Введение 3
1 Теоретические основы аутсорсинга 7
1.1 Понятие и виды аутсорсинга 7
1.2 Цель и предпосылки перехода на аутсорсинг 17
1.3 Существующие методики перехода на аутсорсинг 23
2 Разработка методики перехода на аутсорсинг 36
2.1 Методика перехода на аутсорсинг 36
2.2 Критерии оценки эффективности перехода на аутсорсинг 50
3 Апробация методики перехода на аутсорсинг на ГП КК «КрасАвиа» 57
3.1 Краткая характеристика ГП КК «КрасАвиа» 57
3.2 Оценка деятельности ГП КК «КрасАвиа» 63
3.3 Применение методики перехода на аутсорсинг на примере ГП КК
«КрасАвиа» 70
Заключение 90
Список использованных источников 95
Приложения 101
Российская экономика переживает не самые лучшие времена. В первую очередь это связано с колебаниями цен на нефть, негативное влияние западных санкций, а также существенное ограничение доступа к финансовым ресурсам. Все это указывает на уязвимость российской экономической системы и бизнеса в целом. В итоге компаниям приходится искать новые выходы, применяя современные инструменты менеджмента и технологии в области управления.
Сущность аутсорсинга состоит передача сторонней фирме непрофильной деятельности, которая позволяет более эффективно расходовать средства фирмы и не распыляться на поддержание лишних отделов, деятельность
которых зачастую является даже не второстепенной. Но, несмотря на явные преимущества у аутсорсинга есть свои и недостатки.
На основе контент - анализа были выявлены следующие основные проблемы применения аутсорсинга российскими компаниями:
- низкое качество производимой продукции и оказываемых услуг;
- отсутствие законодательного регулирования аутсорсинговых контрактов;
- нехватка данных о возможных поставщиков аутсорсинговых услуг;
- недоверие российских компаний.
Для того, чтобы в России ситуация изменилась для профессионалов и предпринимателей в сфере аутсорсинга к лучшему надо решить основную проблему, связанную с недоверием и нехваткой информации о компаниях - аутсорсерах. Часто из-за этих проблем контракты оказывались провальными. Для решения этих проблем компаниям необходимо перед заключением контракта с аутсорсером проводить детальный анализ деятельности компании - исполнителя. Еще одним способом решения проблемы является создание официальной организации, которая будет отслеживать деятельность компаний - аутсорсеров. В России такая организация есть - ассоциация «АСТРА», но одной компании мало, чтобы охватить всю сферу аутсорсинга.
Выше перечисленные рекомендации касаются регулирования аутсорсинговых отношений с внешней стороны. Но помимо внешних проблем аутсорсинга, существует также и внутренние проблемы.
Основная проблема принятия управленческого решения о переходе на аутсорсинг - это, обоснование и расчет эффективности перехода функции на аутсорсинг. Исходя из этого, основной целью исследования являлось разработка методики перехода на аутсорсинг и расчет экономического эффекта от перехода на него.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретический материал и проанализировать основные понятия, касающиеся темы аутсорсинг;
- разработать классификацию аутсорсинга и дать интерпретацию понятия «аутсорсинг»;
- определить цели и предпосылки перехода на аутсорсинг;
- проанализировать существующие методики оценки эффективности перехода на аутсорсинг (графические и экономические);
- на основе проведенного анализа разработать собственную методику перехода на аутсорсинг;
- дать краткую характеристику ГП КК «КрасАвиа» и провести анализ финансового состояния предприятия;
- проанализировать структуру доходов и расходов ГП КК «КрасАвиа»;
- применить разработанную методику перехода на аутсорсинг на ГП КК «КрасАвиа».
В качестве объекта исследования выбрано государственное предприятия Красноярского края «КрасАвиа».
Предметом исследования в магистерской диссертации выступают теоретические аспекты и методики перехода на аутсорсинг.
Исследование базируется на общенаучных методах: сравнение, аналогия и синтез, сбор научной литературы, а также используются экономические методы исследования. В работе присутствует метод экспертных оценок.
Научная новизна заключается в следующем:
- на основе проанализированной литературы на тему аутсорсинг, автором предложено собственное видение термина «аутсорсинг»;
- изучив разнообразие классификаций аутсорсинга, автором была предложена сравнительная таблица, характеризующая преимущества, недостатки и сферы применения видов аутсорсинга;
- разработка методики перехода на аутсорсинг;
- модифицирована формула расчета эффекта от перехода на аутсорсинг.
