становятся предпосылками для повышения эффективности организаций (Л.С. Пепанян, Н.И. Плаксина и др.).
Изучение мотивации учения студентов играет важную роль в улучшении качества подготовки будущих специалистов. Анализ научных исследований по проблеме демонстрирует наличие большого потенциала в области влияния корпоративной культуры вуза на мотивацию учения студентов, что требует грамотных организационных и управленческих решений со стороны руководства вуза. Одним из перспективных направлений в данной области является разработка стратегии влияния на учебно-профессиональную мотивацию студентов посредством оптимизации корпоративной культуры вуза.
По результатам проведенного нами эмпирического исследования статистически доказано, что студенты 2 курса более высоко оценивают основные характеристики корпоративной культуры вуза, чем студенты 3 -4 курсов. Они также более высоко расценивают свои возможности и профессиональные перспективы, более удовлетворены выбором места обучения. Результаты исследования продемонстрировали нарастание разочарованности, неуверенности в своем профессиональном будущем, снижении мотивации и росте критического восприятия корпоративной культуры вуза у студентов 3-4 курсов.
Нарастание разочарованности студентов приводит к самой критической точке, которая в большинстве случаев происходит со студентами на 3 курсе обучения в вузе. Именно в это время студенты чаще дают отрицательные ответы на вопрос о том, мотивирует ли их учеба в вузе к активному профессиональному развитию; они чаще сомневаются в том, что получаемые в вузе знания смогут им пригодится в будущей профессиональной деятельности; критичнее остальных студентов они оценивают заинтересованность большинства преподавателей в своем профессиональном и личностном развитии; и чаще других студентов они оказываются недовольны выбором места своего поступления...
1. Асаул, А. Н. Культура организации: проблемы формирования и управления [Текст] / А. Н. Асаул, М. А. Асаул, П. Ю. Ерофеев, М. П. Ерофеев. - СПб.: Гуманистика, 2006. - 201 с.
2. Аузан, В. Корпоративная культура и лидерство [Текст] / В. Аузан. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. - 160 с.
3. Бакшаева, Н.А. Психология мотивации студентов [Текст]: учебное пособие / Н.А. Бакшаева, А.А. Вербицкий. - М.: Логос, 2006. -184 с.
4. Беляева, М. И. Принципы и условия реализации педагогического
потенциала корпоративной культуры вуза [Электронный ресурс] / М.И. Беляева // Вестник НовГУ. 2013. №74. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n7printsipy-i-usloviya-realizatsii- pedagogicheskogo-potentsiala-korporativnoy-kultury-vuza
5. Беляева, М.И. Педагогический потенциал корпоративной культуры вуза [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / М.И. Беляева. - Великий Новгород, 2013. - 189 с.
6. Борзилова, Н.С. Учебная мотивация студентов с разным уровнем саморегуляции поведения [Текст] / Борзилова Н.С., Бобух О.А. // Теоретические и прикладные аспекты деятельности психологической службы вуза: материалы междунар. науч.-практич. конф., Белгород, Изд-во: Издательский дом "Белгород". - Белгород, 2017. - С. 184-190
7. Борзилова, Н.С. Влияние уровня субъективного контроля на учебную мотивацию у студентов [Текст] / Борзилова Н.С., Египко Т.А. // Актуальные проблемы развития науки и современного образования: материалов междунар. науч.-практич. конф., Белгород. Изд-во: Издательский дом "Белгород". - Белгород, 2017. - С. 195-198
8. Борзилова, Н.С. Взаимосвязь учебной мотивации и адаптационных возможностей личности студентов-первокурсников [Текст] / Борзилова Н.С. // Заметки ученого. Изд-во: Южный университет (ИУБиП) (Ростов-на-Дону). - 2015. - №6-1. - С. 28-31
9. Будасси, С.А. Способ исследования количественных характеристик личности в группе [Текст] / С.А. Будасси // Вопросы психологии - 1971. - №3. - С. 138-143.
10. Виханский, О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация,
процесс [Текст] / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - 2-е изд. - М.: "Фирма Гадарина", 1996. - 416 с.
11. Воронин, В.Н. Социально-психологические механизмы
формирования организационной культуры [Текст]: дисс. ... д-ра
психол. наук: 19.00.05 / В.Н. Воронин. - Москва, 1999. - 328 с.
12. Воденко, К.В. Институт непрерывного профессионального образования как пространство формирования профессиональных компетенций и трудовых функций будущих работников различных секторов экономики [Текст] / К.В. Воденко, Э.Ю. Черкесова // Гуманитарий Юга России. - 2016. - №3. - С. 114-127
13. Герасимова, А.С. Теория учебной мотивации в отечественной
психологии [Электронный ресурс] / А.С. Герасимова // Институт психологии Российской академии наук. - Режим доступа: http://www.ipras.ru/cntnt/rus/dop_dokume/mezhdunaro/nauchnye_m/razdel _2_р/gerasimova.html
14. Горбашко, Е.А. Управление качеством
и конкурентоспособностью [Текст] / Е.А. Горбашко. -
СПб.: СПБГУЭФ, 2008. - 300 с.
15. Горшкова, О.В. Роль корпоративной культуры в формировании эффективного университета [Текст] / О.В. Горшкова, Г.И. Мальцева // Университетское управление: практика и анализ. - 2006. - № 2(42). - С. 40-44...