Введение 3
Глава 1. Культурно-географические образы в рекламе как объект лингвистических исследований 8
1.1. Реклама и лингвистические аспекты её изучения 8
1.2. Понятие и структура культурно-географического образа 24
1.3. Место культурно-географических образов в языке рекламы 31
Выводы по главе 1 37
Глава 2. Культурно-географический образ Санкт-Петербурга в языке
рекламы 40
2.1. Параметры культурно-географического образа Санкт-Петербурга... 40
2.2. Модель культурно-географического образа Санкт-Петербурга в языке
рекламы 52
2.3. Лингвистические средства презентации культурно-географического
образа Санкт-Петербурга в рекламе 64
Выводы по главе 2 74
Заключение 76
Список использованных источников 79
Выпускная квалификационная работа посвящена исследованию особенностей культурно-географического образа Санкт-Петербурга в рекламных текстах.
Проблематика исследования культурно-географических образов является предметом изучения многих наук, включая географию, культурологию, литературоведение, лингвистику и т.п. Ученые каждой из наук изучают культурно-географические образы под специфическим научным ракурсом: как объект геополитики (В.Л. Цымбурский, Д.Н.Замятин, А.Г. Дугин),научно-популярной и образовательной географии (Р.А. Пименова, С.В. Рогачев и др.),гуманитарной географии (О.И. Вендина, Д.Н. Замятин, Н.Ю. Замятина, В.Г. Каганский, О.А. Лавренова, И.И. Митин), в рамках страноведения (Н.С. Мироненко, Л.В. Смирнягин, В.П. Максаковский, В.А. Пуляркин); Г.М. Васильева,О.В. Ротмистрова и др. исследуют влияние языка на формирование таких образов.
Культурно-географический образ - это довольно обширная лингвокультурологическая и геокультурная категория, представляющая собой совокупность мыслительных представлений человека о конкретном культурно-географическом объекте, а также способы языковой репрезентации данного представления. В структуру понятия «культурно¬географический образ» входит целый комплекс территориальных, историко¬культурных и языковых компонентов, за счет которых обеспечиваются целостность и устойчивость восприятия культурно-географического образа носителями конкретной языковой картины мира.
Культурно-географические образы являются сложными и многокомпонентными структурами. Они могут быть представлены в текстах различного характера - научных статьях, художественных и публицистических произведениях, в словарных и энциклопедических статьях, быть включенными в различные лексикографические источники.
Культурно-географические образы также могут быть представлены и в рекламном дискурсе. Реклама активно использует образы того или иного географического места для привлечения внимания к объектам, увеличения продаж, посещения, роста туристических услуг, создания определенного имиджа и т.п.
Таким образом, изучение культурно-географических образов требует использования различных научных подходов и привлечения разнообразных источников информации. Реклама, как один из таких источников, играет особую роль в формировании и распространении этих образов, используя как географические, так и художественные, культурные особенности того или иного объекта для создания своего сообщения.
В рамках культурно-географических образов исследователи обращают внимание на различные языковые элементы. Образы территорий играют важную роль в рекламном тексте, и их структурные составляющие находят свое отражение в языке рекламы. Каждая реклама создается с учетом географического пространства, в котором будет продвигаться продукт - будь то туристический, событийный или коммерческий. При этом важно отметить, что образы той или иной территорий являются элементами культурно-географического образа страны в целом.
Особое место среди локальных образов России занимают города федерального значения, к которым и относится Санкт-Петербург. Несмотря на развитый рекламный бизнес в городе на Неве, на различные исследования городской рекламы, включая и научные, культурно-географическое пространство Санкт-Петербурга в языке рекламы пока не получило должного внимания.
Мы убеждены, что изучение культурно-географического пространства Санкт-Петербурга в языке рекламы представляет собой интересную и перспективную область исследований.
