Введение 4
Глава 1. Образ Петербурга в творчестве А.С. Пушкина 8
1.1 Великий «град Петров» в русской литературе допушкинской эпохи 8
1.2 Петербург как символ русского величия в ранней лирике А.С. Пушкина 15
1.3 Образ «северной столицы» в зрелом творчестве А.С. Пушкина 18
Глава 2. Локус Петербурга в творчестве Н.В. Гоголя 27
2.1. Петербург как символ социального трагизма в прозе Н.В. Гоголя 27
2.2. Образ Петербурга в гоголевской драматургии 39
Глава 3. Город «униженных и оскорбленных» в художественном
наследии Ф.М. Достоевского 50
3.1 «Северная Пальмира» в раннем творчестве Ф.М. Достоевского 50
3.2 Образ Петербурга в романном творчестве Ф.М. Достоевского 58
Заключение 67
Список использованной литературы 71
Приложение 75
Складывавшаяся в послепетровское время новая русская литература не могла пройти мимо темы Петербурга. Столица России играла важную роль во всей русской культуре. Писатели и поэты пытались показать всю внешнюю красоту и внутреннюю суть города. Столица становилась не просто городом, а символом новой России.
Петр I проводил политику европеизации России, ликвидации культурной отсталости, это способствовало созданию новой столицы России - Петербурга. Победа над армией шведского короля Карла XII ознаменовала выход русской державы на арену международной политики.
Петербург становится символом новой России. Постепенно столица приобрела значение «окна в Европу», возрастало могущество города - военной морской крепости. Петербург стал экономическим, политическим и культурным центром на севере Европы.
Петербург - один из важнейших образов в русской литературе. В начале XVIII века темой Петербурга заинтересовались А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев.
Поэты XVIII - XIX века прославляли Петербург. Особенно ярко восхваляли город К.Н. Батюшков, Г.Р. Державин, А.Н. Радищев.
Радищев создает «Письмо другу, жительствующему в Тобольске». В нем автор говорит о символике медного всадника, дает оценку сложной и порой очень противоречивой деятельности Петра I. А.Н. Радищев один из первых придает теме Петербурга философский и острополитический характер. А.Н. Радищев также освещает важное для города событие, открытие памятника Петру I на Сенатской площади в 1782 году.
Тема Петербурга мало кого оставляет равнодушным. Каждая эпоха в истории русского общества знает свой образ Петербурга. Каждая отдельная личность, творчески переживающая его, преломляет этот образ по-своему...
На основе проделанного исследования можно сделать вывод о том, что
гипотеза была доказана.
В русской литературе на протяжении многих веков тема Петербурга
была актуальна. Поэтов и писателей привлекала вся красота и великолепие
города.
Анализируя образ Петербурга, писатели пытались показать образ
России того времени. Внешне страна была великой, сплоченной, сильной, но
грязной и гнилой внутри. Образ столицы неотделим от образа народа. На
улицах Петербурга можно увидеть бедных, грязных, несчастных людей,
постоянно посещавших кабаки. Такой была и Россия: бедной, жалкой и
бессильной.
Образ столицы в произведениях писателей русской литературы может
быть разным. В творчестве одних – это город мрачный, унылый, а в
творчестве других – солнечный и яркий.
Чаще всего Петербург выступает в качестве отдельного действующего
лица. Столица выражает внутренние переживания людей, их мысли и
чувства.
В произведениях Петербург является основным местом действия.
Огромное внимание уделяется описанию пейзажа города.
Петербург в русской литературе может быть представлен с нескольких
сторон. Первая состоит в том, что город является культурным достоянием
России, является частью искусства. Также город рассматривается неразрывно
с историей России. Столица рассматривается и как центр сосредоточения
революционных сил...