Магистерская диссертация имеет практическую значимость, которая заключается в том, что все выводы, предложения и рекомендации могут быть использованы для предприятия ГП КК «КрасАвиа». Разработанная методика перехода на аутсорсинг универсальна, т.е. ее может использовать в своей деятельности любая компания.
Научные публикации и апробации работы. Изучение материала и рассуждения, связанные с выбранной темой, нашли свои отражения в статьях, которые были опубликованы в следующих сборниках:
- Аутсорсинг: перспективы развития в России в сборнике тезисов 21 межрегиональной научно-практической конференции студентов и аспирантов экономических специальностей «Проблемы современной экономики» в 2015 году. Данная статья прошла апробацию на конференции «Проблемы современной экономики».
- Методика расчета аутсорсинговых проектов в сборнике тезисов 22 межрегиональной научно-практической конференции студентов и аспирантов экономических специальностей «Проблемы современной экономики» в 2016 году.
- Методика оценки эффективности аутсорсинговых проектов в сборнике: «Молодежь и наука: проспект Свободный - 2017». Данная статья прошла апробацию на конференции «Молодежь и наука: проспект Свободный - 2017».
Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав и заключения.
Во введении раскрывается актуальность обозначенной темы, выделяются объект, предмет исследования, определяются цель и задачи, указывается научная новизна и практическая значимость.
В первой главе представлены теоретические основы аутсорсинга. Раскрыто понятия термина «аутсорсинг», изучена классификация видов аутсорсинга. Выявляются основные предпосылки перехода на аутсорсинг. Рассмотрены существующие методики перехода на аутсорсинг.
Во второй главе изучены методические аспекты перехода на аутсорсинг. В этой главе представлена разработанная автором методика перехода на аутсорсинг. Так же рассмотрены основные критерии оценки эффективности перехода на аутсорсинг.
Третья глава имеет практический характер. В ней представлена краткая характеристика предприятия, проведена оценка финансовых результатов и финансового состояния предприятия. Применена разработанная методика перехода на аутсорсинг.
В заключении излагаются теоретические и практические выводы и предложения.
Термин «аутсорсинг» на российском рынке известен давно. Тем не менее, передача компаниями непрофильных функций на аутсорсинг всё ещё не стала повседневной практикой для российского бизнеса. На сегодняшний день аутсорсинг - новое и перспективное направление в бизнесе. Автор предлагает свое видение данного термина.
Аутсорсинг - передача нефункциональных или неприоритетных функций, основанная на стратегическом решении на длительный срок в частичном или полном объеме, специализированным аутсорсинговым компаниям, с целью минимизации издержек и рисков, получение доступа к активам, технологиям и повышение конкурентоспособности компании.
Аутсорсинг используется на предприятиях для достижения следующих целей: снижение издержек; высвобождение и перераспределение ресурсов; сосредоточение на основном виде деятельности; гибкое управление затратами; повышение качества и лояльности клиентов от использования продукции (услуг) переданных на аутсорсинг. Но не смотря на выше перечисленные цели, основной целю аутсорсинга является снижение затрат при одновременном улучшении качества предоставляемых услуг. Это является одной из основных задач данной работы. Рассмотреть как с помощью аутсорсинга снизить затраты на ГП КК «КрасАвиа».
Изучив деятельность ГП КК «КрасАвиа» изнутри, и проанализировав финансовое состояние предприятия, можно сказать, что предприятие находится в неустойчивом финансовом состоянии.
Особенностью отрасли регулярных и местных авиационных перевозок является их низкая рентабельность, а зачастую, убыточность выполняемых рейсов. С 2012 по 2014 года компании ГП КК «КрасАвиа» была убыточной, но в 2015 году авиакомпания смогла выйти на положительный результат.
Предприятие несет значительные затраты по основным видам деятельности. По авиационной деятельности расходы составили 2, 2 млн. руб., а доходы 1 620 297 тыс. руб. Расходы по аэропортовому обслуживанию составили 308 836 тыс. руб. Затраты на техническое обслуживание воздушных судов 217 327 тыс. руб., при этом доходы всего7 110 тыс. руб.
