ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические основы проблемы эмоционального интеллекта, как условия становления личностной идентичности у старших школьников 6
1.1 Проблема личностной идентичности в психологической науке 6
1.2 Формирование личностной идентичности в старшем школьном
возрасте 15
1.3 Проблема эмоционального интеллекта в психологической науке 22
1.4 Предпосылки развития эмоционального интеллекта у старших
школьников 26
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование эмоционального интеллекта как условия становления личностной идентичности у старших
школьников 31
2.1 Организация и методы исследования 31
2.2 Исследование личностной идентичности старших школьников с различным
уровнем развития эмоционального интеллекта 34
2.3 Исследование личностной идентичности старших школьников после
проведенной коррекционно-развивающей программы 40
Заключение 45
Список использованной литературы 47
Приложение
Разработка проблемы идентичности в психологии началась в психологии во второй половине двадцатого века. В 70-х годах «идентичность» становится часто используемым понятием в психологии, дополняя и заменяя собой другие понятия Я-концепции, образа «Я», самости. Обращение к категории идентичности дает возможность увидеть механизмы связи между внутриличностной и социокультурной обусловленностью действий в ситуациях социального взаимодействия, понять противоречивость групповых и личных начал в человеке.
В связи с этим представляется, что исследование возрастной динамики процесса развития личностной идентичности подростков является одной из наиболее значимых и актуальных проблем как в плане анализа закономерностей становления личности и самосознания человека, так и в плане изучения оптимизации процесса вхождения подростков в мир взрослых, их социализации.
Актуальность исследования связана с тем, что социальные процессы, происходящие в стране, постепенно изменяют уклад жизни. Происходит изменение, замена многих значений и личностных смыслов, в настоящее время, можно наблюдать ситуацию разобщенности системы смыслов и ценностей, что затрудняет формирование их личностной идентичности.
Главная задача старшего школьного возраста - освоение и принятие системы социальных норм, на основе эталонов и формирование на этой основе личностной идентичности. На личностном уровне ее решение тесно связано со становлением и развитием самосознания подростка.
Личностная идентичность включает в себя такие
структурные компоненты, как ценности, цели, убеждения, которые благоприятно формируются лишь в условиях развитого эмоционального интеллекта. Человек, обладающий высоким уровнем эмоционального интеллекта, обладает способностью, управлять собственными эмоциями, понимать эмоции других людей, он будет успешно взаимодействовать с окружающим миром...
Целью нашего исследования было проанализировать особенности
эмоционального интеллекта как условия становления личностной идентичности
в старшем школьном возрасте. Нами была выдвинута гипотеза о том, что
существуют различия в личностной идентичности старших школьников,
имеющие разные уровни развития эмоционального интеллекта, а именно, чем
уровень развития эмоционального интеллекта выше, тем выше уровень
личностной идентичности.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены
следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты эмоционального интеллекта как
условия становления личностной идентичности в старшем школьном возрасте.
2. Изучить уровень развития личностной идентичности у старших
школьников.
3. Изучить уровень развития эмоционального интеллекта у старших
школьников.
4. Разработать коррекционно-развивающую программу, направленную на
развитие эмоционального интеллекта и проанализировать характер связи
показателей личностной идентичности и эмоционального интеллекта у
старших школьников.
Формирование личностной идентичности у человека происходит
под влиянием постоянной оценки действий социального окружения, их
соотнесение с принятыми нормами поведения. Личностная идентичность
развивается через механизм идентификации с определенным индивидуальным
эталоном, или образом.
Личностная идентичность включает в себя следующие
структурные компоненты: ценности, цели, убеждения, которые благоприятно
формируются лишь в условиях развитого эмоционального интеллекта. Человек,
обладающий высоким уровнем эмоционального интеллекта, обладает
способностью, управлять собственными эмоциями, понимать эмоции других
людей, он будет успешно налаживать контакты с окружающим миром, так, как
эмоциональный интеллект отражает внутренний мир, который
непосредственно связан с личностью.
В ходе проведенного исследования было выявлено, что большинству
современным старшим школьникам характерен такой тип личностной
идентичности, как диффузный. Дети с диффузной идентичностью обладают
таким статусом идентичности, при котором не имеется прочных целей,
ценностей и убеждений, и попыток их сформировать. Имеют пассивную
позицию по отношению к действительности, используют вытеснение и другие
способы защиты «Я». Человек с «диффузной идентичностью» может вступить в
стадию «моратория», а затем перейти к «зрелой идентичности». Но он может
также навсегда остаться на уровне «преждевременной идентичности»,
отказавшись от активного выбора и самоопределения, или пойти по пути...
1. Андреева, Г.М. Психология социального познания / Г.М. Андреева. – М.:
ИННОВАТОР, 2004. – 318 с.
2. Антонова, Н.В. Личностная идентичность современного педагога и
особенности его общения / Н.В. Антонова // Вопросы психологии, № 6. –
М., 2004. – С. 40–52.
3. Антонова, Н.В. Проблема личностной идентичности / Н.В. Антонова //
Вопросы психологии № 1. – М., 2003. – С. 39–44.
4. Апполонов, И.А. Традиционный и посттрадиционный модусы личностной
идентичности: к постановке проблемы / И.А. Апполонов // Вестник
Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение:
философия, история, социология, юриспруденция, политология,
культурология, Адыгея, 2010. – С. 26–41.
5. Авдеев, Е.А. К проблеме утраты ценностных оснований личностной
идентичности в современном обществе / Е.А. Авдеев // Гуманитарные,
социально-экономические и общественные науки, Казань, 2015. – С. 17-
29.
6. Авдеев, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А.
Авдеев. – М.: Академия, 2004. – 304 с.
7. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Отв. ред. Т.П. Матяш. – 2-
е изд., доп.и перераб. – М.: Аспект пресс, 2006. – 412 с.
8. Беляева, Л.А. Игра как способ конструирования личностной
идентичности / Л.А. Беляева // Инновационные программы и проекты в
образовании, М., 2013. – С. 24- 35.
9. Ватерман А. Идентичность, как адаптация к социальному, культурному и
историческому контексту / А. Ватерман. – М.: Звезда, 2004. – 253 с.
10. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Общ. ред. В. В. Иванова,
коммент. Л. С. Выготского и В. В. Иванова. 5-е изд. М.: Искусство, 2005.
– 573 с.
11. Гарднер Г. Теория множественного интеллекта / Г. Гарднер. – М.:
Вильямс, 2011. – 512 с.
12. Гарскова, Г.Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в
психологическую теорию / Г.Г. Гарскова. – СПб.: Санкт-Петербург, 2013.
–158 с..
13. Гайдар, К.М. Феномен идентичности группового субъекта / К.М. Гайдар
// Вестник ТГПУ, Томь, 2009. – С. 22-38.
14. Гоулман, Д. Эмоциональное лидерство: искусство управления людьми на
основе эмоционального интеллекта / Д. Гоулман. – М.: Альпина Бизнес
Букс, 2013. –189 с.
15. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман; пер. с англ. А.П.
Исаевой. – М.: Хранитель, 2012. – 478 с... 51