ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ЗАБОЛЕВАНИЯ ГЛАЗ 6
1.1 Строение и функции глаза 6
1.2. Заболевания глаз 9
1.З. Обследование и определение состояния здоровья органов зрения 15
1.4. Профилактика нарушения зрения у детей 17
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ ГЛАЗ У ДЕТЕЙ И
СОСТАВЛЕНИЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ 18
2.1 Организация и методы 18
2.2. Исследование состояния здоровья глаз у детей 19
2.3. Профилактика заболеваний глаз у детей 21
2.4. Профилактика заболеваний глаз у детей 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЯ 48
Зрение дает людям 90% информации, воспринимаемой из внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, работы, отдыха, повседневной жизни.
К сожалению, здоровые глаза и хорошее зрение встречаются далеко не всегда. В России, по данным Министерства здравоохранения, более миллиона детей страдают от различных заболеваний глаз и нарушений зрения: близорукости, дальнозоркости, астигматизма и косоглазия. Из года в год число таких детей растет. Именно поэтому специалисты придают большое значение профилактике и ранней диагностике нарушений зрения.
По итогам Всероссийского медицинского обследования детей, заболевания органов зрения занимают по частоте второе место после патологии опорно-двигательного аппарата.
Основной причиной ухудшения зрения подрастающего поколения является миопия или близорукость. За последние 10 лет заболеваемость детей и подростков этой патологией выросла в 1,5 раза.
Близорукость находится на втором месте среди причин детской инвалидности. Чем раньше начинается миопия, тем быстрее ее прогрессирование и выше риск осложнений и инвалидизации. По данным ВОЗ, можно предотвратить до 50% детского слабовидения и слепоты из-за близорукости.
Возраст поступления ребенка в школу совпадает с периодом функциональной нестабильности органа зрения. Около 5% детей имеют проблемы со зрением и носят очки до начала периода обучения. В то же время образовательный процесс связан со значительным увеличением нагрузки на глаза, поэтому частота нарушений зрения у выпускников школ в России достигает 22-25%...
В ходе проделанной работы были решены все поставленные задачи:
нами было изучен большой объем литературы, что дало достаточную базу
знаний для проведения собственного исследования, также мы подробно
изучили медицинские карты детей для дальнейшего составления статистики
и анализа состояния здоровья органов зрения у детей на данный период
времени. В результате исследования мы разработали систему мероприятий,
обеспечивающую профилактику нарушения зрения у детей.
Наши опасения оказались верными. В результате проведенного опроса
было установлено, что 50 человек имеют нарушения зрения - это 23%
опрошенных. Самое распространенное нарушение зрения - близорукость.
Такой дефект зрения у 46 ученика (94%). Это обусловлено тем, что ученики
большую часть свободного времени проводят за просмотром телевизора и
работой (играми) на компьютере и в то же время недостаточно времени
уделяют прогулкам на свежем воздухе и занятиям спортом. Дети не уделяют
внимания профилактике. Пренебрегают гимнастикой для глаз или не знают
как ее проводить. Тем самым подтвердилась верность нашей гипотезы.
Профилактическая деятельность медицинской сестры при нарушении зрения
у детей заключается в проведении Школы здоровья. Нами разработаны
рекомендации для детей и их родителей. На первом занятии мы рассказали
детям и их родителям как устроен орган зрения и какие нарушения могут
сформироваться при пренебрежении простыми правилами здорового образа
жизни. На втором занятии мы обучали детей и их родителей основным
принципам зрительной гимнастики, выучили несложные стихотворения для
того чтобы детям было интереснее заниматься гимнастикой. Также на втором
занятии мы познакомились с очень интересной методикой для профилактики
и снятия зрительного утомления у школьников, разработанной профессором
В.Ф. Базарным. На третьем занятии мы поговорили...
1. Демирчоглян, Г.Г. Глаза: школа, здоровья. - Москва 2000, ИД
«Олимпия Press»).
2. Егоров, Е.А., Епифанова Л.М. Глазные болезни: учебник. 2013. -
160 с.:
3. Иванов, В.А. Причины нарушений зрения у детей [Электронный
ресурс] : учебно-методическое пособие / Иванов В. А., Корсакова К. И. ; Мво образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное
образовательное учреждение высш. проф. образования "Курский гос. ун-т". -
Курск : Курский гос. ун-т, 2016.
4. Калинин, А.В. Энциклопедия здоровья. - М.: Изд-во Моск. ун-та,
1998. - 304 с.
5. Киреева, Н. В., Применение оптико-рефлекторных методов в
лечении приобретенной миопии : диссертация ... кандидата медицинских
наук : 14.01.07 / Киреева Наталья Викторовна; [Место защиты: ГОУДПО
"Российская медицинская академия последипломного образования"]. -
Москва, 2014. - 113 с.
6. Линкова, И.Я. Ты и твоё зрение. - М., Просвещение, 2001. - 144
с.
7. Литвак, А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие.
- СПб. 2006.
8. Мирская, Н. Б. Профилактика и коррекция функциональных
нарушений и заболеваний органа зрения у детей и подростков [Текст] :
методология, организация, технологии : учебное пособие / Н. Б. Мирская, А.
Н. Коломенская, А. Д. Синякина. - Москва : Наука : Флинта, 2016. - 266,
9. Норбеков, М.С Как избавиться от очков, -2-е изд., испр. - М.:
ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП
«Ермак», 2004.
10. Симонович, С.В., Евсеев Г.А. Практическая офтальмология:
Учебное пособие для ВУЗов. Универсальный курс. - М.: АСТ-ПРЕСС:
Инфорком-Пресс, 1999. - С. 359.
11. Солнцева, Л.И. Воспитание и обучение слепого дошкольника. - 2
е изд. с изм. / Л.И. Солнцева, Е.Н. Подколзина. - М.: ИПТК "Логос" ВОС,
2005. - 268 с.
12. Стешов, А.В. Как улучшить зрение. - Л.: АСТ-ПРЕСС, 2005. -
191 с.
13. Эхо, Ю. Лечебная физкультура. - 3-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2004.
- 127 с.
14. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях».
15. Рапопорт И.К. Цамерян А.П. Диагностика , профилактика
оздоровление учащихся с рефракционными нарушениями и заболеваниями
глаз . Школа здоровья , 2012 : 1 : 41-51 .