Для сокращения расходов по основным видам деятельности, предприятие предпринимает ряд мероприятий. Например, для сокращения расходов по авиационной деятельности предприятие освоило новый тип воздушного судна - турбореактивный магистральный самолет 2-го класса Як-42Д. С 2014 года осуществляются рейсы по новым направлениям (Братск, Абакан, Новосибирск- Горно-Алтайск, Томск-Абакан).
Для решения проблемы по аэропортовому обслуживанию решается вопрос о выделении из состава предприятия аэропортовых комплексов, что приведет к улучшению финансового результата компании на 120 - 130 млн. руб. в год.
Исходя, из этого предметом исследования магистерской работы являлось изучение теоретических аспектов и методик перехода на аутсорсинг. На основе изученного материала бала разработана методика перехода на аутсорсинг, с помощью которой можно сделать расчет и обоснование эффективности перехода на аутсорсинг.
Первым этапом методики является оценка возможностей хозяйствующего субъекта.
Изучив деятельность ГП КК «КрасАвиа» изнутри, и проанализировав финансовое состояние предприятия, можно сделать вывод, что компания находится в неустойчивом финансовом состоянии.
На протяжении последних двух лет ГП КК «КрасАвиа» является убыточным. Но в 2015 году компания смогла получить чистую прибыль в размере 1 685 тыс. руб. Это связано с тем, что происходит рост выручки от продаж, но при этом, же растет себестоимость продукции, что отрицательно сказалось на финансовых результатах компании.
Вторым этапом методики является анализ и выявление функции компании для перехода на аутсорсинг, и определение необходимости аутсорсинга.
Исходя из проведенного анализа руководство предприятия ГП КК «КрасАвиа» в будущем наметило решение вопросов по авиационной и аэропортовой деятельности. Но нет, никаких действий, по мнению автора, по решению вопроса относительно технического обслуживания ВС.
После того как была определена функция, которая будет передана на аутсорсинг, было проведено интервьюирование руководства компании.
Опрос руководства компании показал, что преимущества перевешивают недоставки аутсорсинга, что говорит о возможности перехода на аутсорсинг.
Для более глубоко понимания была построена матрица аутсорсинга Д.В. Хлебникова, которая показала, что компания готова передать функцию фирме- аутсорсеру.
Следующими этапами являлось анализ рынка аутсорсеров, составление технических требований к аутсорсерам и выбор наилучших фирм-аутсорсеров.
Проведено исследования рынка аутсорсеров и их экспертная оценка. На основании выбранных критериев и шкале баллов руководителями и специалистами технических служб были оценены компании, которые предлагают подобные услуги на рынке города Красноярска. На основании этой оценки лидером был выбран ООО «АвиаТЦ», являющийся дочерним предприятием ГП КК «КрасАвиа».
Следующим этапом проанализирована стоимость работ по техническому обслуживанию воздушных судов. В результате исследования выбран ООО «АвиаТЦ». Компания готова предоставить техническое обслуживание ВС за 900 руб. норма-час, при среднерыночной стоимости около 2 000 руб. норма-час.
Таким образом, выбор поставщиков для ГП КК «КрасАвиа» на рынке технического обслуживания не сильно разнообразен, но стабилен. ГП КК «КрасАвиа» может влиять на ООО «АвиаТЦ», на их ценовую политику в части предоставления им услуг технического обслуживания. Так что риск роста цен на услуги аутсорсера можно избежать.
Анализ поставщиков аутсорсинга позволил определить возможных лидеров отрасти на территории Красноярского края. На данном этапе необходимо принять своевременные меры по стратегическому планированию, оценке не профильных активов и возможности передачи не профильных активов на аутсорсинг.
Исследование потенциальных аутсорсеров показало, что на рынке имеется оптимальный поставщик услуги - ООО «АвиаТЦ». Исходя из этого вывода, компании целесообразнее отдать техническое обслуживание ВС на аутсорсинг. Заключительным этапом методики является расчет эффект от перехода функции на аутсорсинг.
Был проведен сравнительный анализ выполнения технического обслуживания собственными силами и силами аутсорсера ООО «АвиаТЦ». Сравнение проводилось на базе аэропорта Черемшанка.