Исходя из вышеизложенного, отметим, что актуальность исследования, таким образом, определяется, во-первых, тем, что место Санкт-Петербурга в истории и культуре России уникально, как уникально его географическое положение, во-вторых, тем, что культурно-географический образ Санкт-Петербурга является одним из ключевых структурных компонентов образа России и существенным фрагментом национальной языковой картины мира, в-третьих, несмотря на то, что Санкт- Петербург является одним из наиболее «эксплуатируемых» в рекламе объектов, его образ, а также языковые средства, репрезентирующие город в рекламном тексте, изучены недостаточно.
Объект изучения данной работы - культурно-географический образ Санкт-Петербурга.
Предметом исследования являются языковые средства, формирующие модель культурно-географического образа Санкт-Петербурга в языке рекламных текстов.
Целью магистерской диссертации является выявление и описание языковых средств рекламного текста, представляющих культурно-географический образ Санкт-Петербурга.
В соответствии с поставленной целью работы необходимо реализовать следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и структуру культурно-географического образа;
2. Проанализировать культурно-географический образ в качестве предмета лингвистических исследований;
3. Обосновать место культурно-географического образа в языке рекламы;
4. Выявить языковые средства воздействия рекламного текста;
5. Описать параметры культурно-географического образа Санкт- Петербурга в русской языковой картине мира;
6. Обобщить полученные данные и сделать выводы.
Научная новизна работы состоит в выявлении и описании параметров культурно-географического образа Санкт-Петербурга в языке рекламы.
Материалом для исследования послужили:
1) В качестве теоретической базы:
а) работы Д.Н. Замятина, В.А. Каганского, В.Н. Калуцкова, О.А. Лавреновой, О.В. Ротмистровой и др., посвящённые исследованию культурно-географических образов;
б) работы Т.И. Вендиной, С.А. Гурова, В.А. Корцыгиной, Г.И. Купцовой, Л.З. Подберезкиной, А.А. Соколовой и др., посвящённые описанию лингвистического ландшафта города и имиджа территории;
в) работы О.В. Кирпичевой, И.А. Лаптевой, И.П. Рещиковой, О.В. Ротмистровой, Д.Г. Савченко и др., посвящённые лингвистическому описанию культурно-географической информации в рекламе.
2) В качестве практической базы были использованы рекламные материалы (в количестве 70-ти единиц).
В процессе работы были использованы различные методы исследования: индуктивно-дедуктивный метод (наблюдение, анализ, обобщение материала), описательно-аналитический метод, методы компонентного и дистрибутивного анализа, лексикографический анализ, географический анализ текстов, прием сплошной выборки материала из лексикографических источников, прием частичной направленной выборки материала из Национального корпуса русского языка, прием статистического анализа.
Теоретическая значимость. Данное исследование даёт материал для дальнейших теоретических обобщений относительно значимых локальных культурно-географических образов в контексте лингвистических исследований, в том числе в языке рекламы.
Практическая значимость работы обусловлена тем, что результаты исследования могут облегчить понимание особенностей культурно-географического образа, результаты данного исследования могут быть использованы на практических занятиях по русскому языку при изучении лексики, отражающей региональное многообразие русской лингвокультуры.
Структура диссертации включает в себя введение, две главы, подразделенные на параграфы, выводы после каждой главы, заключение, список использованных источников и приложения с анализируемым рекламным материалом.
В заключении приводятся основные выводы, сделанные в рамках диссертационного исследования.
Понятие культурно-географического образа довольно расплывчато и неоднородно по своему содержательному наполнению, что указывает на необходимость внесения конкретики в трактовку данного понятия. Особого внимания с этой точки зрения заслуживают те образы, которые получили широкий спектр ассоциативных связей и прочно закрепились в сознании носителей языка, а также нашли свое выражение в словарях и литературных текстах. К одному из таких образов относится и культурно-географический образ Санкт-Петербурга - города, получившего устойчивые характеристики «культурной столицы России», «города на Неве», «Северной столицы», «окна в Европу».
Несмотря на то, что в толковых, энциклопедических и исторических словарях имеются часто развёрнутые характеристики Санкт-Петербурга, а в литературных произведениях отечественных классиков город воспевается как символ русско-европейской культуры, подобные описания не раскрывают всего многообразия этого города. Мало изученным остается вопрос об особенностях репрезентации данного образа в современных текстах, максимально полно отражающих национальную картину мира современного человека. Задавшись целью найти такие тексты, мы остановились на рекламном дискурсе - одном из наиболее распространенных типов дискурса в современной массовой коммуникации.
Культурно-географической образ Санкт-Петербурга в рекламных текстах содержит такие языковые компоненты этого образа, которые наиболее эффективно воздействуют на эмоциональное восприятие потенциальной аудитории. Именно поэтому в рекламных текстах участвуют устойчивые компоненты образа Санкт-Петербурга, которые позволяют распространять и популяризировать культуру, развивать туризм города.
Обратившись к выявлению и описанию языковых средств рекламных текстов, раскрывающих культурно-географический образ Санкт-Петербурга, нами был поставлен и решен ряд задач.
Во-первых, были рассмотрены понятие и структура культурно-географического образа. Исследование теоретической литературы позволило выявить, что культурно-географические образы представляют собой конструкты человеческого сознания, возникающие в результате восприятия отдельных территорий и регионов. Среди российских городов особую значимость получили культурно-географические образы таких городов, как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань и др.
Во-вторых, был проанализирован культурно-географический образ в качестве предмета лингвистических исследований. Репрезентация такого образа осуществляется при помощи языковых средств всех уровней, а потому и изучение культурно-географического образа в нашей работе было лингвоориентированным.
В-третьих, было обосновано место культурно-географического образа в языке рекламы. Тщательное изучение лингвистических аспектов рекламных текстов показало, что именно в данной категории текста ярче всего высвечиваются те компоненты образа города, которые выставляют его в положительном свете, способствуют запоминанию и узнаванию, распространению культуры города, повышению туристической привлекательности.
В-четвертых, были выявлены средства воздействия, использующиеся авторами рекламных текстов для повышения образности и эффективности культурно-географического образа. Среди таких средств наиболее значимыми оказываются способы и приемы художественной выразительности, за счет которых становится возможным усиление эмоционального воздействия на потенциальную аудиторию, на которую рассчитана реклама.
В-пятых, были описаны параметры культурно-географического образа Санкт-Петербурга в русской языковой картине мира. Анализ словарных дефиниций, теоретических трудов и литературных источников показал, что в структуру образа Санкт-Петербурга входит широкий комплекс исторических событий, дат, имен, памятников, зданий и мест, а также стереотипных представлений о культурно-архитектурном облике города.
И наконец, было проведено обобщение полученных выводов. Исследование показало, что в репрезентации культурно-географического образа Санкт-Петербурга в рекламных текстах участвуют разнородные языковые средства, среди которых особо можно выделить топонимы, имена собственные, числительные, эпитеты, метафоры, контрасты, архаизмы, фразы-клише, ряды однородных членов предложения, синтаксический параллелизм.
Таким образом, поставленные задачи исследования решены, цель - достигнута.
1. Абрамова Е.И. Лингвистический ландшафт как объект социолингвистики // Russian Linguistic Bulletin. - 2016. - №2 (6). - URL: http://rulb.org/ru/article/lingvisticheskij-landshaft-kak-obekt-sociolingvistiki/(дата обращения: 02.02.2021).
2. Артемьева Т.Г., Краснова Т.Г., Краснова М.П. Роль лексико-географического анализа в изучении геокультурного пространства Чувашии // Геопространственные исследования общественных и природных систем: теория и практика. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Чебоксары: Издательство: Новое время. - 2014. - С. 84-91. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=34937189(дата обращения: 01.02.2021).
3. Баженова Е.А., Протопопова О.В. Язык и стиль рекламы // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М.Н. Кожиной. М., 2003, с. 635
4. Батюшков К. Н. Сочинения / Под ред. Благого. — М.; Л.: Academia, 1934. — 747 с. С. 323-325.
5. Блюм М.А., Молоткова Н.В. Основы использования средств рекламы в коммерческой деятельности: учебное пособие. -Тамбов: Издательство ТГТУ, 2012. -122с.