При выполнении технического обслуживания воздушных судов аутсорсером планируется передача всех основных производственных фондов включающих аэропортовый комплекс, машины и оборудование по обслуживанию воздушных судов, кроме самолета Л-410. Так как сертификат на техническое обслуживание данного самолета есть только у ГП КК «КрасАвиа».
Оценка показала, что собственными силами затраты составляют 68 192 тыс. руб., силами аутсорсера сумма составила 25 141 тыс. руб. Получается, что ГП КК «КрасАвиа» выгоднее отдать функцию технического обслуживания самолетов на аутсорсинг. Т.к. затраты собственными силами выше, чем силами аутсорсера ООО «АвиаТЦ». Экономия составляет 43 051 тыс. руб.
Выделение технической службы из состава предприятия и передача услуг по техническому обслуживанию воздушных судов на аутсорсинг является целесообразной. Это позволить значительно сократить затраты и вывести предприятие из зоны убыточности.
Целью исследования в начале работы являлось разработка методики перехода на аутсорсинг, с помощью которой можно сделать расчет и обоснование эффективности перехода на аутсорсинг. В ходе исследования автором это цель была достигнута.
Магистерская диссертация носит не только теоретический характер, но и имеет практическую значимость, которая заключается в том, что все выводы, предложения и рекомендации могут быть использованы для предприятия ГП КК «КрасАвиа». Разработанная методика перехода на аутсорсинг универсальна, т.е. ее может использовать в своей деятельности любая компания.
1. Адер, А. В. Аутсорсинг - как новая форма партнерских отношений в бизнес-процессе / А. В. Адер // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. -2014. - № 43. - С. 88-91.
2. Алферьева, М. К., Чевычелов, Е. А. Аутсорсинг в российской федерации / М. К. Алферьева, Е. А. Чевычелов // В сборнике: теория и практика экономических наук. - 2014. - С. 3-5.
3. Аникеева, Н. В., Титаренко С. Е. Оценка эффективности деятельности предприятия в процессе использования аутсорсинга/ Н. В. Аникеева, С. Е. Титаренко // Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2014. - № 4. - С. 81-85.
4. Аникин, Б. А. Аутсорсинг и аутстаффинг: Высокие технологии менеджмента: учеб. пособие. / Б. А. Аникин., И. Л. Рудая. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: 2009. — 320 с.
5. Анохин, М. Г. Аутсорсинг в политике: зарубежный опыт и российские практики / М. Г. Анохин // Среднерусский вестник общественных наук. - 2014.- № 1. - С. 40-45.
6. Беспалова, О. В. Аутсорсинг ремонтных работ как фактор обеспечения качества эксплуатации оборудования / О. В. Беспалова// Сборник научных статей 4-й Международной научно-практической конференции. - 2014. - С. 39¬41.
7. Бондарева, Ю. С. Аутсорсинг управленческого учета: проблемы постановки и внедрения / Ю. С.Бондарева // В сборнике: Современные технологии управления. - 2014. - С. 1926-1936.
8. Бухлова, И. Ю. Показатели оценки резервов и факторов управления эффективностью ремонта оборудования при использовании аутсорсинг-проекта / И. Ю. Бухлова // В сборнике: Машиностроение России: инновационно-технологические и организационно-экономические проблемы развития. - 2014.
- С. 10-17.
9. Вайгнадт, Н.Н. Аутсорсинг: перспективы развития в России / Н.Н. Вайгандт // В сборнике тезисов: Проблемы современной экономики. - 2015. -С. 37-38.
10. Вайгандт, Н.Н. Аутсорсинг: инструмент повышения эффективности деятельности компании России / Н.Н. Вайгандт // В сборнике тезисов: Проблемы современной экономики. - 2016. - С. 96-98.
11. Воробьев, К. Ю. Аутсорсинг: понятие, особенности, преимущества / К. Ю. Воробьев // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. - 2014. - № 4. - С. 193-196.
12. Вострецов, А. М., Иванов, Р. В. Аутсорсинг как форма взаимодействия малого и крупного бизнеса/ А. М. Вострецов, Р. В. Иванов // Академический вестник. - 2014. № 1. - С. 273-278.
13. Выжитович, А. М. Анализ причин и критериев принятия решений о переходе предприятий на аутсорсинг в процессе реструктуризации по типу ускоренного развития / А. М. Выжитович // Вестник Новосибирского государственного университета. - 2014. - № 3. - С. 130-137.