6. Васильева Г.М., Ротмистрова О.В. Культурно-географический образ России в лингвокультурологическом аспекте. Монография. - СПб.: ГУВК, 2011. - 198 с.
7. Васильева Г.М., Ротмистрова О.В. Содержательные сферы культурно-географического образа России в преподавании дисциплин гуманитарного цикла // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 7 (89). - С. 25-29. - URL: http://lesgaft-notes.spb.ru/ru/node/3875(дата обращения: 05.11.2023).
8. Вендина Т.И. Лингвогеография и проблема декодирования языка карты // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2010. - № 4 (2). - С. 457-460. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lingvogeografiya-i-problema-dekodirovaniya- yazyka-karty(дата обращения: 12.02.2021).
9. Вирт Ю.В., Бабич И.Л. Культура и пространство: географические образы в позиционировании территориальных брендов (на примере Юга России и Швейцарии) // Наследие веков. - 2019. - № 2. - С. 81-95.
10. Воронцова Т.А. Речевая агрессия: Коммуникативно¬дискурсивный подход: дис. ... канд. фил. наук. - 2006. - 296 с.
11. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. - М.: АН СССР, 1981. - 139 с.
12. Гаспаров Б.М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования / Б.М. Гаспаров. - М.: «Новое литературное обозрение», 1996. - 348 с.
13. Гегель Г.В.Ф. Лекции по эстетике / сост. П.А. Николаев, А.Я. Эсалнек. Введение в литературоведение. Хрестоматия. - М.: Высшая школа, 2006. - 412 с.
14. Гладкий Ю.Н. Гуманитарная география: научная экспликация. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2010. - URL: https://vk.com/doc- 89821077_558144944?hash=3185c17d48d3780904
15. Гладкий Ю.Н. Гуманитарная география: понятийный статус и
институционализация // Гуманитарный вектор. Серия: Философия, культурология. - 2014. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gumanitarnaya- geografiya-ponyatiynyy-status-i-institutsionalizatsiya(дата обращения:
31.01.2021).
16. Глебова М.А. Текст как теоретическое понятие и научная проблема / М.А. Глебова // Евразийский научный журнал. - 2017. - С. 28-32.
17. Голубь А.Б. Географическая культура - образ территории - имидж региона // Вестник Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема. - 2012. - № 2 (11). - С. 17-24.
18. Гольман Н.А., Добробабенко Н.С. Практика рекламы. - Новосибирск: Интербук, 1991. - 142 с.
19. Горнова Г.В. Понятие «Город» в аспекте философии культуры // Гуманитарные исследования. - 2013. - № 1. - С. 21-24.
20. Гришечко Е.Г. Определение понятия речевого воздействия и виды этого воздействия // Гуманитарные и социальные науки. - 2008. - № 4. - С. 53-60. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opredelenie-ponyatiya- rechevogo-vozdeystviya-i-vidy-etogo- vozdeystviya?ysclid=losmp4nfnz357366900(дата обращения: 10.10.2023).
21. Гуров С. А., Корцыгина В. А. Восприятие, образ, имидж, стереотип и бренд территории: сопоставление категорий // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. География. Геология. - 2016. - С. 3-22. https://cyberleninka.ru/article/n/vospriyatie-obraz- imidzh-stereotip-i-brend-territorii-sopostavlenie-kategoriy(дата обращения: 18.04.2021).
22. Дейян А. Реклама. - М.: Сирин, 2002. - 144 с.
23. Ермакович С.П. Когнитивность рекламного текста // Lingua mobilis. - 2012. - № 1 (134). - С. 34-38. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kognitivnost-reklamnogo-teksta(дата обращения: 06.02.2021).
24. Желнина А.А. Малая Садовая улица в Санкт-Петербурге: опыт становления публичного пространства. Communitas / Сообщество. 2006. - № 1. - С. 53-71.
25. Замятин Д.Н. Геокультура: образ и его интерпретации // Вестник Евразии, 2002. С. 5-17. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/geokultura-obraz-i- ego-interpretatsii(дата обращения: 05.01.2021).
26. Замятин Д.Н. Культура и пространство. Моделирование географических образов // Социологические исследования. - 2002. - № 2. - С. 12-22.
27. Замятин Д.Н. Культура и пространство: моделирование географических образов: дисс. ... док. культурологических наук. - М., 2005. - 435 с.
28. Замятин Д. Пространство как образ и трансакция: к становлению геономики // Общественные науки и современность. - 2008. - № 2. - С. 129¬142.
29. Замятин Д.Н. Вообразить Россию. Географические образы и пространственная идентичность в Северной Евразии. Россия: воображение пространства / пространство воображения (Гуманитарная география: Научный и культурно-просветительский альманах. Специальный выпуск) / Отв. ред. И. И. Митин; сост. Д. Н. Замятин, И. И. Митин. - М.: Аграф, 2009. - С. 13-23.
30. Замятин Д. Гуманитарная география: пространство, воображение и взаимодействие современных гуманитарных наук // Социологическое обозрение. - 2010. - Т. 9. - № 3. - С. 26-50.
31. Замятин Д. В сердце воздуха. К поискам сокровенных пространств. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011. - 416 с.
32. Замятин Д. Н. Гуманитарная география: основные направления, категории, методы и модели. Культурная и гуманитарная география. - 2012. - Т. 1. - №1. - С. 11-26.
33. Замятин Д.Н. Гуманитарная география: пространство, воображение и взаимодействие современных гуманитарных наук. URL: https://www.hse.ru/data/2011/03/05/1211605803/9_3_02.pdf(дата обращения: 05.01.2021).
34. Замятин Д.Н. Гуманитарная география: Пространство и язык географических образов. - СПб.: Алетейя, 2003.
35. Замятин Д., Замятина Н. Имиджевые ресурсы территории: идентификация, оценка, разработка и подготовка к продвижению имиджа // Гуманитарная география: науч. и культурно-просветительский альманах. - Вып. 4. - М.: Институт наследия, 2007. - C. 227-250.
36. Замятина Н. Смысл и положение в ментально-географических пространствах. Географическое положение и территориальные структуры: памяти И.М. Маергойза. - Москва, 2012. - С. 457-478.
37. Зильберт Б.А. Тексты массовой информации. - Саратов: Издательство Саратовского университета, 1991. - С. 26-47.
38. Каганский В. Л. Культурный ландшафт (2) (Материалы к словарю гуманитарной географии // Гуманитарная география: Научный и культурно-просветительский альманах / Отв. ред. И. И. Митин; сост. Д. Н. Замятин; авт. Белоусов С., Вахрушев В., Глушкова И. и др. - Вып. 5. - М.: Институт Наследия, 2008. - С. 243-246.
39. Казымова Л.А. Язык и культура: к вопросу о специфике лингвокультурологии // Филология и лингвистика. - 2018. - № 3 (9). С. 19-22. URL: https://moluch.ru/th/6/archive/107/3767/(дата обращения: 05.01.2021).
40. Калинина Г.Н., Тикунова С.В. Концепт «культурный ландшафт»: философско-культурологическая экспликация // Научные ведомости БелГУ. Серия «Философия. Социология. Право». - №17 (238). Вып. 37. - Белгород,
2016. - С. 105-110.
41. Калуцков В.Н. Культурная география России. Часть 1. Теоретический и специальный разделы. Учебное пособие. М.: факультет иностранных языков и регионоведения. - МГУ, 2016. - 140 с. - URL: http://www.ecoross.ru/files/books2016/Kaluzkov,%202016.pdf(дата обращения: 05.01.2021).
42. Карепанова Л.В. Способы речевого воздействия, эффективные в студенческой среде // Вологдинские чтения. - 2006. - С. 47-50.
43. Карчаа Л.Р. Образы рекламы: визуализация и стиль // Ярославский педагогический вестник. - 2017. - № 5. - С. 392-396.
44. Кирпичева О.В. Топонимические стереотипы в современной русскоязычной рекламе // http://azbuka.in.ua/wp- content/uploads/2015/10/Kirpicheva.pdf(дата обращения: 05.01.2021).