14. Гончарова, Н. А. Аутсорсинг - перспективы развития в России / Н. А. Гончарова // Труды Братского государственного университета. - 2015. - №2. - С. 41-44.
15. Дегтярёва, Т. Д., Крючков, А.Л. Управление энергетической компанией на основе отношений аутсорсинга /Т.Д. Дегтярева, А.Л. Крючков// Известия Оренбургского государственного аграрного университета. -2014. - № 2. - С. 249-252.
16. Дементьева, Т. А. Аутсорсинг - эффективный инструмент оптимизации бизнеса / Т. А. Дементьева // Вестник экономической науки Украины. - 2014. - № 1. - С. 44-47.
17. Долженкова, Ю. В. Аутсорсинг и аутстаффинг на промышленных предприятиях / Ю. В. Долженкова // Труд и социальные отношения. - 2014. - № 5. - С. 43-51.
18. Жабина, С. Б. Аутсорсинг: завтра или сегодня? / С. Б. Жабина //
Российское предпринимательство. - 2014. - № 3. - С. 84-88.
19. Игнатьев, А. В. Алгоритм принятия решения о переводе на аутсорсинг функций в сфере ИКТ в малых и средних промышленных предприятиях / А. В. Игнатьев // Современные исследования социальных проблем. - 2014. - № 7. - С. 2 - 4.
20. Исавнин, А. Г., Фархутдинов, И. И. Метод оценки целесообразности применения производственного аутсорсинга / А. Г. Исавнин, И. И. Фархутдинов // Региональная экономика: теория и практика. - 2015. - № 4. - С. 16-20.
21. Казанцева, Л. С. Формирование инструментария оценки эффективности аутсорсинга / Л. С. Казанцева // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 4. - С. 378 - 380.
22. Кириллова, А. Новые подходы к определению термина «аутсорсинг» / А. Кириллова // Риск: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2014. - № 3. - С. 447-449.
23. Кузнецова, Т. А. Аутсорсинг как альтернатива внутреннего управления / Т. А. Кузнецова // В сборнике: Двадцатые апрельские экономические чтения. - 2014. - С. 185-187.
24. Кузнецова, Ю. В. Аутсорсинг как инструмент управления российскими розничными торговыми сетями: автореф. дис. на соискание ученой степени канд. эк. наук: 08.00.05 / Кузнецова Юлия Викторовна. - Нижний Новгород, 2015. - 25с.
25. Ланская, Д. В. Методологические основания аутсорсинга / Д. В. Ланская // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2014. - № 101. - С. 2361-2375.
26. Маркеева, Г. А., Михнева, С. Г. Этапы и закономерности развития аутсорсинговых отношений: опыт Запада и уроки для России / Г. А. Маркеева, С. Г. Михнева // Российское предпринимательство. - 2014. - № 3. - С. 42-52.
27. Махмутов, И.И. Методы и модели аутсорсинга / / И.И. Махмутов, И.А. Муртазин, А.Н. Карамышев// Социально-экономические и технические системы: исследованеи, проектирование, оптимизация. - 2015. - № 1(64). - С. 133-157.
28. Митрофанова, Е. A. Как оптимизировать бизнес-модель компании /Е. А. Митрофанова //Финансовый Директор. - 2015. - №7. - С. 94-96; №4. - С.94-96.
29. Мухина, И. С. Анализ существующих подходов к оценке эффективности использования аутсорсинга / И. С. Мухина // Сибирская финансовая школа. -2014. - № 6. - С. 111-115.
30. Мухина, И. С. Совершенствование методики принятия управленческого решения о внедрении аутсорсинга в организациях связи: автореф. дис. на соискание ученой степени канд. эк. наук: 08.00.05 / Мухина Ирина Сергеевна. - Новосибирск, 2014 - 25с.
31. Олейник, М.А. Аутсорсинг: за и против предприятий / М.А. Олейник // В сборнике: современные экономические системы: состояние и перспективы развития материалы международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. - 2016.- С. 341-344.
32. Ольшевский, Е.И. Перспективы и ограничения развития аутсорсинга логистических услуг в России макросистемы / Е.И. Ольшевский // Аллея науки. - 2017. - № 5. - С. 188-191.