45. Кожина М.Н. -М, 2003, с.635.
46. Козловская Н.В. Стилистические особенности названий городских объектов в современном Санкт-Петербурге // Мир русского слова. - 2008. - № 3. - С. 48-53. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stilisticheskie- osobennosti-nazvaniy-gorodskih-obektov-v-sovremennom-sankt-peterburge(дата обращения: 05.01.2021).
47. Колесов В.В. Философия русского слова / В.В. Колесов. - СПб.: Издательство Филологического факультета СПбГУ, 2002. - 328 с.
48. Колосов В. А. Географические образы и геополитические представления: пути формирования и подходы к изучению // Вестник Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема. Серия 1. Гуманитарные науки. - 2008. - № 1(1). - С. 72-91. - URL: file:///C:/Users/Lenovo/Downloads/geograficheskie-obrazy-i-geopoliticheskie- predstavleniya-puti-formirovaniya-i-podhody-k-izucheniyu.pdf(дата обращения: 29.01.2021).
49. Котлер Ф. Основы маркетинга / пер. с англ. В.Б. Боброва. - М.: Прогресс, 2001. - 733 с.
50. Красноярова О.В. Медийный текст: его особенности и виды // Известия ИГЭА. - 2010. - № 3. - С. 177-181.
51. Куликова Е.В. Языковая специфика рекламного дискурса // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2008. - С. 18-27.
52. Купцова Г. И. Контакт языков в лингвистическом ландшафте
Москвы (на материале текстов, нанесенных на детские игрушки) // Вопросы психолингвистики. - 2013. - С. 204-207.
https://cyberleninka.ru/article/n/kontakt-yazykov-v-lingvisticheskom-landshafte- moskvy-na-materiale-tekstov-nanesennyh-na-detskie-igrushki (дата обращения: 21.03.2021).
53. Купцова Г. И. Некоторые особенности семиотики коммерческих знаков в лингвистическом ландшафте Москвы (на материале надписей на детских игрушках) / Г. И. Купцова // Вестник НГЛУ - Нижний Новгород, 2015. - №31. - С. 42-49. https://vestnik.lunn.ru/arhiv-zhurnala/2015-god/vypusk- 31-3-kvartal-2015-g/31-4/(дата обращения: 21.03.2021).
54. Лавренова О. А. Географическое пространство в русской поэзии XVIII - начала XX вв.: (Геокульт. аспект) / М-во культуры РФ. РАН. Рос. НИИ культ. и природ. наследия. - М.: Наследие: Рос. НИИ культ. и природ. наследия, 1998. - 95 с.
55. Лавренова О. А. Образ места и его значение в культуре провинции // Геопанорама русской культуры. https://bookitut.ru/Geopanorama- russkoj-kuljtury-Provincziya-i-ee-lokaljnye-teksty.63.html(дата обращения: 03.02.2021).
56. Лавренова О. А. Семантика культурного ландшафта: автореф. дис. ... д-ра филос. наук. М., 2010. - 370 с.
57. Лавренова О.А. Семиотическая концепция культурного ландшафта // Человек: Образ и сущность. Гуманитарные аспекты. - 2019. https://cyberleninka.ru/article/n/semioticheskaya-kontseptsiya-kulturnogo- landshafta-1(03.02.2021).
58. Лавренова О.А. Стратегии "прочтения" текста культурного ландшафта // Epistemology &Philosophy of Science. 2009. https://cyberleninka.ru/article/n/strategii-prochteniya-teksta-kulturnogo-landshafta(дата обращения: 28.01.2021).
59. Лаптева И. А. География в рекламных названиях // https://school- science.ru/5/2/34509(дата обращения: 14.05.2021).
60. Лифэнь Л. Русский компонент лингвистического ландшафта города Санья: современное состояние / Л. Лифэнь // Политическая лингвистика - Екатеринбург, 2017. - №6. - С. 184-190.
61. Малькова В. К., Тишков В. А. Антропология историко¬культурных брендов территорий, регионов и мест // Культура и
пространство: историко-культурные бренды и образы территории, регионов и мест. - Издательство ЮНЦ РАН, 2012. - 312 с.
https://www.studmed.ru/science/nauki-o-zemle/geografiya/gumanitamaya- деодгайуа/?раде=2(дата обращения: 10.10.2023)
62. Маслова В.А. Концепт как способ изучения культур через язык / В.А. Маслова // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. - 2012. - С. 20-26.
63. Мизинина И.Н., Тюрина Т.А. Выразительные средства языка (справочное пособие). - М.: Н-ПРО, 2006. - 108 с.
64. Михайловская Е.С. Типологические характеристики рекламного дискурса (на материале рекламных статей) // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2017. - С. 44-49.
65. Наумова Н. Г. Языковые средства создания образа П.И. Чичикова (на материале поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»): Автореферат... канд. филол. н. - Киров, 2009. - 22 с. http://cheloveknauka.com/v/294922/a?#?page=1(дата обращения: 18.04.2021).
66. Николаева Е.В. Город-миф, город-коллаж город-гипертекст / Е.В. Николаева // Культура как предмет междисциплинарных исследований. Материалы II Межд. научн. конф-ии. - Томск: Изд-во НТЛ, 2010. - С. 170¬175.
67. Овруцкий А.В. Анатомия рекламного образа/ Под общ. ред. А.В. Овруцкого. -СПб: Питер, 2004. С.9.
68. Олянич А.В. Рекламный дискурс и его конститутивные признаки // Рекламный дискурс и рекламный текст: коллективная монография / науч. ред. Т.Н. Колокольцева. - 2011. - Глава 1. - С. 10-38.
69. Опарина Е.О. Языковой образ в коммуникации: сборник научных трудов / Е.О. Опарина. - М.: Издательство РАН ИНИОН, 2017. - 152 с.
70. Орлова Н. В. Феномен рекламного пространства: социокультурный аспект // Вестник Саратовского государственного технического университета. - 2006. - https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen- reklamnogo-prostranstva-sotsiokulturnyy-aspekt(дата обращения: 17.03.2021).
71. Пешкова Н. П. Зоны потенциального конфликта в лингвистическом ландшафте полиэтнического города / Н. П. Пешкова // Вестник Московского государственного областного университета - Москва,
2017. - №4. - С. 16-23.
72. Пешкова Н. П. Исследование городского лингвистического ландшафта как способа межкультурного взаимодействия в полиэтническом социуме / Н. П. Пешкова [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/issledovanie-gorodskogo-lingvisticheskogo- landshafta-kak-sposob-mezhkulturnogo-vzaimodeystviya-v-polietnicheskom- sotsiume(дата обращения: 03.02.2021).
73. Пешкова Н.П. Лингвистический ландшафт полиэтнического города: особенности вербального воздействия. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/lingvisticheskiy-landshaft-polietnicheskogo- goroda-osobennosti-verbalnogo-vozdeystviya, (дата обращения: 03.02.2021).
74. Пирогова Ю.К. Стратегии коммуникативного воздействия в рекламе: опыт типологизации // Диалог - 2023. - URL: https://www.dialog- 21.ru/digest/2001/articles/pirogova/(дата обращения: 8.11.2023).
75. Подберезкина Л. З. Языковая политика в годонимии: каким
должно быть имя новой улицы? (на материале социологических опросов красноярцев) // JournalofSiberianFederalUniversity. Humanities&SocialSciences. - 2009. - № 2. - С. 87-93. http://elib.sfu-
kras.ru/bitstream/handle/2311/1575/09_podberezkina.pdf?sequence=1 (датаобращения: 09.04.2021).
76. Попова З. Д., Стернин И. А. Семантико-когнитивный анализ языка. Монография. - Воронеж: изд-во «Истоки», 2007. - 250 с.
77. Протасова Е.Ю. Вариативность лингвистического ландшафта России //Экология языка и коммуникативная практика. - 2015. - № 1. - С. 91-102. https://cyberleninka.ru/article/n/variativnost-lingvisticheskogo-landshafta- rossii(дата обращения: 04.02.2021).