33. Первов, П. А. Разработка методов принятия управленческих решений по применению аутсорсинга на предприятиях: автореф. дис. на соискание ученой степени канд. эк. наук: 08.00.05 / Первов Павел Александрович. - Нижний Новгород, 2015. - 25с.
34. Саакян, В. М. Передача на аутсорсинг с точки зрения рисков / В. М. Саакян, И. Б. Куриленко, Е. Е. Сидоренко // В сборнике: исследование инновационного потенциала общества и формирование направлений его стратегического развития. - 2014. - С. 127-130.
35. Семененко, В.С. Кадровый консалтинг и аутсорсинг как виды управленческого консультирования / В.С. Семененко // Аудит и финансовый анализ. -2016. - № 1. - С. 38-41.
36. Сокур, Н.В. Аутсорсинг в обеспечении эффективного функционирования инфраструктуры железнодорожного транспорта / Н.В. Сокур, В.А. Подоба // В сборнике: современные тенденции развития и производства. Сборник материалов 3 международной научно - практической конференции. -2016. - С. 270-274.
37. Стапран, Д.А. Аутсорсинг: Страхи и возможности предприятий / Д.А. Стапран// Российское предпринимательство. - 2016. - № 12. - С. 1497-1504.
38. Стариннов, С. А. Аутсорсинг, как инструмент оптимизации затрат предприятия / С. А. Стариннов // В сборнике: Перспективы и закономерности модернизации современного общества: новый взгляд. - 2014. - С. 395-396.
39. Степанова, О.В. Проблемы внедрения аутсорсинга в деятельности авиастроительных предприятий макросистемы / О.В. Степанова, Н.С. Новикова // Успехи современной науки и образования. - 2017. - № 1. - С. 187-190.
40. Степанченко, А. А. Аутсорсинг как инструмент повышения эффективности деятельности предприятий малого бизнеса / А. А. Степанченко, А. Ф. Гошко, Д. К. Ступко // В сборнике: тенденции формирования науки нового времени. - 2014. - С. 275-278.
41. Сторожук, В.А. Аутсорсинг как способ минимизации затрат предприятия / В.А. Сторожук // Молодой ученый. - 2016. - №5. - С. 416-417.
42. Тарасова, Н. Е., Федоров, М. А. Аутсорсинг как средство повышения конкурентоспособности малых и средних предприятий / Н. Е. Тарасова, М. А. Федоров // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. - 2014. - № 11. - С. 54-58.
43. Твердохлеб, А.Н. Аутсорсинг бухгалтерских услуг предприятий / А.Н. Твердохлеб//Экономика устойчивого развития. - 2016. - № 2-1. - С. 349-354.
44. Тимашова, М.Б. Аутсорсинг в России предприятий / М.Б. Тимашова // В сборнике: научные открытия 2016 12 международная научно - практическая конференция. Научный центр «Олимп». - 2016. - С. 1133-1136.
45. Тимофеев, М. А. Аутсорсинг как элемент инновационной макросистемы / М. А. Тимофеев // Интернет-журнал Науковедение. - 2014. - № 5. - С. 165.
46. Хазанова, Д.Л. Аутсорсинг: современная практика макросистемы / Д.Л. Хазанова, О.В. Потапова // Вестник научных конференций. - 2016. - № 5¬5. - С. 329-333.
47. Харламова, Е.Е. Аутсорсинг в банковской сфере предприятий / Е.Е. Харламова, А.С. Череватова // Управлние. Бизнес. Власть. - 2016. - № 1. - С. 51-54.
48. Чанков, Д.Е. Теоретические и исторические аспекты аутсорсинга макросистемы / Д.Е. Чанков // NovaUm.Ru. - 2016. - № 4. - С. 195-198.
49. Черноколова, К.В. Аутсорсинг И Аутстаффинг как инструменты управления современными компаниями / К.В. Черноколова, Е.Н. Клочко// В сборнике: новая наука: опыт, традиции, инновации международное научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции: в 3 частях. - 2017. - № 1. - С. 200-202.
50. Читая, Г. О., Ляшенко, А.В. Аутсорсинг в стратегии управления развитием российских предприятий/ Г.О. Читая, А. В. Ляшенко // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2014.- № 3. - С. 53-58.