78. Протасова Е.Ю. Русский язык в туристическом ландшафте зарубежья // Русский язык за рубежом. - 2013. - № 5. - С. 53-61.
79. Пушкин А.С. Медный всадник: петербургская повесть / А.С. Пушкин. - М.: Детская литература, 2008. - 14 с.
80. Рещикова И.П. Современная наружная реклама о городе и регионе // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2009. - № 4. - С. 127-133. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya- naruzhnaya-reklama-o-gorode-i-regione(дата обращения: 05.01.2021).
81. Розенталь Д.Э., Кохтев Н.Н. Язык рекламных текстов. - М.: Высшая школа, 1981. - 127 с.
82. Ротмистрова О.В. Ментальное картографирование географических образов в обучении русскому языку как иностранному (на примере моделирования культурно-географического образа России) // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 3. - URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=9432(дата обращения: 05.01.2021).
83. Ротмистрова О.В. Учёт автостереотипной составляющей культурно-географического образа России в обучении русскому языку как иностранному // Социально-гуманитарные и юридические науки: современные тренды в изменяющемся мире»: сборник материалов конференции (30 сентября 2011 г.). - Краснодар, 2011. - С. 123-125. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20706410(дата обращения: 07.02.2021).
84. Ротмистрова О.В. Учёт концепций гуманитарной географии в рамках лингвокультурологического подхода к обучению русскому языку как иностранному // Модернизация российского образования: проблемы и перспективы: сборник материалов конференции (30 сентября 2011 г.). - Краснодар, 2011. - С. 103-107. https://www.elibrary.ru/download/40125558.pdf(дата обращения: 07.02.2021).
85. Ротмистрова О.В. Культурно-географический образ России в отечественной рекламе // Реклама и PR в России: современное состояние и перспективы развития: материалы X Всероссийской научно-практической конференции, 14 февраля 2013 года. - Спб.: СПбГУП, 2012. - С. 80-83.
86. Ротмистрова О. В. Лингвистическая синергия параметров культурно-географического образа Санкт-Петербурга // Вестник научных конференций. 2021. № 5. Вопросы образования и науки: по материалам международной научно-практической конференции 31 мая 2021 г. - Тамбов, 2021. - С. 34-38.
87. Рюкова А.Р. Языковые средства воздействия в рекламном дискурсе // Вестник Башкирского университета. - 2021. - Т. 26. № 4. - С. 1049-1057. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yazykovye-sredstva- vozdeystviya-v-reklamnom-diskurse/viewer
88. Савченко Д.Г. О понятии «Рекламный образ» // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. - 2018. - Вып. 18 (816). - С. 308-319.
89. Самедова С.Н., Пестова М.С. Понятие рекламного дискурса в современной лингвистике // Современные научные исследования и инновации. - 2023. - № 9. - С. 10-16.
90. Сельченок К.В. Загадка чарующего образа. Имиджпроектирование и психология рекламы. - Мн.: Харвест, 1994. - 54 с. https://dl.booksee.org/genesis/696000/217f88e76ae6c0c1455e4be0c04b41be/_as4 Selchenok_K.V.]_Zagadka_charuyushego_obraza_-_imi(BookSee.org).pdf (дата обращения: 15.03.2021).
91. Скворцов В.Н. Потребность в непрерывном образовании как социально-экономическая категория: сущность и особенности применения // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А. С. Пушкина. - 2010. - № 4. - Т. 6. Экономика. - С. 7-15.
92. Соколова А.А. Образы географической реальности в современной рекламе // VII Царскосельские чтения: материалы междунар. науч.-практ. конф. - СПб.: ЛГОУ им. А. С. Пушкина, 2003. - Т. VII. - С. 13¬16.
93. Соколова А.А. Географическое содержание образа туристской территории и проблема его достоверного отображения при продвижении туристских ресурсов // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2011. - С. 155-165. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/geograficheskoe-soderzhanie-obraza-turistskoy- territorii-i-problema-ego-dostovernogo-otobrazheniya-pri-prodvizhenii-turistskih(дата обращения: 05.01.2021).